Методическая разработка на тему: " Как воспитать у детей интерес к чтению".
методическая разработка по теме

Макейкина Юлия Викторовна

Все мы в процессе нашего развития читаем книги, кто больше, кто меньше. Какие-то книги надолго западают  нам в душу, какие-то книги переворачивают, какие-то оставляют равнодушными, какие-то вызывают отвращение. Некоторые книги из тех, которые мы прочитали оказывают на нас очень существенное влияние. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ШКОЛА №2»

КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБКИ КРЫМ

Методическая разработка на тему :

 « Как воспитать у детей интерес к чтению».

Автор: Макейкина Юлия Викторовна, педагог-библиотекарь

Пгт.Красногвардейское

2018г.

Цель: Довести до сознания родителей, что читать с детьми необходимо каждый день, обсуждать прочитанное. Для ликвидации усталости, использовать физкультминутки . Поспособствовать, чтобы родители находили время и возможности для семейного чтения.

Оборудование: выставка детских рисунков на тему: «Моя любимая книга». Разноцветные плакаты.

 Книга,подлинно художественное произведение, возвышает и гармонизирует душу читателя.

        Все мы в процессе нашего развития читаем книги, кто больше, кто меньше. Какие-то книги надолго западают  нам в душу, какие-то книги переворачивают, какие-то оставляют равнодушными, какие-то вызывают отвращение. Некоторые книги из тех, которые мы прочитали оказывают на нас очень существенное влияние.

       Уверенность а себе, в своих силах, в возможностях зарождается в дружной, теплой атмосфере семьи. Ребенок требует поддержки, внимания, уважения. Если в семье с уважением относятся к книге, такое же отношение вырабатывается и у ребенка. Не только в школе, но и дома учить детей читать и любить книги. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели научить детей быстро и выразительно читать, вызвать интерес к чтению, ведь роль книги в жизни велика. И чем бы в школе  не увлекался ваш ребенок : историей, техников, природоведением на помощь прейдет всегда книга.

     Работать с книгой ребенок учиться еще с первого школьного дня на всех уроках. Необходимо и дома придавать большое значение книге.

Читая художественное произведение, читатель проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения и взаимоотношения людей, погружается в их внутренний мир, примеряет его на себя.

2

На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.

        Эффект  воздействия литературных героев объясняет тем, что они несут в себе мощный ценностный потенциал.

        Литературные герои помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, поражения и победы .

           Эффект в сознании ребенка, наглядно показал А.Чехов в рассказе «Дома» . Герой рассказа, семилетний мальчик, пробует курить. Узнав об этом, отец стал умно и логично говорить ему о вреде курения. Но тщетно, слова отца не трогали сына. Тогда отец сочинил сказку о том, как прекрасный принц, единственный сын короля, погиб оттого, что много курил. Король не смог этого вынести и тоже умер. Все королевство погибло. Сопережив трагедию, наглядно представив её ужасы, мальчик сказал: «Не буду больше курить».    

Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. Привычку к  чтению художественной книги можно отнести к здоровье сберегающей  технологии, ведь физическое здоровье сопряжено с нашим душевным состоянием. Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается прежде всего здоровьем духовным. Хорошая книга способна лечить душу .

     Проведя анализ читательских формуляров, я выявила, что читая художественную литературу, дети отдают предпочтение таким жанрам, как: приключения и детективы – 58%, фантастика – 11%, юмор интересен 36%, чтение сказок и поэзии составило по 80%.      

3

     Психология доказала, что сегодня ребенок делает вместе с родителями, завтра сумеет самостоятельно. Чтение непрерывно связано с письмом, а так же с другими учебными предметами. В большинстве случаев, если ученик хорошо читает, он грамотно пишет, эстетически воспитан. Если ученик умеет выражать главную мысль произведения, делать выводы о прочитанном то есть умеет логически мыслить, то ему легче дается решение математических задач.

     Ребенок должен читать в темпе разговорного языка. Мы должны стремиться, чтобы в конце начальной школы большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

     Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и товарищ.

     Наблюдая за чтением детей, необходимо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразными: сказки, рассказы о животных , приключения, музыка и т.д. Подбирая книги, необходимо учитывать индивидуальные особенности, интересы детей. Мальчики часто увлекаются приключенческой литературой. Эта тега к приключениям в общем понятна, но ее необходимо направить в нужное русло. Необходимо проследить, чтобы книга приключенческого жанра не была единственной в чтении у ребенка, чтобы в их руки не попадались книги для взрослых. Если ребенка интересует жизнь растений и животных, новые машины, путешествия, необходимо подбирать книги, которые дадут новые и интересные для нее сведения. В воспитании любви к книге могут помочь и незначительные на первый взгляд моменты. Например, собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться с товарищами – все это содействует заинтересованности детей.

4

Воздействие книги  проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

     Достоевский считал смех самой верной пробой души: «Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони».

        Вот почему «радостное чтение» стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Неслучайно именно веселые книги пользуются неизменным спросом у детей. По моим данным  77% детей читают именно такие книги: «Приключение Незнайки и его друзей»,

«Затейники», «Фантазёры», «Денискины рассказы», «Старик Хоттабыч» и другие.

     Значение сказки для поддержания душевного мира детей велико. Она становится неким духовным оберегом детства. В нашей школьной библиотеке большим спросом пользуется «Домик сказок».

        Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет поэзия. Аллегоричность, художественная емкость слова, рифма и другие черты поэтических произведений способны эмоционально заряжать, подчинять себе, одухотворять и возвышать. Как говорил Гоголь: «Благоухающими устами поэзии навевается на души то, чего не внесешь в них никакими законами и никакой властью!» А Пушкин говорил, что: «Поэзия, как ангел утешитель, спасла меня. И я воскрес душой».        

5

     Таким образом, чтение хорошей книги  приводит читателя в состояние покоя, умиротворения, даёт необходимое дополнительное удовольствие, придаёт чувство уверенности. Книга изменяет, развивает, лечит, поддерживает читателя, гармонизирует его внутренний мир.

     Теперь я хочу обратить внимание родителей на правила  пользователя, предложить прочитать их и вспомнить, какие с них выполняет ваш ребенок, а какие нет.

- старайся читать вслух, не торопясь, вдумывайся в содержание прочитанного;

- обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них добру;

- когда закрываешь книгу, подумай чему она тебя научила?;

- умей беречь книгу.

Советы родителям по воспитанию интереса к чтению у детей:

- читайте вашему ребенку почту, газеты, инструкции на коробках из под сладостей. Это очень важно для ребенка.

- пока ребенок растет, показывайте ей (ему) рисунки. Цвета и формы впечатлят ее (его).

- регулярно посещайте библиотеки. Разрешайте детям самостоятельно выбирать книги.

- чтение перед сном должно стать регулярной семейной традицией.

- помните и о поэзии, не забывайте! Короткое стихотворение – это лучший способ обратить внимание на некоторое время.

- держите дома разные материалы для чтения. Детскую литературу храните на нижних полочках, чтобы ребенок мог ее легко достать сам.

- пусть ваш ребенок видит вас чаще за чтением книг .

- разговаривайте о том, что читаете.

- дарите книги детям, чтобы ребенок понимал, что книги особенные.

6

Обсуждение педагогической ситуации.

« Ребенок медленно и неразборчиво читает. Мама говорит:

- « Сколько я тебя учила, разве так читают? Смотри, как надо!».

А ребенок?

«Один втягивает голову в плечи, другой – вообще отказывается читать, третий – становится пассивным к чтению».

Как вы оцениваете поведение матери? Послушать ответы родителей, делаем выводы: будем терпеливыми, чтобы не отбить у детей желание читать.

Прочитайте вместе с ребенком интересную книгу. Поставте вопросы, выясните как понял ребенок.

 В конце родительского собрания или классного часа провести Анкету для родителей:

  1. Есть ли в вашей семье библиотека? Как вы приучаете детей пользоваться ей?
  2. Любит ли ваш ребенок читать?
  3. Практикуется ли в вашей семье коллективное чтение?
  4. А вы читаете своему ребенку? Каким книгам отдаете предпочтение?
  5. Обговариваете прочитанное? Как?
  6.  Можно ли заинтересовать ребенка чтением? Как этому научить?
  7.  От чего зависит выразительное чтение? Как этому научить?
  8. Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать или когда почитает немножко, говорит, что устал?
  9. Ваши просьбы, пожелания библиотекарю, про что вы хотели узнать на следующих родительских собраниях?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по гигиеническому воспитанию детей дошкольного возраста "Волшебница вода"

Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений  в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх...

Методическая разработка на тему: Формирование у учащихся интереса к своей профессии в процессе производственного обучения

Трудовое воспитание несовершеннолетних осужденных в нашем колонии имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходится иметь Дело с девушками преступниками, многие из которых не п...

Методическая разработка по теме работа с детьми с ограниченными возможностями "Воспитать гражданина"

Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному – и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна сос...

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Методическая разработка на тему: Воспитание у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей сознательного восприятия здорового образа жизни. Сознательный отказ от вредных привычек.

В настоящее время чрезвычайно высокую актуальность приобрела проблема адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни. Далеко не всем из них удается решить жилищный вопро...