Рабочая программа и КТП по географии 8 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geo_8.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 города Новошахтинска
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета протокол № от « __» августа 201_ года | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 34 __________________ ФИО Приказ №___ от «___» августа 201_г
| |
Рабочая программа по географии Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 8 класс Количество часов 68 Учитель Кораблева Татьяна Сергеевна Программа разработана на основе примерной программы Программы основного общего образования по географии, 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е.Савельева. // Рабочие программы .География.5-9 класс.: учебно-методическое пособие / составитель С.В. Курчина.- М: Дрофа, 2012.
|
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
- овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В рабочей программе представлены содержание географического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса с учетом программы повышенного уровня.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии
Цель изучения:
- сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;
Основные задачи изучения географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.
Главные цели данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.
Основные задачи курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» года изучается 2 года – в 8 и 9 классах: в 8 классе – природа России, в 9 классе – население и хозяйство России. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Планируемы результаты освоения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса «География России». Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В результате изучения географии ученик должен знать/уметь
Называть и (или) показывать:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации;
- субъекты Российской Федерации;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
- границы часовых поясов:
- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
- распределение рек страны по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения и крупные ледники:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
- народы, наиболее распространенные языки, религии;
- примеры рационального и нерационального размещения производства;
- объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
- районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
- экологически неблагополучные районы России:
- маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации.
Описывать:
- географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
- особенности быта и религии отдельных народов.
Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
- образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
- как составляют прогноз погоды;
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
- разнообразие природных комплексов на территории страны;
- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
- роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
- причины изменения природных комплексов;
- особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
- объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация» , «агломерация», «мегаполис »; «трудовые ресурсы»;
Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе
- изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (4 часа)
Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Географическое положение России
Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.
Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.
Практические работы:
1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
Раздел I. История заселения и исследования территории России (3 часа)
Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.
Раздел II. Особенности природы природные ресурсы России (26 часов).
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России (6 часов)
Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.
Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.
Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.
Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Практическая работа:
3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы России (6 часов)
Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).
Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.
Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.
Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.
Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.
А.И. Воейков - основоположник климатологии.
Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.
Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.
Сумма активных температур.
Практические работы:
4.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
5.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
6,Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России (5 часов)
Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.
Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.
Болота, их виды и размещение по территории России.
Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.
Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.
Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.
Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.
Практические работы:
7.Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования. 8.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.
9.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы России (4 часа)
Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.
Практическая работа:
10. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5. Растительный, животный мир и биологические ресурсы России (4 часа)
Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.
Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.
Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.
Практическая работа:
11.Составление прогноза изменений растительного и животного мира и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Раздел III. Природные комплексы России (23 часа)
Тема 1. Природное районирование (7 часов)
Природно-территориальный комплекс. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России.
Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.
Практические работы:
12.Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
Тема 2. Природа регионов России (16 часов)
Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока. Практические работы:
13.Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.
Раздел IV. Человек и природа (4 часа)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.
13. Оценка экологической ситуации регионов.
Раздел V. География Ростовской области (7 часов)
Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны природы и природопользования.
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контр. и тест. работ | В том числе, практ. раб |
Введение | 4 | 1 | 2 | |
I | Раздел I. История заселения и исследования территории России: | 3 | ||
II | Раздел II. Особенности природы и природные ресурсы. | 26 | ||
Тема 1 «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы» | 6 | 1 | 1 | |
Тема 2 «Климат и климатические ресурсы» | 6 | 1 | 3 | |
Тема 3 «Внутренние воды и водные ресурсы» | 5 | 1 | 3 | |
Тема 4 «Почва и почвенные ресурсы» | 4 | 1 | 1 | |
Тема 5 «Растительный и животный мир» | 4 | 1 | ||
III | Раздел III. Природные комплексы России | 23 | ||
Тема 1 «Природное районирование» | 7 | 1 | 1 | |
Тема 2 «Природа регионов России» | 16 | 1 | 1 | |
IV | Раздел IV. Человек и природа | 6 | 1 | 1 |
V | Раздел V. География Ростовской области | 7 | ||
ИТОГО | 68 | 9 | 13 |
Приложение к рабочей программе география 8 класс
Реализация рабочей программы по географии согласно Учебному плану школы рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю).
В связи с Календарным графиков на 2016-2017 учебный год ( праздничные дни 23.02 и 01.05)программа будет реализована за 66 часов путем уплотнения тем
64 и 65,
67 и 68
Календарно -тематическое планирование:
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, практической работы, самостоятельной работы, | Дата проведения урока 8А, 8Б | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
Введение – (4часа) | |||||||||
Что изучает география России? | УОНМ | Что изучает география России? | Использовать различные источники географической информации | 01,09 | |||||
Географическое положение России. Входная диагностика | УОНМ | Географическое положение России. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса. | Показывать и называть факторы, определяющие географическое положения России; показывать на карте крайние точки страны; границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; показывать на карте субъекты РФ; | Практическая работа № 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. | 05,09 | ||||
Моря, омывающие территорию России. | УОНМ | Особенности морей, омывающих территорию России. Ресурсы морей, экологические проблемы. | Определять особенности морей, омывающих территорию России, их ресурсы, экологические проблемы. составлять характеристику моря. | Составление характеристики моря | 8.09 | ||||
Различия во времени на территории России. Практическая работа № 2 | УОНМ | Различия во времени на территории России. | Определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; | Практическая работа № 2. Определение поясного времени для разных пунктов России. | 12.09 | ||||
Раздел I. История заселения и исследования территории России (3 часа) | |||||||||
География первых русских княжеств. Изменение границ страны. | УОНМ | География первых русских княжеств. Изменение границ страны. | 15.09 | ||||||
Путешествия и открытия новгородцев. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. | УОНМ | Путешествия и открытия новгородцев. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. | 19.09 | ||||||
Изучение территории России советскими учёными. Современные географические исследования. | УОНМ | Изучение территории России советскими учёными. Современные географические исследования. | 22.09 | ||||||
Раздел II. Особенности природы и природные ресурсы. (25 часов) Тема 1: Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (6 часов) | |||||||||
Главные особенности рельефа России | УОНМ | Главные особенности рельефа России. Особенности геологического и тектонического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на фомирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления. | Читать и сопоставлять карты: тектоническую, геологическую и физическую. Определять основные этапы формирования земной коры, основные тектонические структуры и особенности рельефа России. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Выявлять внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Определять территории распространения стихийных природных явлений. Подготавливать и обсуждать презентации о видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями. Определять и объяснять особенности рельефа своего региона проживания. Приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов. Показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений. Показывать месторождения полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи. | 26.09 | |||||
Строение земной коры. Геологическое летосчисление. | УОНМ | 29.09. | |||||||
Минеральные ресурсы России. | УОНМ | 03.10 | |||||||
Равнины платформ и горы складчатых областей. Практическая работа № 3 | УОНМ | Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | 06.10 | ||||||
Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления. | УОНМ | 10.10 | |||||||
Обобщение по теме. | УОСЗ | Обобщение и систематизация знаний по теме «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы» | Тест по теме «Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы» | 13.10 | |||||
Тема 2: Климат и климатические ресурсы (6 часов) | |||||||||
Факторы, определяющие климат России. | УОНМ | Факторы, определяющие климат России. | Выявлять факторы, определяющие климат России. Определять климатические показатели для различных пунктов по климатическим картам (карты суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков и испаряемости). Выявлять закономерности в распределении климатических показателей на территории России. Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. | 17.10 | |||||
Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | УОНМ | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 20.10 | ||||||
Распределение в России основных элементов климата. Практическая работа № 4 | УОНМ | Распределение в России основных элементов климата. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. | 24.10 | |||||
Типы климатов в России. Практическая работа № 5 | УОНМ | Типы климатов в России. | Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и типов климата. Определять основные климатические показатели одной из территорий страны и оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения на данной территории. Определять особенности климата своего региона проживания. | Практическая работа № 5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. | 27.10 | ||||
Климат и человек. Климатические ресурсы. Практическая работа № 6 | УОНМ | Климат и человек. Климатические ресурсы. | Подготавливать и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Выявлять особенности опасных и неблагоприятных климатических явлений. Определять районы их распространения на территории страны по тематическим картам. Подготавливать и обсуждать презентации о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов | Практическая работа № 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | 07.11 | ||||
Обобщение по теме «Климат и агроклиматические ресурсы» | УОСЗ | Обобщение и систематизация знаний по теме. «Климат и агроклиматические ресурсы» | Смотри уроки 14-18 | Тест по теме «Климат и агроклиматические ресурсы» | 10.11 | ||||
Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов) | |||||||||
Внутренние воды России. Реки. | УОНМ | Особенности внутренних вод России. Закономерности их размещения на территории страны. Реки. Части речной системы. Зависимость рек от рельефа и климата. Падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек России. | Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять реки, относящиеся к бассейнам разных океанов, по физической карте. Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов. Определять падение, уклон, особенности питания и режима крупных рек России по картам (физической и тематическим). Выявлять зависимость между режимом, характером течения крупнейших рек, рельефом и климатом по тематическим картам и климатограммам с составлением характеристики одной из рек по типовому плану. Подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни населения и развитии хозяйства России, региона своего проживания. | 14.11 | |||||
Реки. (Продолжение). Практическая работа № 7 | УОНМ | Практическая работа № 7 . Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования. | 17.11 | ||||||
Другие виды внутренних вод. Практическая работа № 8 | УОНМ | Другие виды внутренних вод: озёра, болота, подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота. | Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам. Наносить на контурную карту разные виды озер России. Определять основные районы распространения болот, горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты по физической и климатическим картам. | Практическая работа № 8. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата. | 21.11 | ||||
Водные ресурсы. Охрана вод. Практическая работа № 9 | УОНМ | Водные ресурсы. Обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий. Проблемы, связанные с использованием водных ресурсов и пути их охраны и рационального использования. Влияние разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений, связанных с водами (наводнения, снежные лавины), на жизнь населения и особенности развития хозяйства России. Определять особенности внутренних вод своего региона проживания. | Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и ее отдельных территорий. Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, и определять пути их охраны и рационального использования. Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений, связанных с водами (наводнения, снежные лавины), на жизнь населения и особенности развития хозяйства России. Определять особенности внутренних вод своего региона проживания. | Практическая работа № 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования. | 24.11 | ||||
Обобщение по теме Внутренние воды и водные ресурсы». | УОСЗ | Обобщение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | Смотри уроки № 20-23 | Тест по теме «Внутренние воды и водные ресурсы» | 28.11 | ||||
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (4 часа) | |||||||||
Образование и строение почв. | УОНМ | Образование и строение почв. Основные свойства почвы. Почвенный профиль, почвенные горизонты. | Выявлять основные факторы почвообразования. Определять главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны по карте почв. Определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие. | 01.12 | |||||
Закономерности распространения почв в России. Практическая работа № 10 | УОНМ | Главные типы почв России. Закономерности распространения почв в России | Практическая работа № 10. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, характер растительности ) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. | 05.12 | |||||
Почвенные ресурсы России. | УОНМ | Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. Эрозия почвы. Виды мелиорации. | Определять структуру земельного фонда России. Оценивать почвенные ресурсы страны Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования | 08.12 | |||||
Обобщение по теме «Почва и почвенные ресурсы». | УОСЗ | Обобщение по теме «Почва и почвенные ресурсы». | Смотри уроки № 25-27 | Тест по теме «Почва и почвенные ресурсы». | 12.12 | ||||
Тема 5: Растительный и животный мир (4 часа) | |||||||||
Растительный мир | УОНМ | Основные типы растительности России. | Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие органического мира России. Прогнозировать последствия изменения растительного и животного мира территории при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Определять состав биологических ресурсов. Выявлять особенности использования человеком разных видов биологических ресурсов. Подготавливать и обсуждать презентации о неблагоприятных изменениях растительного и животного мира России и региона своего проживания в результате хозяйственной деятельности. Определять основные мероприятия по рациональному использованию и охране растительного и животного мира России, своей местности | 15.12 | |||||
Животный мир | УОНМ | Разнообразие животного мира России. | 19.12 | ||||||
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Практическая работа № 11 | УОНМ | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Практическая работа № 11. Составление прогноза изменений растительного и животного мира отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.. | 22.12 | |||||
Природно-ресурсный потенциал России. Природные ресурсы. | КУ | Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия (благоприятные и неблагоприятные). Природные ресурсы. Особенности размещения природных ресурсов. | 12.01 | ||||||
Раздел III. Природные комплексы России (22 часа) Тема 1: Природное районирование (7 часов) | |||||||||
Природно-территориальные комплексы. | УОНМ | Природно-территориальные комплексы. | Определять особенности размещения природно-хозяйственных зон и районов распространения высотной поясности на территории страны по карте природных зон и физической карте России. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять причинно-следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявлять особенности проявления высотной поясности различных горных систем России. Определять особо охраняемые природные территории. | 16.01 | |||||
Природное районирование. Воздействие человека на ПТК. | УОНМ | Природное районирование. Воздействие человека на ПТК. | 19.01 | ||||||
Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. | УОНМ | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. | 23.01 | ||||||
Лесные зоны. | УОНМ | Лесные зоны. | 26.01 | ||||||
Безлесные зоны юга в России. Степи, полупустыни, пустыни. Практическая работа № 12 | УОНМ | Безлесные зоны юга в России. Степи, полупустыни, пустыни. | Практическая работа № 12. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. | 30.01 | |||||
Высотная поясность. | УОНМ | Высотная поясность. | 02.02 | ||||||
Обобщение по теме «Природное районирование России». | УОСЗ | Обобщение по теме «Природное районирование России». . | Тест по теме «Природное районирование России». | 06.02 | |||||
Тема 2: Природа регионов России (16 часов) | |||||||||
Русская (Восточно-Европейская) равнина. | УОНМ | Специфика природы района, природные ресурсы. Причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины. Кавказ - молодые и высокие горы России. Кавказ. Природные комплексы и природные ресурсы. Урал. Природные комплексы и природные ресурсы Урала. Западная Сибирь. Природные комплексы и природные ресурсы Западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы и природные ресурсы Восточной Сибири. Горы Южной Сибири. Байкал – жемчужина Сибири. Дальний Восток. Дальний Восток. Природные комплексы и природные ресурсы. | Давать комплексную характеристику природы, используя различные карты атласа: Определять ГП, состав и особенности природы крупных объектов. Объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития животного и растительного мира территории, характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных районов в жизни и деятельности человека. | 09.02 | |||||
Природные комплексы Русской равнины. | УОНМ | 13.02 | |||||||
Природные ресурсы Русской равнины. Практическая работа № 13 | УОНМ | Практическая работа № 13. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | 16.02 | ||||||
Кавказ - молодые и высокие горы России. | УОНМ | 20.02 | |||||||
Кавказ. Природные комплексы и природные ресурсы. | УОНМ | 27.02 | |||||||
Урал. | УОНМ | 02.03 | |||||||
Природные комплексы и природные ресурсы Урала. | УОНМ | 06.03 | |||||||
Западная Сибирь. | УОНМ | 09.03 | |||||||
Природные комплексы и природные ресурсы Западной Сибири. | УОНМ | 13.03 | |||||||
Восточная Сибирь. | УОНМ | 16.03 | |||||||
Природные комплексы и природные ресурсы Восточной Сибири. | УОНМ | 20.03 | |||||||
Горы Южной Сибири. | УОНМ | 23.03 | |||||||
Байкал – жемчужина Сибири. | УОНМ | 03.04 | |||||||
Дальний Восток. | УОНМ | 06.04 | |||||||
Дальний Восток. Природные комплексы и природные ресурсы. | УОНМ | 10.04 | |||||||
Обобщение по теме «Природа регионов России» | УОСЗ | Обобщение по теме. | Тест по теме | 13.04 | |||||
Раздел IV. Человек и природа (4 часа) | |||||||||
Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей. | УОНМ | Природные условия (благоприятные и экстремальные). | Выявлять зависимость между природными условиями, размещением населения и его хозяйственной деятельностью Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | 17.04 | |||||
Стихийные природные явления. | УОНМ | Стихийные природные явления, география стихийных природных явлений и меры борьбы с ними. | 20.04 | ||||||
Изменение природы человеком. Рациональное природопользование. | УОНМ | Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуации в России | 24.04 | ||||||
Экологические проблемы России. Практическая работа № 14 | УОНМ | Практическая работа № 14. Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных различных источников географической информации и материалов периодической печати. | 27.04 | ||||||
Обобщение и систематизация знаний по курсу : «Физическая география России» | 04.05 | ||||||||
Итоговая контрольная работа (и/или промежуточная аттестация» | 08.05 | ||||||||
Раздел V. География Ростовской области(7часов) | |||||||||
Географическое положение РО | УОНМ | Особенности географического положения РО | Давать комплексную характеристику природы Ростовской области, используя карты и другие источники информации. Определить особенности географического положения, геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, типичных и антропогенных ландшафтов | 11.05 | |||||
Геологическое строение. Рельеф, полезные ископаемые. | УОНМ | Особенности, геологического строения, рельефа, полезных ископаемых СПб и Ленинградской области. | 15.05 | ||||||
Климат. | УОНМ | Особенности климата. | 18.05 | ||||||
Воды. | УОНМ | Особенности вод. Финский залив, Ладожское озеро, Нева, другие реки и озёра Ленинградской области | 18.05 | ||||||
Земельные ресурсы и типичные ландшафты. | УОНМ | Особенности земельных ресурсов и типичных ландшафтов Ленинградской области | 22.05 | ||||||
Основные экологические проблемы РО | УОНМ | Основные экологические проблемы РО | 25.05 | ||||||
Экологическое прогнозирование, охраняемые природные территории. | УОСЗ | Особо охраняемые территории Ростовской области | Защита проекта | 25.05 |
Итого уроков за год 66
Цветом выделены темы, объединенные в 1 урок
Условные обозначения типов уроков:
УОНМ- урок ознакомления с новым материалом;
УЗИМ – урок закрепления изученного материала;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
КУ- комбинированный урок;
КЗУ – контроль знаний и умений;
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
Лист корректировки и внесения изменений
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ лицея № 384
___________ /Голод С.С./
«______»________20___ г.
Раздел программы, требующий коррекции | Номер урока, требующего коррекции, в разделе и его тема | Форма коррекции (объединение тем, самостоятельное изучение + контроль и др.) | Причина коррекции (замена урока, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу) | Количество часов, отведенных на изучение раздела программы после коррекции | |
Название | Количество часов, отведенных на изучение по программе | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа по ОДб.06 География специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе «География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»
Рабочая программа вариативного курса по географии в 11 классе«География, история, искусство: перекрестки и взаимодействия» Предмет(ы): География Информатика и ИКТ Искусство...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.16 «ГЕОГРАФИЯ» 09.02.06. Сетевое и системное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Сетевое и системное администрирование», ...
Рабочая программа и КТП по географии 9 класс
В рабочей программе представлены содержание географического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспе...
Рабочая программа и КТП по географии 10 класс
Рабочая программа создана на основе Примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география"
Программа внеурочной деятельности «Занимательная география» предназначена для обучающихся шестых классов и реализуется по интеллектуальному направлению в соответствии с требованиями ФГОС О...