Методическая разработка на тему: " Как воспитать у детей интерес к чтению".
методическая разработка по теме
Все мы в процессе нашего развития читаем книги, кто больше, кто меньше. Какие-то книги надолго западают нам в душу, какие-то книги переворачивают, какие-то оставляют равнодушными, какие-то вызывают отвращение. Некоторые книги из тех, которые мы прочитали оказывают на нас очень существенное влияние.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ШКОЛА №2»
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБКИ КРЫМ
Методическая разработка на тему :
« Как воспитать у детей интерес к чтению».
Автор: Макейкина Юлия Викторовна, педагог-библиотекарь
Пгт.Красногвардейское
2018г.
Цель: Довести до сознания родителей, что читать с детьми необходимо каждый день, обсуждать прочитанное. Для ликвидации усталости, использовать физкультминутки . Поспособствовать, чтобы родители находили время и возможности для семейного чтения.
Оборудование: выставка детских рисунков на тему: «Моя любимая книга». Разноцветные плакаты.
Книга,подлинно художественное произведение, возвышает и гармонизирует душу читателя.
Все мы в процессе нашего развития читаем книги, кто больше, кто меньше. Какие-то книги надолго западают нам в душу, какие-то книги переворачивают, какие-то оставляют равнодушными, какие-то вызывают отвращение. Некоторые книги из тех, которые мы прочитали оказывают на нас очень существенное влияние.
Уверенность а себе, в своих силах, в возможностях зарождается в дружной, теплой атмосфере семьи. Ребенок требует поддержки, внимания, уважения. Если в семье с уважением относятся к книге, такое же отношение вырабатывается и у ребенка. Не только в школе, но и дома учить детей читать и любить книги. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели научить детей быстро и выразительно читать, вызвать интерес к чтению, ведь роль книги в жизни велика. И чем бы в школе не увлекался ваш ребенок : историей, техников, природоведением на помощь прейдет всегда книга.
Работать с книгой ребенок учиться еще с первого школьного дня на всех уроках. Необходимо и дома придавать большое значение книге.
Читая художественное произведение, читатель проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения и взаимоотношения людей, погружается в их внутренний мир, примеряет его на себя.
2
На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.
Эффект воздействия литературных героев объясняет тем, что они несут в себе мощный ценностный потенциал.
Литературные герои помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы .
Эффект в сознании ребенка, наглядно показал А.Чехов в рассказе «Дома» . Герой рассказа, семилетний мальчик, пробует курить. Узнав об этом, отец стал умно и логично говорить ему о вреде курения. Но тщетно, слова отца не трогали сына. Тогда отец сочинил сказку о том, как прекрасный принц, единственный сын короля, погиб оттого, что много курил. Король не смог этого вынести и тоже умер. Все королевство погибло. Сопережив трагедию, наглядно представив её ужасы, мальчик сказал: «Не буду больше курить».
Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Привычку к чтению художественной книги можно отнести к здоровье сберегающей технологии, ведь физическое здоровье сопряжено с нашим душевным состоянием. Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается прежде всего здоровьем духовным. Хорошая книга способна лечить душу .
Проведя анализ читательских формуляров, я выявила, что читая художественную литературу, дети отдают предпочтение таким жанрам, как: приключения и детективы – 58%, фантастика – 11%, юмор интересен 36%, чтение сказок и поэзии составило по 80%.
3
Психология доказала, что сегодня ребенок делает вместе с родителями, завтра сумеет самостоятельно. Чтение непрерывно связано с письмом, а так же с другими учебными предметами. В большинстве случаев, если ученик хорошо читает, он грамотно пишет, эстетически воспитан. Если ученик умеет выражать главную мысль произведения, делать выводы о прочитанном то есть умеет логически мыслить, то ему легче дается решение математических задач.
Ребенок должен читать в темпе разговорного языка. Мы должны стремиться, чтобы в конце начальной школы большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и товарищ.
Наблюдая за чтением детей, необходимо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразными: сказки, рассказы о животных , приключения, музыка и т.д. Подбирая книги, необходимо учитывать индивидуальные особенности, интересы детей. Мальчики часто увлекаются приключенческой литературой. Эта тега к приключениям в общем понятна, но ее необходимо направить в нужное русло. Необходимо проследить, чтобы книга приключенческого жанра не была единственной в чтении у ребенка, чтобы в их руки не попадались книги для взрослых. Если ребенка интересует жизнь растений и животных, новые машины, путешествия, необходимо подбирать книги, которые дадут новые и интересные для нее сведения. В воспитании любви к книге могут помочь и незначительные на первый взгляд моменты. Например, собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться с товарищами – все это содействует заинтересованности детей.
4
Воздействие книги проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.
Достоевский считал смех самой верной пробой души: «Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони».
Вот почему «радостное чтение» стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Неслучайно именно веселые книги пользуются неизменным спросом у детей. По моим данным 77% детей читают именно такие книги: «Приключение Незнайки и его друзей»,
«Затейники», «Фантазёры», «Денискины рассказы», «Старик Хоттабыч» и другие.
Значение сказки для поддержания душевного мира детей велико. Она становится неким духовным оберегом детства. В нашей школьной библиотеке большим спросом пользуется «Домик сказок».
Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет поэзия. Аллегоричность, художественная емкость слова, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заряжать, подчинять себе, одухотворять и возвышать. Как говорил Гоголь: «Благоухающими устами поэзии навевается на души то, чего не внесешь в них никакими законами и никакой властью!» А Пушкин говорил, что: «Поэзия, как ангел утешитель, спасла меня. И я воскрес душой».
5
Таким образом, чтение хорошей книги приводит читателя в состояние покоя, умиротворения, даёт необходимое дополнительное удовольствие, придаёт чувство уверенности. Книга изменяет, развивает, лечит, поддерживает читателя, гармонизирует его внутренний мир.
Теперь я хочу обратить внимание родителей на правила пользователя, предложить прочитать их и вспомнить, какие с них выполняет ваш ребенок, а какие нет.
- старайся читать вслух, не торопясь, вдумывайся в содержание прочитанного;
- обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них добру;
- когда закрываешь книгу, подумай чему она тебя научила?;
- умей беречь книгу.
Советы родителям по воспитанию интереса к чтению у детей:
- читайте вашему ребенку почту, газеты, инструкции на коробках из под сладостей. Это очень важно для ребенка.
- пока ребенок растет, показывайте ей (ему) рисунки. Цвета и формы впечатлят ее (его).
- регулярно посещайте библиотеки. Разрешайте детям самостоятельно выбирать книги.
- чтение перед сном должно стать регулярной семейной традицией.
- помните и о поэзии, не забывайте! Короткое стихотворение – это лучший способ обратить внимание на некоторое время.
- держите дома разные материалы для чтения. Детскую литературу храните на нижних полочках, чтобы ребенок мог ее легко достать сам.
- пусть ваш ребенок видит вас чаще за чтением книг .
- разговаривайте о том, что читаете.
- дарите книги детям, чтобы ребенок понимал, что книги особенные.
6
Обсуждение педагогической ситуации.
« Ребенок медленно и неразборчиво читает. Мама говорит:
- « Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!».
А ребенок?
«Один втягивает голову в плечи, другой – вообще отказывается читать, третий – становится пассивным к чтению».
Как вы оцениваете поведение матери? Послушать ответы родителей, делаем выводы: будем терпеливыми, чтобы не отбить у детей желание читать.
Прочитайте вместе с ребенком интересную книгу. Поставте вопросы, выясните как понял ребенок.
В конце родительского собрания или классного часа провести Анкету для родителей:
- Есть ли в вашей семье библиотека? Как вы приучаете детей пользоваться ей?
- Любит ли ваш ребенок читать?
- Практикуется ли в вашей семье коллективное чтение?
- А вы читаете своему ребенку? Каким книгам отдаете предпочтение?
- Обговариваете прочитанное? Как?
- Можно ли заинтересовать ребенка чтением? Как этому научить?
- От чего зависит выразительное чтение? Как этому научить?
- Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или когда почитает немножко, говорит, что устал?
- Ваши просьбы, пожелания библиотекарю, про что вы хотели узнать на следующих родительских собраниях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"
Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...
Методическая разработка на тему: Формирование у учащихся интереса к своей профессии в процессе производственного обучения
Трудовое воспитание несовершеннолетних осужденных в нашем колонии имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходится иметь Дело с девушками преступниками, многие из которых не п...
Методическая разработка по теме работа с детьми с ограниченными возможностями "Воспитать гражданина"
Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному – и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна сос...
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
Методическая разработка "Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на занятиях по Основам философии"
Методическая разработка...
Методическая разработка на тему: Воспитание у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей сознательного восприятия здорового образа жизни. Сознательный отказ от вредных привычек.
В настоящее время чрезвычайно высокую актуальность приобрела проблема адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни. Далеко не всем из них удается решить жилищный вопро...
Методическая разработка на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным фольклором».
Методическая разработка. Интегрированное развлечение "Русская ярмарка"....