Статья: "Здоровьесберегающий потенциал технологии критического мышления"
статья на тему

Карапетян Алина Саядовна

Содержит опыт моей работы по внедрению этой технологии в преподавание химии в СПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий потенциал технологии критического мышления.

Химия – одна из самых сложных наук для понимания студентами. Изучение химии требует от студентов когнитивных способностей: умений устанавливать причинно-следственные связи и логические цепочки, показывать графически и творчески информацию в различных ситуациях. Например, для того чтобы понять строение молекулы, необходимо выйти на новый уровень познания, т. е. начать мыслить абстрактно.

Трудности, возникающие при изучении такого логически организованного предмета, как химия, могут быть связаны с низкими темпами развития логических процессов в головном мозге. Основные определения химии и принципы опираются на  абстрактной и логическом восприятии, что воспринимаются студентами с большим физическим и нервным напряжением.

Так возникает противоречие. С одной стороны знания, для усвоения которых требуются особые когнитивные способности, с другой отсутствие в связи с особенностями роста и развития умений устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логические цепочки, выражать информацию графически и творчески подходить к разнообразным ситуациям

Помочь студентам получить хорошие знания, развить логические когнитивные способности, т.е. достичь метапредметных, предметных  и личностных результатов, сохранив при этом психофизическое равновесие, может современная образовательная технология «технология развитие критического мышления» (РКМ). Технология РКМ дает возможность разрешить эти трудности.

Работая в по технологии критического мышления, преподаватель перестает быть главным источником информации и, превращает обучение в совместный поиск.

Получая новую информацию, студенты должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

 Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических приемов, одним из которых может служить разработанная американскими педагогами  Дж. Стил, К. Мерезитом и Ч. Темплом [1] педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам деятельности личности.

Технологические этапы

I стадия. Вызов.

- актуализация имеющихся знаний,

- мотивация к получению новой информации по данной теме,

- постановка студентом собственных целей обучения

II стадия. Осмысление содержания.

- получение новой информации,

III стадия. Рефлексия.

- размышление, рождение нового знания,

- постановка студентом новых целей обучения

Применение этой технологии на занятиях способствует сбережению психического и физического здоровье студентов. Разнообразные  приемы уменьшают  утомление и напряжение студентов. Они работают в парах и индивидуально, группах постоянного и переменного состава, выступают то в роли ученика, то в роли учителя, осуществляя процесс взаимообучения и взаимоопросса, развивают коммуникативность, учатся отвечать за свои слова и действия, приобретая уверенность в себе и повышая самооценку.

Приведу некоторые примеры использования технологии критического мышления в своей практике.

1. Преподаватель объявляет тему занятия, например: «Электролиз». Затем предлагает немного подумать об этом химическом процессе. И в течении короткого времени ответить на вопрос:

Что вы знаете об электролизе? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете?

Нужно написать все, что придет в голову. Значения нет верно ли написано. Все что написали студенты, должны обсудить с соседом по парте.

Все, что написали и обсудили студенты в парах, преподаватель выносит на общее обсуждение. Возникает дискуссия. В ходе которого возникает новое знание.

2. Прием «Таблица фактов»

Составляется следующим образом: преподаватель дает факты, а студенты должны с ними не согласиться или подтвердить записями из лекции или учебника.

ФАКТЫ

“ДА”

 “НЕТ”

 

 

 

Например,

фАКТЫ

“ДА”

“НЕТ”

ГИДРОКСИД НАТРИЯ-ЩЕЛОЧЬ

 Растворимое основание

 

3. Прием “Синквэйн”

Синквэйн - это стихотворение, которое требует изложить информацию в кратко и сжато.

Правила написания синквэйна:

В первой строчке - существительным.

Вторая строчка-это два прилагательных.

Третья строка-описание тремя глаголами.

Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Синоним.

Синквэйны-это способ рефлексирования, синтеза и обобщения знаний

Например,

  1. Серная кислота
  2. Сильная, двухосновная, бесцветная, тяжелая
  3. Нейтрализует, окисляет, обезвоживает
  4. Важный реагент народного хозяйства
  5. Мать кислот.

4. Приём “Ключевые слова”

 Составить рассказ по теме, используя ключевые понятия.

Как правило при анализе занятий с применением этой технологии учащиеся показывают положительные результаты. Это повышает не только мотивацию к изучаемому предмету, но и сохраняет психическое и физическое здоровье обучающихся.

Литература

  1. Заир С.И. – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
  2. Халпери Д. Психология критического мышления. СПб, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

технология критического мышления

Основное содержание данной технологии, способ ее применения....

Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.

В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру  как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО

Урок русского языка с использованием технологии  критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...

Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.

               Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...

Современные педагогические технологии в реальной практике учителей. Технология критического мышления в моей практике

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы....