Методическая разработка урока по теме "Уравнение касательной к графику функции"
методическая разработка
Представлен полностью урок, вопросы по теории, черчежи, самостоятельная работа с ответами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_k_uroku.docx | 444.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
План проведения учебного занятия
(для общеобразовательных дисциплин)
Дата проведения « 24 » _мая_ 2022 г.
ФИО преподавателя: | Попова Л.А. |
Группа: | 2 – 21ПК |
Специальность /профессия: | 43.01.09 «Повар, кондитер» |
Учебная дисциплина / ПМ, МДК: | Математика |
Раздел, тема программы: | Раздел 1. Алгебра и начала анализа |
Тема 1.6. Начала математического анализа | |
Номер занятия в соответствии с КТП: | Занятие № 42 |
Тема занятия по КТП: | Уравнение касательной к графику функции. |
Тип занятия: | Комбинированный |
Цель и задачи занятия
- Цель занятия: рассмотреть различные типы задач на нахождение уравнения касательной к графику функции и углового коэффициента к касательной.
Задачи:
- Учебная: формировать навык в составлении уравнения касательной в различных математических ситуациях, отработать умение по применению производной.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, математически грамотную речь;
- внимание и память, навыков самоконтроля;
- развивать познавательный интерес;
- активизировать самостоятельную и групповую деятельность учащихся.
Воспитательная:
- воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов;
- способствовать формированию у учащихся чувства толерантности, стимулировать согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Средства обучения:
- компьютер, интерактивная доска Прометей, мультимедийный проектор;
- учебник Алгебра и начала анализа 10-11 кл, Ш.А.Алимов,, Ю.А Колягин и др 2016 г.;
- электронная презентация в среде в POWER POINT;
- дидактический материал;
- карточка задание;
- on-line тест.
- тест
Дидактические единицы: касательная, угловой коэффициент прямой, угловой коэффициент касательной, уравнение касательной.
Формы и методы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная; тестовое задание, карточка.
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам
- Организационная часть (1 мин)
- Актуализация знаний (10 мин.)
- Изложение нового материала (5 мин)
- Выполнение практического задания (20 мин.)
- Проверка полученных знаний (7 мин.)
- Подведение итогов (2 мин.)
Ход занятия
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный | 1 мин. | Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия. | Словесный метод Проблемная ситуация. | Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу. Прием «ключевое слово». Предлагает вопросы для определения темы урока. Подводит ситуацию осмысления к формулировке темы урока. Называет тему и цель урока. | Приветствуют преподавателя и гостей, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы. По «ключевому слову» формулируют самостоятельно тему урока. Слайд |
Актуализация знаний | 10 мин. | Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии материала. | Словесный метод: эвристическая беседа. метод Айвазовского (мнемонические прием, позволяющие запомнить все и сразу) | Проверка домашнего задания Предлагает вопросы к обсуждению. Предлагает один слайд (по которому вспомнить теоретический материал) -работа с классом -работают по готовым чертежам -творческое задание | -2 учащихся на доске -карточка(правила дифференцирования) учащийся на доске -отвечают на вопросы: -отвечают на вопросы. Слайд -работают парами. Слайд -составляют задачу по чертежу Слайд |
Изложение нового материала | 5 мин. | Указание новых понятий, подлежащих изучению. | Словесный метод: объяснение, беседа, конспект. Иллюстративно-наглядный метод: презентация. метод анализа конкретной ситуации | 1.Подводит ситуацию осмысления к формулировке темы урока. Называет тему и цель урока. 1.Рассказывает новый материал: -структурирует новый материал; -знакомит с алгоритмом решения; -задает вопросы по новому материалу; -демонстрирует презентацию.
2.Разбирает решение примера (разбор примера) | 1.Студенты слушают и вступают в диалог. -слушают преподавателя, -отвечают на вопросы, ведут конспект -записывают алгоритм (коротко) 2.Работают по слайду: -задают вопросы |
Выполнение практического задания | 20 мин | Систематизация знаний по теме урока. | Практический метод: выполнение упражнений. метод тестирования в активном режиме работа парами | Комментирует, направляет и координирует работу у доски; отвечает на вопросы студентов; контролирует трудные моменты; -выполняют № 860(1,5) -тест в системе on-line Якласс -«Кто быстрее» парами | Выполняют практические задания. -работа по учебнику у доски - выполняют тест в системе on-line Якласс https://www.yaklass.ru/ у доски, индивидуально -парами |
Проверка полученных знаний | 7 мин. | Проверка результатов выполнения заданий | - Репродуктивный метод . - Словесный метод. | Проверяет правильность выполнения практического задания - предлагает тест (контроль и самоконтроль) | Выполняют задания, проверяют выполненные задания, исправляют ошибки - выполняют тест Слайд - проверяют ответы Слайд |
Подведение итогов | 2 мин. | Оценка работы студентов на уроке. | - Словесный метод. | -Задает домашнее задание. -Оценивает работу студентов на уроке. | -Участвуют в подведении итогов, оценивают свою работу. -Самооценка студентов собственной деятельности. |
Ход урока
1. Организационный момент
1.1.Проверить по журналу явку студентов.
- Прием «ключевые слова».
Преподаватель подводит ситуацию осмысления к самостоятельной формулировке темы урока. По предложенным вопросам необходимо найти ключевое слово и попытаться самостоятельно сформулировать тему урока. Слайд
Студенты выдвигают разные варианты. Называют тему урока.
Преподаватель называет тему и цель урока.
1.2.Мотивация учебной деятельности:
Сегодня мы продолжаем говорить о важном разделе алгебры и началам анализа - производная, а в частности об уравнении касательной к графику функции. Производная функции используются во многих сферах человеческой деятельности. Она применяются в биологии, генетики, медицине, технике, физики и других областях. Она описывает такие сложные процессы, как скорость размножения бактерий, скорость химических реакций, вычисляется угол наклона эскалатора и другие процессы. Это говорит о важности этой темы. Слайд.
Преподаватель информирует о ходе урока.
2.Проверка домашнего задания
- п. 48. № 858(2,4), № 859(2) 2 учащихся на доске
- карточка (правила дифференцирования) учащийся на доске
3.Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущего занятия):
Указать проверяемое содержание и способы проверки:
Для того чтобы успешно справиться с работой на уроке, нам необходим материал предыдущих занятий.
Вопросы учащимся: устно:
Чтобы все на уроке прошло без заминки,
Его мы начнем, ну конечно, с разминки.
- устный счёт «Нахождение производных» (презентация);
- дать определение касательной;
- вспомнить общий вид прямой;
- чему равна производная (как она связана с угловым коэффициентом и тангенсом?)
- чему равен тангенс угла?
Метод Айвазовского (мнемонические прием, позволяющие запомнить все и сразу)
- Работа с классом (по слайду)
1. Определяют значение углового коэффициента касательной в сравнении с нулем.
2. Определите вид угла α
- Работают по готовым чертежам (парами устно)
№1
От простого к сложному ( у доски)
№2. Найдите угловые коэффициенты касательных к графикам функций в точке.
№3. На рисунке изображен график функции у=f(x) и восемь точек на оси абсцисс: х1, х2, х3, х4, х5, х6, х7, х8.
В скольких из этих точек угловой коэффициент касательно отрицателен?
№4 Творческое задание. Составьте задачу, используя рисунок:
4. Изложение нового материала
4.1 Методы, приемы, технологии:
Словесно-наглядный метод, прием «ключевые слова», частично-поисковый, метод Айвазовского, проблемный метод, контроля и взаимоконтроля.
Содержание учебного материала
- Тема: Уравнение касательной к графику функции. Слайд
Цель занятия: рассмотреть различные типы задач на нахождение уравнения касательной к графику функции и углового коэффициента к касательной.
Познакомиться учащихся с алгоритмом нахождения уравнения касательной в точке
Алгоритм нахождения уравнения касательной в точке (записать в тетради)
1.Найти производную функции
2.Найти значение функции в точке касания
3.Найти значение производной в точке касания
4. Подставить найденные значения в общее уравнение касательной
- Разобрать 2 примеров Слайд
5. Выполнение практического задания.
Формулировки заданий, виды самостоятельной работы студентов на занятии:
- Работают по учебнику № 860(1,5) у доски
- Тест в системе on-line Якласс https://www.yaklass.ru/ у доски, индивидуально
- «Кто быстрее» парами
Резерв: № 877(1,3), 889 (1,3), раздаточный материал,
6. Проверка полученных знаний.
Тест (самопроверка по слайду.)
Вариант 1 | Вариант 2 |
1.Напишите уравнение касательной к графику функции у=f(x) в точке с абсциссой а. | |
f(x) = х²+ х+1, х=1 | f(x)= х-3х², х=2 |
2 В каких точках графика функции касательная к нему: а) горизонтальна; б) образует с осью абсцисс острый угол? в) образует с осью абсцисс тупой угол? | |
7. Подведение итогов. Домашнее задание п.48, № 860 (четные), 861, 877(четные)
Рефлексия. Вопросы:
- Что вызвало затруднение?
- Над чем стоит поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока- конференции по теме «ФУНКЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ»
Методическая разработка занятия по дисциплине « Математика» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)...
Методическая разработка урока по предмету «Менеджмент». Тема: «Общие функции управления» по специальности «Экономика, бухгалтерский учет»
Работая в режиме технологии критического мышления преподаватель перестает быть главным источником информации и, используя приемы технологии, превращает обучение - в продвижение от незнания к знанию - ...
Презентация по теме "Касательная к графику функции"
Презентация подготовлена для учащихся 10 класса по учебнику Мордковича А.Г....
Методическая разработка по учебной дисциплине «Математика». " Дифференциальное исчисление. Функции. Предел функции".
Дифференциальное исчисление это раздел математики, в котором изучаются производные и дифференциалы функций и их применения к исследованию функций. Методы математического анализа нашли применение ...
Методическая разработка урока математики по теме "Степенная функция"
Методическая разработка урока математики по теме "Степенная функция"Приложения с наглядным и радаточным материалом...
Презентация "Геометрический смысл производной и уравнение касательной к графику функции"
В презентации отрабатывется теория по теме "Геометричекий смыслпроизводной". приведены примеры на отработку данной теории. небольшой тест с самопроверкой.приведен алгеритм нахождения у...