Урок по теме "Показательные уравнения"
методическая разработка
Открытый урок по теме "Показательные уравнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazateln_uravn_1.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ НА ТЕМУ : «Решение показательных уравнений»
Разработала и провела: Инжеваткина Т.В.-
преподаватель математики
2016 г.
Тема урока: «Решение показательных уравнений».
"Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь,
но не меньше обязательного".
Цели урока:
- Обучающие:
- повторить основные способы решений показательных уравнений
- Развивающие:
- Развивать вычислительные навыки;
- развивать навыки самостоятельного применения знаний в знакомой и измененной ситуации;
- учить анализировать, выделять главное, доказывать и опровергать логические выводы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение и актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала.
- Математический диктант.
- Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения Проверка теста.
- Подведение итогов. Задание на дом.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Показательные уравнения всегда были в экзаменационном материале выпускных и вступительных экзаменов. И в современных контрольно-измерительных материалах ЕГЭ эти задания присутствуют, как в первой, так и во второй частях. Несмотря на кажущуюся простоту, эти задания не решают около 30% учащихся.
- Устно: Самая большая трудность - это увидеть степень числа.
Степени некоторых чисел надо знать в лицо, да... Потренируемся?
Приложение 1.
1.Определить, какими степенями и каких чисел являются числа:
2; 8; 16; 27; 32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243; 256; 343; 512; 625; 729, 1024.
Ответы (в беспорядке, естественно!):
54; 210; 73; 35; 27; 102; 26; 33; 23; 21; 36; 29; 28; 63; 53; 34; 25; 44; 42; 23; 93; 45; 82; 43; 83.
Если приглядеться, можно увидеть странный факт. Ответов существенно больше, чем заданий! Что ж, так бывает... Например, 26, 43, 82 - это всё 64.
2.Представь в виде степени:
а) 25=5 ⃰ г) 64=2 ⃰ ж) 81=9 ⃰
б) 125=5 ⃰ д) 1000=10 ⃰ з) 81=3 ⃰
в) 32=2 ⃰ е) 27 = 3 ⃰ и) 216=6 ⃰
3. Прежде, чем перейдем к примерам потруднее, вспомним:
|
Представь в виде степени:
а) г) ж)
б) д) з) 1,5=
в) 0,2=5 ⃰ е) и) 1,5=
Также нам могут понадобиться следующие формулы:
Свойства степени ; ; ; ; |
- Объяснение преподавателя. При решении показательных уравнений используют следующие методы. На прошлом уроке мы рассмотрели 2 вида решения показательных уравнений
- Сведение к виду .
Пример 1: Решить уравнение: .
Решение: . Это уравнение равносильно уравнению 2х-4=6, откуда х=5.
Ответ: 5.
- Метод введения новой переменной.
Пример 2: решить уравнение .
Решение: пусть , тогда уравнение примет вид: . Решив это уравнение, получим: а = 4, a= - 6. Вернемся к замене: или . Из первого уравнения находим, что х=2, а второе уравнение решений не имеет. Кстати, объясните почему.
Ответ: 2.
- Пример 3: решить уравнение 3х=2х .
Решение: данное уравнение является однородным показательным уравнением. Для решения таких уравнений применяем следующий прием: разделим обе части на 2х. Получим равносильное ему уравнение:
3х: 2х=2х: 2х
(1,5)х=1
(1,5)х=(1,5)0
х =0
Ответ:
- Пример 3: решить уравнение 32х =10 – х. Перед нами встала проблема. Это уравнение мы не можем решить ни одним из способов, которые знаем. Давайте вместе попытаемся найти способ решения этого уравнения.
Можно представить каждую часть уравнения в виде функций? (да). Хорошо. Левую часть можно представить в виде какой функции? (показательной), а правую? (в виде линейной).
32х =10 – х
у = 32х у = 10 - х
показательная линейная
Построим графики этих функций в одной системе координат.
у = 32х у = 10 - х
х | 1 | 2 | -1 | 0 | х | 1 | 2 | |||
у | 9 | 81 | 1/9 | 1 | у | 9 | 8 |
Итак, мы рассмотрели 3 возможных способа решения показательных уравнений. Применим полученные знания на практике.
- Работа по учебнику. № 468(а)
3х+1-2*3х-2=75;
3х-2(33-2)=75;
3х-2 *25=75;
3х-2=75:25;
3х-2=3;
х-2=1;
х=3.
Ответ: х=3.
- Тест по проверке умения решать простейшие показательные уравнения
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что “математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Поэтому будем работать самостоятельно.
Приложение 2
В1. Решите уравнение:
3x = 81
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В2. Решите уравнение:
10x = 0,0001
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В3. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В4. Решите уравнение:
45x = 32
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В5. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В6. Решите уравнение:
34 − 3x = 32x + 9
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В7. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В8. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В9. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В10. Решите уравнение:
16 · 23x = 2
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В11. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В12. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
С1. Решите уравнение: 25х-1 · 33х-1 · 52х-1 = 720х
С2. Решите уравнение: 9·2х - 4·3х = 0
Фронтальная проверка теста:
В1. 4
В2. -4
В3. -2
В4. 0,5
В5. -2
В6. -1
В7. -8
В8. 1,75
В9. -1
В10. -1
В11. -0,05
В12. 0,48
С1. 1
С2. 2
Во время проверки обучающиеся корректируют свои знания по этой теме. По окончании проверки каждый выставляет себе оценку и сдает бланк преподавателю.
6. Подведение итогов: В заключении давайте сформулируем несколько советов, которые обязательно пригодятся вам при решении показательных уравнений.
Практические советы:
1. Первым делом смотрим на основания степеней. Соображаем, нельзя ли их сделать одинаковыми. Пробуем это сделать, активно используя действия со степенями. Не забываем, что числа без иксов тоже можно превращать в степени!
2. Пробуем привести показательное уравнение к виду, когда слева и справа стоят одинаковые числа в каких угодно степенях. Используем действия со степенями и разложение на множители. То что можно посчитать в числах - считаем.
3. Если второй совет не сработал, пробуем применить замену переменной. В итоге может получиться уравнение, которое легко решается. Чаще всего - квадратное. Или дробное, которое тоже сводится к квадратному.
4. Для успешного решения показательных уравнений надо степени некоторых чисел знать "в лицо".
7. Домашнее задание
Дифференцированное задание.
1 вариант | 2 вариант |
1 уровень “3” 1) 4х=64; 2) (2/3)х=1; 3) 5х-2=25; 4) 10х2=10 | |
2 уровень “4” 1) 10х2+х-2=1; | 2 уровень “4” 1) (16/25)х+3=(125/64)2; |
3 уровень “5” 1) 22х+14·2х+1-29=0; | 3 уровень “5” 1) 100х– 80·10-1+х-20=0; |
Приложение1
1.Определить, какими степенями и каких чисел являются числа:
2; 8; 16; 27; 32; 64; 81; 100; 125; 128; 216; 243; 256; 343; 512; 625; 729, 1024.
Ответы (в беспорядке, естественно!):
54; 210; 73; 35; 27; 102; 26; 33; 23; 21; 36; 29; 28; 63; 53; 34; 25; 44; 42; 23; 93; 45; 82; 43; 83.
Если приглядеться, можно увидеть странный факт. Ответов существенно больше, чем заданий! Что ж, так бывает... Например, 26, 43, 82 - это всё 64.
2.Представь в виде степени:
а) 25=5 ⃰ г) 64=2 ⃰ ж) 81=9 ⃰
б) 125=5 ⃰ д) 1000=10 ⃰ з) 81=3 ⃰
в) 32=2 ⃰ е) 27 = 3 ⃰ и) 216=6 ⃰
3. Прежде, чем перейдем к примерам потруднее, вспомним:
|
3. Представь в виде степени:
а) г) ж)
б) д) з) 1,5=
в) 0,2=5 ⃰ е) и) 1,5=
Приложение 2
В1. Решите уравнение:
3x = 81
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В2. Решите уравнение:
10x = 0,0001
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В3. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В4. Решите уравнение:
45x = 32
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В5. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В6. Решите уравнение:
34 − 3x = 32x + 9
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В7. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В8. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В9. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В10. Решите уравнение:
16 · 23x = 2
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В11. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
В12. Решите уравнение:
Если в ответе будет дробь, записать ее в десятичном виде.
С1. Решите уравнение: 25х-1 · 33х-1 · 52х-1 = 720х
С2. Решите уравнение: 9·2х - 4·3х = 0
Фронтальная проверка теста:
В1. 4
В2. -4
В3. -2
В4. 0,5
В5. -2
В6. -1
В7. -8
В8. 1,75
В9. -1
В10. -1
В11. -0,05
В12. 0,48
С1. 1
С2. 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"
Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...
Виды однородных уравнений. Системы однородных уравнений.
ВведениеВ своей работе я рассмотрела различные методы решения однородных уравнений и систем однородных уравнений, которые чаще всего встречаются при изучении. Представленные методы м...
Технологическая карта и сценарий урока по теме:"Уравнения"
Урок построен на технологии обучения математики на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин). Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных уравнений, учит распознавать и решать их. Учащие...
Методическая разработка занятия по предмету Элементы высшей математики по теме: "Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными".
Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными.Тип занятия: комбинированный, с элементами игры.Формы занятия: индивидуальная, группо...
Презентация к уроку "Однородные тригонометрические уравнения"
В данной презентации рассматриваются основные виды однородных тригонометрических уравнений и методы их решения....
Презентация к уроку «Решение логарифмических уравнений»
Презентация к уроку «Решение логарифмических уравнений» для урока- изучения новой темы. Целью является: обобщить материал по свойствам логарифмов, логарифмической функции...
Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"
Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...