технологическая карта урока на тему Кислоты
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Данная тема изучается в разделе "Соединения химических элементов" на уроках химии в 8 классе и занимает одно из главных мест, т.к. здесь идёт знакомство с важнейшими соединениями веществ, которые нас окружают. Знания, полученные на данном уроке, будут востребованы при изучении химических свойств разделе "Свойства растворов электролитов" и при изучении курса химии в 9, 11 классах, при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Цель урока: Сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи урока:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.
- Обратить внимание на обнаружение кислот с помощью индикаторов.
- Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.
- Научиться составлять формулы оксидов соответствующих кислотам.
Развивающие.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
- Развивать логико-смысловое мышление учащихся, память, химический язык.
Воспитательные.
- Совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов.
- Развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
- Прививать культуру умственного труда.
- Развивать коммуникабельность, умение работать в группах, парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Межпредметные связи: биология, география, литература.
Пояснительная записка.
- Необходимость использования компьютерной презентации на данном уроке продиктована следующими причинами:
- Возможность показа дополнительного иллюстративного материала.
- Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
- Организация самопроверки без затрат времени урока.
- Более эффективная работа учащихся на уроке, что способствует формированию более прочных знаний по теме и предмету.
- Организация разных видов деятельности учащихся.
- Позволяет экономично расходовать время урока.
План урока.
- Организационный момент - 1 мин.
- Актуализация знаний - мотивационный этап - 6 мин.
- Объяснение нового материала - операционный этап - 25 мин.
- Закрепление нового материала (работа в группах) - 10 мин.
- Аналитический этап - 2 мин.
- Задание на дом - 1 мин.
Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент | ||
1 | Проверяется готовность к уроку | Готовятся к уроку |
Мотивационный этап | ||
2 | Ребята, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами познакомились с различными веществами и узнали об их практическом использовании. Сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика. Повторение опорных понятий. Вопросы:
|
Ответы:
|
3 | Из данного перечня веществ выпишите отдельно формулы оксидов и оснований. Вопрос: - почему некоторые из формул вы не назвали? - Хватает ли вам имеющихся знаний? - Где найти недостающие знания? Это вещества принадлежат к другому классу. Название класса мы сейчас с вами определим. Как видите, на столе мы видим лимона, уксуса, аскорбинку и кефира. Как вы думаете, что их объединяет? Молодцы, в составе любого содержатся кислоты. Итак, сегодня мы познакомимся с еще одним классом неорганических соединений «Кислоты». | Выполняют индивидуально с последующей взаимопроверкой и проверкой с доски Ответ: - их нельзя отнести ни к классу оксидов, ни к классу оснований |
Операционный этап | ||
4 | Таким образом, мы определили тему нашего урока - "Кислоты". Вопрос: - Посмотрите на экран: здесь даны формулы кислот. Что между ними общего? Верно, в каждом из них имеет ионы водорода. | Ответ: Учащиеся формулирую цели урока |
5 | Кислоты - это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотного остатка. | Записывают определение кислот в тетрадь |
6 | Познакомьтесь с номенклатурой кислот | Записывают формулы и названия кислот в тетрадь |
7 | Обсудите в парах признаки, по которым можно разделить кислоты по группам, исходя из представленных формул веществ. Основные признаки классификации: - по числу атомов водорода (основности) - по наличию кислорода. | Работают в парах. Высказывают мнения о различных вариантах деления кислот на группы. Подводят итог о возможных видах классификации кислот. Записывают признаки классификации в тетрадь. |
8 | Зная степень окисления элемента - неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить какой оксид ей соответствует. | Знакомятся с методикой определения и записывают себе в тетрадь. |
9 | Вопрос: - почему эти вещества называют кислотами? А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить. По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества всем известны. Учащимся предлагаются кусочки яблока, аскорбинка, кефир в стаканчиках. Вопросы: - как можно распознать кислоты, не пробуя их? - что такое индикаторы? - какие индикаторы вы знаете? | Ответ: - они кислые на вкус. Учащиеся дегустируют предложенные вещества и делают вывод о вкусе кислот: яблочной, аскорбиновой, молочной. Ответы: - с помощью индикатора - вещества, изменяющие свою окраску в разных средах. - лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный. |
10 | Что нужно помнить при работе с кислотами? | Повторяют правила техники безопасности. |
11 | Лабораторный опыт 1. Предлагаю исследовать действие индикаторов на растворы кислот.
Вопрос: - какой можно сделать вывод? | Работают в парах. Учащиеся 1 – ая группа исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 - ая группа исследует раствор серной кислоты, 3 - й группа - раствор фосфорной кислоты, 4-ая группа исследует раствор азотной кислоты Результаты исследования записывают в таблицу. Ответ: - независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Осуществляют самопроверку. |
12 | Индикаторами могут быть и многие растения. Молодые цветки медуницы - розовые, а старые синие. Вопрос: - почему? | Ответ: - у молодых растений среда клеточного сока слабокислая, а у старых - слабощелочная. |
13 | С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например, углекислый газ, оксиды серы и азота. Ежегодно с дождями на землю выпадает около 100 млн. т азотной, серной, сернистой и угольной кислот. | Слушают рассказ учителя и смотрят схему образования кислотных дождей. |
14-15 | Вопрос: - какой вред наносит выпадение кислотных дождей? | Слушают рассказ учителя. Высказывают свое мнение о вреде кислотных дождей Рассматривают слайд |
16 | Вопрос: - какую пользу приносят кислоты? | Участвуют в рассмотрении материала и отвечают на вопрос. |
17-18 | Проблемный вопрос. Лабораторный опыт 2. Определить кислоту и щелочь среди трех выданных растворов веществ | Работают в парах. Опытным путем определяют, в какой пробирке находится щелочь и кислота. Записывают свои наблюдения. Осуществляют самопроверку. |
1. Выберите бескислородные кислоты. 2. Выберите двухосновные кислоты. 3. Выберите трехосновные кислоты. 4. Выберите одноосновные кислородсодержащие кислоты. 5. Выберите формулу кислоты, в которой степень окисления атома серы равна +6. 6. Выберите формулу кислоты, ион кислотного остатка в которой, имеет заряд -2. 7. Какой кислоте соответствует оксид N2O3? | Работают в группах. Закрепление проходит в игровой форме. В течение одной минуты учащиеся сдают свой вариант ответа учителю. После этого следует правильный ответ. Выигрывает команда, набравшая больше количество правильных ответов. | |
Аналитический этап | ||
19 | Предлагаю составить синквейн по теме урока Предлагаю зачитать полученные варианты синквейна. | Составляют синквейн индивидуально. Зачитывают свои варианты. |
20 | Предлагаю сделать выводы по уроку. Комментирую домашнее задание | Делают выводы. Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты урока по теме Ряды динамики
Технологические карты составлены в соответствии рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине статистика...
Загорская М.В. Технологическая карта урока по теме "Давайте готовить!" (5кл)
Урок: английского языкаТема урока: Урок №76 «Давайте готовить!».Тема №9с ( Еда и напитки)Дата проведения урока: 10.02.2015 г.Класс: 6 гТип урока: комбинированныйТехнологии урок...
Разработка технологической карты урока по теме :"Теория электролитической диссоциации".
Технологическая карта конструирования урокас использованием средств ИКТ и ОЭР. Тема урока: Теория электролитической диссоциации....
Технологическая карта урока на тему: "Обработка юбки"
Технологическая карта урока на тему: "Обработка юбки"...
Технологическая карта урока по теме"Сложение и вычитание десятичных дробей"
Предлагается технологическая карта урока изучения нового материала по теме"Сложение и вычитание десятичных дробей" (5 класс) по учебнику Н.Я.Виленкина"...
Технологическая карта урока на тему «Конференция по итогам учебной слесарной практики»
Советую коллегам завершать учебные практики уроком-конференцией, это помогает систематизировать знания и навыки, приобретённые в период практики, повышает ответственность студентов и значимость в учеб...
План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования "
План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования " по ПМ 06.01. "Организация работы структурного подразделения" для обучающихся по специальнос...