Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.
план-конспект занятия на тему

Кузнецова Светлана Александровна

               Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости комплексного подхода к работе над темой и заканчивается подведением итогов.  Использование элементов интегрированного обучения, позволяют усилить междисциплинарные связи, расширить сферу получаемой информации и, что особенно важно, повысить мотивацию обучения.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кейс                                                         "Под прицелом – сердце"

Всемирный день сердца  отмечаемый ежегодно 29 сентября, впервые был организован в 1999 году по инициативе Всемирной федерации сердца. Цель введения новой даты — повысить осознание в обществе опасности, которая вызвана эпидемией сердечно-сосудистых заболеваний в мире, а также инициировать всеобъемлющие профилактические меры в отношении ишемической болезни и мозгового инсульта во всех группах населения.

Статья из газеты: «АиФ. Здоровье» № 49 08/12/2011

Беседует журналист газеты "Аргументы и факты" с главным кардиологом Московской области, заслуженным врачом России, профессором Юрием Поздняковым.

 «АиФ. Здоровье»: – Юрий Михайлович, сейчас все только и говорят, что о росте сердечно-сосудистых заболеваний в России. С какими проблемами чаще всего поступают к вам пациенты?

Ю.П.: – С гипертонической болезнью, инфарктом миокарда, ишемической и коронарной болезнью сердца.

«АиФ. Здоровье»: – Больных стало больше?

Ю.П.: – Они стали тяжелее. Многие приходят к нам слишком поздно, когда уже диагностируются опасные сердечно-сосудистые осложнения. В нашей стране очень плохо проводится работа по информированию людей о симптомах болезни сердца и сердечно-сосудистой системы. Я являюсь сторонником программы «Сердце для жизни». Необходимо все силы бросить на первичную профилактику сердечно-сосудистых заболеваний  здоровых людей. Сюда относятся праздники сердца, распространение листовок, выпуск санбюллетеней и т.д., где специалисты знакомят простых людей с симптомами сердечно-сосудистых заболеваний.

 «АиФ. Здоровье»: – Юрий Михайлович, легко ли быть здоровым?

Ю.П.: – Самое простое и в то же время самое сложное – это выработать привычку быть ответственным за свое здоровье. Обязательно надо проходить периодический профилактический контроль основных показателей здоровья (артериальное давление, уровень холестерина и сахара в крови, индекс массы тела и т. д.) должен стать нормой.

«АиФ. Здоровье»: – О прописных истинах, которым должны следовать все люди, мы постоянно твердим  со страниц нашей газеты. Напомните их пожалуйста.

Ю.П.: – Простые истины должны быть привычкой. В том числе здоровое питание, устойчивость к стрессам, отказ от курения и злоупотребления алкоголем. Особое значение имеет физическая активность, которая должна соответствовать уровню тренированности организма с учетом возраста и имеющихся заболеваний.

«АиФ. Здоровье»: – И в чем же секрет?

Ю.П.: – Самое простое решение – это ходьба в разном темпе. 10 тысяч ежедневных шагов должны стать нормой для каждого взрослого человека, что составляет 3–5 км. В этом случае вам не грозит лишний вес, который может быть причиной многих болезней. Надо поддерживать нормальный вес рациональным питанием и двигательной активностью, а также контролировать его с помощью индекса массы тела или объема талии (норма у женщин < 80 см, у мужчин < 94 см).

Помните, что у каждого человека только одно сердце и одна жизнь, и как вы ее проживете, во многом зависит от вас. Наградой за здоровый образ жизни будет счастливое долголетие.

Статья из газеты: АиФ Здоровье №38 18/09/2014 Давид Георгиевич Иоселиани -доктор медицинских наук, профессор, лауреат Государственной премии.

 «АиФ. Здоровье»:- Давид Георгиевич, ваши основные претензии населению. Что мы делаем не так? Почему сами себе создаем риски?

Д.Г.: - Главное, безобразно относимся к своему здоровью. Это традиционно. Мы всегда, если что-то не так, начинаем советоваться, звонить тому, сему, даже когда инфаркт. Это в немалой степени продиктовано недоверием к врачам: они и безобразные, они и взяточники... Не замечаем, не признаем, что не они, а настоящие специалисты, самоотверженные труженики делают погоду в охране здоровья. Дороже здоровья ничего нет. И пока мы этого не осознаем на личном уровне, ситуация с болезнями сердца и сосудов, не изменится.

 «АиФ. Здоровье»: – Давид Георгиевич, а что человек сам должен делать для сохранения своего здоровья?

Д.Г.: - Не курить. У курящих по сравнению с некурящими значительно чаще бывают инфаркт миокарда и стенокардия. Курение – это и онкология, и диабет… Необходима физическая активность.

Не надо иметь лишнего веса.

С 35 лет, особенно если у вас в роду наблюдались сердечно-сосудистые заболевания, надо хотя бы раз в год приходить на профилактические обследования, чтобы на 85–90% быть спокойным. На все 100% не получится: инфаркт миокарда происходит от того, что на атеросклеротическую бляшку, которая есть в сосуде, «садится» тромб и полностью закупоривает сосуд, а вот от тромба мы на 100% не можем защититься. Хотя я всем, даже здоровым людям, рекомендую после 40 лет, если нет противопоказаний, принимать специальные кроворазжижающие препараты с аспирином. Они улучшают микроциркуляцию крови, а с возрастом она нарушается, особенно у людей, которые ведут малоподвижный образ жизни.

И ни в коем случае нельзя терпеть боль в груди, надо сразу обращаться к врачу. Лучше пусть это будет неоправданная паника, зато мы сможем предупредить инфаркт.

http://cdnimg.rg.ru/pril/article/111/06/84/6_polosa-600.jpg



Предварительный просмотр:

Ситуация:

"Несколько дней держалась не резкая боль за грудиной, повышенное артериальное давление, сильная одышка, потливость. Поднявшись к вам на 2 этаж почувствовал, что боль за грудиной стала кинжальная и сильная слабость. Что со мной происходит и что мне делать?

 Строение стенки сердца:

  1. Заполнить таблицу

Название слоя

Тип ткани

Строение

Функции

Эндокард

Миокард

Эпикард

Вывод:

Изучив строение стенки сердца, мы выяснили, что при неправильном кровоснабжении миокарда случается __________________________________ сопровождающийсясимптомами___________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________.

2.Расставьте  ваши действия в хронологическом порядке:

1. вызвали врача;

2. оказали первую помощь;

3. изучили строение сердца;

4. выяснили существование патологии в сердце;

5. определили симптомы.

6. по симптомам определили инфаркт миокарда;



Предварительный просмотр:

Ситуация

"Мужчине 42-45 лет, явно с избыточным весом. Несколько дней держалась не резкая боль за грудиной, повышенное артериальное давление, сильная одышка, потливость. Поднявшись к нам  на 2 этаж почувствовал, что боль за грудиной стала кинжальная и сильная слабость. Что с ним происходит и что ему делать?"

1.Определите по симптомам вид заболевания (подчеркните).

Симптомы :

а) инфаркта миокарда- кинжальная боль за грудиной,  сильная слабость, сильная одышка, повышенное артериальное давление.

б) ишемическая болезнь сердца- характеризуется головными болями, головокружением, беспокойством, плохой памятью, нарушениями сна;

в) пролапс митрального клапана- понижение физической работоспособности; панические атаки; предобморочное состояние; резкая смена настроения.

г) стенокардия- боль давящая, сжимающая, интенсивность изменяется, стеснения в груди, шее, горле.

2. Ответьте на вопросы:

а) Что такое миокард?__________________________________________________

б) Что такое инфаркт миокарда?________________________________________

в) В результате чего возникает инфаркт?___________________________________

г) Указать миокард на рисунке.12037-uroki-biologii-8-klass-stroenie-i-rabota-serdca

3. Как необходимо оказать  первую помощь при данном заболевании?

Вывод:

Мы считаем, что у данного мужчины заболевание (какое?)_______________________________________________________________, потому что мы наблюдаем симптомы_____________________________________

Оказать первую помощь необходимо следующую_____________________________

 ______________________________________________________________________.

Миокард это средняя сердечная оболочка, образована сердечной поперечно-полосатой мышечной тканью и состоит из трех мышечных слоев. Она обеспечивает ритмичное сокращение предсердий и желудочков.


Инфаркт миокарда это омертвение участка сердечной мышцы. Происходит инфаркт главным образом по причине нарушения тока крови по одной из ветвей коронарных артерий. Инфаркт миокарда может локализоваться в различных участках сердечной мышцы, однако чаще всего инфаркт поражает левую часть сердца, испытывающую наибольшую нагрузку. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый день этот орган вырабатывает такое количество энергии, которого было бы достаточно для перемещения тяжелого грузовика на расстояние более 32 километров.

Слайд 2

Это орган доставляет кровь почти 75 триллионам клеток нашего тела.

Слайд 3

Оно самое большое – у синего кита, потому что весит более 680 килограмм .

Слайд 4

В нем все предельно просто. Ничего лишнего и в этой простоте само совершенство. неизвестный древнегреческий врач

Слайд 5

Тема: «Сердце»

Слайд 6

Проблема Причины: Пути решения проблемы: 1. 2. 3. 1. 2. 3. Время выполнения 10 мин.

Слайд 7

Проблема Причины: Пути решения проблемы: 1. 2. 3. 1. 2. 3. Время выполнения 10 мин.

Слайд 8

Проблема Рост сердечно-сосудистых заболеваний Причины: Пути решения проблемы: 1. 2. 3. 1 . 2. 3. Отсутствие информации о симптомах Позднее обращение к врачам Безобразное отношение к своему здоровью Распространение информации о симптомах в виде праздников сердца, листовки и т.д . Частое обращение к врачам и обследование , особенно людей группы риска . Вести здоровый, активный образ жизни- ходьба, правильное питание и т.д.

Слайд 9

Ситуация: Мужчине 42-45 лет, явно с избыточным весом. Несколько дней держалась не резкая боль за грудиной, повышенное артериальное давление, сильная одышка, потливость. Поднявшись к нам на 2 этаж почувствовал , что боль за грудиной стала кинжальная и сильная слабость. Что с ним и что ему делать?

Слайд 10

Ситуация: Мужчине 42-45 лет, явно с избыточным весом. Несколько дней держалась не резкая боль за грудиной, повышенное артериальное давление, сильная одышка, потливость. Поднявшись к нам на 2 этаж почувствовал , что боль за грудиной стала кинжальная и сильная слабость. Что с ним и что ему делать?

Слайд 11

«Мы считаем, что……». «Потому что…..». «Мы можем доказать на примере…..». «Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что….».

Слайд 12

Пословицы: Глаза только видят, решает же сердце. Есть сердце, да закрыто дверцей. Сердце сердцу весть подает.

Слайд 13

Строение стенки сердца Название слоя Особенность строения Выполняемая функция Эндокард Миокард Эпикард защитная функция п лоские эпителиальные клетки в ыстилает полости предсердий и желудочков с остоит из 3 мышечных слоев о беспечивает сокращение и расслабление п ереходит в серозный перикард

Слайд 14

Так выглядет сердце? Древний знак земли и плодородия, ассоциируясь исключительно с женским началом и рождением новой жизни.

Слайд 15

Расположение сердца в грудной полости

Слайд 16

Внешнее строение сердца Основание Верхушка Легочная пов-ть Грудино-реберная пов-ть Венечная борозда Передняя межжелудочковая борозда

Слайд 17

Эволюция сердца

Слайд 18

Внутреннее строение сердца

Слайд 19

Строение сердечной мышцы 1. Клетки плотно прилегают друг к другу. 2. Единица ткани- кардиомиоцит . 3. Сокращаются клетки автоматически. 4. Подчиняются автономной нервной системе.

Слайд 20

Сердечный цикл Систола предсердий Систола желудочков Диастола предсердий и желудочков

Слайд 21

Оценка за урок молодец



Предварительный просмотр:

Приложение 1. 

Критерии оценивания

Параметры оценивания

Максимальное количество баллов

Балл за выполненную работу

Определение проблемы

5

Нахождение причин возникновения проблемы

3

Определение путей решения проблемы

3

Приложение 2.

Критерии оценивания

Параметры оценивания

Максимальное количество баллов

Балл за выполненную работу

Определение заболевания сердца

5

Определение стенки миокарда

3

Оказание первой помощи

3



Предварительный просмотр:

Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.

Специальность:     310201 «Лечебное дело»

Дисциплина:        «Анатомия и физиология человека»

Тема занятия:             Строение сердца.

Курс:                           I

Тип занятия:         урок усвоения новых знаний с использованием элементов технологии  

                                 критического мышления и кейс - технологии.      

Вид занятия:         практическое

Время:                    45 мин.

Цели и задачи:

  • образовательные:
  • актуализировать знания о сердце;
  • выработать умения применять знания в комплексе в новых условиях;
  • выявить пробелы в знаниях для дальнейшей отработки;
  • активизировать знания и умения, полученные  студентами на занятиях по общеобразовательным и специальным дисциплинам;
  • оценить результаты усвоения студентами знаний, и умения применять эти знания при решении задач проблемного и прикладного характера.
  • развивающие:
  • содействовать формированию у студентов представления о процессе обучения  как о целостном комплексе, показать необходимость глубокого сознательного усвоения не  только специальных, но и общегуманитарных дисциплин по избранной специальности;  
  • развивать умение систематизировать знания, полученные на занятиях по анатомии и физиологии человека и специальных дисциплин, умение выделять связи, развивать познавательный интерес;
  • развивать способность применять языковые навыки на практике на продуктивном уровне;
  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом, а также умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, выполнять другие мыслительные операции;
  • развивать самостоятельность в решении учебных проблем;
  • развивать умения пользоваться приемами сравнения, обобщения,  систематизации;
  • развивать у учащихся умения добывать необходимую информацию, перерабатывать ее;
  • содействовать развитию наблюдательности, активности, воображения, профессионального интереса и творческой инициативы, навыков самоконтроля, самооценки;
  • способствовать формированию специалиста, способного адаптироваться в быстро меняющихся условиях, умеющего самостоятельно решать возникшие проблемы, обладающего критическим, творческим мышлением;
  • воспитательные:
  • продолжить формирование профессиональных качеств будущего медработника: внимательности, аккуратности, добросовестности, чувства долга,  ответственности за результаты учебного  труда;
  • содействовать формированию личности будущего специалиста, способности к полноценной профессиональной деятельности;
  • продолжить формирование у студентов собственного отношения к изучаемому материалу;
  • воспитывать настойчивость, упорство в достижении поставленных целей.
  • методические:
  • продемонстрировать возможности использования на занятии  элементов       интегрированного обучения;
  • продемонстрировать эффективность применения на занятии компьютерных презентаций для повышения результативности обучения;
  • отработать методику применения элементов проблемного обучения в решении проблемных ситуаций.

Задачи урока:

  • образовательные: 
  • актуализация знаний по теме, формирование информационной культуры обучающихся.
  • развивающие:
  • развитие мотивации к изучению анатомии и физиологии человека,  навыка догадки, интеллекта, памяти, критического мышления, совершенствование внимания
  • воспитательные:
  • создание условий  для формирования способности к сотрудничеству и взаимопомощи, воспитание умений работать индивидуально и в группах.

Ожидаемые результаты: 

  • повышение интереса к изучению анатомии и физиологии человека,  активизация деятельности всех учащихся, содействие повышению самостоятельности и инициативности учащихся, развитию их индивидуальных творческих возможностей, применение знаний и навыков, приобретенных на уроке в практической деятельности и в жизни.

Методы и приёмы обучения:

  • словесные  (беседа);
  • наглядные (карточки, схемы, компьютерные слайды);
  •        практические  (выполнение заданий и упражнений различных типов с     использованием элементов технологии критического мышления и  кейс - технологии).

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Формы взаимодействия:

  • учитель-учащийся;
  • учащийся-учащийся.

Формы организации работы учителя: 

  • консультант, координатор, организатор внутреннего и внешнего аспектов взаимодействия, инициатор, лидер и равноправный участник общения;
  • при организации групповой работы преподаватель ведет наблюдение и учитывает, каким образом такие факторы, как выбор лидера, способность принимать решения, индивидуальные особенности каждого члена группы, роли участников общения, предлагаемые задания и учебный материал, влияют на поведение группы, способствуют или мешают сотрудничеству, совместной работе. 

Методическая и педагогическая эффективность используемых функций:

  • в условиях реализации приёмов, обеспечивающих необходимое усвоение новых знаний, активизируется мыслительная деятельность всех участников учебной работы, повышается мотивация и развивающий эффект обучения;
  • эффективно организованная форма работы в группах способствует также раскрытию и развитию поисково-исследовательских навыков и возможностей каждого участника общения;

Интеграционные связи:    терапия, педиатрия, хирургия   и др.

Учебно-методическое обеспечение:

  • дидактический материал (инструктивная карта, кейс);
  • технические средства обучения  (ноутбук, экран, проектор, документ-камера);

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:  

                                     

  • студент должен знать:
  • основные анатомические термины;
  • части тела человека;
  • системы органов;
  • полости тела;
  • морфологические типы конституции;
  • многоуровневость организма человека;
  • строение клетки, её функции;
  • строение ткани, её функции, классификацию, место расположения в организме;
  • студент должен уметь:
  • использовать знания анатомии и физиологии человека для проведения профилактических здоровьесберегающих мероприятий, обследования пациента, постановки диагноза, проведения лечебных мероприятий и оказания простых медицинских услуг.
  • уметь дать самооценку достигнутого уровня усвоения;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • организовывать и оказывать необходимую медицинскую помощь пострадавшим в сложных ситуациях.

МЕСТО ДАННОГО ЗАНЯТИЯ В РАЗДЕЛЕ:

               Учебное занятие проводится в соответствии с рабочей программой по «Анатомии и физиологии человека», которая является одним из модулей общепрофессиональных дисциплин и реализует задачи ГОС СПО.  Максимальное достижение целей обеспечивается выбором типа и вида учебного занятия.

               Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости комплексного подхода к работе над темой и заканчивается подведением итогов.  Использование элементов интегрированного обучения, позволяют усилить междисциплинарные связи, расширить сферу получаемой информации и, что особенно важно, повысить мотивацию обучения.    

     

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ (ХРОНОКАРТА)

№ п/п

                                Этапы    занятия

Время

проведения  

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Постановка проблемы. Целеполагание.

фронтальная беседа

Формирование и актуализация новых знаний, необходимых для применения в новых условиях.

- аналитический этап:

а) обсуждение кейсов в группах;

б)  презентация решений;

Усвоение образца комплексного применения знаний.

-практический этап:

а)  знакомство с ситуацией;

б) изучение средней стенки сердца;

в) определение миокарда по рисунку;

г) определение заболевания по симптомам;

д) оказание первой помощи;

е) составление алгоритма действий;

ж) презентация решений

Применение полученных знаний  в новых условиях.

ПОПС

Домашнее задание.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

1 мин.

2 мин.

2 мин.

10 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

1 мин.

4 мин.

                                            ИТОГО:                                                                    45

Ход урока:

I. Организационный момент

1.Приветствие учащихся.

  • Здравствуйте! Добрый день, мои друзья!

Посмотрите на меня. Посмотрите друг на друга.

И скажите, не тая, что все, мы здесь друзья!

  • Надеюсь, что наше занятие пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех.
  •  Начиная наш урок, я желаю вам в каждое задание вложить свою частичку сердца!
  • И так начнем!!!!

Посмотрите на экран

II. Мотивация учебной деятельности.

1.Демонстрируются первые кадры презентации «сердце» (музыкальное сопровождение)

2.Появляется эпиграф:    «В нем все предельно просто. Ничего лишнего и в этой простоте

само совершенство».

3.Слово учителя: Сегодня разговор будет о самом удивительном органе нашего тела, таком знакомом и незнакомом, изученном и загадочном. Это необыкновенный орган....

4.Вопрос учителя: «О каком органе идет речь?»

5.Ответ детей: СЕРДЦЕ

6.Включаю слайд сердце

7.Читаю стих “Сердце”.

Что такое сердце?

Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий? 
Так или иначе, все земное 
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

8. Поэты всех времен и народов воспевают сердце, посвящая ему самые красивые поэтические строки.

9. Вопрос учителя: Какое бывает сердце?  Любящее сердце, красное, сердце матери.

10. Вопрос учителя: Может быть вы предложите свои варианты? Каким оно бывает наше сердце?

11. Может быть вы знаете произведения о сердце или в названии звучит сердце. Горький "Данко", Булгаков "Собачье сердце", Гауф "Холодное сердце".

III. Постановка проблемы. Целеполагание

 1.Слово учителя:

        Во второй половине ХХ века основную опасность для здоровья стали представлять неинфекционные заболевания, в первую очередь болезни сердечно-сосудистой системы. Исследования показали, что сердечные заболевания стоят на первом месте по количеству смертельных исходов, даже опережая раковые заболевания. Медицинская статистика неутешительна: инфаркты, атеросклероз и другие проявления ишемической болезни сердца молодеют. Все чаще они встречаются у людей 30-35 лет.

        Тревожная статистика, говорит о том, что Россия занимает первое место в мире по смертности от заболеваний сердца из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда ежегодно умирают 330 мужчин и 154 женщины. Среди общей смертности в России сердечно-сосудистые заболевания составляют 57 %. В год от сердечно-сосудистых заболеваний в России умирают 1 млн 300 тысяч человек – население крупного областного центра. 

2. Вопрос учителя:  Подумайте и скажите, какая  проблема затрагивается в этом информационном блоке?   Ваши предположения? 

3.Если есть проблема, значит ей предшествовали какие-то причины, а уж если есть проблема должны быть обязательно пути ее решения.

4.Включаю слайд пустая таблица

IV. Формирование и актуализация новых знаний, необходимых для применения в новых условиях.

1. Определить причины  и найти пути решения проблемы нам помогут кейсы.

Кейс содержит текс - информацию о проблеме, алгоритм ваших  действий; приложение 1, 2-  это оценочный лист; ситуация и задания к ситуации.

2. Анализировать, принимать решения  вы будете в группах, но отчет о работе будет презентовать один представитель от группы.

3. Найдите текст "Сердце под прицелом"  это отрывки из статей газеты "Аргументы и факты" в которых журналист берет интервью у заслуженных врачей кардиологов Юрия Михайловича Позднякова и Давида Георгиевича Иоселиани, прочитайте его, проанализируйте, обсудите, необходимую информацию запишите в таблицу.

4. Время ограничено 10 мин.

Аналитический этап 

1. Время пошло.

2. Время закончилось.

3. Обсуждаем причины и пути решения

4. Включаю слайд заполненная таблица

5. Ребята, скажите,  вы - как будущие специалисты, по какому пути решения этой проблемы пойдете? И какой вклад можете внести уже сейчас?

6. Подведем итоги. У вас на столе лежит оценочный лист  5 баллов за определение проблемы я предлагаю поставить всем группам 5 баллов, а вы поставьте балл за каждую причину и путь решения. Посчитайте.

7. Сколько получилось?

Здоровьесберегающая технология  (физкультминутка) (Встаньте и поздравьте друг друга с успехом рукопожатием).

V. Усвоение образца комплексного применения знаний

Практический этап

1.Слово учителя:  Нам необходимо помочь конкретному человеку, который  зная, что вы являетесь студентом медицинского колледжа, обратился к вам с просьбой о помощи.

2.Ситуация:

"Мужчине 42-45 лет, явно с избыточным весом. Несколько дней держалась не резкая боль за грудиной, повышенное артериальное давление, сильная одышка, потливость. Поднявшись к нам  на 2 этаж почувствовал, что боль за грудиной стала кинжальная и сильная слабость. Что с ним происходит и что ему делать?"

3.Скажите, пожалуйста:

1) Скорее всего о нарушении функции какого органа идет речь? (Сердца или сердечно-сосудистой системы)

2)  Достаточными ли  знаниями вы обладаете, чтобы помочь человеку? (нет)

3)  Можете ли вы сейчас по данным симптомам предположить причину недуга? (нет) 

4. Слово учителя: для того чтобы профессионально помочь этому человеку, мы должны знать строение сердца. Сердце -  это орган состоящий из трех слоев, на сегодняшнем уроке мы познакомимся только со средним слоем.

5. Слово учителя: И так юные медики заседание консилиума начинается!!!

6.Фронтальный опрос:

  • Что такое миокард?
  • Из какого типа ткани образован миокард?
  • Какую функцию выполняет миокард?

6. Проверка рисунка через документ камеру.

7. Презентация ответа

8. Подведем итог. Выставим баллы

VI. Применение полученных знаний  в новых условиях.

Создание продукта урока

«Мы считаем, что…».

«Потому что …».

«Мы можем  это доказать на примере …».

«Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…»

VII. Домашнее задание.

Д.з. создать информационную памятку: "Внимание!!! Симптомы заболеваний сердечно-сосудистой системы"

VIII.  Подведение итогов занятия. Рефлексия.

О сердце есть много пословиц и поговорок я вам представила только 2 из них. Как вы понимаете первую пословицу

* Глаза только видят, решает же сердце. Как вы понимаете эту пословицу? вы много увидели сегодня на уроке, но только вашему сердцу решать необходимы эти знания или нет. Поднимите руку те, кто считает, что наш урок был для него полезным (считает полезной для себя … или что-то в этом роде)

* Есть сердце, да закрыто дверцей. Поднимите руку те, кто считает полученную информацию неважной для себя

а мне очень близка эта пословица, потому что я хотела,  чтобы этот урок был вам  полезен

* Сердце сердцу весть подает. Как вы понимаете эту пословицу?

Ситуация

"Мужчине 42-45 лет, явно с избыточным весом. Несколько дней держалась не резкая боль за грудиной, повышенное артериальное давление, сильная одышка, потливость. Поднявшись к нам  на 2 этаж почувствовал, что боль за грудиной стала кинжальная и сильная слабость. Что с ним происходит и что ему делать?"

1.Определите по симптомам вид заболевания (подчеркните).

Симптомы :

а) инфаркта миокарда- кинжальная боль за грудиной,  сильная слабость, сильная одышка, повышенное артериальное давление.

б) ишемическая болезнь сердца- характеризуется головными болями, головокружением, беспокойством, плохой памятью, нарушениями сна;

в) пролапс митрального клапана- понижение физической работоспособности; панические атаки; предобморочное состояние; резкая смена настроения.

г) стенокардия- боль давящая, сжимающая, интенсивность изменяется, стеснения в груди, шее, горле.

2. Ответьте на вопросы:

а) Что такое миокард?__________________________________________________

б) Какой тип ткани образует миокард?____________________________________

в) Какую функцию выполняет миокард?____________________________________

г) Что такое инфаркт миокарда?________________________________________

д) В результате чего возникает инфаркт?___________________________________

3. Указать миокард на рисунке.

4. Как необходимо оказать  первую помощь при данном заболевании?

Вывод:

Мы считаем, что у данного мужчины заболевание (какое?)_______________________________________________________________, потому что мы наблюдаем симптомы_____________________________________

Оказать первую помощь необходимо следующую_____________________________

 ______________________________________________________________________.

5.Расставьте  ваши действия в хронологическом порядке:

1. вызвали врача;

2. оказали первую помощь;

3. изучили строение сердца;

4. выяснили существование патологии в сердце;

5. определили симптомы.

6. по симптомам определили инфаркт миокарда;

Миокард это средняя сердечная оболочка, образована сердечной поперечно-полосатой мышечной тканью и состоит из трех мышечных слоев. Она обеспечивает ритмичное сокращение предсердий и желудочков.


Инфаркт миокарда это омертвение участка сердечной мышцы. Происходит инфаркт главным образом по причине нарушения тока крови по одной из ветвей коронарных артерий. Инфаркт миокарда может локализоваться в различных участках сердечной мышцы, однако чаще всего инфаркт поражает левую часть сердца, испытывающую наибольшую нагрузку. 



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО

Урок русского языка с использованием технологии  критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...

«Использование технологии критического мышления на уроках естественно-научного цикла»

Данный материал был подготовлен к педагогическому совету по различным педагогическим технологиям. Презентация была составлена по итогам опыта использования технологии критического мышления на уроках е...

«Использование информационно – коммуникационных технологий в преподавании анатомии и физиологии человека»

Краевое  государственное  бюджетное  образовательное  учреждениесреднего профессионального образованияМинусинский  медицинский  техникум   Докладдля  ...

Методическая разработка урока по дисциплине «Анатомии и физиологии животных» с использованием технологии развития критического мышления

В данной методической разработке представлен урок по теме «Железы внутренней секреции» по дисциплине «Анатомия и физиология животных», разработанной с учетом новых требований, предъявляемых в ФГОС СПО...

Статья на тему: Разработка урока на тему:Арифметические, строковые и логические выражения» для учащихся 9 класса с использованием элементов технологии развития критического и логического мышления

Применение технологии критического мышления на уроках информатики. Эти приемы позволяют вызвать интерес учащихся к предмету, развивают логическое и творческое мышление.К настоящему времени сложилось з...