Условия эффективного использования инновационных педагогических технологий при изучении экономических дисциплин для обучающихся спо
статья

Музалевская Людмила Николаевна

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Проблема применения современных инновационных технологий в образовательном процессе вызвана информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования. Эффективное использование в педагогической деятельности различных инновационных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности, сделать процесс обучения более эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_muzalevskaya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО

Л. Н. Музалевская, преподаватель                                                                                         ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», г. Белгород, Белгородская область

Аннотация

Сегодня в системе среднего профессионального образования анализ проблем доказывает необходимость использования инновационных технологий обучения, которая вызвана информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования. Эффективное использование в педагогической деятельности различных инновационных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности, сделать процесс обучения более эффективным.

Ключевые слова: инновационные технологии, система профессионального образования, образовательный процесс, эффективность.

В настоящий момент в системе среднего профессионального образования педагоги применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:

1. Модульно-компетентностная технология. В основе находятся разработки основных профессиональных образовательных программ новых ФГОС. Но необходимо иметь в виду, что речь ведется не о программах конкретного учебного курса, а о комплексе средств и форм обучения, которые могут привести к достижению поставленных целей. При реализации таких программ на главный план выходит деятельность преподавателя, так как только он ставит учебные цели и от него зависит какие методы, и формы организации обучения будут использоваться для достижения поставленных целей.

Для проведения исследовательской работы преподавателю необходимо: определить компетенции, которые должны развиваться у обучающихся, определить содержание курса, найти и реализовать необходимые технологии обучения.                                      

Благодаря данной технологии обучающийся имеет возможность выстроить дальнейшую деятельность в зависимости от своих профессиональных планов, познавательных возможностей и потребностей работодателей.

2.  Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета. Эффективность этой технологии будет достигнута, когда в центре всей образовательной системы будет стоять личность обучающегося, обеспечены комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализованы ее природные потенциалы. Личность обучающегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

Применение компьютерной техники студентами обеспечивает максимальный психологический комфорт эффективного обучения, дает возможность использования необходимой формы учебной работы, которая в лучшей степени соответствует его личностным характеристикам. Демонстрация результатов этой деятельности, к тому же способствует обмену опытом с другими.

Существенное значение имеет тенденция процесса информатизации образовательного учреждения: от освоения первокурсниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий.

Положительной стороной использования современных информационных технологий в образовательном процессе является применение электронных учебников, которые делают изучаемый материал более наглядным, позволяют не только воспроизводить на экране различные объекты и процессы, но и активно участвовать в этом самому обучающемуся.

Преподаватели должны использовать эти технологии на всех этапах обучения. Объяснение нового материала на уроках с использованием моделей и видеороликов оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается на рисунках.

Электронные учебники можно применять также при закреплении (повторении) учебного материала, при подготовке к экзаменам. При этом учебник выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения. Все это дает возможность повысить мотивацию обучения.

На уроках интерактивные средства можно использовать в следующих вариантах:

 - подбор текстового и графического материала по теме урока;

- создание презентации;

 - создание наглядного раздаточного материала.

Использование ИКТ на уроках общеобразовательных дисциплин и уроках профессионального обучения дает возможность:

 - повысить у обучающихся интерес к предмету;

- обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу;

- выявлять и развивать способности обучающихся;

- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

- расширить виды совместной работы обучающихся, обеспечивающей получение ими коммуникативного опыта;

- повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся

4. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования. Здесь необходимо объективно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, группы, параллели, образовательного учреждения в целом. Это может стать незаменимым средством при подготовке группового обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

5. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. Детальный анализ аспектов мониторинга позволяет контролировать уровень качества на всех этапах обучения, а не только на момент аттестации.

Предлагаемые элементы мониторинга: академическая активность, рубежный контроль, результаты практических заданий, итоговый контроль.

Анализ академической активности позволяет оценить: степень проработки теоретического материала (изучение теории), предварительный уровень полученных знаний (самоконтроль), систематичность и добросовестность приобретения практических навыков (работа над заданиями семинаров и лабораторными практикумами), степень творческого подхода к изучению материала.

6. Дидактические технологии.

Здесь должны реализовываться: самостоятельная работа, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью технических средств, система «консультант», «гарант», групповые, дифференцированные способы обучения и др. На практике лучше применять различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс учебного заведения. Для достижения эффективности данной технологии предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, эффективность образования при использовании инновационных педагогических технологий в процессе изучения дисциплин, происходит за счет:

- адаптации обучающегося к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

- возможности выбора более подходящего для обучающегося метода усвоения дисциплины;

- регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

- самоконтроля;

- доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

- поддержки активных методов обучения;                                                                                                - образной наглядной формы представления изучаемого материала;

- развития самостоятельного обучения.

Инновационные педагогические направления создают благоприятную образовательную среду для проведения эффективных учебных занятий.

Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.

Список использованных источников:

 1. Бондаренко О. В. Современные инновационные технологии в образовании. Журнал «РОНО». Выпуск 16. Сентябрь 2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii

 2. Габбасова Л.З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Габбасова Л.З. // Инновационные педагогические технологии: материалы V международная научная конференция. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - 61-63 с.

4. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 2013.

5. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / под ред. Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой. - СПб. : Изд-во ООО Полиграф-С, 2014. - 160 с.

6. Трофименко А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс]: Журнал «Sci-article.ru» № 13, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья посвящена вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам с помощью использования технологии «Портфолио». Автор описывает общую характеристику тех...

Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".

В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...

Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"

В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.Отражены характеристики  традиционных  и  инновационных педагогических технол...

Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.

Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со  II  курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта п...

«Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий»

Проект об особенностях восприятия и заучивания стихов с помощью инновационных педагогических технологий...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

К.Е.КозловаСанкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей» На современном этапе развития ...

Методическая разработка и сценарий урока с использованием инновационных педагогических технологий. Тема урока: «Классификация сварных конструкций и основные требования к ним»

Методическая цель урока - активизация позновательной деятельности  обучаемых профессии "Сварщик" на разных этапах урока теоретического обучения через использование развивающихся и...