Условия эффективного использования инновационных педагогических технологий при изучении экономических дисциплин для обучающихся спо
статья
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Проблема применения современных инновационных технологий в образовательном процессе вызвана информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования. Эффективное использование в педагогической деятельности различных инновационных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности, сделать процесс обучения более эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_muzalevskaya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО
Л. Н. Музалевская, преподаватель ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг», г. Белгород, Белгородская область
Аннотация
Сегодня в системе среднего профессионального образования анализ проблем доказывает необходимость использования инновационных технологий обучения, которая вызвана информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования. Эффективное использование в педагогической деятельности различных инновационных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности, сделать процесс обучения более эффективным.
Ключевые слова: инновационные технологии, система профессионального образования, образовательный процесс, эффективность.
В настоящий момент в системе среднего профессионального образования педагоги применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
1. Модульно-компетентностная технология. В основе находятся разработки основных профессиональных образовательных программ новых ФГОС. Но необходимо иметь в виду, что речь ведется не о программах конкретного учебного курса, а о комплексе средств и форм обучения, которые могут привести к достижению поставленных целей. При реализации таких программ на главный план выходит деятельность преподавателя, так как только он ставит учебные цели и от него зависит какие методы, и формы организации обучения будут использоваться для достижения поставленных целей.
Для проведения исследовательской работы преподавателю необходимо: определить компетенции, которые должны развиваться у обучающихся, определить содержание курса, найти и реализовать необходимые технологии обучения.
Благодаря данной технологии обучающийся имеет возможность выстроить дальнейшую деятельность в зависимости от своих профессиональных планов, познавательных возможностей и потребностей работодателей.
2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета. Эффективность этой технологии будет достигнута, когда в центре всей образовательной системы будет стоять личность обучающегося, обеспечены комфортные, бесконфликтные и безопасные условия ее развития, реализованы ее природные потенциалы. Личность обучающегося в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
Применение компьютерной техники студентами обеспечивает максимальный психологический комфорт эффективного обучения, дает возможность использования необходимой формы учебной работы, которая в лучшей степени соответствует его личностным характеристикам. Демонстрация результатов этой деятельности, к тому же способствует обмену опытом с другими.
Существенное значение имеет тенденция процесса информатизации образовательного учреждения: от освоения первокурсниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий.
Положительной стороной использования современных информационных технологий в образовательном процессе является применение электронных учебников, которые делают изучаемый материал более наглядным, позволяют не только воспроизводить на экране различные объекты и процессы, но и активно участвовать в этом самому обучающемуся.
Преподаватели должны использовать эти технологии на всех этапах обучения. Объяснение нового материала на уроках с использованием моделей и видеороликов оживляют изложение материала, обеспечивают демонстрацию того, что не удается показать в натуральном эксперименте и трудно воспринимается на рисунках.
Электронные учебники можно применять также при закреплении (повторении) учебного материала, при подготовке к экзаменам. При этом учебник выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения. Все это дает возможность повысить мотивацию обучения.
На уроках интерактивные средства можно использовать в следующих вариантах:
- подбор текстового и графического материала по теме урока;
- создание презентации;
- создание наглядного раздаточного материала.
Использование ИКТ на уроках общеобразовательных дисциплин и уроках профессионального обучения дает возможность:
- повысить у обучающихся интерес к предмету;
- обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу;
- выявлять и развивать способности обучающихся;
- овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- расширить виды совместной работы обучающихся, обеспечивающей получение ими коммуникативного опыта;
- повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучающихся
4. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования. Здесь необходимо объективно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, группы, параллели, образовательного учреждения в целом. Это может стать незаменимым средством при подготовке группового обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.
5. Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. Детальный анализ аспектов мониторинга позволяет контролировать уровень качества на всех этапах обучения, а не только на момент аттестации.
Предлагаемые элементы мониторинга: академическая активность, рубежный контроль, результаты практических заданий, итоговый контроль.
Анализ академической активности позволяет оценить: степень проработки теоретического материала (изучение теории), предварительный уровень полученных знаний (самоконтроль), систематичность и добросовестность приобретения практических навыков (работа над заданиями семинаров и лабораторными практикумами), степень творческого подхода к изучению материала.
6. Дидактические технологии.
Здесь должны реализовываться: самостоятельная работа, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью технических средств, система «консультант», «гарант», групповые, дифференцированные способы обучения и др. На практике лучше применять различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс учебного заведения. Для достижения эффективности данной технологии предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, эффективность образования при использовании инновационных педагогических технологий в процессе изучения дисциплин, происходит за счет:
- адаптации обучающегося к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
- возможности выбора более подходящего для обучающегося метода усвоения дисциплины;
- регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
- самоконтроля;
- доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
- поддержки активных методов обучения; - образной наглядной формы представления изучаемого материала;
- развития самостоятельного обучения.
Инновационные педагогические направления создают благоприятную образовательную среду для проведения эффективных учебных занятий.
Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.
Список использованных источников:
1. Бондаренко О. В. Современные инновационные технологии в образовании. Журнал «РОНО». Выпуск 16. Сентябрь 2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii
2. Габбасова Л.З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Габбасова Л.З. // Инновационные педагогические технологии: материалы V международная научная конференция. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - 61-63 с.
4. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В.И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень, 2013.
5. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / под ред. Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой. - СПб. : Изд-во ООО Полиграф-С, 2014. - 160 с.
6. Трофименко А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс]: Журнал «Sci-article.ru» № 13, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Данная статья посвящена вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам с помощью использования технологии «Портфолио». Автор описывает общую характеристику тех...
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Публикация на тему: "Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе"
В данной публикации отражены общие понятия традиционных и инновационных педагогических технологий.Отражены характеристики традиционных и инновационных педагогических технол...
Применение инновационных педагогических технологий на примере практико-ориентированного обучения при изучении электротехнических дисциплин.
Для студентов специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» знакомство с практическим обучением начинается со II курса с «Учебной практики по рабочей профессии». Эта п...
«Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий»
Проект об особенностях восприятия и заучивания стихов с помощью инновационных педагогических технологий...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В.А. СУХОМЛИНСКОГО В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
К.Е.КозловаСанкт-Петербургское бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей» На современном этапе развития ...
Методическая разработка и сценарий урока с использованием инновационных педагогических технологий. Тема урока: «Классификация сварных конструкций и основные требования к ним»
Методическая цель урока - активизация позновательной деятельности обучаемых профессии "Сварщик" на разных этапах урока теоретического обучения через использование развивающихся и...