Технология объектного изучения естественнонаучных дисциплин
учебно-методический материал на тему
В материале представлен опыт применения и подробно описана технология объектного изучениия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obektnogo_izucheniya.docx | 116.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
«Технология объектного изучения естественнонаучных дисциплин»
Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель высшей к. к.
2018 г.
Содержание.
стр.
Введение………………………………………………………………………….......3
Применение технология объектного изучения…………………………................4
1. Объекты изучения естественнонаучных дисциплин………………………4
2. Использование объектов изучения в учебном процессе….………………9
3. Оценка эффективности ……………………...……………………………..14
Заключение………………………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………………….19
Введение.
Выполнение требований ФГОС ставит перед педагогом задачу развития у обучающихся базовых компетенций [1].
В связи с этим, возникает необходимость применения в учебном процессе наиболее эффективных технологий.
Технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач [6].
Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения [7].
Целью данной работы является представление опыта применения технологии объектного изучения естественнонаучных дисциплин.
Задачи:
- разработать понятие объектов изучения, позволяющих сформировать у обучающихся базовые компетенций по дисциплинам «Физика», «Астрономия», «Естествознание» (разделы «Химия», «Биология») и «Экология»;
- рассмотреть возможности и перспективы применения в образовательном процессе технологии объектного изучения;
- оценить эффективность применения данной технологии на практике.
Объектом исследования является технология объектного изучения, основанная на компетентностном подходе.
Предметом исследования является применение данной технологии на практике.
Применение технологии объектного изучения.
1. Объекты изучения естественнонаучных дисциплин.
Объектом изучения естественных наук является, в самом общем смысле, природа. Но, конечно, изучение конкретных естественнонаучных дисциплин ограничено содержанием примерных программ. В свою очередь, в содержании программы можно выделить типовые элементы, которые являются общими при изучении различных разделов и тем. Например, физические законы, астрономические события, химические вещества, биологические объекты, экологические системы и т.п. При изучении подобных элементов программы целесообразно использовать единый подход или план характеристики. План характеристики должен отражать характерные признаки элемента и способствовать формированию у обучающихся базовых компетенций [3].
Таким образом, объект изучения – это типовой элемент содержания программы, являющийся общим для различных разделов и позволяющий формировать базовые компетенции при его характеристике. Объекты изучения различных дисциплин и планы их характеристики представлены, например, в работе [5].
При обучении дисциплине «Астрономия» можно использовать такие объекты изучения как астрономическое событие (кульминация, солнцестояние, равноденствие, конфигурации планет, затмения и др.), астрономический объект (планета, астероид, комета, звезда, галактика и др.), астрономический метод (суточный параллакс, годичный параллакс, определение размеров тел Солнечной системы, определение массы небесных тел и др.). При характеристике объектов изучения обучающиеся применяют универсальные учебные действия, что способствует формированию базовых компетенций. Планы характеристики объектов изучения и формируемые компетенции представлены в табл. 1.
Таблица 1 «Характеристика объектов изучения»
Объект изучения | План характеристики | Универсальные учебные действия | Базовые компетенции |
Астрономическое событие | 1. Определение | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Условия наступления | Оценка необходимых условий | Самосовер-шенствования | |
3. Пример наблюдения | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Астрономический объект | 1. Определение | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Характерные признаки | Выбор характерных признаков | Аналитические | |
3. Происхождение | Оценка гипотезы происхождения | Самосовер-шенствования | |
4. Пример существования | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Астрономический метод | 1. Определение (описание) | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Формула | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Пример примения | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Физическая величина | 1. Определение | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Формула | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Единица измерения | Запоминание фактического материала | Регулятивные | |
Физическое явление | 1. Определение | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Условия протекания | Оценка необходимых условий | Самосовер-шенствования | |
3. Пример проявления (применения) | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Физический закон | 1. Формулировка | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Математическая запись | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Границы применимости | Оценка границ применимости | Самосовер-шенствования | |
4. Пример проявления (применения) | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Физическое устройство | 1. Определение | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Устройство (условное обозначение) | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Принцип действия | Объяснение принципа действия | Самосовер-шенствования | |
4. Область применения | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Математическая модель | 1. Описание | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Формула | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Соответствие реальному объекту | Оценка степени соответствия | Самосовер-шенствования | |
Научная теория | 1. Основные положения | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Опытное обоснование | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
3. Границы применимости | Оценка границ применимости | Самосовер-шенствования | |
4. Значение | Оценка научного и практического значения | Самосовер-шенствования | |
Научная гипотеза | 1. Формулировка | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Причины выдвижения | Оценка причин | Самосовер-шенствования | |
3. Подтверждение (опровержение) | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Химическое вещество | 1. Описание | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Химическая формула | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Химические свойства | Выбор характерных свойств | Аналитические | |
4. Пример проявления (применения) | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Химическая реакция | 1. Название. | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Схема реакции | Перевод информации из одной знаковой системы в другую | Социальные | |
3. Условия протекания | Оценка условий | Самосовер-шенствования | |
4. Пример проявления (применения) | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Биологический объект | 1. Состав | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Структура (связи и взаимодействие) | Анализ связей и взаимодействия между составными частями | Аналитические | |
3. Функции | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Биологический процесс | 1. Участники | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Изменения (взаимодействия) | Анализ изменений и взаимодействий между участниками | Аналитические | |
3. Условия протекания | Оценка условий | Самосовер-шенствования | |
4. Пример проявления (применения) | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Экологическая система | 1. Составляющие | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Источники энергии и отходы | Выделение источников | Социальные | |
3. Источники загрязнения. | Анализ источников | Аналитические | |
4. Способы снижения загрязнения. | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Отходы | 1. Срок разложения. | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Содержание вредных веществ | Анализ содержания | Аналитические | |
3. Способы утилизации. | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Экологическая проблема | 1. Факторы влияния. | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Причины возникновения. | Анализ причин | Аналитические | |
3. Последствия воздействия. | Оценка последствий | Самосовер-шенствования | |
4. Пути решения. | Подбор соответствующего примера | Творческие | |
Природные ресурсы | 1. Значение в природе | Запоминание фактического материала | Регулятивные |
2. Причины сокращения | Анализ причин | Аналитические | |
3. Последствия антропогенного воздействия | Оценка последствий | Самосовер-шенствования | |
4. Меры по охране | Подбор соответствующих примеров | Творческие |
2. Использование объектов изучения в учебном процессе
Объекты изучения активно используются на различных этапах учебного процесса. При изучении нового материала объекты изучения можно представить в качестве системообразующего «скелета» рабочей программы. В данном случае, объекты изучения не являются единственными элементами программы, а составляют её основу (табл. 2).
Таблица 2 «Использование объектов изучения в рабочей программе»
№ по п/п | Наименование разделов и тем, содержание учебного материала, и формы организации деятельности обучающихся | Объекты изучения | Другие элементы |
Тема 3.4 | Магнитное поле | ||
3.4.1 | Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. | Физическая величина: магнитная индукция, магнитный поток. Физическое явление: магнитное поле. Физический закон: закон Ампера. | Демонстрационный эксперимент: действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Решение задач: взаимодействие токов, работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. |
ЛР14 | Наблюдение действия магнитного поля на ток | - | Лабораторная работа |
ПР11 | Магнитные свойства вещества | - | Практическая работа |
3.4.2 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. | Физическая величина: сила Лоренца. Физическое устройство: ускорители заряженных частиц. | Демонстрационный эксперимент: действие магнитного поля на движущийся заряд. Решение задач: определение удельного заряда. |
СР | Подготовка доклада «Ускорители заряженных частиц» | - | Самостоятельная работа |
Удобно использовать объекты изучения при повторении изученного материала или при работе с отстающими студентами (табл. 3).
Таблица 3 «Вопросы для повторения по дисциплине «Физика»
Наименование раздела | Задание |
Механика | 1) Дайте характеристику физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, механическая энергия. 2) Дайте характеристику физических законов: закон всемирного тяготения, законы Ньютона, закон Гука, закон сохранения энергии, закон сохранения импульса. 3) Дайте характеристику физических явлений: свободное падение, реактивное движение. |
Молекулярная физика. Термо-динамика. | 1) Дайте характеристику физических величин: количество вещества, внутренняя энергия, абсолютная температура, количество теплоты. 2) Дайте характеристику физических законов: основное уравнение МКТ идеального газа, уравнение Менделеева-Клапейрона, закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля, закон Гука, первый закон, второй закон термодинамики. 3) Дайте характеристику физической теории: молекулярно-кинетическая теория (МКТ). 4) Дайте характеристику физических явлений: насыщенный пар, поверхностное натяжение, смачивание, капиллярные явления, упругая деформация. 5) Дайте характеристику математических моделей: идеальный газ, модель строения жидкостей, модель строения твёрдых тел, идеальная тепловая машина. |
Электроди-намика | 1) Дайте характеристику физических величин: электрический заряд, напряжённость электрического поля, электроёмкость, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила (ЭДС), магнитная индукция, магнитный поток, индуктивность. 2) Дайте характеристику физических законов: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля–Ленца, закон Фарадея, закон Ампера, закон электромагнитной индукции. 3) Дайте характеристику физических явлений: электризация, электростатическая индукция, поляризация диэлектриков, электрический ток, сверхпроводимость, термоэлектронная эмиссия, газовый разряд, электролиз, электромагнитная индукция, самоиндукция. 4) Дайте характеристику физического устройства: конденсатор, полупроводниковый диод, термистор, фоторезистор, транзистор, электроннолучевая трубка. |
Колебания и волны | 1) Дайте характеристику физических величин: период колебаний, частота колебаний, длина волны. 2) Дайте характеристику физических законов: закон Ома для цепи переменного тока с активным сопротивлением, закон Ома для цепи переменного тока с конденсатором, закон Ома для цепи переменного тока с катушкой. 3) Дайте характеристику физических явлений: механические колебания, механический резонанс, механические волны, звук, интерференция механических волн, дифракция механических волн, электромагнитные колебания, переменный ток, электрический резонанс, электромагнитные волны. 4) Дайте характеристику физических устройств: трансформатор, генератор переменного тока, радиоприёмник. 5) Дайте характеристику математической модели: математический маятник. |
Оптика | 1) Дайте характеристику физических законов: закон отражения света, закон преломления света. 2) Дайте характеристику физических явлений: дисперсия света, интерференция света, дифракция света, поляризация света. 3) Дайте характеристику физического устройства: дифракционная решётка. |
Элементы квантовой физики | 1) Дайте характеристику физических явлений: фотоэффект, радиоактивность, деление тяжёлых ядер, термоядерные реакции. 2) Дайте характеристику научной гипотезы: гипотеза Планка. 3) Дайте характеристику физического закона: закон радиоактивного распада. 4) Дайте характеристику физических устройств: полупроводниковый фотоэлемент, лазер, ядерный реактор. 5) Дайте характеристику математических моделей: планетарная модель атома, квантовая модель атома, модель атомного ядра. |
Объекты изучения используются и на этапе контроля. Тематические контрольные работы составляются с включением характеристик объектов изучения (табл. 4).
Таблица 4 «Характеристика заданий на примере контрольной работы по разделу «Химия» дисциплины «Естествознание»
Содержание заданий | Критерии оценивания (демонстрируемые умения) | Показатели (базовые компетенции) |
* | Корректное поведение во время выполнения контрольной работы. | Эмоционально-психологические |
Характеристика объекта изучения: химическое вещество | Даёт определение (описание) химического вещества | Регулятивные |
Приводит химическую формулу химического вещества | Социальные | |
Записывает реакции химических свойств вещества | Самосовершен-ствования | |
Подбирает примеры применения химического вещества | Творческие | |
Характеристика объекта изучения: химическая реакция | Предоставляет название химической реакции | Регулятивные |
Записывает схему реакции | Социальные | |
Оценивает условия протекания химической реакции | Самосовершен-ствования | |
Подбирает примеры применения (проявления) химической реакции | Творческие | |
Решение задачи | Предоставляет краткую запись условия задачи | Социальные |
Предоставляет решение задачи | Аналитические | |
Записывает полученный результат | Аналитические |
Использование однотипных по структуре контрольных заданий позволяет отследить динамику формирования базовых компетенций [5].
Объекты изучения возможно использовать в качестве интегрирующих элементов, которые объединяют различные разделы программы [4] и даже различные дисциплины по содержанию и по структуре. Например, такой объект, как физический закон можно использовать не только при изучении дисциплины «Физика» и соответствующего раздела дисциплины «Естествознание», но и при изучении раздела «Химия» дисциплины «Естествознание» (Закон Авогадро, закон сохранения массы вещества), а также при изучении дисциплины «Астрономия» (законы Кеплера).
Технология объектного изучения не связана с использованием конкретной примерной программы, а, следовательно, обладает универсальностью. Также объекты изучения гармонично сочетаются не только с другими элементами рабочей программы (см. табл. 2), но и с аспектами изучения – комплексами различных элементов рабочей программы, изучаемых с определённого ракурса [2]. Например, такое физическое явление как реактивное движение целесообразно рассмотреть и в аспекте патриотического воспитания (наша страна открыла дорогу в космос), и в историческом аспекте (этапы становления ракетостроения и космонавтики).
Объекты изучения не являются искусственными образованиями, а элементами, которые можно выделить из содержания примерной программы. Схема выделения является гибкой и вариативной. Например, эффект Доплера можно рассматривать и как физическое явление, и как астрономический метод. В первом случае упор делается на изучение физического процесса, а во втором - на применении данного явления для определения скоростей небесных объектов.
Чем более углублённо изучается дисциплина, чем больше количество аудиторных часов, тем больше плотность выделения объектов изучения: и по общему количеству, и по разнообразию. Например, для изучения дисциплины «Физика» выделено 144 часа, а для дисциплины «Экология» - 72 часа. При изучении физики используется семь видов объектов изучения: физическая величина, физическое явление, физический закон, физическое устройство, математическая модель, научная теория, научная гипотеза. При изучении экологии используется только четыре вида объектов изучения: экологическая система, экологическая проблема, отходы, природные ресурсы. При увеличении количества часов для изучения дисциплины можно увеличить и разнообразие объектов изучения. Например, такой объект как экологическая проблема можно использовать и при изучении физики. Также можно добавить, например, такой объект как физический метод, который позволит характеризовать различные исследовательские методы: спектральный анализ, метод толстослойных фотоэмульсий, метод меченных атомов и др. Таким образом, в технологии объектного изучения заложена возможность её дальнейшего развития.
Оценка эффективности
Технология объектного изучения применяется автором в учебном процессе на протяжении не менее шести лет. За это время участниками исследования стали не менее двух с половиной тысяч студентов. Такая большая статистика свидетельствует о достоверности результатов оценки эффективности применения технологии объектного изучения.
Для оценки эффективности удобно рассмотреть динамику формирования у обучающихся базовых компетенций [5]. В качестве контрольных точек используются результаты выполнения уровневых контрольных работ. Например, при изучении дисциплины «Естествознание» студенты выполняют контрольные по разделам «Физика» (контрольная точка 1), «Химия» (контрольная точка 2) и «Биология» (контрольная точка 3). Результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1 «Динамика формирования базовых компетенций
группы 116СО набора 2017 года»
Как видно, результат в целом имеет положительную динамику. Наблюдается характерный сбор диаграммы в «коробочку», что свидетельствует о более равномерном распределении компетенций.
Для дисциплины «Физика» контрольными точками являются результаты входной контрольной работы (1) и контрольных работ по разделам: «Механика» (2), «Молекулярная физика. Термодинамика» (3), «Электродинамика» (4), «Колебания и волны» и «Оптика» (5). В данном случае представлен результат целого потока (шесть групп) (рис. 2).
Рис. 2 «Динамика формирования базовых компетенций
по физике для потока набора 2016 года»
В целом, результат имеет положительную динамику. Характерная «лесенка» сглаживается, что свидетельствует о более равномерном распределении компетенций.
Для дисциплины «Экология» использованы показатели выполнения контрольных работ по разделам «Экология как научная дисциплина» и «Среда обитания человека и экологическая безопасность» (1), «Концепция устойчивого развития» и «Охрана природы» (2) (рис.3).
Рис. 3 «Динамика формирования базовых компетенций
по экологии группы 215 набора 2016 года»
Здесь также результат, в целом, имеет положительную динамику, наблюдается преобразование диаграммы в «коробочку».
Для дисциплины «Астрономия» использованы показатели выполнения контрольных работ по разделам «Практические основы астрономии» и «Строение Солнечной системы» (1), «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звёзды» и «Строение и эволюция Вселенной» (2) трёх непереводных групп набора 2017 года (рис. 4).
Рис. 4 «Динамика формирования базовых компетенций по астрономии»
В данном случае результат имеет положительную динамику, наблюдается выравнивание уровней сформированности компетенций.
Таким образом, наблюдается положительная динамика и выравнивание уровней при формировании базовых компетенций, что свидетельствует об эффективности применения технологии объектного изучения естественнонаучных дисциплин.
Заключение.
Итак, в работе представлен опыт применения технологии объектного изучения при изучении различных естественнонаучных дисциплин.
Данная технология универсальна, её можно применять для формирования базовых компетенций обучающихся не различных этапах учебного процесса по таким дисциплинам как физика, астрономия, химия, биология (как в составе дисциплины «Естествознание», так и самостоятельно) и экология. Применение технологии не связано с конкретной учебной программой.
Технология обладает интегрирующим действием, а также гибкостью и вариативностью. В самом процессе применения объектного изучения заложен потенциал дальнейшего развития как в направлении расширения (применение для других общеобразовательных дисциплин), так и в направлении углубления (использование других объектов изучения) технологического процесса.
Мной разработана и апробирована методика оценки базовых компетенций. Учитывая большую статистику применения на практике, можно сделать вывод об эффективности использования технологии объектного изучения для повышения качества образовательной деятельности.
Литература.
- Темняткина О.В. Формирование общих компетенций и универсальных учебных действий у обучающихся ОУ СПО в процессе преподавания дисциплин общеобразовательного цикла. Методические рекомендации. Екатеринбург, 2012.
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Интеграция и дифференциация при обучении физики
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины «Физика»
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Интеграция при обучении естествознанию
- http://nsportal.ru/kuznetsova-alina-valentinovna1 Динамика формирования базовых компетенций
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Технология
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогические_технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии, в изучении дисциплины "Биология".
Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы.К середине прошлого столетия метод конкретных ситуаций приобрел четкий технологический алгори...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Данная статья посвящена вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам с помощью использования технологии «Портфолио». Автор описывает общую характеристику тех...
Использование технологии педагогических мастерских в преподавании естественнонаучных дисциплин
Личностно-ориентированные технологии обучения в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько инди...
ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ЛЕКЦИИ Специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» Блок естественнонаучных дисциплин
Данный сборник лекций по дисциплине «Математика» соответствует тре-бованиям ФГОС СПО по данной дисциплине и рекомендуется для студентов специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных сис...
Информационно-коммуникативные технологии при изучении специальных дисциплин
Использование ИКТ при проведении занятий...
Условия эффективного использования инновационных педагогических технологий при изучении экономических дисциплин для обучающихся спо
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Проблема применения современных инновационных технологий в образовательном процессе вызвана инфо...
Статья "Эмпирические знания как важный элемент при изучении естественнонаучных дисциплин"
Статья "Эмпирические знания как важный элемент при изучении естественнонаучных дисциплин"...