Современные педагогические технологии в реальной практике учителей. Технология критического мышления в моей практике
статья

Матвеева Людмила Александровна

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в реальной практике

учителей. Технология критического мышления в моей практике

Секционная площадка № 1

Матвеева Людмила Александровна, учитель начальных классов,

МБОУ Хреновская СОШ № 1

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. ( Халперн Д., 2000)

Для того чтобы на уроке царила атмосфера творчества, необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы дети проявляли интерес, подключали  воображение, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Современных детей очень трудно мотивировать к поиску какой-либо информации. И всё из-за того, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала. Причина - низкий уровень  развития критического мышления. А в современном мире это очень важно.

Я использую некоторые приёмы технологии «Развития критического мышления». Они могут помочь учащимся мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.

Мозговая атака. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 этап: учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 этап: обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией.

Эссе. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. Чаще я использую 10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся я предлагаю организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого я прошу в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Заключение.

Формы урока по технологии развития критического мышления отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.

Исходя из всего сказанного, принципиальными моментами для технологии развития критического мышления являются:

- активность субъектов в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- идея ценности личности;

- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Список литературы:

-Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

-Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000, 512с.

-Федотовская Е.И. К проблеме развития навыков критического мышления при работе с иноязычными текстами. // «Текст. Восприятие, информация, интерпретация». Сб. докладов I Международной научной конференции Российского нового университета. - Москва, 2003. - с.279 – 283с.

- Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена 2001, № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

технология критического мышления

Основное содержание данной технологии, способ ее применения....

Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.

В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру  как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...

Урок русского языка с использованием технологии критического мышления посредством чтения и письма «Словообразование» для обучающихся 1 курса ПОО СПО

Урок русского языка с использованием технологии  критического мышления посредством чтения и письма Тема урока: «Словообразование»...

технология критического мышления

Уроки ИЯ способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди иннов...

Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.

               Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...