Информационно-коммуникативные технологии при изучении специальных дисциплин
статья
Использование ИКТ при проведении занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-kommunikativnaya_tehnologiya.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ МО Жуковский техникум
Преподаватель спец. дисциплин
Е.А.Рыжова
Информационно-коммуникативные технологии при изучении специальных дисциплин
Одной из задач модернизации профессионального образования является его цифровизация, что предполагает активное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе для повышения информационно- коммуникативной компетентности будущих специалистов.
Сегодня мир стоит на пороге «цифровой» революции, поэтому возникает необходимость внедрения новых — цифровых — образовательных технологий. Особенно это важно для специалистов банка, работа которых непосредственно связана с информационными технологиями.
Процесс цифровизации образования имеет две стороны:
– во-первых, формирование цифровой образовательной среды, как совокупности цифровых средств обучения, онлайн-курсов, электронных образовательных ресурсов;
– во-вторых, глубокая модернизация образовательного процесса, призванного обеспечить подготовку человека к жизни в условиях цифрового общества и профессиональной деятельности в условиях цифровой экономик.
Системное, эффективное формирование информационно-коммуникативной компетенции для студентов сегодня возможно только при условии использования информационно-коммуникативных технологий. Они предполагают разработку и практическую реализацию совокупности методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Основной задачей современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).
Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:
1) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь со студентами через Internet, в том числе в режиме реального времени),
2) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).
На занятиях по экономическим дисциплинам компьютер может использоваться с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения.
Возможности современных информационных технологий огромны, что и определяет их место в учебном процессе. Информационно-коммуникативные технологии можно использовать на любой стадии занятия при решении многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе Power Point позволило отказаться почти ото всех ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда «в движении»)
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям профессионального образования:
-вычислительные- быстрое и точное преобразование любых видов ин- формации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
-трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
-комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
-графические- представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
-моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.
Перечисленные возможности компьютера могут формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений. На этапах занятия, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у студентов, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит преподавателю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения студентов к учению.
На занятиях по спец. дисциплинам ставятся следующие цели использования информационно-коммуникативных технологий:
-повышение эффективности и качества процесса обучения;
-повышение активности познавательной деятельности;
-углубление межпредметных связей;
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
-развитие различных видов мышления;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
-эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
-развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
-формирование умений осуществлять экспериментально—исследовательскую деятельность.
-подготовка информационно грамотной личности.
Сегодня в образовательных учреждениях происходят серьезные перемены. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы. Решение этих задач неразрывно связано с применением информационно-коммуникативных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)
Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...
Нетрадиционный урок, как способ компетенстного подхода при изучении специальных дисциплин
О роли нетрадиционных форм обучения в учреждениях СПО. Необходимость использования современных образовательных технологий в обучении дисциплин профессионального цикла....
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...
Технология объектного изучения естественнонаучных дисциплин
В материале представлен опыт применения и подробно описана технология объектного изучениия...
Использование видеоматериалов в проектной деятельности обучающихся как средство формирования профессиональных и общих компетенций при изучении специальных дисциплин
Представление опыта использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе видеоматериалов на уроках профессиональных дисциплин по пофессии "Повар, кондитер", специальности &qu...
Патриотическое воспитание обучающихся ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в процессе изучения специальных дисциплин
В статье рассмаириваются понятия "патриотизм", "патриотическое воспитание", анализируется опыт работы педагага специальных и общепрофессиональных дисциплин по патриотическому воспи...
Условия эффективного использования инновационных педагогических технологий при изучении экономических дисциплин для обучающихся спо
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Проблема применения современных инновационных технологий в образовательном процессе вызвана инфо...