ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
статья по теме

Савельева Вероника Владимировна

Данная статья посвящена вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам с помощью использования технологии «Портфолио». Автор описывает общую характеристику технологии «Портфолио», показывает примеры применения данной технологии  и ее техник при изучении дисциплины «Менеджмент» обучающимися техникума.  Обосновывает эффективность, целесообразность и перспективы применения технологии «Портфолио» при изучении экономических дисциплин в системе СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_portfolio_v_sisteme_spo.docx68.49 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Вяземский политехнический техникум»

использование технологии «портфолио» в системе среднего профессионального образования при изучении экономических дисциплин

савельева вероника ВЛАДИМИРОВАНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Введение

В настоящее время наша  страна переживает ряд реформ, которые затронули не только экономическую, социальную сферу, но и образование. В широкой печати постоянно обсуждается вопрос об изменении,  совершенствовании методов, средств и программ обучения; появляется огромное количество авторских методик, растет поток информации, увеличивается количество ее источников, возрастает объем изучаемого материала, усложняется его структура. Сегодня в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике всего учебно-воспитательного процесса.

Здесь можно отметить процесс гуманитаризации образования, то есть выравнивания гуманитарной и технократической составляющих; все возрастающую роль нравственного облика человека; обогащение содержания образования новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией. Функция запоминания в процессе учения все более уступает приоритет развитию умственных действий, позволяющих добыть нужную информацию.

По удачному выражению доктора педагогических наук Валентина Ивановича Андреева «Российский педагог XXI века только в том случае выполняет свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество, а базовой закономерностью гарантированного качества образования станет создание условий каждому обучающемуся для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития в творческое саморазвитие личности».

В январе 2000 года в России была принята Концепция новой структуры и содержания образования, предполагающая, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, социально-трудовой, бытовой и прочих сферах.

В условиях модернизации образования необходимо  конструировать новый образовательный результат благодаря технологическому принципу организации учебного процесса. Ключевой задачей образовательных программ в его свете видится предоставление обучающемуся широкой возможности экзистенциального выбора и самоопределения. 

Возможность выбора не только создает условия для развития индивидуальности, но и учит самостоятельному решению жизненных задач, является условием формирования готовности индивида к самоопределению в производственной и социальной сферах, в личной жизни человека.

По Б. Скиннеру, современный образовательный результат – это то, что «остается у человека, когда все выученное уже забыто». Речь идет о личности (ее базовых, надпредметных характеристиках)  как итоге направленного, но непредсказуемого, экзистенциального по сути, процесса жизнестроительства.

Разумеется, такую деятельность можно выстроить на основе следования определенным образцам и алгоритмам, но в этом случае их выбор должен осознанно определяться студентом.

 Задача педагога в этом случае заключается в создании таких условий, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. То есть он должен организовать такое взаимодействие в системе «педагог – студент», в котором студент осуществлял бы самоуправление учением[1].

Одним из таких средств, помогающих раскрыть вышеперечисленные задачи, может стать методика составления портфолио. Технология портфолио была апробирована нами при изучении менеджмента. 

Портфолио —  это качественно новый подход в педагогике субъектного типа, направленный не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на создание условий для саморазвития обучающегося, стимулирование автономной позиции личности, которая проявляется в творческой, исследовательской, проектной деятельности по достижению конкретного результата.

При этом каждый студент обладает возможностью выбора индивидуального образовательного маршрута, выполняя как обязательные (по стандарту) задания, так и дополнительные, творческие, раскрывающие его личные пристрастия и интересы.

 В результате исследования  научной и педагогической литературы, касающейся системы среднего профессионального образования, нами было выявлено что  упоминания о применении технологии портфолио на базе СПО практически не встречаются.

Между тем, данная технология имеет ряд неоспоримых достоинств, к которым можно отнести следующие:

  • Ориентация  студентов на самообучение (встраивается в классно-урочную систему), создает качественно новую образовательную среду.
  • Мобилизация субъектов учебного процесса на творчество, освоение новых способ деятельности, рефлексивность.
  • технология обеспечивает новый образовательный результат — развитие личностных компетенций (у каждого своя образовательная траектория, свой объем и качество портфолио, каждый обязан делать выбор, принимать решения, критически оценивать себя и других).
  • Технология обладает гибкостью, варьируются отдельные техники, формы организации учебного процесса, возможно изобретение собственных приемов.
  • Технология интегрируется с другими образовательными технологиями, такими как: проектная деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо и др.

Можно сказать, что любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы студентов с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.

Педагогическая идея портфолио предполагает:

  • смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, дисциплине;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • доминирование самооценки по отношению к внешней оценке

        

1. Общая характеристика технологии «Портфолио»

Идея использования портфолио в учебном процессе возникла в 80-е годы ХХ века в Соединенных Штатах Америки. В последние годы эта идея распространилась в  странах Европы, а так же в России.  

В настоящее время основные постулаты использования образовательной технологии портфолио отражены в работах С. Дж. Пейпа, М. Чошановой, К.В. Сапегина, Т.М. Давыденко, Г.П. Кашкоровой (к.п.н. доцент кафедры НГПУ), Г.Н. Мандлиновой, Д.Г. Левитеса и других.

Различные авторы характеризуют портфолио учащегося как:

  • коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
  • выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (семестр, год);
  • форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
  • антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку[2].

При этом все отмечают, что цель создания портфолио учащегося может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д.

Очевидные ассоциации с термином «портфолио» — папка или портфель — содержат серьезную угрозу считывания технологии как системы накапливающей и сохраняющей результаты деятельности (самодеятельности) студента. Вместе с тем, технология портфолио предполагает освоение студентами:

  • различных способов деятельности, выводящих их на конкретный продукт;
  • техник рефлексии, позволяющих осознать свое продвижение относительно траектории образовательного успеха и наметить горизонты дальнейшего совершенствования;
  • методов, позволяющих генерировать личные смыслы и отношения, вступать в диалог, работать в команде, предъявлять результаты деятельности социуму, защищать и отстаивать свою позицию.

Классический портфолио имеет следующую структуру:

  • «Портрет»
  • «Коллектор»
  • «Рабочие материалы»
  • «Достижения».

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации о студенте — авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п.

Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристики, сертификаты и т.п. В портфолио достижений может быть представлена краткая история образовательных успехов студента.

Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит студенту. Это могут быть материалы, предложенные студенту педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные студентом самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, любой иллюстративный материал и т.д., одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося — создателя портфолио.

 Раздел «Рабочие материалы» должен включать материалы, которые созданы и систематизированы самим студентом.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению студента, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. К ним относятся не только грамоты, похвальные листы или сертификаты, но и  рефлексивные записки педагога, родителя, отражающие образовательные достижения студента.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Она может меняться по мере освоения учащимися способа организации портфолио.

Как правило, портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются различные  материалы — и рукописные, и набранные на компьютере, и ксерокопии.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает студента на демонстрацию прогресса, развития.

Итогом работы студента (образовательный результат) является система технологических компетенций и компетенций личностного роста, которые выявляются в анализе (и самоанализе) презентационных продуктов (проектов, выполненных заданий, отчетов о проделанной работе и т.д.) по изученным и освоенным дисциплинам. Портфолио показывает рефлексивные способности обучающегося и степень его мотивации в изучении дисциплин как в рамках обязательного минимума содержания образования, так и за их пределами.

Каждый студент выполняет итоговую работу (проект) и защищает её, т.е. получает на выходе конкретный продукт, подтверждающий заявленный студентом уровень знаний, умений и навыков, выявляющий тенденции саморазвития личности, демонстрирующий потенциал дальнейшего совершенствования.

Образовательный маршрут студента определяется:

  • Формами работы.
  • Студент работает индивидуально над разработанным с учетом его возможностей и притязаний «образовательным пакетом» в различных техниках портфолио.
  • Студент работает в паре или группе — отрабатывая навыки работы в команде (всегда: с презентацией проекта перед другими группами, используя техники рефлексии, самоанализа и синтеза).
  • Студент работает в группах сменного состава, меняя партнеров по работе и обогащаясь опытом новых коллег (речь идет о техниках, позволяющих включиться в деятельность в разных ролях — «генератора идей», «адвоката», «секретаря», «эксперта» и т.д.)
  • Включенностью каждого студента в деятельность (по сбору, переработке, анализу, классификации информации, созданию алгоритмов и моделей, защите проектов и т.п.), требующей от педагога умения создавать среду, которая позволит школьнику работать в своем темпе, временном режиме и т.п.
  • Выбором объема изучения дисциплин.
  • Обязательный минимум (стандарт).
  • Углубление: дополнительные, творческие задания и проекты — реализация интересов учащегося.
  • Творческое осмысление: предложение провести внеучебные акции и мероприятия, создать структуры самодеятельности и клубы общения (например, научное общество студентов, на заседаниях которого и будут заслушиваться мини-сообщения с «личными открытиями» студентов).
  • Научно-исследовательская деятельность: подготовка в течение года каждым студентом проекта, курсовой работы (в любой образовательной области или в области личного интереса учащегося; для его создания учащемуся предоставляется время для консультаций с преподавателем, работы в компьютерном классе).
  • Необходимостью «выйти» на продукт, который заявляет определенные компетенции студента в той или иной образовательной области, свидетельствует о личностных достижениях.

Раскроем наиболее важные аспекты применения портфолио в системе подготовки студентов:

1. Организационный аспект.

Организация работы над портфолио начинается в начале изучения курса. После первых занятий преподаватель знакомит студентов с обоснованием и методикой работы над портфолио, предоставляет практические рекомендации по его составлению. Студенты определяют цели собственного осмысления темы и оформления портфолио, планируют свою деятельность по исследованию проблемы, затем в течение определенного времени работают над портфолио в соответствии с личным планом. В итоге организуется презентация портфолио, которая проводится в присутствии студентов данной учебной группы, преподавателей предметно-цикловой комиссии, куратора группы. При этом в оценивании исследовательской деятельности и в самой непосредственной презентации участвуют все вышеперечисленные лица, На итоговом обсуждении студенты и преподаватели имеют возможность дать совет выступающему по содержанию и структуре портфолио.

Далее в течение всего обучения (от курса к курсу) портфолио сопровождает студента, пополняясь материалами по проблеме исследования, размышлениями об изменениях, происходящих со студентом по осмыслению темы.

2. Содержательный аспект.

Система предлагаемых заданий имеет ряд отличительных черт:

  • задания отражают содержание основных тем изучаемой дисциплины
  • задания связаны не только с содержанием изучаемой дисциплины, но и предметных областей
  • система вариативна: преподавателем предлагается несколько (не более 10) обязательных заданий, остальные задания выбираются студентом самостоятельно;
  • система заданий предполагает организацию различных видов деятельности студентов (творческой, аналитической, рефлексивной), способствующих как формированию компетентности специалиста в области профессиональной деятельности, так и развитию его исследовательских умений.

2.  Примеры применения технологии «Портфолио» и ее техник при изучении      экономических дисциплин

В технологии «Портфолио» существует множество техник, развивающих критическое мышление, креативность,  формирующих различные навыки работы с текстами и информацией (способы добывания, анализа, творческой переработки), а также умение работать в парах, группах, индивидуально, защищать собственные проекты.

Они носят «универсальный характер» — могут быть использованы в работе с обучающимися школы, техникума и ВУЗа. Все приемы требуют включения студентов в групповую работу (работу в парах) по изучению незнакомого текста или описанию собственного опыта по определенной проблеме  с выходом на «продукт». Итоговым продуктом могут быть: таблица, кластер, эссе, описание любого вида взаимодействия и т.п. Принципиально, что преподаватель мотивирует студентов на творческое решение проблемы, самостоятельный выбор способа решения, инициирует коллективный поиск, приучая работать в команде.

Предлагаю Вашему вниманию несколько наиболее распространенных техник портфолио и примеры их использования на уроках менеджмента:

 «Суммирование в парах». Освоение нового текста. Работа в парах. Необходимо ответить на ряд вопросов и представить ответы графически, защитив свой проект. На выполнение работы дается до 30 минут.

Вопросы:

Кто? (Что?) – предмет текста (о ком? или о чем? идет речь)

Что делает?

Каким образом?

Когда? Где?

Почему? (Зачем?)

Пример использования техники «суммирование в парах»  на занятии по дисциплине «Менеджмент» (Тема: «Менеджер и его функции»)

1) Задание-инструкция для студентов, разбитых на пары: познакомиться с текстом, найти ответы на указанные вопросы и представить свой вариант ответов графически в виде схемы или кластера.

2) Текст: «Кто такой менеджер?»

Кто такой менеджер?

В 1981г. компания “Крайслер” пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку. Суть сделки состояла в том, что “Крайслер” в 1980г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Ли Яккока в то время занимал 1-ое место в списке наиболее преуспевающих бизнесменов. Переговоры не ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в “Крайслер” несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в правах его управления на “Крайслере”. Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов на “Крайслере” согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему,  как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка “Крайслер” достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового рынка.

Этот пример показывает насколько важна профессия менеджера, и что может сделать профессионал в этом деле. Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера и пойдет речь в этом реферате.

Менеджер и требования, предъявляемые к нему

Термин “менеджер”  имеет  довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:

Менеджер-дипломат.

Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего  времени  на  установление контактов.

Менеджер-инноватор.

Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

От него в частности требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Все же важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Кроме того,  хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия,  связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Лидерские качества менеджера

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы “босса” и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

«Понятийная мозаика». 

Задается механизм заполнения таблицы. Проводится анализ заданного объекта. Участники предлагают свои ассоциации с заданным объектом фиксируют их в первую колонку, затем подбираются их характеристики в соответствии с особенностями предложенных вариантов интерпретации. Таким образом, составляется «системный портрет» объекта, демонстрируется уровень общего восприятия, качество и многогранность определенного феномена. Объектом для анализа может быть и понятие «газ», и «реформа Петра 1», и «технология портфолио», и др.

1 графа: «Как выглядит объект?» (предлагаются ассоциации, метафоры, символы, дается образ или их описание)

2 графа: «Звучит как?» (прилагательные или причастия, характеризующие признаки объекта.).

3 графа «Действует как?» (глаголы, определяющие действия объекта)

Например, понятийная мозаика «Стили руководства»:

Стили руководства

Выглядит как?

(образ, символ, метафора)

Звучит как?

(прилагательные, причастия)

Действует как?

(глаголы)

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

СТИХИЙНЫЙ

УГРОЖАЮЩИЙ

БУРНЫЙ

САМОУВЕРЕННЫЙ

АМБИЦИОЗНЫЙ

НЕДОВЕРЧИВЫЙ

НАСТОЙЧИВЫЙ ЖЕСТКИЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

ВЛАСТНЫЙ

ВОЛЕВОЙ

УПОРНЫЙ

УГРОЖАЕТ

ЗАХВАТЫВАЕТ

САМ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ

НЕ ТЕРПИТ ВОЗРАЖЕНИЙ

НЕ ДОВЕРЯЕТ

ЗАПРЕЩАЕТ

НЕ СТАВИТ В ИЗВЕСТНОСТЬ О СВОИХ НАМЕРЕНИЯХ

ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ КОНКУРЕНТОВ

ИМЕЕТ ПОЛНУЮ ВЛАСТЬ

ПРИКАЗЫВАЕТ

НАКАЗЫВАЕТ

НЕ ПРИНИМАЕТ В РАСЧЕТ ЭМОЦИИ ОКРУЖАЮЩИХ

ЗАСТАВЛЯЕТ

МОТИВИРУЕТ СТРАХОМ

СТРЕМИТСЯ К ВЛАСТИ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

УСПЕШНЫЙ

ТОВАРИЩЕСКИЙ

МЯГКИЙ

КОММУНИКАТИВНЫЙ

СОТРУДНИЧЕСКИЙ

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ

ИНИЦИАТИВНЫЙ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ

ПООЩРЯЮЩИЙ

УДЕРЖИВАЕТ КЛЮЧЕВЫЕ ПОЗИЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ ПРОВОДИТ НА ОСНОВЕ ДИСКУССИЙ

КОНТРОЛИРУЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТУ

СОТРУДНИЧАЕТ

ДОВЕРЯЕТ

КОНСУЛЬТИРУЕТСЯ

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

СЛИШКОМ МЯГКИЙ ПО ХАРАКТЕРУ

НЕТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ

КОНСУЛЬТИРУЮЩИЙ

ОЦЕНИВАЮЩИЙ

НЕРЕШИТЕЛЬНЫЙ

ИЗБЕГАЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПРОСИТ

ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ПОДЧИНЕННЫМ ПОЛНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

ПОЛНОСТЬ ПРЕДАЕТ ИНИЦИАТИВУ ПОДЧИНЕННЫМ

НЕ ОКАЗЫВАЕТ ДАВЛЕНИЯ  И НЕ ОПЕКАЕТ

«Расширение и сужение понятий». 

Задается центральное понятие и к нему подбираются по ассоциации производные, расширяющие или сужающие его смысл. Ведется работа над созданием контекстуального поля понятия.

Например, центральное понятие «Фирма». Более широкие: отрасль, комплексная отрасль, межотраслевой комплекс, экономика страны, мировая экономика; узкие: структура, подразделения, персонал.

 «Коллажирование». 

Задается тема и выдается на пару участников несколько журналов, ножницы, клей, маркеры и ватман. Задача: представить творческий проект (целостный образ, картину, системный портрет) определенной темы. Вопросы к созданию системного портрета:

  • Что является контекстом?
  • Что происходит? Что не происходит?
  • Кто является субъектом? Как связаны между собой субъекты?
  • Какие возникают проблемы?
  • Какие есть вопросы?
  • Какими символами можно выразить связи между субъектами, проблемами, вопросами?
  •  «П-О-П-С – формула». Завершающая техника.

Задается алгоритм для написания эссе. Подведение итогов: каждое эссе зачитывается, затем организуется круглый стол по обсуждению темы, связывающей все предложенные варианты.

П – позиция:

«Я полагаю, что…» — мое мнение, доступный, не вызывающий сомнения образ.

О – объяснение:

«Мое мнение подтверждается тем, что…» — поддержка заявленной позиции (ссылки на законодательство, нормативные документы, фактический материал, общественные ценности).

П – пример:

«Я могу привести пример» — мнение других людей, ссылка на авторитет, типичный случай, избыточная деталь (цель – вызвать интерес).

С – следствие:

«Таким образом…» — краткий обзор, итог, перспективы иного решения.

Пример применения техники «П-О-П-С – формула» при изучении темы «Сущность и характеристика   современных моделей менеджмента»:

П – позиция:

«Я полагаю, что японская модель менеджмента наиболее привлекательна»

О – объяснение:

«Мое мнение подтверждается тем, что  за последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.    Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции групповой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции.

Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.                                        

Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников. Целью фирмы в Японии является обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы.  Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства, продвижение по службе с учетом выслуги лет, оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата). Основное внимание уделяется цеху — низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» (Канбан) без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз — «действуй по обстановке»

П – пример: В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «Тоёта» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан», которую американцы стали называть «как раз вовремя», что не совсем правильно, так как фактор времени не является главной составляющей этой системы. Основное содержание японской системы «Канбан» заключается, во-первых, в рациональной организации производства, и во-вторых, в эффективном управлении персоналом.

Система «Канбан» получила свое название от металлического знака треугольной формы («канбан» в переводе означает «табличка», «знак»), который сопровождает детали в процессе производства и перемещения. На этом знаке размещается вся диспетчерская информация: номер детали, место ее изготовления, количество деталей в  партии и точка подачи детали на сборку. Суть системы  заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.

Система «Канбан» следит за производством продукции на участках по часам и даже минутам и отправляет готовые детали на последующие операции только в, тот самый момент, когда там появится в них потребность, а не тогда, когда они будут изготовлены. Это требование относится как к самому производственному процессу, так и к деталям (узлам), хранящимся на складах, а также к деталям (узлам), поступающим от поставщиков в процессе производственной кооперации. Поставщики вынуждены подстраиваться под ритм работы предприятия-потребителя их продукции и вводить у себя аналогичную систему. Система «Канбан», распространяясь, охватывает целые отрасли.

Система «Канбан» оказывает непосредственное влияние на размер складских запасов, сокращая их до оптимальных размеров. Так, количество деталей на складах фирмы «Тоёта» рассчитано на один час, а поставщики поставляют детали (узлы) — три—четыре раза в день в нужное время и высокого качества.

США и некоторые страны Западной Европы применяли у себя систему «Канбан» для повышения эффективности производства. Однако следует отметить, что в полном объеме эта система не была внедрена нигде. Это объясняется прежде всего тем, что система, созданная в Японии, ориентирована на национальные ценности».

С – следствие:

«Таким образом, вызов, брошенный Японией в конце 70-х — начале 80-х гг. всему западному миру, свидетельствует о наличии целого ряда преимуществ японской модели менеджмента по сравнению с американской»

Наряду с индивидуальным портфолио, можно создавать портфолио группы, который отражает специфику коллектива, его микроклимат, демонстрирует общие достижения, «высвечивает» звезд, показывает результативность работы группы, описывает интересные дела, классные часы, родительские собрания, создает рейтинги и т.д. Заполнению портфолио группы необходимо посвящать особые акции, формировать его в системе, обучая навыкам корпоративной культуры, формируя компетенции, связанные с поддержанием имиджа группы, создавая неповторимую атмосферу единства и многообразия участников.

Технология «Портфолио» широко применяется мной  как на уроках, так и во время производственного обучения студентов.

При прохождении практики студенты, в дополнение к основной программе, углубленно исследуют наиболее привлекательную для них сферу деятельности предприятия и затем, при изучении специальных дисциплин, широко используют приобретенные знания.

В рамках данной технологии,  обучающимися  разработаны и защищены на открытых уроках портфолио на темы:  «Экологический менеджмент», «Предпринимательство в России», «Стратегическое планирование», «Малый, средний и крупный бизнес в рыночной экономике», «Открытие предприятия в сфере ресторанного бизнеса».

Совместно с преподавателем экологии Акилиным А.В. мной был проведен интегрированный открытый урок на тему: «Анализ экологической обстановки в городе Вязьма и Вяземском районе».  В нём приняли участие студенты специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». Данному мероприятию предшествовала огромная работа студентов по исследованию, систематизации и анализу информации по экологической обстановке в городе и районе.  Исследованию были подвергнуты   промышленные, сельскохозяйственные и бытовые предприятия города Вязьма, а именно Кайдаковский свинокомплекс и очистные сооружения микрорайона Московский. Была исследована  ситуация с вывозом и утилизацией мусора в городе Вязьма.

3. Эффективность и перспективы применения технологии «Портфолио» при изучении экономических дисциплин в системе СПО

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

- возрос интерес студентов к изучаемой проблеме;

- был сформирован мотивированный подход к самостоятельной работе;

- студенты научились оперировать информацией по исследованной проблеме, разрабатывать наглядный материал (презентации, фото- и видеоматериалы), четко структурировать, анализировать и оформлять  информацию по изучаемой проблеме, а также делать выводы по результатам исследования;

Таким образом, как показала практика, портфолио как одна из технологий обучения выполняет ряд важнейших функций:

  • образовательно-формирующую – способствует приобретению новых знаний, умений (прежде всего исследовательских и умений по творческой переработке материала);
  • диагностическую – позволяет увидеть уровень готовности к самостоятельной организации учебной деятельности (является средством оценивания);
  • рефлексивную – предоставляет студентам возможность приобрести опыт по организации рефлексии;
  • мотивационно-презентативную – позволяет студенту предоставить результаты собственного осмысления проблемы, повышает мотивацию к ее изучению.

Так же технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

  1. Поддержание высокой учебной мотивации студентов;
  2. Формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  3. Поощрение активности и самостоятельности студентов, расширение возможности их обучения и самообучения;
  4. Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формирование адекватной самооценки;
  5. Содействие персонализации образования, определение количественных и качественных индивидуальных достижений;
  6. Создание предпосылок и возможностей для успешной социализации выпускников

Однако при всей эффективности и значимости технологии «Портфолио» следует отметить что:

  • Технология очень трудозатратная, требует серьезной материально-технической базы, больших финансовых расходов (приобретение техники, расходы на курсы повышения квалификации — обучение преподавателей, оплата интернет).
  • Технология требует высокой культуры самоорганизации от каждого субъекта учебного процесса, которой обладают немногие.
  • Технология требует определенного уровня владения информационными технологиями каждым субъектом учебного процесса.

Тем не менее,  внедрение технологии «Портфолио» в учебный процесс по экономическим дисциплинам поможет формированию важнейших общепедагогических умений и навыков, развитию творческого мышления и личности студента в целом, развитию компетенций  необходимых в дальнейшей  профессиональной  деятельности.

Список литературы:

  1. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 1998. – № 3. – с.76.
  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб, 2004.
  3. Чернявская А. П. Педагогическая техника. – Москва, 2001
  4. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии.– Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 – 175 с.
  5. Тягло А.В., Воропай В.С. Критическое мышление: Проблема мирового образования XXI века. - Харьков: Ун-т внутр. дел, 1999. - 285 с.
  6. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 176 с.
  7. Калмыкова И.Р.. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности. Образование в современной школе № 5,с. 23-25.
  8. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. "Ассоциация авторов и издателей Такдем": "Роспедагенство", 1997. - 187 с.
  9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика, Инновационная деятельность. М., Изд-во "Магистр", 1997. - 95 с.
  10. Ангеловски К. Учителя и инновации. М., Просвещение, 1991. - 228 с.
  11. Волкова Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива. //Завуч, 1999, № 7. С.65


[1] Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001; С.41

[2] Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 1998. – № 3. – с.76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества обра...

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Выступление на ШПМ "Информационно-коммуникативные технологи в системе среднего профессионального образования"

В настоящее время в системе среднего профессионального образования происходят структурно-организационные изменения, которые направлены на улучшение качества профессиональной подготовки специалистов ср...

Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)

Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....

Технология проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка в системе среднего профессионального образования.

Метод проектов можно определить, как систему обучения, ориентированную на приобретение обучающимися фактических знаний в процессе планирования и выполнении ими постепенно усложняющихся практических за...

Проектирование занятий по изучению декоративного искусства коллажа в системе среднего профессионального образования

Проектирование занятий по изучению декоративного искусства коллажа в системе среднего профессионального образования....