Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины Физика ОДБ.02 ФИЗИКА Профессии: 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов
рабочая программа
Рабочая программа для профессии судостроитель - судоремонтник металлических судов, обязательная учебная аудиторная нагрузка обучающегося - 224 часа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Волжский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП. 02 ФИЗИКА
Профессии: 26.01.01 Судостроитель-судоремонтник металлических судов
Курс 1,2
2018 г.
Рассмотрено и рекомендовано на заседании ПЦК физико-математических дисциплин Протокол № ____от ______2018 г. Председатель: __________________ ФИО | УТВЕРЖДЕНО на заседании методического совета техникума Протокол № ____от ______2018 г. Председатель методического Совета Зам. директора по учебно-методической работе _____________ ФИО |
СОГЛАСОВАНО Руководитель службы стандартизации __________ ФИО Протокол № ___от _________2018 г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), а также в соответствии с Примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины "Физика" для профессиональных организаций, рекомендованной ФГАУ "ФИРО" (25 июля 2015 г.)
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум» (ГБ ПОУ «ВПТ»)
Разработчик:
Кулькова Светлана Степановна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «ВПТ»
Рецензенты:
Белянин Владимир Николаевич – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «ВПТ»
Гусева Юлия Викторовна – кандидат физ.-мат. наук, доцент, зав. каф. «Социально-гуманитарных наук» филиала ФГБОУВО «НИУ «МЭИ» в г. Волжском
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 9 |
| 26 |
| 29 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП. ОДП. 02 ФИЗИКА
- Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики и реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина "Физика" входит в общеобразовательный цикл ОПОП. При освоении профессий СПО технического профиля физика изучается как профильный учебный предмет.
- Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»:
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют мета предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (метрология, электротехника и электроника, гидрология, и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального образования физика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
Содержание учебной дисциплины «Физика» разработано с ориентацией на профили профессионального образования, в рамках которых студенты осваивают профессии СПО и специальности СПО ФГОС среднего профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
- предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 336 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 224 часов;
самостоятельной работы обучающегося 112 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 336 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 224 |
в том числе: | |
лекции, уроки | 192 |
лабораторные занятия | 16 |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | 20 |
курсовая работа (проект) | не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: -проработка конспектов занятий, учебной литературы; -выполнение практических заданий: решение расчетных, аналитических и графических задач; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - работа над индивидуальными проектами с использованием информационных технологий; -подготовка устных выступлений по заданным темам (обзор, поиск, анализ, систематизация информации и оформление готового продукта) | 112 |
Дифференцированный зачет (4 семестр) |
2.2. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства. Использование Интернета для поиска информации |
1.МЕХАНИКА | |
Кинематика | Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы |
Законы сохранения в механике | Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела. Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения |
| |
Основы молекулярной кинетической теории. Идеальный газ | Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ |
Основы термодинамики | Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамки» |
Свойства паров, жидкостей, твердых тел | Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов |
| |
Электростатика | Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов. Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей |
Постоянный ток | Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода. Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники. Установка причинно-следственных связей |
Магнитные явления | Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя. Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину. |
| |
Механические колебания и волны | Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний |
Упругие волны | Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн. Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека |
Электромагнитные колебания | Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризу-ющими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии |
Электромагнитные волны | Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной |
| |
Природа света | Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач. Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы. Испытание моделей микроскопа и телескопа |
Волновые свойства света | Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений |
| |
Квантовая оптика | Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется без инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики |
Физика атома | Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера |
Физика атомного ядра | Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада. Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях. Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т. д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Введение | 2 | ||||||||
2 ч | Содержание учебного материала | 2 | |||||||
1 | Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая картина мира. | 2 | |||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Практические занятия (не предусмотрено) | |||||||||
Контрольные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - повторить СИ - работа с учебной литературой | 1 | ||||||||
Раздел 1. Механика | 68 | ||||||||
1.1. Кинематика 22 ч | Содержание учебного материала | 18 | |||||||
1 | Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. | 2 | |||||||
2 | Траектория, путь, перемещение. Скорость. Векторные величины и их проекции. | 2 | |||||||
3 | Прямолинейное равномерное движение. Графики зависимости скорости, перемещения координаты равномерного движения от времени. | 2 | |||||||
4 | Мгновенная скорость. Средняя скорость. Сложение скоростей. | ||||||||
5 | Ускорение. Прямолинейное равнопеременное движение. Уравнения скорости, перемещения и координаты. | 2 | |||||||
6 | Ускорение свободного падения. Движение тела брошенного вертикально вверх. Свободное падение тела. | 2 | |||||||
7 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Переход в другую систему отсчета. | ||||||||
8 | Равномерное движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. | 2 | |||||||
9 | Обобщающее повторение по теме «Кинематика» | 2 | |||||||
Практические занятия: №1 Решение задач по теме «Равнопеременное движение» | 2 | ||||||||
Лабораторные работы не предусмотрено | не предусмотрено | ||||||||
Контрольные работы Конт рольная работа № 1 по теме «Кинематика » | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на прямолинейное равномерное и равнопеременное движение; - чтение графиков зависимости скорости и координаты тела от времени; - решение задач на движение тела по окружности; - подготовка сообщени по темам: «Относительность механического движения», «Свободное падение тел»; | 11 | ||||||||
1.2. Динамика 18 ч | Содержание учебного материала | 14 | |||||||
1 | Основное утверждение механики. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Неинерциальные системы отсчета. Сила. Сложение сил. | 2 | |||||||
2 | Связь между силой и ускорением. Масса. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. | 2 | |||||||
3 | Принцип относительности Галилея. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. | 2 | |||||||
4 | Сила тяжести и вес тела. Невесомость и перегрузки. Первая космическая скорость. | 2 | |||||||
5 | Деформации и сила упругости. Закон Гука. Силы трения. | 2 | |||||||
6 | Сила Архимеда. Условие плавание тел. Плавание судов. Осадка, ватерлиния. | 2 | |||||||
7 | Движение тела по наклонной плоскости. Движение тела под действием нескольких сил. | 2 | |||||||
Практические занятия (не предусмотрено) | |||||||||
Лабораторные работы №1Определение плотности твердых тел правильной геометрической формы №2 Измерение коэффициента жесткости пружины. | 4 | ||||||||
Контрольные работы | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на определение сил тяжести, упругости, трения; - решение задач на применение законов Ньютона; - решение задач на плавание тел; - анализ достижений древних ученых (Аристотель, Да Винчи и др.), широко используемых сейчас в технике. Отчет предоставить в виде презентации. | 10 | ||||||||
1.3. Законы сохранения 12 ч | Содержание учебного материала | 10 | |||||||
1 | Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 2 | |||||||
2 | Механическая работа. Мощность. | 2 | |||||||
3 | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Работа потенциальных сил. | 2 | |||||||
4 | Закон сохранения энергии. Применение законов сохранения. | 2 | |||||||
5 | Обобщающее повторение по теме «Динамика» | ||||||||
Практические занятия (не предусмотрено) | |||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Контрольные работы Конт рольная работа № 2 по теме «Динамика. Законы сохранения в механике» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач определение импульса, механической работы, мощности; - решение задач на законы сохранения импульса и энергии; - проектная деятельность | 5 | ||||||||
1.4. Механические колебания 14 ч | Содержание учебного материала | 10 | |||||||
1 | Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Математический и пружинный маятники. | 2 | |||||||
2 | Гармонические колебания. Амплитуда, период, частотам и фаза колебаний. | 2 | |||||||
3 | Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. | 2 | |||||||
4 | Механические волны. Распространение механической волны. Длина волны и её скорость. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. | 2 | |||||||
5 | Звуковые волны. Ультразвук и его применение. | 2 | |||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | не предусмотрено | ||||||||
Практические занятия №2 Решение задач по теме «Механические колебания» | 2 | ||||||||
Контрольные работы Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся -работа с учебной литературой; - решение задач на определение характеристик механических колебаний; - решение задач на определение скорости, длинны волны; - наблюдение интерференции на СД диске, а пленке мыльных пузырей; - подготовка сообщения «Шумовое загрязнение окружающей среды» | 7 | ||||||||
Итого за 1 семестр: максимальная нагрузка – 102 ч., в том числе обязательная аудиторная нагрузка - 68 ч. 60 ч – лекции, уроки; 4 ч. – практические занятия; 4 ч - лабораторных 34 ч. – самостоятельная работа студентов. | |||||||||
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика | 28 | ||||||||
2.1. Основы молекулярно-кинетической теории 12 ч | Содержание учебного материала | 10 | |||||||
1 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Масса молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро. | 2 | |||||||
2 | Силы взаимодействия молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Тепловое движение молекул. Основное уравнения МКТ. | 2 | |||||||
3 | Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная шкала температур. Температура - мера средней кинетической энергии движения молекул. | 2 | |||||||
4 | Уравнение состояния идеального газа. Измерение скоростей движения молекул газа. | 2 | |||||||
5 | Газовые законы. Прикладные задачи молекулярной физики. | 2 | |||||||
Практические занятия №3 Решение задач по теме «Газовые законы». | 2 | ||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | 2 | ||||||||
Контрольные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на определение массы молекул, количества вещества; - решение задач на уравнение состояния газа и на газовые законы; - составление сводной таблицы «Газовые законы и применение законов термодинамики к изопроцессам» - работа над проектом. | 6 | ||||||||
2.2. Основы термодинамики 6 ч | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Внутренняя энергия и работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. | 2 | |||||||
2 | Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики. | 2 | |||||||
3 | Принципы действия тепловых двигателей, холодильников, кондиционеров. КПД двигателей. Охрана окружающей среды. | 2 | |||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Практические занятия (не предусмотрено) | |||||||||
Контрольные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на определение внутренний энергии и работы газа; - решение задач на первый закон термодинамики; - подготовка сообщения по темам «Принципы действия тепловых двигателей, холодильников и кондиционеров», Энергетический и экологический кризисы. | 3 | ||||||||
2.3. Жидкость и твердые тела 10 ч | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
1 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. | 2 | |||||||
2 | Характеристика жидкого состояния вещества. Энергия поверхностного слоя жидкости. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления | 2 | |||||||
3 | Характеристика твердого состояния вещества. Механические свойства твердых тел. Закон Гука. | 2 | |||||||
4 | Обобщающее повторение по теме «Молекулярная физика и термодинамика» | 2 | |||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Практические занятия (не предусмотрено) | |||||||||
Контрольные работы Конт рольная работа № 4 по теме «Основы МКТ. Термодинамика» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на нагревание, плавление, кипение; - решение задач на уравнение теплового баланса; - работа с графиком зависимости напряжения в твердых телах от их относительного удлинения; - подготовить сообщение по теме «Современные материалы применяемые в судостроении». | 5 | ||||||||
Раздел 3. Электродинамика | 64 | ||||||||
3.1. Электрические взаимодействия 14 ч | Содержание учебного материала | 10 | |||||||
1 | Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 2 | |||||||
2 | Электрическое поле. Напряженность поля. Линии напряженности. Принцип суперпозиций полей. | 2 | |||||||
3 | Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. Работа электрического поля | 2 | |||||||
4 | Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. | 2 | |||||||
5 | Соединение конденсаторов в батарею. Энергия электрического поля. | 2 | |||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Практические занятия №4 Решение задач на тему «Электрическое поле и его характеристики» | 2 | ||||||||
Контрольные работы Конт рольная работа № 5 по теме «Электростатика» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на определение силы Кулона; - решение задач на определение характеристик электрического поля; - реше6ние задач на определение электрической емкости конденсаторов; - решение задач на последовательное и параллельное соединение конденсаторов; - сообщение «Молния – газовый разряд в природных условиях» | 7 | ||||||||
3.2. Постоянный электрический ток 12ч | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
1 | Электрический ток. Сила тока, плотность тока. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины, площади поперечного сечения проводника и от температуры. Закон Ома для участка цепи без ЭДС | 2 | |||||||
2 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 2 | |||||||
3 | Закон Ома для полной цепи. Соединение источников электрической энергии в батарею. | 2 | |||||||
4 | Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца. | 2 | |||||||
Практические занятия (не предусмотрено) | |||||||||
Лабораторные работы №3 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» №4 «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 2 2 | ||||||||
Контрольные работы | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на последовательное соединения проводников; - решение задач на параллельное соединения проводников; - решение задач на определение работы, мощности тока; - сообщение «Электробезопасность на производстве и в быту»; - работа над индивидуальным проектом. | 6 | ||||||||
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах 8 ч | 1 | Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость. Полупроводниковые приборы. | 6 | 2 2 2 | |||||
2 | Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Закон Фарадея. Применение электролиза. | ||||||||
3 | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный газовый разряд. Плазма | ||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрены) | |||||||||
Практические занятия (не предусмотрены) | |||||||||
Контрольные работы Конт рольная работа № 6 по теме «Законы постоянного тока» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на закон Фарадея; - сообщение по теме «Применение электролиза в химической промышленности» | 4 | ||||||||
Итого за 2 семестр: максимальная нагрузка – 93 ч., в том числе обязательная аудиторная нагрузка - 62 ч. 54 ч – лекции, уроки; 4 ч. – практические занятия; 4ч. – лабораторное занятие; 31 ч. – самостоятельная работа студентов. | |||||||||
Тема 3.4 Магнитные взаимодействия 12 ч | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
1 | Магнитное поле. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Сила Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. | 2 | |||||||
2 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Ускорители заряженных частиц. | 2 | |||||||
3 | Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Индуктивность. | 2 | |||||||
4 | Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. | 2 | |||||||
Практические занятия №5 Решение задач по теме «Сила Ампера. Сила Лоренца» | 2 | ||||||||
Лабораторные работы №5 Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции» | 2 | ||||||||
Контрольные работы (не предусмотрены) | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на законы Ампера и Лоренца; - решение задач на закон электромагнитной индукции; - сообщение «Производство, передача и потребление электроэнергии» «Трансформатор». | 6 | ||||||||
Тема 3.5 Электрическое взаимодействие 18 ч | Содержание учебного материала | 14 | |||||||
1 | Колебательный контур. Превращение энергии в колебательном контуре. | 2 | |||||||
2 | Затухание свободных колебаний. Период свободных электрических колебаний | 2 | |||||||
3 | Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. | 2 | |||||||
4 | Активное, индуктивное и емкостное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. | 2 | |||||||
5 | Трансформаторы. Получение, передача и распределение электроэнергии. | 2 | |||||||
6 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. | 2 | |||||||
7 | Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 2 | |||||||
Практические занятия №6 Решение задач по теме «Переменный ток»». | 2 | ||||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Контрольные работы Конт рольная работа № 7 по теме «Основы электродинамики» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач применение формулы Томсона; - решение задач на переменный ток; - разработка презентации по теме: «Передача информации с помощью электромагнитных волн.». - работа над индивидуальным проектом. | 9 | ||||||||
Раздел 4. Оптика 18 ч | Содержание учебного материала | 14 | |||||||
1 | Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. | 2 | |||||||
2 | Линзы. Построение изображений в тонкой линзе. | 2 | |||||||
3 | Формула тонкой линзы. Оптические приборы. | 2 | |||||||
4 | Интерференция света. Когерентность световых лучей. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. | 2 | |||||||
5 | Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. | 2 | |||||||
6 | Электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн. Источники, свойства и применение этих излучений. Виды спектров. Спектры испускания Спектры поглощения. | 2 | |||||||
7 | Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. | 2 | |||||||
Лабораторная работы №6 Лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла» | 2 | ||||||||
Практические занятия. (не предусмотрено) | |||||||||
Контрольные работы Конт рольная работа № 8 по теме «Свойства света» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - решение задач на построение изображения в линзах; - сообщения « Глаз как оптический прибор», «Свойства электромагнитных волн различного диапазона»; - работа над индивидуальным проектом. | 9 | ||||||||
Раздел 5. Специальная теория относительности. 4 ч | 4 | ||||||||
Содержание учебного материала | 4 | ||||||||
1 | Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. | 2 | |||||||
2 | Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи. | 2 | |||||||
Лабораторные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Практические занятия (не предусмотрено) | |||||||||
Контрольные работы (не предусмотрено) | |||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - составление конспекта на тему: «Постулаты специальной теории относительности». | 2 | ||||||||
Итого за 3 семестр: максимальная нагрузка – 78 ч., в том числе обязательная аудиторная нагрузка - 52 ч. 44 ч – лекции, уроки; 4ч-лабораторные занятия 4 ч. – практические занятия; 26 ч. – самостоятельная работа студентов. | |||||||||
Раздел 6. Квантовая физика и элементы астрофизики | 39 | ||||||||
Тема 6.1. Кванты и атомы 18 ч | Содержание учебного материала | 12 | |||||||
1 | Фотоэффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна. | 2 | |||||||
2 | Фотоны. Применение фотоэффекта. | 2 | |||||||
3 | Давление света. Химическое действие света. | 2 | |||||||
4 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | 2 | |||||||
5 | Теория атома водорода по Бору. Атомные спектры. | 2 | |||||||
6 | Лазеры. Корпускулярно-волновой дуализм. | 2 | |||||||
Практические занятия №7 Решение задач по теме «Законы фотоэффекта» | 2 | ||||||||
Лабораторные работы №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | 2 | ||||||||
Контрольные работы Конт рольная работа № 9 по теме «Фотоэффект» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа студентов - работа с учебной литературой; - решение задач на законы фотоэффекта; - сообщения на тему «Открытие фотоэффекта», «Солнечные батареи и их принцип работы», «Лазеры и их применение». | 9 | ||||||||
Тема 6.2. Атомное ядро и элементарные частицы 24 ч | Содержание учебного материала | 18 | |||||||
1 | Атомное ядро. Ядерные силы. | 2 | |||||||
2 | Радиоактивность. Радиоактивные превращения. | 2 | |||||||
3 | Объяснение свойств ядер и характера их распада. Ядерные реакции. | 2 | |||||||
4 | Моделирование радиоактивного распада. Энергия связи. | 2 | |||||||
5 | Ядерная энергетика. Синтез ядер. | 2 | |||||||
6 | Деление ядер урана. Ядерный реактор. | 2 | |||||||
7 | Классификация элементарных частиц. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц | 2 | |||||||
8 | Открытие позитрона. Античастицы. Термоядерные реакции и энергия Солнца и других звезд. | 2 | |||||||
9 | Влияние радиации на живые организмы. Доза излучения. | 2 | |||||||
Практические занятия №8 Решение задач по теме «Ядерные реакции» | 2 | ||||||||
Лабораторные работы №8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям» | 2 | ||||||||
Контрольные работы Контрольная работа № 10 по теме «Атомная физика» | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся - работа с учебной литературой; - подготовка сообщений на тему: «Уроки Чернобыля и Фукусимы»; «Термоядерные реакции в природе и возможности их использования», Естественная и искусственная радиоактивность», «Применение изотопов». | 12 | ||||||||
Итого за 4 семестр: максимальная нагрузка – 63 ч., в том числе обязательная аудиторная нагрузка - 42 ч. 34 ч – лекции, уроки; 6 ч. – практические занятия; 6 ч – лабораторных занятий 21 ч. – самостоятельная работа студентов. | |||||||||
Примерная тематика курсовой работы (проекта) | не предусмотрено | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено | ||||||||
Всего: | 336 | ||||||||
Примерные темы проектов
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Кабинет оснащен мультимедийным оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические вели-
чины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ»,
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты
выдающихся ученых-физиков и астрономов);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект электроснабжения кабинета физики;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче-
ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике,
научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.Физика 10. Базовый и профильный уровни. М.: «Просвещение», 2014 - 416с.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11. Базовый и профильный уровни. М.: «Просвещение», 2014 -399 с.
- Касаткина И. Л. Репетитор по физике : теория : механика; молекулярная физика; термодинамика; электромагнетизм: Учебное пособие / Касаткина И.Л.; Под ред. Шкиль Т.В., - 6-е изд. - Рн/Д:Феникс, 2014. - 603 с.
- Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/907607
Дополнительные источники:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
- Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
- Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2014.
Периодические издания:
- «Наука и жизнь» - издательство: АНО
- Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» - издательство: МЦНМО
- «Физика»- издательский дом «Первое сентября»
- Журнал «Физика в школе» - издательство: Школа-пресс
Интернет- ресурсы:
- www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
- wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
- www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
- www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
- www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
- www. ru/book (Электронная библиотечная система).
- www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
- www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).
- www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
- www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
- www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
- www. en.edu.ru Естественно - научный образовательный портал
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов Знание: -смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; -смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; -смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; -вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики. | 1. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу физики; выявление мотивации к изучению нового материала. 2. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. 3. Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных работ; - контрольных работ по темам разделов дисциплины; - тестирования; - домашней работы; - отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (презентация /буклет, информационное сообщение); - физический диктант; - фронтальный и устный опрос; - индивидуальный опрос; - самоконтроль. 4. Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета. |
Умение: -описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; -отличать гипотезы от научных теорий; -делать выводы на основе экспериментальных данных; -приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; -приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; -воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; -измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» Специальности: 18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров; 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Программа отвечает современным требо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Основы логистики» код, профессия/специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Рабочая программа операционная деятельность в логистике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины «Управление персоналом» код, профессия/специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Рабочая программа по дисциплине "Управление персоналом"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»("Естествознание") по специальности СПО 19.01.17 «Повар, кондитер
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 41.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Естествознание». 51.2 Область применения и место учебной дисциплины в учебном плане. 71.3 Результат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 61.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 61.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» для специальности СПО 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Физика». 61.1. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика». 61.2. Область применения и место учебной дисциплины в учебном ...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» разработана на основе: ФГОС СОО по дисциплине «Физика», утвержденный приказом Министерства образования и ...