Методическая разработка по теме работа с детьми с ограниченными возможностями "Воспитать гражданина"
методическая разработка на тему

Внукова Любовь Алексеевна

Возбудите в человеке искренний интерес

 ко всему полезному, высшему

 и нравственному – и вы можете быть спокойны,

 что он сохранит всегда человеческое

 достоинство. В этом и должна состоять

 цель воспитания и учения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_orientatsiya.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

Областное образовательное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шарьинский политехнический техникум Костромской области»

Методическая разработка

по теме работа с детьми с ограниченными возможностями

 «Воспитать гражданина»

Автор:

Трубникова Любовь Алексеевна –

Мастер производственного обучения

ОГБПОУ «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»

2016 г

Введение

«Возбудите в человеке искренний интерес

 ко всему полезному, высшему

 и нравственному – и вы можете быть спокойны,

 что он сохранит всегда человеческое

 достоинство. В этом и должна состоять

 цель воспитания и учения».

                                                                                                      К.Ушинский

Социальная ориентация, адаптация, профессиональная и трудовая реабилитация людей с ограниченными возможностями – серьезная и сложная задача, стоящая перед обществом. Социальным аспектом независимой жизни является право быть неотъемлемой частью общества.

Процессы  социальной ориентации, реабилитации становятся двухсторонними, когда адекватное восприятие  людей с ограниченными возможностями  остальными членами общества становятся не менее важным, чем адаптация инвалидов к этому обществу. В 1924 году  Л.С. Высогский  писал: «…дефективность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте, глухоте, немоте. Сама по себе слепота не делает ребенка дефективным, не есть  дефективность, то есть недостаточность, неполноценность, болезнь. Она остается ею только при известных социальных условиях существования слепого. Она есть разница между его  поведением и поведением  других.  Социальное воспитание победит дефективность. Тогда, вероятно нас не поймут, если мы скажем о слепом ребенке, что он дефективный, но о слепом скажут, что он слепой…и ничего больше».

Актуальность этих строк несомненна и сегодня. Количество людей с ограниченными возможностями не уменьшилось, а наоборот, растет каждый год. Внимание общества к судьбе таких людей имеет форму скорее обслуживания, а не отношения к ним, как к своим равноправным членам.

Долгое время сохранялась традиция ограничения сферы общения таких детей стенами специальных учреждений, потом ограничение продолжалось на специальных предприятиях. Таким образом, тормозился встречный процесс принятия обществом инвалидов.

Сейчас ситуация  меняется. На смену старой парадигме «полноценное большинство» - «неполноценное меньшинство» приходит новая – «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами». Начинает формироваться новая культурная норма – уважение к различиям между людьми. Это находит отражение в ратификации Россией конвенции о правах ребенка, Декларации ООН «О правах инвалидов в Российской Федерации». Впервые, целью государственной политики было объявлено не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации общечеловеческих прав и свобод. Вслед за этим были созданы и другие федеральные законы и указы, подтверждающие, что государство берет на себя серьезные моральные и этические обязательства в обеспечении качества жизни и равноправия лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня у людей с ограниченными возможностями есть возможность стать полноценными участниками социальной жизни. В настоящее время интегрированное  обучение  получает все большее распространение, государство старается обеспечить каждому гражданину с ограниченными возможностями здоровья доступную и полезную для его развития среду.

И наш техникум не исключение. У детей с ограниченными возможностями  появилась возможность получить профессию, что позволяет или проявить себя активными личностями, а в последующем полноценно включиться в социальную жизнь общества.

Современные тенденции обучения и воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогический подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями формировались с конца IXX века. За его реализацию выступали как педагоги, так и врачи, общественные деятели. Одним из известных направлений в работе является школа Монтессори.

Основателем этого направления в педагогике является Марил Монтессори – педагог, врач, философ.

Основными принципами педагогики Монтессори  являются:

- природосообразности  и идеи свободного воспитания;

- сотрудничества разновозрастных детей;

- развитие чувственного восприятия детей.

Школа Монтессори использует опыт общения детей для их дальнейшего совершенствования. Обучение проводится в группах разновозрастных детей, то есть класс является аналогом социума взрослых, где встречаются люди разных поколений.

Главными результатами обучения в школе Монтессори является «знания, ставшие плотью», -реальные жизненные умения, с которыми ребенок входит в жизнь.

Учитывая, что обучение студентов с ограниченными возможностями  проходит в малых группах, Клаус Фопель предлагает метод воркшопа.

Воркшоп – интенсивное учебное мероприятие, на котором учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе. В центре внимания находится самостоятельное обучение студентов и интенсивное групповое взаимодействие.

Впервые воркшопы появились в середине 50-х годов в области общего образования для взрослых, затем метод использовался как профессиональное обучение психологов и менеджеров. На сегодняшний день воркшопы широко распространены для обучения студентов в вузах, курса повышения квалификации.

Обычно воркшоп ассоциируется с такими понятиями, как активность, эксперимент, риск, изменение, демократическое принятие решений, целостное выражение. Он настраивает людей на самовыражение, на возможность внутренних  изменений, на выработку активной жизненной стратегии.

Воркшоп, по мнению автора это:

  • Учебная группа, помогающая всем учащимся стать по окончанию обучения более компетентными, чем вначале;
  • Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие;
  • Учебный процесс, во время которого учащиеся много узнают друг от друга;
  • Возможность открыть для себя что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научишься чему-то от людей.

В последние годы воркшопы активно приобретают популярность во всем мире, потому что предоставляют возможность обучаться интенсивно и с удовольствием. У многих людей они усиливают готовность к личностным изменениям и росту. Используют в воркшопе такие формы обучения, которые развивают творческий потенциал человека – в том числе самостоятельность и готовность к сотрудничеству, способности принимать решения и коммуникативную компетентность.

В настоящее время во всем мире получает развитие гуманистический подход в обучении, основной целью которого является  воспитание в ребенке человека – творчески мыслящего, разносторонне образованного, социально –активного.

По мнению Р.Штайнера ведущими принципами обучения являются:

  • Гуманизм – признание самой высокой ценностью человека, его право на полное раскрытие способностей, осознание приоритета общечеловеческих ценностей;
  • Гуманизация – развитие представлений человека как о части Вселенной, построение целостной картины мира, где человек живет в гармонии с природой и обществом;
  • Демократизм – равенство прав граждан на образование и личное равноправие каждого человека;
  • Социальная направленность процесса воспитания, предполагающая развитие в воспитанниках свободы равенства и братства, как предпосылок самореализации личности.

Эти принципы приоритетны и для современной российской педагогики, в ней сформировался личностно ориентированный подход к обучению, в котором учащиеся выступают как субъект не только учения, но и жизни.

Принимая во внимание тот факт, что в России в последние годы все большее распространение получает система инклюзивного обучения (обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии в условиях общеобразовательного учреждения), владение методами и приемами штайнеровской педагогики представляется актуальным в условиях профессионального обучения, так как может в значительной мере решить проблему адаптации студентов.

 Приоритетное направление в воспитании детей с ограниченными возможностями.

На основании принципов мировых школ воркшопа, Монтессори, Р.Штайнера, по результатам педагогического наблюдения приоритетным направлением в воспитании детей с ограниченными возможностями является система гражданского воспитания.

Содержание общегражданского политического осознания обуславливает его функции, которые н6аправлены на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечении морально-политического единства и дружбы народов России, осознание каждым гражданином перспектив социальной политики государства, возможности гармонического развития личности.

Цели – функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе  с учетом возрастных возможностей  и особенностей  детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Это требует от педагогов  и родителей быть вооруженными знаниями особенностей детского восприятия политической информации, осознания и осмысления фактов и событий.

Юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса студентов способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной  оценке политической информации. Но есть и исключения среди них.

Цели и функции гражданского воспитания детей достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана:

  • Естественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы глобальной политики. В свете глубоко революционных научных  открытий миролюбивая политика России предстает перед детьми как политика борьбы за выживание человечества, сохранение жизни на Земле.
  • Предметы общественно-политического и гуманитарного циклов раскрывает перед студентами картину закономерно развивающегося человеческого общества, переходящего от одной цивилизации к другой.
  • На уроках художественно-эстетического цикла дети формируют свое духовное  ценностное политическое отношение к явлениям действительности, познают эстетические явления жизни.

Система «механизмов» гражданского политического воспитания включает в себе способы и приемы просвещения, прямого воздействия на сознание детей с помощью слова. Необходимость решительного искоренения пустословия, демагогии, формализма, примитивизма в общественной жизни, в общении с детьми приобретает особый смысл. Своим непосредственным восприятием дети улавливают фальш, бездушие и протестуют нарушением дисциплины, полным отключением внимания. Уроки, классные часы, другие формы гражданского воспитания детей требуют от преподавателя разносторонней и тщательной подготовки.

Прямое обращение к сознанию детей в целях гражданского воспитания не будет давать срывов, когда дети параллельно вовлекаются в общественную деятельность по самоуправлению, участию в общественных делах. Особенно важно, когда в процессе гражданского воспитания дети непосредственно участвуют в преодолении реальных противоречий, остро ощущаемых и переживаемых ими самими.

Сдерживанием всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за историческое свершения народа.  Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом.

Особое место в интернациональном воспитании  детей занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлениям  национальной ограниченности и шовинистического чванства.

Формирование правового сознания и законопослушного поведения детей – органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о воспитании уважения к закону, культуре, демократизму.

 Рекомендации преподавателям, работающим с группами лиц с ограниченными возможностями.

Ваша личность, ваш характер, ваши особенности и жизненная философия, важнее, чем самая лучшая инновационная  педагогическая технология.

Используйте методики, соответствующие вашей личности. Например, если Вы спокойный  и надежный человек, не проводите экспериментов с сильным драматическим уклоном – этим вы вызовите у группы раздражение. Вы должны быть непротиворечивым и естественным.  Помните, ваша собственная индивидуальность является лучшим катализатором учебного процесса.

ДОВЕРЯЙТЕ САМОМУ СЕБЕ

Важно прислушаться к голосу  интуиции, следовать спонтанным идеям. Возможно, Вы захотите провести эксперимент, следуя интуиции, но не рассчитывайте на абсолютный результат. Если  система не работает, это не катастрофа. Если Вы, как преподаватель не готовы совершать ошибки, Вы пропустите много возможностей для реализации блестящих идей.

Чаще говорите студентам:

- мне хотелось бы попробовать что-то новое вместе с вами.

- у меня есть идея, мы можем попробовать сделать следующее.

- я не уверен на 100%, поможет ли нам это, но давайте попробуем.

Идите на риск.

БУДЬТЕ САМИ ПРИМЕРОМ

Демонстрируйте те способы поведения, которые Вы хотели бы видеть у студентов. Относитесь к занятиям с энтузиазмом. Энергия преподавателя действует заразительно и способствует тому, что группа тоже увлекается процессом. Если ваша личность вызывает интерес у группы, то формируется доверительная обстановка, а это способствует повышению эффективности вашей работы.

СЛЕДИТЕ ЗА СОБСТВЕННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ И ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ

Работа со студентами с ограниченными возможностями требует больших энергетических затрат и эмоциональной  отдачи. Для восстановления здоровья следуйте следующим рекомендациям:

  • Обращайте внимание на свои физические потребности: высыпайтесь, избегайте переедания и алкоголя.
  • Чаще бывайте на улице в парках, наслаждайтесь свежим воздухом.
  • В помещении, где проводятся занятия, расставьте зеленые растения, чаще проветривайте учебную комнату, следите за регулярным проведением влажной уборки.

ПОЧУВСТВУЙТЕ НАСТРОЕНИЕ В ГРУППЕ

Важно замечать настроение студентов и группы в целом. Преподаватель должен видеть, когда возникает напряжение в группе. Бодрость и активность всегда сменяется утомление и нужно быть готовым к соответствующим мерам. Преподаватель должен проявлять эмпатию (сопереживание).

БУДЬТЕ СКРОМНЫ

Если Вы что-то не знаете, не бойтесь признаться в этом студентам. Организуйте обмен ролями и поучитесь чему-либо у студентов или договоритесь с ними, что будете учиться вместе.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И ИНТЕРЕС К НОВОМУ

Преподавателю полезно  обладать любопытством журналиста, бесстрашием политика, терпением ученого, чтобы углубить свои знания по определенным темам. Каждый раз начинайте к классического: «Я знаю только то, что ничего не знаю». То есть вы помогаете студентам  и без стеснения спрашивать о том, что их интересует. Если Вам трудно ответить на некоторые вопросы, организуйте поиск информации вместе со студентами(библиотека, интернет-ресурсы, мнение специалистов).

БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ

Обучение студентов с ограниченными возможностями требует огромного терпения. Если у группы или отдельных студентов возникают трудности, надо попытаться их понять.

РАЗВИВАЙТЕ ГИБКОСТЬ

Большинство студентов восхищается преподавателем, который умеет импровизировать. Нередко занятия спланированы слишком жестко и поэтому менее интересны, чем могли бы быть. Студенты хотели бы участвовать в оригинальном, предназначенном именно для них учебном процессе. Поэтому рекомендуется предусмотреть альтернативные способы предоставления материала.

Не все студенты приходят на учебу с воодушевлением. Треть – потенциально отзывчивы, но ждет стимула, остальные мотивированы слабо. Цель педагога – стимулировать средне и слабо мотивированных студентов, пробудить любопытство и использовать групповую  динамику, чтобы как можно больше студентов смогли почувствовать, что обучение может приносить удовольствие. Пробуждайте интерес студентов с помощью вопросов, приглашайте к размышлению.

Обращайте внимание на возникающие вопросы у студентов. Важно относиться всегда к вопросам с уважением и не оставлять их без  внимания. Не игнорируйте никого из тех, кто хочет высказаться.  Дайте понять, что личность студента для Вас важнее, чем жесткое следование программе. Постарайтесь с самого начала установить со студентами контакт. По возможности, подойдите к каждому, дотроньтесь до руки, «перекиньте мост» к личным интересам студентов.

Первые слова, которые Вы скажите, всегда важны. Создайте атмосферу доброжелательности.

Заключение

Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

Такая парадигма в корне меняет подход к триаде «ребенок - общество - государство». Суть этого изменения состоит в следующем:

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Важнейшей проблемой при работе с детьми с ограниченными физическими возможностями является выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей. Большинство семей отличаются гиперопекой, снижающей социальную активность ребенка, но встречаются семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.

Не менее важной проблемой является работа по профориентации ребенка с ограниченными возможностями. Правильный выбор профессии с учетом индивидуальных возможностей позволяет ему быстрее адаптироваться в обществе.

Значимой составной частью социальной работы является психолого-педагогическая подготовка родителей.

Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Список используемой литературы

1.Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

2.Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

3.Декларация о правах умственно отсталых лиц -М., Юристъ, 2001.

4.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)

5.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318

6.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -- М., Инфра-М, 2001.

7. http://www.s367.zouo.ru/

8. http://www.krskstate.ru/

9. http://www.omskmintrud.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Профилактическая и реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Профилактика -  это своевременно предпринимаемое воздействие на ребенка с целью сохранения функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов. Реабилитация - целенапра...

Методическая разработка на тему: «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка на тему:  «Социальная адаптация выпускников с ограниченными возможностями здоровья»...

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником ра...

Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"

Методическая разработка на тему: "Работа над звуком и артикулляцией в классе фортепиано"...

Методическая разработка на тему: «Работа в текстовом редакторе»

Учебно-методическое  пособие предназначено для использования студентами колледжа специальности 38.02.01 " экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)" при изучении темы "Технологи...

Методическая разработка по теме «Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности»

В методической разработке представлена система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры средствами различных видов деятельности. Представл...