Методическая разработка на тему: Формирование у учащихся интереса к своей профессии в процессе производственного обучения
методическая разработка по теме
Трудовое воспитание несовершеннолетних осужденных в нашем колонии имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходится иметь Дело с девушками преступниками, многие из которых не получил трудовой закалки в семье и школе, встали на путь воровства, хулиганства, ведя паразитический образ жизни. По сути дела воспитание них осужденных приходится начинать с самого начала, приобщая их к общественно-полезной трудовой деятельности. А это требует особого подхода использования эффективных форм и методов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание несовершеннолетних осужденных в нашем колонии имеет свою особенность. Эта особенность заключается в том, что приходится иметь Дело с девушками преступниками, многие из которых не получил трудовой закалки в семье и школе, встали на путь воровства, хулиганства, ведя паразитический образ жизни. По сути дела воспитание них осужденных приходится начинать с самого начала, приобщая их к общественно-полезной трудовой деятельности. А это требует особого подхода использования эффективных форм и методов.
Знакомство с профессией у осужденных начинается еще в карантине. Беседуя с ними, мастер производственного обучении в общих чертах знакомит их с будущей профессией, тем самым дает понять, что эта профессия пригодится им после освобождения. Некоторые девушки сразу проявляют интерес к сказанному, другие реагируют негативно. По этому, прежде чем знакомиться с осужденными, мастер должен изучить личное дело каждой воспитанницы, чтобы иметь о ней представление, знать ее положительные и отрицательные черты, из какой среды она к нам поступила, ее интересы, наклонности, в какой семье она воспитывалась, чем занимаются родители, какие были друзья.
Как правило, большая половина осужденных из неблагоприятных семей, где родители пьют, есть мачеха или отчим. С этими воспитанницами работать гораздо труднее и надо к каждой из них найти свой подход, помочь им получить профессию и привить интерес к этой профессии.
Всех вновь прибывших воспитанниц можно разделить на три группы:
- Совершенно запущенных, не раскаивающихся в совершенном преступлении, не желающих трудиться.
- Девочки, имеющие определенные трудовые навыки, ранее имеющие дело с швейными машинками, но все равно не желающих работать, ставятся на путь исправления.
- Девочки, осознавшие справедливость полученного наказания. Желающие своим трудом и учебой заслужить досрочное освобождение. Именно на эту группу воспитанниц опирается в своей работе мастер, из них формируется актив в группах.
С первых дней прибытия в колонию воспитанницам следует прививать уважение к правилам внутреннего распорядка и труду, убеждать их в необходимости соблюдать производственную дисциплину, традиции рабочего коллектива и затем добиваться от каждой воспитанницы его четкого выполнения. Постепенно мастер добивается того, что выполнение его требований приходят у осужденных в привычку.
При организации воспитательного процесса с осужденными следует учитывать, что многие привлечены к уголовной ответственности за совершенное преступление по неосторожности. Прежде всего, мастерам необходимо знать о каждом осужденном все, подробную психологическую характеристику, историю жизни об отношениях в семье, мировоззрения, интересы, склонности, идеалы и потребности. Доброжелательность и высокая требовательность – важный принцип работы мастера. Таким образом, мастер стремиться вывести новичка из состояния подавленности и растерянности, и облегчить его адаптацию в группе. В основе воспитательной работы лежит, прежде всего, трудовое воспитание. Психическое состояние осужденного, впервые оказавшегося в местах лишения свободы весьма своеобразно. Это и внутренняя неуверенность, подавляющая самочувствие, это страх перед колонией.
На пример, воспитанница Пищурина, Кобцева первое время были угнетенными, часто плакали, адаптационный период проходил для них очень трудно. Приходилось этим воспитанницам уделять больше времени, убеждать их, что все у них получиться. Проводились индивидуальные беседы очень медленно, но все же эти воспитанницы почувствовали уверенность в себе. Пищурина сейчас работает в матрасном цехе, Кобцева старается выполнять учебные работы.
Одним из действенных способов включения осужденных в воспитательный процесс является приобщение их к производственному труду. Это необходимо не только для выработки привычки к труду и трудовых навыков, но и для формирования у них правильного отношения к труду. Эффективность мероприятий будет намного выше, если удастся укрепить и воспитать у осужденных новые взгляды, чувства и привычки.
А.С. Макаренко писал: «Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать, то этот труд не даст положительного результата». Очень важно с самого начала правильно влиять на психику воспитанниц. Для этого необходимо, на сколько можно, за короткий срок выявить степень их педагогической запущенности, определить настроение, проявление раскаяния в совершенном преступлении. Большое значение в воспитании учащихся имеет психологический климат в коллективе.
Макаренко учил: «Если в коллективе царит взаимопомощь и доброжелательность, уважение друг к другу, то в таком коллективе вам легко жить, работать и учиться. И наоборот, если в коллективе складывается атмосфера уважения к товарищам, то в таком коллективе формируются все асоциальные формы поведения. Поэтому мастеру п/о необходимо изучать отношения складывающееся между учащимися группы, находить пути их правильного формирования.
Уроки производственного обучения должны иметь творческий, учебно - познавательный характер.
Успешность обучении воспитанниц в значительной степени зависит от того, какое мест в их жизни займут приобретенные знания. Когда в процессе обучении учащиеся разделяют такие понятия как "надо сделать" и "хочу сделать в лучшую сторону, тогда создаются наиболее благоприятные условия для успешного обучения и воспитания.
Уроки производственного и теоретическою обучения стараюсь строить так, чтобы учащимся интересно было на них присутствовать и чтобы у них не пропадал интерес к учебе. Использую на уроках наглядные пособии, накопительный материал, работы бывших учащихся, инструкционно-технологические карты, личный опыт. На каждом уроке стараюсь прививать любовь к труду, интерес к профессии. Например: воспитанница Шмидт Н в первые дни обучения не проявляла интереса к обучению, считала, ч то у нее ничего не получится. Но с каждым занятием у нее менялось отношение к труду. Она даже сама не могла поверить, что у нее получается, появился интерес. Охотно пошла работать в матрасный цех, а в те дни, когда он не работает, работает на потоке в цехе мастера Иваненко Т.С. Без работы не сидит, выполняет дневное задание.
Радость успеха - вот основной помощник мастера в развитии интереса к труду. Необходимо приучить учащихся к мысли о том, что «труд сам по себе может давать известное наслаждение достигнутой цели" - указывал Луначарский.
При любой усталости радость достигнутого вызывает "второе дыхание". И напротив отрицательные эмоции снижают энергию. Для того, чтобы поднять уверенность учащихся в своих возможностях, мае I ер должен научить их прокладывать путь к успеху в труде. Учащаяся Дегтярева А. при пошиве рукавиц испытывала большие трудности, ей не удавалось добиться желаемого результата, от постоянных переделок, распарываний, интерес к работе у нее пропал. Чтобы как-то поднять ее моральное состояние, я дала ей менее сложную работу, с которой она справилась и выполнила с хорошим качеством.
Вера в свои силы, настойчивость в достижении намеченной цели проявляется в процессе обучения. Чем больших успехов достигаю! учащиеся в труде, тем чаще они испытывают чувство радости от успешно выполненной работы, тем сильнее их вера в свои силы и желание лучше овладеть своей профессией.
Важное значение на уроках производственного обучения имеет также настроение самого мастера, его эмоциональный подъем интуитивно передастся учащимся. Если же мастер работает без эмоционального подъема и хорошего настроения, го и не будет высокой работоспособностей, интереса к труду и у учащихся.
Чтобы стимулировать проявление у учащихся учебно-познавательной активности и самостоятельности в учебном процессе, практикую, но некоторым темам самостоятельное обучение, т.е., раздаю сначала учащийся инструкционно-технологические карты (обработка рукавиц, трусов т.д.). Учащиеся самостоятельно повторяют пройденный на уроках спецтехнологий теоретический материал, затем раздаю детали крои м предлагаю им самим без дополнительных объяснении изготовить изделие. Конечно, не всем доступна такая форма обучения, к более слабым учащимся подхожу и немного помогаю дополнительными вопросами. Более сильные сами стараются выполнить задание. Например: воспитанница Белая О. проявляет большой интерес к таким урокам. У нее появляется азарт в работе, пусть будут ошибки, но она все сделает без подсказки. И в итоге к концу рабочего дня практически все учащиеся справляются с заданием. Такая форма обучения также повышает интерес к труду и профессии.
На каждом уроке производственного обучения стараюсь прививать, учащимся интерес к профессии, получить радость от красиво выполненной работы , внушаю им, что у них все получится, пусть не сразу, но при желании недоступное станет доступным.
Народная мудрость гласит: славен тот, кто мастер своею дела, но трижды славен тот, кто сделал ученика мастером своего дела. Стараюсь эту мудрость ежедневно применять в своей практике.
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище №93
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Формирование у учащихся интереса
к своей профессии в процессе
производственного обучения
Выполнила: мастер п/о Антонова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"
Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Презентация "Формирование профессионального интереса к профессии в процессе производственного обучения"
Воспитать у молодого человека любовь к профессии – значит привить ему любовь к труду, сознательную трудовую дисциплину, с тем, чтобы труд для него стал осознанной необходимостью, общественным и ...
Методическая разработка На тему: «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует ф...
Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"
Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"...
Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия «Люби, цени и знай свою профессию»
Для максимально эффективного оказания медицинской помощи населению важно уделять особое внимание обучению специалистов в области лабораторной диагностики.Для этого, в мероприятие, с целью обучения спе...