Конспект урока " Царство Грибы"
план-конспект урока
- Познакомить учащихся с многообразием, характерными признаками грибов, как самостоятельного царства органического мира.
- Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых и шляпочных грибов.
Обучить учащихся распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлении грибами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока для 5 класса по теме " Царство Грибы" | 478.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Царство грибов»
Цель: ознакомление учащихся с общей характеристикой и многообразием грибов, изучить их строение и жизнедеятельность.
Задачи:
- Познакомить учащихся с многообразием, характерными признаками грибов, как самостоятельного царства органического мира.
- Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых и шляпочных грибов.
- Обучить учащихся распознавать съедобные и ядовитые грибы, оказывать первую помощь при отравлении грибами.
- Раскрыть сущность новых понятий: плодовое тело, грибница, хитин, трубчатые и пластинчатые грибы, шляпочные и плесневые грибы, и др.
- Закрепить умение учащихся работать с микроскопом, рассматривать и описывать микропрепараты.
- Вызвать интерес учащихся к последующему изучению темы и предмета в целом через нестандартную, увлекательную форму урока, с применением активных методов деятельности (игра, лабораторная работа, работа с учебником, микроскопом и различной наглядностью).
- Создать комфортные морально-психологические условия для успешного образовательного процесса (приём "Ладошки").
Методы и формы обучения: игра, диалог, рассказ, методические приёмы: "Ладошки", "Пятый - лишний", мыслительные средства мотивации, индивидуальная работа в "Карте - путешествия", работа с учебником, лабораторная работа.
Виды деятельности учащихся на уроке: самостоятельная работа по заданиям структурированных рабочих листов "Карта - путешествия ", выполнение лабораторной работы, работа с наглядностью и лабораторным оборудованием.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат, демонстрационный материал, карта –путешествия, рисунки, иллюстрирующие различные этапы урока.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (выберите верное утверждение).
3.Актуализация знаний о грибах, как о самостоятельном царстве органического мира. Общая характеристика царства грибов.
(приём "Ладошки", загадка, беседа, рассказ учителя).
4.Изучение нового материала.
- Общая характеристика грибов.
- Изучение особенностей строения шляпочных грибов (объяснение учителя с использованием плаката, муляжей плодовых тел грибов, работа в карте-путешествия, работа с демонстрационным материалом).
- Многообразие грибов (объяснение учителя, беседа, игра “ Какой из грибов в корзинке лишний”, работа в карте – путешествия, работа с учебником, выполнение лабораторной работы).
- Жизнедеятельность грибов (питание и размножение).
(Объяснение учителя, приём "Ладошки" (да, нет), словарная работа, работа с учебником графической таблицей в "Карте путешествия").
- Значение грибов в природе и жизни человека (Прием: Это интересно!).
5. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Учитель: Ход урока
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 минута).
- Добрый день ребята. (слайд1)
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
У вас у каждого на столе лежит маршрутный лист , подпишите его. С ним вы будете работать в течение урока.
2.Актуализация прежних знаний. (4 минуты)
Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.
Дети отвечают (бактерии)
Для класса:
- Термины по теме бактерии ( повторение)
- Найди ошибку
3. Актуализация знаний (4 минуты) - выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока)
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь
Полон сказок и чудес,
Наш Нижегородский лес,
Нас к себе он приглашает,
Раскрыть тайны обещает.
Чтоб узнали точно мы –
Как в лесу растут ...
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно):
(на листочках)
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.
(Дети отвечают: Царство грибов)
Тема урока: Царство Грибов. Общая характеристика грибов
4.Постановка учебной задачи. (4 минута)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать грибы, знать особенности их строения, уметь различать съедобные и ядовитые для человека грибы, роль грибов в природе и жизни человека.
Что же такое грибы? Что это за загадочные создания? Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – ацтеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Связывали появление грибов с ударом молнии. Другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства:“Растения” и “Животные”. А куда отнести грибы? Что это такое? Какие формы грибов встречаются в органическом мире? Почему их выделили в особое царство? Чем они отличаются от других царств органического мира? На эти вопросы нам необходимо будет найти ответ на уроке.
По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше, чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы.
- Ребята, а вы можете сказать грибы - это растения или животные?
Чтобы ответить на этот вопрос у вас недостаточно сведений.
Поэтому мы отправимся с вами в увлекательное познавательное путешествие в лес. На столе у вас есть всё необходимое.
Почему грибы выделили в отдельное царство.
5.Проблема.
Работа в парах.
- Обсудите в парах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?
Проблема:???? Что такое гриб? Почему их выделили в отдельное царство?
Ваши версии (запись на доске)
- Но достаточно ли этих признаков, чтобы выделить эти организмы в отдельное царство?
Научный или ненаучный это признак?
- Вспомним признаки царства:
- Что вы помните и знаете о грибах?
- Наука изучающая грибы- микология ( записывают в тетрадь)
- Достаточно ли нам этих знаний для ответа на вопрос?
6.Самостоятельная работа с учебником (5 мин).
Работа в листах самоконтроля (задания групповые по рядам)
Каждой группе даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из группы.
Задания для первого ряда
Прочитайте текст дополнительного источника информации «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках.
Учитель: Какой можно сделать вывод о способе питания грибов?
Для нормальной жизнедеятельности грибам необходимы готовые органические питательные вещества, минеральные соли, витамины.
Грибы поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела.
Вывод: Грибы по способу питания - гетеротрофы, питаются готовыми органическими веществами, что сближает их с животными. А ещё по способу питания есть грибы –сапрофиты, которые питаются веществами, мертвых растений и животных, а грибы - паразиты поселяются на живых организмах и питаются за их счет (головня, трутовик).
Задание для второго ряда.
Прочитайте текст параграфа «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.
Все организмы царства "Грибы" имеют особенности:
- Некоторые грибы – одноклеточные организмы, но есть и многоклеточные.
2. Грибы состоят из клеток.
3. Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько).
4. Наличие хитина в клеточных стенках.
5. Не имеют хлорофилла.
5. Гетеротрофный способ питания.
6. Тело состоит из тонких белых нитей - гифов, образующих грибницу или мицелий.
Задание для третьего ряда .
Прочитайте текст доп информации «Размножение грибов» и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листочках.
Спора - клетка, дающая начало новому организму.
Созревшие мелкие и легкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер. Разносят их птицы, слизни, белки, зайцы, поедающие грибы. Во влажной, богатой перегноем почве, споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. На которых затем происходит образование новых плодовых тел. Но грибы могут размножаться и вегетативно, т.е. участками грибницы или мицелия
8. Правила работы в группе
9. Выполнение, выступление -5 мин
10.Физ. минутка. 1 мин.
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
« Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем».
Учитель: - Ребята, а вы знаете, что есть ещё плесневые грибы?
-Они поселяются на деревянных строениях, продуктах питания и портят их. Могут вызвать заболевания человека, животных, и растений. Это плесневый гриб мукор.
Но среди них есть и полезные грибы. Их применяют в виноделии, при изготовлении хлеба, сыров, и лекарств. Дома вы должны были вырастить плесневый гриб. Давайте посмотрим, что у вас получилось. А какое строение имеет плесневый гриб? (задание № 3 «Лабораторная работа «Изучение строения плесневого гриба»).
Многообразие грибов
Учитель: Давайте познакомимся с многообразием грибов.
- Какие бывают грибы? (съедобные и ядовитые). Приведите примеры.
Послушайте стихотворение про мальчика Петю.
Что случилось с нашим Петей?
Скушал он грибочки эти?
Разве Петя ты не знал,
В кузовок к тебе случайно,
Ядовитый гриб попал!
Кто же Петеньке поможет?
Кто спасти ребенка сможет?
- Ребята, давайте поможем Пете.
Игра “ Какой из грибов в корзинке лишний”
Цель игры: объяснить на основании каких признаков гриб удален из корзинки.
1. Лисичка, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, так как он ядовитый гриб)
2. Сморчок, подосиновик, опенок, вешенка, трутовик. (Лишний трутовик, так как это несъедобный гриб)
3. Бледная поганка, мухомор, желчный гриб, шампиньон, ложный опёнок. (бледная поганка, мухомор, желчный гриб, ложный опёнок – они ядовитые)
Учитель: сейчас мы сыграем в игру называемую: "Ладошки». Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать мне своими ладонями и вытянутыми руками.
- "Нет" - тыльная сторона ладоней,
- "Да"- ладони поворачиваете ко мне.
- .Грибы не имеют хлоропластов и других пластид
2.Гифы - это корни
3.Все грибы растут в лесах
4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов.
5.Все грибы - это многоклеточные организмы
6.Тело шляпочного гриба состоит из щляпки и ножки
7. Грибы - низшие растения
8.В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин
9. Грибы - гетеротрофы
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные
. Возвращаемся к версиям и проблемному вопросу. (обсуждение версий, дополнение, исправление и ответы на проблемный вопрос)
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растениии
Домашнее задание
Этап рефлексии:
закончите предложения:
- Мы узнали на уроке…_____________________________
- Мы научились на уроке…_________________________
Мы можем…___________________________________
. Настроение в ходе урока у меня По рисунку выбрать изображение, которое отражает ваше настроение.
Учитель: Заканчивается прогулка по лесу….
Я жду опять дождя грибного,
Я по лесам бродить привык,
Когда на свет пробьётся снова
Едва приметный боровик.
И всё мне любо в эту пору:
И на волнушках желтый лист,
И даже зонтик мухомора,
Что по – весеннему цветист.
В лесу не просто так гуляли,
О грибах мы узнавали.
Что им нужно, чтоб питаться,
Где расти, как размножаться,
И стоит ли колец бояться?
В группы их распределяли,
И в свое лукошко клали.
Узнавать учились мы,
Ядовитые грибы.
Петеньку спасали, дружно.
В общем было нам не скучно...
Очень многое узнали –
И с собой для жизни взяли!
Карта – путешествия
Учени____ 6 класса (Ф.И.) ___________________________________________
Тема: ________________________
- Какое строение имеют грибы?
- Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?
Выпишите в 1 столбик съедобные грибы, а во 2 столбик – ядовитые: бледная поганка, белый, подберёзовик, мухомор, летние опята, ложные опята, лисички.
Съедобные | Ядовитые |
- Лабораторная работа «Изучение строения плесневого гриба»
Цель: Изучить строение плесневых грибов.
Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Плесневый гриб мукор».
Ход работы:
- Рассмотреть препарат плесневого гриба.
- Зарисуйте увиденное. Подпишите части гриба.
4. Как размножаются грибы?
Спора - это_________________________________________________________
5. Тест (поставь + в нужной строчке)
- Отметьте съедобные грибы: рыжик, лисичка, масленок
- Выберите трубчатые грибы: маслёнок, сыроежка, мухомор
- Гриб состоит из ножки, головки, грибницы.
- На пластиночках и трубочках образуются: грибница, плоды, споры
- Выберите ядовитые грибы: мухомор, бледная поганка, желчный гриб
6.Домашнее задание
Прочитай § 8, ответь на вопросы 1-4 на стр. 35, подготовить сообщение про грибы-двойники.
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
Рисунок 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ
Учебная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) 260...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Содержание методического пособие включает в себя сборник технологических карт по приготовлению блюд обеспечивает подготовку выпускников по профессии «Повар, кондитер» на базе основного общего об...
Сказки. Почему грибы прячутся. Как сдвинуть тучу.
Иногда, скучая по ясным и чистым детским глазам, хочется, как и раньше, детского восторженного внимания. И тогда я погружаюсь в сказки, и они преследуют меня и просят слушателя. Записывая ...
Приготовление блюд из овощей и грибов
Презентация раасказывает о приготовлении блюд из овощей и грибов, их классификации...
Методическая разработка урока "Профессиональный модуль 01 "Приготовление и оформление блюд из овощей и грибов"
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин по профессии "Повар, кондитер" при проведении практических занятий....
рабочая программа ПМ 01 Приготовление блюд из овощей и грибов
Программа расчитана на 53 часа обязательной аудиторной нагрузки,из них 32 часа - практические работы....
КОС по ПМ"Технология обработки сырья и приготовления блюд из овощей и грибов"
Контрольно-измерительные (промежуточные) материалы по профессиональному модулю "Технология обработки сырья и приготовления блюд из овощей и грибов" по теме " Механическая кулинарная ...