Рабочая программа и КТП по географии 10 класс
рабочая программа на тему

Кораблева Татьяна Сергеевна

Рабочая программа создана на основе Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geo_10.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное   бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 34 города Новошахтинска

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании педагогического совета

протокол №

 от  « __» августа 201_ года

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 34  __________________

ФИО

Приказ №___ от «___» августа 201_г

   

Рабочая программа

по   географии

Уровень общего образования (класс) основное общее образование,

 10 класс

Количество часов     34 

 Учитель   Кораблева Татьяна Сергеевна

Программа разработана на основе   Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень, 2008 г. сборник нормативных документов География М., «Дрофа»), 2008 г. и авторскими методическими рекомендациями  к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа создана на основе Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.

Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне)

В рабочей программе представлены содержание географического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом программы повышенного уровня.

География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии

Цель изучения:

  • сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;

Основные задачи изучения географии:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в  классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основ ной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

        Организуя учебный процесс по географии в средней школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  •  сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 10 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 10 класса «Экономическая и социальная география мира». Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;      
  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы)  и др.;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения  и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
  • численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
  • различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;
  • основные направления внешних и внутренних миграций;
  • проблемы современной урбанизации;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
  • географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение географии в 10 классе отводится по 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Наряду с решением основной задачи, изучения географии предполагает, прежде всего, наполнение курса разнообразными, интересными и сложными заданиями, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

Введение (2часа)

От древности до наших дней. Современные масштабы освоения планеты.

Раздел 1. Общая характеристика мира (25 часов)

Тема 1. «Современная политическая карта мира» (4часа).

Количество и группировки стран. Типология стран. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Политическая карта мира после Второй мировой войны. Современный этап международных отношений. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеративная. Политическая география. Геополитика.

Практические работы:

  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
  2. Составление политико-географических комментариев к изменениям на политической карте. Характеристика ПГП страны, его изменений во времени (форма выполнения по выбору: графическая, картографическая, словесная).

Тема 2. «География мировых природных ресурсов» (6часов).

Понятие о географической среде.  «Обмен веществ между обществом и природой». Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы: два противоположных процесса. Биологические ресурсы: предотвратить оскуднение! Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств. Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы – основы отдыха и туризма. Антропогенное загрязнение окружающей среды. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Географическое ресурсоведение. Геоэкология.

Практические работы: 

3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира.

4. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений п/и и районов их выгодных территориальных сочетаний.

5. Обсуждение проблемы: Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология: пути решения

Тема 3. «География населения мира» (6часов).

Численность населения мира. Понятие о воспроизводстве населения. Первый тип воспроизводства: демографический кризис. Второй тип воспроизводства: демографический взрыв. Демографическая политика. Качество населения. Половой состав: соотношение мужчин и женщин. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы. Этнолингвистический состав. Религиозный состав. Размещение и плотность населения. Миграции населения. Городское население. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Сельское население. Воздействие урбанизации. География населения.

Практические работы:

6.Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору).

7.Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.

8.Объяснение особенности урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.)

9.Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.

Тема 4. «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» (4часа).

Понятие о НТР. Характерные черты и составные части НТР. Рост наукоемкости. Техника и технология. Производство: шесть главных направлений. Управление. Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция. Интернационализация хозяйственной жизни. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Основные модели мирового хозяйства. Территориальная структура мирового хозяйства. Региональная политика. Факторы размещения.  

Практические работы:

10.Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил

11.Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.

12.Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

Тема 5. «География отраслей мирового хозяйства» (6часов)

Промышленность – ведущая отрасль материального производства. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтяная, газовая, угольная промышленность – основа мировой энергетики. Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность. Металлургическая промышленность. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная, деревообрабатывающая, легкая  промышленность. Сельское хозяйство. Понятие о «зеленой революции». Растениеводство. Животноводство. Сельское хозяйство и окружающая среда.  Рыболовство. Транспорт. Виды транспорта. Общая характеристика всемирных экономических отношений. Мировая торговля.

Международные финансово-кредитные отношения. Международный туризм.

Практические работы:

13.Составление картосхемы размещения основных промышленных регионов мира.

14. Составление экономико-географической  характеристики одной из отраслей промышленности мира (форма выполнения – реферат, сочинение, картосхема).

15.Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов.

16.Составление картосхемы основных районов международного туризма для Старого и Нового Света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на контурной карте маршрутов мирового круизного туризма.

Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (5часов).

Понятие о глобальных проблемах. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Мирное освоение космоса. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы.  Глобальные гипотезы. Глобальные проекты. Понятие об устойчивом развитии.

Практические работы:

17.Разработка проекта решения одной из проблем.

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

В том числе, практ. раб

Введение

2

1

I

Раздел I. Общая характеристика мира

Тема 1 «Современная политическая карта»

4

2

Тема 2 «География мировых природных ресурсов»

6

1

3

Тема 3 «География населения мира»

6

1

4

Тема 4 «НТР и мировое хозяйство»

4

3

Тема 5 «География отраслей мирового хозяйства»

6

1

4

II

Раздел II. Глобальные проблемы человечества (5ч.)

5

1

ИТОГО:  

34

4

17


Приложение к рабочей программе по географии 10 класс

Реализация программы по географии в 10 классе рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю), в соответствии с Календарным графиком на 2016-2017 учебный год выпадает  35 часов (35 пятниц), из-за необходимости организации увп возникает необходимость увеличения программы на 1 час путем введения темы Обобщение знаний по теме «Глобальные проблемы человечества» 26 мая 17г.

Календарно -тематическое планирование:

п/п

Тема урока

Тип урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, практической работы, самостоятельной работы,

Дата проведения урока

1

2

3

4

5

6

7

10 класс

Введение (2ч.)

От древности до наших дней

УОНМ

Необходимость знания географии прошлого Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Определять изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Оценивать значения сельскохозяйственной и промышленной революций. Выявлять современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Прогнозировать оптимизацию человеческого воздействия на природную среду.

Современные масштабы освоения планеты

Входная диагностика

УОНМ

       Тест

Раздел I. Общая характеристика мира (25ч. )

Тема 1. Современная политическая карта мира (4ч.)

Формирование политической карты мира

УОНМ

Формирование политической карты мира Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира.

Определять и объяснять этапы формирования политической карты мира,

Многообразие стран      современного мира

УОНМ

Многообразие стран на политической карте мира.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства.

Определять и объяснять типологию стран на политической карте мира.

Государственный строй. Практическая работа № 1.

УОНМ

Форма правления. Государственный строй. Типы государств.

Определять и объяснять формы правления, государственный строй.

Практическая работа № 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

Политическая география и геополитика. Международные организации. Практическая работа № 2.

УОНМ

Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. Международные организации. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Определять и объяснять политическую организацию мира. Объяснять значение международных организаций. Рассматривать Россию в зеркале геополитики.

Практическая работа № 2. Составление политико-географических комментариев к изменениям, происходящим  на политической карте. Характеристика ПГП страны

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6ч.)

Общая характеристика природных ресурсов. Практическая работа № 3

УОНМ

Общая характеристика природных ресурсов. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания

Минеральные ресурсы

Земельные ресурсы. Водные ресурсы суши

Биологические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Ресурсы мирового океана

Загрязнение окружающей среды. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика.

Определять и объяснять особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Практическая работа № 3. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира

Минеральные ресурсы. Практическая работа № 4.

УОНМ

Практическая работа № 4. Составление картосхемы размещения минеральных ресурсов

Земельные ресурсы. Водные ресурсы суши

УОНМ

Биологические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

УОНМ

Ресурсы мирового океана

УОНМ

Загрязнение окружающей среды. Практическая работа № 5.

Практическая работа № 5. Обсуждение  проблемы: Средиземноморье в прошлом, настоящем и будущем. Ресурсы и экология: пути решения

Тема 3. География населения мира (6ч.)

Численность и воспроизводство населения. Практическая работа № 6

УОНМ

Численность населения мира. Типы воспроизводства населения. Первый тип воспроизводства: демографический кризис. Второй тип воспроизводства: демографический взрыв, его причины и последствия.  Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Определять и объяснять особенности динамики численности населения, воспроизводства населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира.

, Крупнейшие города и агломерации мира. Причины и виды миграций.

Практическая работа № 6.  Объяснение (по  результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира

Состав населения: половой и возрастной. Структура занятости и трудовые ресурсы. Практическая работа № 7

УОНМ

Качество населения. Половой состав: соотношение мужчин и женщин. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.

Определять и объяснять половозрастную структуру населения, занятость населения,

Практическая работа № 7. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. Объяснение региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства

Национальный и религиозный состав населения

УОНМ

Национальный и религиозный состав населения. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа

Определять и объяснять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения.

Размещение населения. Формы расселения населения: городское и сельское. Практическая работа № 8.

УОНМ

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Формы расселения населения: городское и сельское. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации. Воздействие урбанизации. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.

Определять и объяснять особенности размещения населения по территории Земли, районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения. Выявлять причины неравномерности размещения населения на территории.

Определять и объяснять формы расселения населения: городское и сельское. Выявлять уровни и темпы урбанизации. Определять крупнейшие города мира, агломерации и мегалополисы Земли. Выявлять типы сельских поселений, ключевые формы расселений

Практическая работа № 8.

Объяснение особенности урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.)

Миграции. Практическая работа № 9.

УОНМ

Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Определять и объяснять виды миграций. Выявлять причины и последствия миграций.

Практическая работа № 9.  Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Сев. Америки и Евроазиатского пространства

Социально-экономические условия и продолжительность жизни

КУ

Социально-экономические условия и продолжительность жизни

Выявлять социально-экономические условия, влияющие на продолжительность жизни

Тема 4. НТР и мировое хозяйство (4ч.)

Мировое хозяйство и международное разделение труда.  Структура м / х. Практическая работа № 10

УОНМ

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики.

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств.

Определять и объяснять секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Выявлять деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Определять и объяснять отраслевую структуру экономики. Выявлять международную специализацию государств.

 Практическая работа № 10

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения мирового хозяйства.

НТР и размещение мирового хозя Практическая работа № 11.

УОНМ

НТР: характерные черты и составные части, влияние на размещение мирового хозяйства.

Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Определять и объяснять характерные черты и составные части НТР, влияние на размещение мирового хозяйства.

Выявлять факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Практическая работа № 11

Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства

 

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах и развивающихся.

УОНМ

Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах и развивающихся. Факторы, определяющие размещение экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.

Определять и объяснять территориальную структуру хозяйства и региональную политику в экономически развитых странах и развивающихся.

Выявлять факторы, определяющие размещение экономики, глобализацию мировой экономики.

Определять место России в мировой экономике.

Территориальная структура хозяйства

Практическая работа № 12

УОСЗ

Практическая работа № 12

Составление типологической схемы территориальной структуры хоз-ва экономически развитой и развивающейся страны

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства(6ч.)

География промышленности: энергетика. Практическая работа № 13

УОНМ

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

Характеризовать промышленность мира, горнодобывающую промышленность, электроэнергетику, Определять топливно-энергетический баланс мира. Выявлять особенности нефтяной, газовой и угольной промышленности.

Практическая работа № 13

Создание картосхемы размещения основных промышленных регионов мира

Металлургия. Машиностроение. Практическая работа № 14

УОНМ

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Характеризовать отрасли обрабатывающей промышленности. Определять и объяснять особенности металлургии, машиностроения, химической промышленности, других отраслей обрабатывающей промышленности.

Выявлять новейшие отрасли, основные промышленные очаги и центры мира, проблемы и перспективы развития промышленности.

Практическая работа № 14.  Составление экономико-географической  характеристики одной из отраслей промышленности мира  

Химическая, лесная, легкая промышленность и окружающая среда

УОНМ

География с/х и рыболовства

УОНМ

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Характеризовать сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Определять и объяснять внутриотраслевой состав. Выявлять межотраслевые связи, аграрные отношения в странах разного типа. Определять структуру земледелия, интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Выявлять главные сельскохозяйственные районы мира.

География транспорта и сферы услуг. Практическая работа № 15

УОНМ

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.

Определять и объяснять роль транспорта и сферы услуг в развитии и размещении мировой экономики, влияние  и НТР на развитие транспорта. Выявлять особенности мировой транспортной системы, основные показатели развития мирового транспорта, основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный. Определять и объяснять структуру сферы услуг

Практическая работа № 15. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития, транспортных систем для одного из регионов

Международные экономические отношения. Практическая работа № 16

КУ

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Определять и объяснять мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей, экономическую интеграцию. Выявлять интеграционные союзы мира.

Практическая работа № 16. Составление картосхемы основных регионов  международного туризма, прокладка на к/к маршрутов мирового круизного туризма

Контрольная работа по теме «География отраслей мирового хозяйства»

тест

Раздел II. Глобальные проблемы человечества (5ч.)

Понятие о глобальных проблемах. Проблема мира и разоружения, экологическая проблема

УОНМ

Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Проблема мира и разоружения, экологическая проблема. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества

Определять, объяснять и классифицировать глобальные проблемы человечества. Выявлять проблему мира и разоружения, экологические проблемы и пути их решения.

Демографическая проблема, энергетическая, сырьевая проблемы

УОНМ

Демографическая проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения.

Определять и объяснять демографическую, энергетическую и сырьевую проблемы, пути их решения.

Продовольственная проблема, проблема использования Мирового океана, мирное освоение космоса

УОНМ

Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия, проблема использования Мирового океана, мирное освоение космоса.

Определять и объяснять продовольственную проблему: голод, недоедание, неполноценное питание, проблему здоровья и долголетия, проблему использования Мирового океана, мирное освоение космоса.

Взаимосвязь глобальных проблем, преодоление отсталости развивающихся стран

Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Взаимосвязь глобальных проблем, преодоление отсталости развивающихся стран.

Определять проблему отсталости стран. Причины отсталости стран. Взаимосвязь глобальных проблем, преодоление отсталости развивающихся стран.

Глобальные прогнозы

Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобальные прогнозы

Выявить взаимосвязь глобальных проблем. Определить глобальные прогнозы

Практическая работа № 17. Разработка проекта решения одной из проблем.

Обощение по теме Глобальные проблемы человечества

УОСЗ

Условные обозначения  типов уроков:

УОНМ- урок ознакомления с новым материалом;

УЗИМ – урок закрепления изученного материала;

УПЗУ – урок применения знаний и умений;

КУ- комбинированный урок;

КЗУ – контроль знаний и умений;

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний


 

Лист корректировки и внесения  изменений

                           

УТВЕРЖДАЮ

                           Директор ГБОУ лицея № 384

                  ___________  /Голод С.С./                  

                  «______»________20___ г.

           

Раздел программы, требующий коррекции

Номер урока, требующего коррекции,  в разделе и его тема

Форма коррекции

(объединение тем, самостоятельное изучение + контроль и др.)

Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу)

Количество часов, отведенных на изучение раздела программы после коррекции

Название

Количество часов, отведенных на изучение по программе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы):  География Информатика и ИКТ Искусство...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.16 «ГЕОГРАФИЯ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО  по специальности «Сетевое и системное администрирование», ...

Рабочая программа и КТП по географии 8 класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии....

Рабочая программа и КТП по географии 9 класс

В рабочей программе представлены содержание географического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспе...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география"

Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предназначена для обучающихся шестых классов и реализуется по интеллектуальному направлению в соответствии с требованиями ФГОС О...