Методическая разработка "Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на занятиях по Основам философии"
методическая разработка на тему

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА                                   «Профессиональный стандарт педагога. Методика и технологии обучения смысловому чтению на  занятиях по Основам философии».

                                                               

Автор  

Кисельникова Наталья Владимировна преподаватель  Основ философии,

канд. филос. наук.

ГБПОУ  ОК  «Юго-Запад»

Москва 2017

     Изучение дисциплины  «Основы философии» на 2 или 3 курсе СПО вызывает большие сложности у студентов. И для этого есть объективные причины. Качественное усвоение философии предполагает развитое абстрактное мышление, сформированное научное мировоззрение, раскрепощённое сознание и интеллект, умение самостоятельно мыслить. Но реальность далека от идеала. Мы часто встречаемся с откровенным невежеством, с догматическим сознанием, с сопротивлением любой духовной и интеллектуальной  работе.

     Чтобы переломить ситуацию, вызвать интерес  к философии у студентов, далёких от любых умственных усилий, я использую такой приём активизации мышления как обсуждение притч., в которых смысл не очевиден и требует напряжения ума для анализа.  

     Работа с текстами притч, выявление их  скрытого смысла, совместный поиск   «изюминки», запрятанной изнутри, как древнего источника нравственных знаний – позволяет изучать философию не только как  «любовь к мудрости» ,но и как поиски этой мудрости.

Пример работы с текстом притчи.

Китайская притча  «Первая охота князя»

    Один князь в Древнем Китае решил заняться охотой. Он начал брать уроки у опытного охотника, тренировался месяцами и наконец почувствовал, что готов к своей первой охоте.

     В сопровождении своей свиты князь выехал в лес. Он ждал на поляне, держа наготове лук со стрелой, в то время как его стража рассеялась по лесу. Вдруг на поляну выбежал кролик. Хотя кролик был маленький, он был прямо перед князем. Даже новичку не составило бы труда попасть в кролика.

     Князь уже собирался выстрелить, но затем увидел, как через лес к поляне мчится олень. Князь подумал: «Зачем стрелять в кролика, когда можно заполучить оленя? Его рога гораздо ценнее, и их можно продать по хорошей цене!».

     Пока князь целился в оленя, на поляну выбежала лиса. Князь увидел, что у этой лисы сверкающий мех, и был поражён его красотой:  «Вот достойная цель! Эта красочная шкура должна украшать мой трон!»

     Князь стал целиться в лису и услышал шум крыльев. Он поднял взгляд и увидел летящего орла. Князь снова изменил своё решение:  «Ах, ещё лучше! Если я собью этого орла, это произведёт на всех впечатление. Все увидят, что я прирождённый воин. Люди будут говорить обо мне не один день!»

     Он поднял лук, но орёл летел слишком быстро и  через мгновение  уже скрылся из виду.

     Разочарованный князь решил выстрелить в лису, но к этому моменту ей  удалось забежать за камни.

     Бормоча проклятия, князь стал смотреть, где олень, но тот уже был далеко. Князь выпустил стрелу, но промахнулся, поскольку у него не было времени тщательно прицелиться. Олень бросил на князя последний взгляд, когда тот вставлял в лук другую стрелу и затем исчез в лесу.

    Рассерженный князь стал искать взглядом кролика. Где же он? Его нигде не было видно. Все звери, в которых можно было выстрелить, пропали. Князь в гневе стал кричать на стражников, но делу это не помогло, первая охота князя окончилась неудачей.

  1. Читаю притчу вслух.
  2. Прошу любого выбранного студента пересказать, а  аудиторию дополнить пересказ важными упущенными деталями.
  3. Раздаю текст притчи и памятку по работе с притчами.

Памятка. Пояснения к работе над притчами.

ПРИТЧА – в славянских языках – притька – случай, происшествие -это иносказательный, образный рассказ с нравоучением.

ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл.

МЕТАФОРА – употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении. Метафорический равно по значению иносказательный.

СИМВОЛ – предмет, действие, служащие условным обозначением какого-либо понятия, идеи(например, белый голубь – символ мира).

ЧТО ЗНАЧИТ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ПРИТЧУ?:

1).Сформулировать основную мысль, тему притчи.

2) Притча – это послание мудрецов, но высказанное метафорически. Необходимо отыскать метафоры, скрытые смыслы, иносказания.(например, ядовитая стрела – метафора губительного межличностного конфликта).

3)Ответить на вопрос:  «Как содержание притчи, рассказанная в ней история соотносится с твоей личной жизнью? Была ли у тебя похожая ситуация?»

4) Какие уроки ты лично извлёк из притчи?

  1. Предлагаю студентам записать набор ключевых слов к тексту, т.е. метафор, образов. Это князь, лес, свита, кролик, олень, лиса, орёл.
  2. Далее обсуждаем коллективно, что значит каждый образ? Например, князь- это символ каждого из нас, который после периода учёбы вступает в жизнь и ставит перед собой разные цели.
  3. Задаю ряд вопросов для прояснения того, что символика в русской и китайской традиции может быть разная. С  каким качеством ассоциируется лиса в русском фольклоре?  А в данной притче? Какую красоту символизирует мех лисы? И т.д.
  4. Прошу студентов назвать русские пословицы и поговорки, которые помогают прояснить смысл притчи. Обсуждаем их.
  5.  И в итоге обсуждения студенты должны ответить на главные вопросы: Какая была самая большая ошибка князя? Какова должна быть иерархия целей в жизни князя и каждого из  вас? Что поможет нам избежать одержимости нашими целями? Студентам даётся время на     записывание ответов в тетрадях.
  6. Зачитываются вслух ответы и происходит обсуждение. Главное – перенесение плана притчи в реальную жизнь, близкую студентам здесь и сейчас. Как начать жизнь  «мудро» и не наделать ошибок? Студенты должны осознать, что притчи – это модели неких  жизненных  ситуаций, при помощи которых можно учиться на чужом опыте.
  7. На примере этой притчи я учу студентов работать с текстами, далее использую полученные навыки для активизации когнитивной деятельности перед «серьёзными»  темами,  также  для отдыха и развлечения  и как раздел с заданиями в контрольных работах. В работе использую наборы карточек с притчами, где с одной стороны карточки текст, а с другой  - смысл. Прошу не переворачивать, пока не напишут ответ.

Список использованной литературы

  1. Лин Дерек.  Дао успеха: Пять шагов к счастью и процветанию в древних китайских притчах Перев. с англ. – М.:ООО Издательство  «София»,2011.
  2. Сидоркова Л.Ф. Притчи мира. – М.: Грифон, 2009.
  3. Все грани гармонии .Набор психологических открыток с притчами.:Санкт-Петербург, ООО  «Издательство  «Речь», 2012.

В дальнейшей работе я хочу использовать Кубик Блума и некоторые из стратегий  обучения смысловому чтению, адаптировав их к задачам курса  Основ философии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже

Оптимизация методик и технологий обучения как условие повышения качества образования в колледже...

Методическая разработка открытого урока преподавателя ГБПОУ СКИСИГ Серовой Т.А. по дисциплине "Основы философии на тему "Античная философия"

Данная методическая разработка преподавателя Серовой Т.А. может использоваться на занятиях по философии, а также уроках МХК....

Методические рекомендации к разработке технологической карты урока обучения грамоте (чтению)

I. ИнструкцияОткройте ФГОС НОО на стр. 1. Прочитайте названия разделов документа.Найдите раздел, посвящённый требованиям к результатам освоения основной образовательной программы НОО....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по обучению учащихся технике выполнения основных акробатических упражнений на занятиях.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по обучению учащихся технике выполнения основных акробатических упражнений на занятиях....

Методы и приемы обучения смысловому чтению

Одной из задач начальной школы  является овладение младшими школьниками грамотностью чтения. Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на...