Рабочая программа и КТП по географии 9 класс
рабочая программа на тему

Кораблева Татьяна Сергеевна

В рабочей программе представлены содержание географического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geo_9.doc407.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное   бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 34 города Новошахтинска

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании педагогического совета

протокол №

 от  « __» августа 201_ года

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 34  __________________

ФИО

Приказ №___ от «___» августа 201_г

   

Рабочая программа

по   географии

Уровень общего образования (класс) основное общее образование,  

9 класс

Количество часов  68

 Учитель   Кораблева Татьяна Сергеевна

Программа разработана на основе   примерной программы Программы основного общего образования по географии, 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е.Савельева. // Рабочие программы .География.5-9 класс.: учебно-методическое пособие / составитель С.В. Курчина.- М: Дрофа, 2012.

                                        

Пояснительная записка.

В рабочей программе представлены содержание географического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.

Основная задача и побудительный мотив создания программы по географии – помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны.

География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Цель изучения географии:

  • сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;

Основные задачи изучения географии:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.

Главные цели данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Основные задачи курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.

Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.         Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс географии России изучается 2 года – в 8 и 9 классах и состоит из двух частей: физической и  экономической географии. Эти логически взаимосвязанные, но фактически  обособленные блоки существуют в школьной практике под названиями «Природа России» (8-й класс) и «Население и хозяйство России»  (9-й класс).

Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 9 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса «География России». В рабочей программе представлены содержание географического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей
  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностейсоблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Обучающиеся должны знать:

  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации;
  • субъекты Российской Федерации;
  • особенности географического  положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • численность, плотность и воспроизводство населения России;
  • особенности естественного движения населения;
  • состав трудовых ресурсов;
  • национальный и религиозный состав населения России, традиции народов
  • понятия «район» и «районирование»;

Обучающиеся должны знать, уметь объяснять и показывать (на карте):

  • место России на политической карте,
  • особенности ЭГП страны,
  • административно-территориальное деление страны, количественный состав национально-территориальных  и государственно-территориальных образований
  • особенности и основные направления миграций
  • особенности размещения населения; типы населённых пунктов , национального состава России
  • особенности географического положения регионов России: Европейского и Азиатского макрорегионов, а так же, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Южной России. Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока;
  • основные природные, культурные и хозяйственные особенности районов, особенности их объектов, в том числе крупных городов, особенности жизни и хозяйственной деятельности населения.
  • современные проблемы и тенденции развития природно-хозяйственных районов
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования
  • примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

Уметь определять и объяснять :

  • параметры природных и экономических объектов и явлений по различным источникам информации;
  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды, в том числе своего края (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • определять плотность населения,
  • объяснять демографическую ситуацию в России, различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России
  • особенности быта и религии отдельных народов
  • определять географическое положение района;
  • давать характеристику района по плану;
  • давать сравнительную характеристику районов по плану;
  • работать с материалами периодической печати;
  • определять специализацию района на основе географических карт и статистических данных;
  • определять хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

Уметь оценивать (или анализировать):

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • изменения в развитии районов России;
  • уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
  • положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.
  • связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
  • статистические показатели развития хозяйства России;
  • таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
  • географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;
  • структуру экспорта и импорта в России;
  • устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем
  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических   проблем страны
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных комплексов;
  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

Уметь оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе
  • изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Место предмета в базисном учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану рабочая программа по географии в 9 классе «Население и хозяйство России» расчитана на 68 часов – по 2 часа в неделю.

Введение (1ч.)

Что изучают в курсе «Население и хозяйство России» Содержание курса. Практическая значимость географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Раздел 1. Географическое положение России (2ч.)

Геополитическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы:

1.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

Раздел 2. Человек и природа (2ч.)

Природные условия и человек. Взаимодействие природы и человека (краеведческий модуль). Природные ресурсы России и их хозяйственная оценка.

Раздел 3. Население России (10 ч).

Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, определяющие их факторы.

Практические работы:

2. Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России

3. Сравнение демографической ситуации  разных регионов России. Выявление и объяснение различий

Раздел 4. Хозяйство России (16 ч.).

Тема 1. Экономика Российской Федерации (3ч.)

Экономика Российской Федерации. Особенности развития хозяйства России. Предприятие - первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Экономический кризис в России.

Практические работы:

4. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования

Тема 2. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (13ч.)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство. География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы:.

5. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

6. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

7. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

8. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и аллюминия.

9. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

10. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Раздел 5. Районы России (29 ч).

Тема 1. Территориальная организация и районирование России (1ч.)

Особенности территориальной организации и районирования России. Экономические зоны и районы России.

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Тема 2. Западный  макрорегион – Европейская Россия (16ч.)

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Практические работы:

14. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

15. Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

17. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Тимано-Печорского бассейна

18. Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

19. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения

Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия (12 ч.)

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Практические работы:

20. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и взаимосвязь, промышленные центры)

21. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы

22. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и взаимосвязь, промышленные центры)

23 Составление характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона

Раздел 6. География Ростовской  области (7ч.)

Этапы, формирования, современного хозяйства. Экологические проблемы. Перспективы социально-экономического развития. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Раздел 7. Россия в современном мире (4 ч).

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. и тест. раб.

В том числе, практ. раб

Введение

1

I

Раздел 1: Географическое положение России

2

1

1

II

Раздел 2. Человек и природа

2

1

III

Раздел 3:  Население

10

1

2

IV

Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

16

Тема 1 «Экономика РФ»

3

1

Тема 2 «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

13

2

7

V

Раздел 5. РАЙОНЫ РОССИИ

29

Тема 1 «Территориальная организация и районирование России»

1

Тема 2 «Западный макрорегион – Европейская Россия

16

1

8

Тема 3 «Восточный макрорегион – Азиатская Россия

12

3

3

VI

Раздел 6. ГЕОГРАФИЯ Ростовской области

4

VII

Раздел 7. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  

4

68

9

22


Приложение рабочей программе по географии 9 А класс

Реализация рабочей программы по географии согласно Учебному плану школы рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).

В связи с Календарным графиков на 2016-2017 учебный год ( праздничный день 1 мая) программа в 9А будет реализована путем уплотнения тем 67 и 68 в один урок.

Календарно -тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

Дата проведения урока

1

2

3

4

5

6

Введение – 1ч.

Задачи социально-экономической географии России

УОНМ

Задачи социально-экономической географии России

Определять задачи социально-экономической географии России

Раздел 1: Географическое положение России – 2 ч.

Географическое положение России

Входная диагностика

УОНМ

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП России, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Политико-государственное устройство РФ, ГП России, административно-территориальное деление России, государственная территория, границы России.

Знать место России на политической карте, особенности ЭГП страны, административно-территориальное деление страны, количественный состав национально-территориальных  и государственно-территориальных образований, протяженность границ с соседними странами.

Уметь различать понятия «территория» и «пространство» государства, находить субъекты РФ на карте, показывать границы России и соседние страны.

Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран

тест

Административно-территориальное деление РФ.

УОНМ

Тест

Раздел 2. Человек и природа (2ч.)

Природные условия и человек.

Зависимость  человека от природных факторов

Выявить зависимость человека от природных факторов

Взаимодействие природы и человека

Тест №2

Раздел 3:  Население – 10ч.

Численность и размещение населения Практическая работа № 2

УОНМ

Численность и размещение населения

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в XX в. и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны.

Практическая работа № 2. Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России

Воспроизводство населения

УОНМ

Воспроизводство населения. Естественное движение населения, типы воспроизводства

Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран мира по статистическим данным. Прогнозировать темпы роста населения России и ее отдельных территорий на основе статистических данных.

Миграции населения

УОНМ

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Определять виды и причины внутренних и внешних миграций.

Демографическая ситуация.

Практическая работа № 3

УОНМ

Половозрастная структура населения России. Половозрастные пирамиды.

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин  разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения России. Сравнивать половозрастные пирамиды России начала и конца XX в., разных территорий России, региона своего проживания. Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира.

Обсуждать факторы, влияющие на среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни населения.

Практическая работа № 3 Сравнение демографической ситуации  разных регионов России. Выявление и объяснение различий.

Структура и занятость населения России.

УОНМ

Структура и занятость населения России.

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы

Определять структуру и занятость населения России.

Объяснять состав трудовых ресурсов России и их использование.

Выявлять факторы, влияющие на структуру и занятость населения России.

Определять тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства

Расселение и урбанизация

УОНМ

Урбанизация. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Агломерация

Выявлять особенности расселения населения. Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны.

Определять особенности и виды городских и сельских населённых пунктов. Определять соотношение городского и сельского населения.

Особенности расселения населения. Типы населённых пунктов.

УОНМ

Особенности расселения населения. Типы населённых пунктов.

Национальный и религиозный состав населения России

УОНМ

Россия – многонациональное государство. Языковые семьи и группы.

Межнациональные проблемы.

Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным. Многоконфессиональность. География религий

Определять основные языковые семьи и группы. Определять особенности размещения народов России и сопоставлять с политико-административной картой.

Определять крупнейшие по численности и малочисленные народы России. Определять современный религиозный состав России. Определять главные районы распространения религий по территории страны.

Обобщение по теме

«Население»

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Население России»

Смотри уроки № 6 – 13

Контрольная работа по теме«Население России»

Тест № 3

 

Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ – 16ч.

Тема 1: Экономика Российской Федерации – 3ч.

Что такое хозяйство (экономика) страны.

Особенности развития хозяйства России.

УОНМ

Что такое хозяйство (экономика) страны. Структура экономики России.

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт

Характеризовать типы экономики, роль России в современной мировой экономике и выявлять перспективные пути развития России. Определять природно-ресурсную основу экономики, типы и виды природных ресурсов.

Структура экономики России

УОНМ

Особенности развития хозяйства России.

Природно-ресурсная основа экономики России. Практическая работа № 4.

УОНМ

Природно-ресурсная основа экономики России

Практическая работа № 4 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Тема 2: Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география – 13ч

Топливно-энергетический комплекс. Практическая работа № 5.

УОНМ

Состав топливно-энергетический комплекса. Особенности размещения.

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по ее охране. Наносить на контурную карту основные районы добычи нефти, газа, угля. Составлять характеристику одного из районов по картам и статистическим материалам.

Практическая работа № 5. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам

Топливная промышленность. Практическая работа № 6

УОНМ

Состав топливной промышленности. Особенности и география главных отраслей топливной промышленности: газовой, нефтяной, угольной.

Практическая работа № 6. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Электроэнергетика

УОНМ

Значение электроэнергетики для хозяйства страны.

Характеристика и сравнение различных типов электростанций.

Выявлять значение электроэнергетики для хозяйства страны.

Составлять сравнительную характеристику различных типов электростанций

Тест №4

Металлургический комплекс.

Чёрная металлургия. Практическая работа № 7

УОНМ

Состав металлургического комплекса. Факторы размещения предприятий черной и цветной металлургии. Выявлять особенности металлургического производства

Формулировать главные факторы размещения предприятий черной и цветной металлургии. Выявлять особенности металлургического производства.

Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров  цветной  металлургии

Практическая работа № 7. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Цветная металлургия. Практическая работа № 8

УОНМ

Цветная металлургия

Практическая работа № 8. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и аллюминия

Машиностроительный комплекс. Практическая работа № 9

УОНМ

Отраслевой состав машиностроительного комплекса. Факторы размещения. География машиностроения.

Определять отраслевой состав машиностроительного комплекса. Факторы размещения. География машиностроения.

Выявлять главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам

Практическая работа № 9. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность. Практическая работа № 10

Лесная промышленность

УОНМ

Состав и особенности химико-лесного комплекса.

Состав и особенности химической промышленности. Факторы размещения и роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве.

Состав и особенности размещения лесной промышленности. Основные районы лесозаготовок и лесопромышленных комплексов. Факторы размещения.

Определять состав и особенности химико-лесного комплекса. Выявлять факторы размещения и роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве.

Определять состав и особенности размещения лесной промышленности.

Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения.

Практическая работа № 10. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

УОНМ

Состав агропромышленного комплекса России. Состав сельского хозяйства. Отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Состав и специализация растениеводства.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России».

Определять состав сельского хозяйства. Выявлять отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Анализировать состав и специализацию растениеводства.

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Практическая работа № 11

УОНМ

Состав и специализация животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства

Анализировать состав и специализацию животноводства. Выявить зональную специализацию сельского хозяйства.

Практическая работа № 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Пищевая и лёгкая промышленности

УОНМ

Особенности лёгкой и пищевой промышленности. Факторы размещения.

Выявлять особенности и факторы размещения лёгкой и пищевой промышленности.

Транспортный комплекс

Непроизводственная сфера.

Сфера обслуживания.

УОНМ

Транспортный комплекс

Состав непроизводственной сферы и сферы обслуживания

Сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных.

Определять состав непроизводственной сферы и сферы обслуживания

Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей

Обобщение по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Обобщение по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Смотри уроки № 18 – 30

Контрольная работа по теме  «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Тест №5

по теме

Раздел 5. РАЙОНЫ РОССИИ – 29 ч.

Тема 1: Территориальная организация и районирование России – 1ч.  

Территориальная организация и районирование России

УОНМ

Особенности территориальной организации и районирования России. Экономические зоны и районы России.

Выявлять особенности территориальной организации и районирования России. Определять экономические зоны и районы России.

Тема 2: Западный  макрорегион – Европейская Россия – 16ч

Европейская часть России (общая характеристика)

УОНМ

Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Определять особенности географического положения. Выявлять особенности природы и природных ресурсов, населения и хозяйства западной экономической зоны. Определить место и роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Центральная Россия. ГП. Природные условия и ресурсы. Население. Практическая работа № 12

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов.

Практическая работа № 12 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

Центральная Россия. Хозяйство. Практическая работа № 13

УОНМ

Население и хозяйство. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику населения и хозяйства района. Определять отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 13 Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

Города Центрального района

УОНМ

Особенности урбанизации в Центральном районе. Крупнейшие города и их промышленность.

Определять особенности урбанизации в Центральном районе. Выявлять значение крупнейших городов Центрального района.

Центрально-Чернозёмный район

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население и хозяйство. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения и хозяйства района. Определять отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Северо-Запад. Практическая работа № 14

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население и хозяйство. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения и хозяйства района. Определять отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 14 Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

Северо-Запад.

Калининградская область

УОНМ

Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население и хозяйство. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Выявлять особенности географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения и хозяйства района. Определять отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Европейский Север. ГП. Природные условия и ресурсы. Население. Практическая работа № 16.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Практическая работа № 16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

Европейский Север. Хозяйство. Практическая работа № 17.

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 17. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Тимано-Печорского бассейна

Европейский юг. ГП. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Европейский юг. Хозяйство. Практическая работа № 18

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

№ 18. Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Поволжье. ГП. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Поволжье. Хозяйство. Практическая работа № 19

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 19. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения

Урал. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Урал. Хозяйство. Практическая работа № 20

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 20. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

Обобщение по теме «Западный  макрорегион – Европейская

УОНМ

Обобщение и систематизация знаний по теме «Западный  макрорегион – Европейская Россия»

Смотри уроки № 33 – 47

Тест №6

по теме «Западный  макрорегион – Европейская

Тема 3: Восточный макрорегион – Азиатская часть России – 12ч.

Азиатская часть России (общая характеристика)

УОНМ

Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Определять особенности географического положения. Выявлять особенности природы и природных ресурсов, населения и хозяйства восточной экономической зоны. Определить место и роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Западная Сибирь. Хозяйство. Практическая работа № 21

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 21. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Восточная Сибирь. Хозяйство. Практическая работа № 22.

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 22. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и взаимосвязь, промышленные центры)

Дальний Восток. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Дальний Восток. Хозяйство. Практическая работа № 23.

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 23. Составление характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона

Обобщение по теме «Восточный макрорегион – Азиатская часть России»

УОСЗ

Обобщение и систематизация знаний по теме «Восточный макрорегион – Азиатская часть России»

Смотри уроки № 49 –55

Тест № 7

 по теме «Восточный макрорегион – Азиатская часть России»

Контрольная работа по теме «Районы России»

Обобщение и систематизация по курсу «География России»

Обобщение и систематизация по курсу «География России»

Итоговая контрольная работа за курс основной школы

Тестирование в форме ОГЭ

Раздел 6. ГЕОГРАФИЯ Ростовской области – 4 ч.

Экономико-географическое положение

УОНМ

Экономико-географическое положение Ростовской области

Определять и анализировать экономико-географическое положение Выявлять значение ГП для развития РО.

Население

УОНМ

Население Ростовской  области

Характеризовать население и численность

Развитие экономики

УОНМ

Развитие экономики Ростовской  области

Выявлять особенности развития экономики

Проблемы  и перспективы развития региона

УОСЗ

Проблемы  и перспективы развития

Выявлять проблемы  и перспективы развития региона

Защита проекта

Раздел 7. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  – 4 ч.

Россия и страны СНГ

УОНМ

Место России среди стран мира. Главные внешнеэкономические партнеры страны. Белоруссия, страны Балтии, Украина, Молдавия, страны Закавказья, страны Центральной Азии.

Страны нового зарубежья, СНГ. Особенности ГП, природные условия, население, хозяйство, внутренние различия стран.

Определять место и роль России в СНГ, перспективы и проблемы в развитии взаимоотношений между государствами, крупнейших внешнеторговых партнеров России. Давать характеристику ГП, природных условий, населения, хозяйства стран ближнего зарубежья.

Взаимосвязи  России с другими странами

УОНМ

Обобщение и систематизация географических знаний за уровень ООО

УОСЗ

Систематизация географических знаний за уровень ООО.

Обобщение и систематизация географических знаний за уровень ООО

УОСЗ

Итого 67 уроков

Условные обозначения  типов уроков:

УОНМ- урок ознакомления с новым материалом;

УЗИМ – урок закрепления изученного материала;

УПЗУ – урок применения знаний и умений;

КУ- комбинированный урок;

КЗУ – контроль знаний и умений;

УОСЗ – урок обобщения и

Цветом выделены темы, объединенные в 1 час.

Приложение рабочей программе по географии 9 Б класс

Реализация рабочей программы по географии согласно Учебному плану школы рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).

В связи с Календарным графиков на 2016-2017 учебный год ( праздничный день 1 мая, 2 мая, 9 мая, и каникулярный день понед. 9 января) программа в 9 Б будет реализована за 64 часа путем уплотнения тем:

30 и 31 в 1 урок,

58 и 59 в 1 урок,

54 и 55 в 1 урок,

 67 и 68 в 1 урок.

Календарно -тематическое планирование

п/п

Тема урока

Тип урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, самостоятельной работы

Дата проведения урока

1

2

3

4

5

6

Введение – 1ч.

Задачи социально-экономической географии России

УОНМ

Задачи социально-экономической географии России

Определять задачи социально-экономической географии России

Раздел 1: Географическое положение России – 2 ч.

Географическое положение России

Входная диагностика

УОНМ

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП России, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия.

Политико-государственное устройство РФ, ГП России, административно-территориальное деление России, государственная территория, границы России.

Знать место России на политической карте, особенности ЭГП страны, административно-территориальное деление страны, количественный состав национально-территориальных  и государственно-территориальных образований, протяженность границ с соседними странами.

Уметь различать понятия «территория» и «пространство» государства, находить субъекты РФ на карте, показывать границы России и соседние страны.

Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран

тест

Административно-территориальное деление РФ.

УОНМ

Тест

Раздел 2. Человек и природа (2ч.)

Природные условия и человек.

Зависимость  человека от природных факторов

Выявить зависимость человека от природных факторов

Взаимодействие природы и человека

Тест №2

Раздел 3:  Население – 10ч.

Численность и размещение населения Практическая работа № 2

УОНМ

Численность и размещение населения

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в XX в. и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны.

Практическая работа № 2. Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России

Воспроизводство населения

УОНМ

Воспроизводство населения. Естественное движение населения, типы воспроизводства

Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, регионе своего проживания по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран мира по статистическим данным. Прогнозировать темпы роста населения России и ее отдельных территорий на основе статистических данных.

Миграции населения

УОНМ

Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Определять виды и причины внутренних и внешних миграций.

Демографическая ситуация.

Практическая работа № 3

УОНМ

Половозрастная структура населения России. Половозрастные пирамиды.

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин  разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения России. Сравнивать половозрастные пирамиды России начала и конца XX в., разных территорий России, региона своего проживания. Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира.

Обсуждать факторы, влияющие на среднюю (прогнозируемую) продолжительность жизни населения.

Практическая работа № 3 Сравнение демографической ситуации  разных регионов России. Выявление и объяснение различий.

Структура и занятость населения России.

УОНМ

Структура и занятость населения России.

Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы

Определять структуру и занятость населения России.

Объяснять состав трудовых ресурсов России и их использование.

Выявлять факторы, влияющие на структуру и занятость населения России.

Определять тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства

Расселение и урбанизация

УОНМ

Урбанизация. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Агломерация

Выявлять особенности расселения населения. Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны.

Определять особенности и виды городских и сельских населённых пунктов. Определять соотношение городского и сельского населения.

Особенности расселения населения. Типы населённых пунктов.

УОНМ

Особенности расселения населения. Типы населённых пунктов.

Национальный и религиозный состав населения России

УОНМ

Россия – многонациональное государство. Языковые семьи и группы.

Межнациональные проблемы.

Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным. Многоконфессиональность. География религий

Определять основные языковые семьи и группы. Определять особенности размещения народов России и сопоставлять с политико-административной картой.

Определять крупнейшие по численности и малочисленные народы России. Определять современный религиозный состав России. Определять главные районы распространения религий по территории страны.

Обобщение по теме

«Население»

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Население России»

Смотри уроки № 6 – 13

Контрольная работа по теме«Население России»

Тест № 3

 

Раздел 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ – 16ч.

Тема 1: Экономика Российской Федерации – 3ч.

Что такое хозяйство (экономика) страны.

Особенности развития хозяйства России.

УОНМ

Что такое хозяйство (экономика) страны. Структура экономики России.

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия. Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт

Характеризовать типы экономики, роль России в современной мировой экономике и выявлять перспективные пути развития России. Определять природно-ресурсную основу экономики, типы и виды природных ресурсов.

Структура экономики России

УОНМ

Особенности развития хозяйства России.

Природно-ресурсная основа экономики России. Практическая работа № 4.

УОНМ

Природно-ресурсная основа экономики России

Практическая работа № 4 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Тема 2: Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география – 13ч

Топливно-энергетический комплекс. Практическая работа № 5.

УОНМ

Состав топливно-энергетический комплекса. Особенности размещения.

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по ее охране. Наносить на контурную карту основные районы добычи нефти, газа, угля. Составлять характеристику одного из районов по картам и статистическим материалам.

Практическая работа № 5. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам

Топливная промышленность. Практическая работа № 6

УОНМ

Состав топливной промышленности. Особенности и география главных отраслей топливной промышленности: газовой, нефтяной, угольной.

Практическая работа № 6. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Электроэнергетика

УОНМ

Значение электроэнергетики для хозяйства страны.

Характеристика и сравнение различных типов электростанций.

Выявлять значение электроэнергетики для хозяйства страны.

Составлять сравнительную характеристику различных типов электростанций

Тест №4

Металлургический комплекс.

Чёрная металлургия. Практическая работа № 7

УОНМ

Состав металлургического комплекса. Факторы размещения предприятий черной и цветной металлургии. Выявлять особенности металлургического производства

Формулировать главные факторы размещения предприятий черной и цветной металлургии. Выявлять особенности металлургического производства.

Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров  цветной  металлургии

Практическая работа № 7. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Цветная металлургия. Практическая работа № 8

УОНМ

Цветная металлургия

Практическая работа № 8. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и аллюминия

Машиностроительный комплекс. Практическая работа № 9

УОНМ

Отраслевой состав машиностроительного комплекса. Факторы размещения. География машиностроения.

Определять отраслевой состав машиностроительного комплекса. Факторы размещения. География машиностроения.

Выявлять главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам

Практическая работа № 9. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность. Практическая работа № 10

Лесная промышленность

УОНМ

Состав и особенности химико-лесного комплекса.

Состав и особенности химической промышленности. Факторы размещения и роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве.

Состав и особенности размещения лесной промышленности. Основные районы лесозаготовок и лесопромышленных комплексов. Факторы размещения.

Определять состав и особенности химико-лесного комплекса. Выявлять факторы размещения и роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве.

Определять состав и особенности размещения лесной промышленности.

Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения.

Практическая работа № 10. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

Агропромышленный комплекс.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

УОНМ

Состав агропромышленного комплекса России. Состав сельского хозяйства. Отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Состав и специализация растениеводства.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России».

Определять состав сельского хозяйства. Выявлять отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Анализировать состав и специализацию растениеводства.

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Практическая работа № 11

УОНМ

Состав и специализация животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства

Анализировать состав и специализацию животноводства. Выявить зональную специализацию сельского хозяйства.

Практическая работа № 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

Пищевая и лёгкая промышленности

УОНМ

Особенности лёгкой и пищевой промышленности. Факторы размещения.

Выявлять особенности и факторы размещения лёгкой и пищевой промышленности.

Транспортный комплекс

Непроизводственная сфера.

Сфера обслуживания.

УОНМ

Транспортный комплекс

Состав непроизводственной сферы и сферы обслуживания

Сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных.

Определять состав непроизводственной сферы и сферы обслуживания

Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей

Обобщение по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Обобщение по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Смотри уроки № 18 – 30

Контрольная работа по теме  «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Тест №5

по теме

Раздел 5. РАЙОНЫ РОССИИ – 29 ч.

Тема 1: Территориальная организация и районирование России – 1ч.  

Территориальная организация и районирование России

УОНМ

Особенности территориальной организации и районирования России. Экономические зоны и районы России.

Выявлять особенности территориальной организации и районирования России. Определять экономические зоны и районы России.

Тема 2: Западный  макрорегион – Европейская Россия – 16ч

Европейская часть России (общая характеристика)

УОНМ

Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Определять особенности географического положения. Выявлять особенности природы и природных ресурсов, населения и хозяйства западной экономической зоны. Определить место и роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Центральная Россия. ГП. Природные условия и ресурсы. Население. Практическая работа № 12

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов.

Практическая работа № 12 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

Центральная Россия. Хозяйство. Практическая работа № 13

УОНМ

Население и хозяйство. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику населения и хозяйства района. Определять отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 13 Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

Города Центрального района

УОНМ

Особенности урбанизации в Центральном районе. Крупнейшие города и их промышленность.

Определять особенности урбанизации в Центральном районе. Выявлять значение крупнейших городов Центрального района.

Центрально-Чернозёмный район

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население и хозяйство. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения и хозяйства района. Определять отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Северо-Запад. Практическая работа № 14

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население и хозяйство. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения и хозяйства района. Определять отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 14 Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

Северо-Запад.

Калининградская область

УОНМ

Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население и хозяйство. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Выявлять особенности географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения и хозяйства района. Определять отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Европейский Север. ГП. Природные условия и ресурсы. Население. Практическая работа № 16.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Практическая работа № 16. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

Европейский Север. Хозяйство. Практическая работа № 17.

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 17. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Тимано-Печорского бассейна

Европейский юг. ГП. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Европейский юг. Хозяйство. Практическая работа № 18

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

№ 18. Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Поволжье. ГП. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Поволжье. Хозяйство. Практическая работа № 19

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 19. Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения

Урал. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Урал. Хозяйство. Практическая работа № 20

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 20. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

Обобщение по теме «Западный  макрорегион – Европейская

УОНМ

Обобщение и систематизация знаний по теме «Западный  макрорегион – Европейская Россия»

Смотри уроки № 33 – 47

Тест №6

по теме «Западный  макрорегион – Европейская

Тема 3: Восточный макрорегион – Азиатская часть России – 12ч.

Азиатская часть России (общая характеристика)

УОНМ

Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Определять особенности географического положения. Выявлять особенности природы и природных ресурсов, населения и хозяйства восточной экономической зоны. Определить место и роль региона в социально-экономическом развитии страны.

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Западная Сибирь. Хозяйство. Практическая работа № 21

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 21. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Восточная Сибирь. Хозяйство. Практическая работа № 22.

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять Проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 22. Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и взаимосвязь, промышленные центры)

Дальний Восток. Природные условия и ресурсы. Население.

УОНМ

Состав. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.

Определять состав района. Выявлять особенности его географического положения, природных условий и ресурсов. Определять специфику населения

Дальний Восток. Хозяйство. Практическая работа № 23.

УОНМ

Хозяйство района. Отрасли специализации.  Проблемы и перспективы развития.

Определять специфику хозяйства района, отрасли специализации. Выявлять проблемы и перспективы развития.

Практическая работа № 23. Составление характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона

Обобщение по теме «Восточный макрорегион – Азиатская часть России»

УОСЗ

Обобщение и систематизация знаний по теме «Восточный макрорегион – Азиатская часть России»

Смотри уроки № 49 –55

Тест № 7

 по теме «Восточный макрорегион – Азиатская часть России»

Контрольная работа по теме «Районы России»

Обобщение и систематизация по курсу «География России»

Обобщение и систематизация по курсу «География России»

Итоговая контрольная работа за курс основной школы

Тестирование в форме ОГЭ

Раздел 6. ГЕОГРАФИЯ Ростовской области – 4 ч.

Экономико-географическое положение

УОНМ

Экономико-географическое положение Ростовской области

Определять и анализировать экономико-географическое положение Выявлять значение ГП для развития РО.

Население

УОНМ

Население Ростовской  области

Характеризовать население и численность

Развитие экономики

УОНМ

Развитие экономики Ростовской  области

Выявлять особенности развития экономики

Проблемы  и перспективы развития региона

УОСЗ

Проблемы  и перспективы развития

Выявлять проблемы  и перспективы развития региона

Защита проекта

Раздел 7. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  – 4 ч.

Россия и страны СНГ

УОНМ

Место России среди стран мира. Главные внешнеэкономические партнеры страны. Белоруссия, страны Балтии, Украина, Молдавия, страны Закавказья, страны Центральной Азии.

Страны нового зарубежья, СНГ. Особенности ГП, природные условия, население, хозяйство, внутренние различия стран.

Определять место и роль России в СНГ, перспективы и проблемы в развитии взаимоотношений между государствами, крупнейших внешнеторговых партнеров России. Давать характеристику ГП, природных условий, населения, хозяйства стран ближнего зарубежья.

Взаимосвязи  России с другими странами

УОНМ

Обобщение и систематизация географических знаний за уровень ООО

УОСЗ

Систематизация географических знаний за уровень ООО.

Обобщение и систематизация географических знаний за уровень ООО

УОСЗ

ИТОГО : 64 часа

Условные обозначения  типов уроков:

УОНМ- урок ознакомления с новым материалом;

УЗИМ – урок закрепления изученного материала;

УПЗУ – урок применения знаний и умений;

КУ- комбинированный урок;

КЗУ – контроль знаний и умений;

УОСЗ – урок обобщения и

Цветом выделены темы, объединенные в 1 час.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.16 «ГЕОГРАФИЯ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО  по специальности «Сетевое и системное администрирование», ...

Рабочая программа и КТП по географии 8 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии....

Рабочая программа и КТП по географии 10 класс

Рабочая программа создана на основе Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география"

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предназначена для обучающихся шестых классов и реализуется по интеллектуальному направлению в соответствии с требованиями ФГОС О...