Изучение пищеварительной системы
презентация к уроку на тему
Методическое пособие к открытому уроку по теме: Пищеварительная система. Пищеварение в ротовой полости. Для среднего медицинского образования по специальности Сестринсое дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическое пособие по пищеварительной системе | 873.06 КБ |
фронтальный контроль знаний по Пищеварительно системе | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения г. Москвы
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К ОТКРЫТОМУ УРОКУ
ОП.02 «Анатомия и физиология человека»
(наименование дисциплины)
ТЕМА № 24:
АНАТОМИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПОЛОСТЬ РТА
по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)
базовый уровень профессионального образования
(уровень среднего профессионального образования)
Курс 2
(курс)
Москва
2015 г.
№ п\п |
| Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
2. | Методический блок | |
3. | Блок контроля исходного уровня знаний и умений студентов | |
4. | Информационный блок
| |
5. | Блок контроля эффективности обучения студентов
| |
6. | Домашнее задание. | |
7. | Приложения. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое пособие разработано для открытого урока по теме «Анатомия органов пищеварительной системы. Полость рта»; занятие имеет целью применение студентами новых знаний и умений.
Актуальность темы определяется значением пищеварительной системы в жизнедеятельности организма и той ролью, которую играет пищеварение в ротовой полости для работы пищеварительной системы в целом.
Ротовая полость представляет собой начальный отдел желудочно-кишечного тракта; здесь определяется пищевая пригодность продуктов, осуществляются начальные процессы механической обработки пищи и расщепления биополимеров пищи, частично идут процессы всасывания; отсюда берут начало многие пищевые рефлексы. Пищеварение в ротовой полости отражается на работе всей пищеварительной системы.
Знания о структуре пищеварительной системы и процессах, составляющих сущность ее нормальной деятельности, необходимы для понимания нарушений пищеварения, их причин и механизмов развития.
Необходимость этих знаний закреплена в ФГОС и связана с задачами будущей профессиональной деятельности выпускников: «Область профессиональной деятельности выпускников: клинические, микробиологические, иммунологические и санитарно-гигиенические лабораторные исследования в учреждениях здравоохранения и научно-исследовательских институтах» [Приказ Минобрнауки России от 11.08.2014 N 970 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33808)].
Учебное время – 2 академических часа (90 минут).
В результате изучения данной темы студент должен (Рабочая программа дисциплины «Анатомия и физиология человека»)
знать:
органы, находящихся в ротовой полости (отделы, стенки, язык - строение, функции; зев, миндалины, зубы - строение, зубы молочные и постоянные, их количество и наименование; крупные слюнные железы - положение, протоки)
уметь:
показывать и называть органы пищеварительной системы, составлять схемы зубной формулы для постоянных и молочных зубов.
Методическое пособие состоит из ряда блоков для последовательного усвоения материала:
- Методический блок содержит информацию о цели занятия, перечне необходимых знаний и умений студентов, межпредметных и внутрипредметных связях темы, требованиях к оснащению занятия.
- Блок контроля исходного уровня знаний студентов содержит контролирующие материалы, предназначенные для определения базового уровня знаний (инструкция, вопросы для проведения фронтального опроса, эталоны ответов, критерии оценки).
- Информационный блок содержит материал по теме занятия, представленный в текстовом варианте, схемы и рисунки для активного восприятия информации. В нем выделены следующие разделы: теоретический материал, перечень вопросов для самопроверки, список терминов по теме занятия.
- Блок контроля эффективности обучения содержит материалы для проведения практико-ориентированного контроля, к ним относятся инструкция, карточки для самостоятельной работы, эталоны ответа, критерии оценки; тестовые задания разного уровня сложности, инструкцию к ним, эталоны ответов и критерии оценки.
- Домашнее задание
- Приложение содержит материал для проведения практико-ориентированного контроля методом «ЛОТО», лист рейтингового контроля (бланк), критерии оценки.
Для повышения качества усвоения практического материала используется мультимедийная презентация.
№ п\п |
| Стр. |
1. | Пояснительная записка | |
2. | Методический блок | |
3. | Блок контроля исходного уровня знаний и умений студентов | |
4. | Информационный блок
| |
5. | Блок контроля эффективности обучения студентов | |
6. | Домашнее задание | |
- МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
- Название дисциплины: «Анатомия и физиология человека»
- Тема занятия: «Анатомия органов пищеварительной системы. Полость рта»
- Занятие № 24
- Тип занятия: урок применения новых знаний и умений
- Форма проведения: практическое
- Количество часов: 2 академических часа (90 минут).
- Место проведения занятия: учебный кабинет «Анатомии и физиологии человека»
- Цели занятия: изучение строения органов пищеварительной системы; стенки, органы, пищеварительные железы полости рта.
Задачи занятия:
Знать: значение пищеварения, составные элементы пищи; отделы и строение пищеварительной системы; отделы, стенки, органы полости рта, крупные слюнные железы
Уметь: узнавать и правильно называть органы пищеварительной системы
- Уровень освоения: 2
- Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции | ||
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Разъяснения о значимости темы для медицины и будущей профессии. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | Самостоятельное выполнение практического задания, изучение планшетов и муляжей (под контролем и с помощью преподавателя). Самооценка результатов деятельности. Работа по составлению терминологического словаря. |
- Оснащение занятия:
№ п\п | Наименование | Количество |
1. | Столы учебные | 15 |
2. | Стол преподавателя | 1 |
3. | Стулья | 38 |
4. | Доска учебная | 1 |
5. | Компьютер персональный | 1 |
6. | Мультимедийная система | 1 |
7. | Мультимедийная презентация по теме урока | 1 |
8. | Перечень вопросов для контроля исходного уровня знаний студентов | 30 |
9. | Набор тестовых заданий различной степени сложности для контроля заключительного уровня знаний | 2 комплекта |
10. | Набор картинок для практико-ориентирования контроля уровня знаний | 12 комплектов |
11. | Рекомендации для выполнения домашнего задания по теме занятия |
|
- Ход занятия
№ п/п | Этап занятия | Время (мин.) | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
Организационный момент. | 3 | - | Проверяет внешний вид, готовность к уроку. Фиксирует в журнале отсутствующих. | Готовятся к работе на занятии. | |
Сообщение темы и цели занятия, мотивация изучения темы. | 10 | Видеометод (мультимедийная презентация). | Беседует со студентами, демонстрирует слайды по теме занятия | Слушают, смотрят презентацию, записывают тему и цель занятия в тетрадь, участвуют в беседе. | |
Актуализация знаний по теме предыдущего теоретического занятия. «Анатомия органов пищеварительной системы. Полость рта». | 15 | Фронтальный опрос | Последовательно задает вопросы, корректирует и оценивает ответы студентов, заносит баллы в лист рейтингового контроля знаний. | Отвечают на вопросы, повторяют учебный материал. | |
Практико-ориентированный контроль знаний по теме «Анатомия органов пищеварительной системы. Полость рта». | 30 | Метод «ЛОТО» | Раздает планшеты для закрепления знаний по анатомии пищеварительной системы. Озвучивает инструкцию по применению метода «ЛОТО» и раздает карточки с рисунками. Следит за работой студентов, корректирует ответы, оценивает работу каждого студента, заносит баллы в лист рейтингового контроля знаний. | Изучают расположение органов пищеварительной системы по планшетам, сдают их. Выполняют задание по методу ЛОТО. | |
Итоговый контроль усвоения полученных знаний. | 20 | Решение разноуровневых тестовых заданий | Зачитывает инструкцию, раздает варианты теста. Следит за порядком. После окончания тестирования выводит на экран критерии оценки и читает эталоны ответов. | Выполняют тестовые задания. Проверяют ответы по предложенным преподавателем эталонам ответов. | |
6. | Итоги занятия. | 10 | Рефлексия | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, производит итоговую рейтинговую оценку каждого студента на основании листа рейтингового контроля знаний. | Оценивают степень достижения поставленной цели, анализируют допущенные ошибки. |
7. | Домашнее задание. | 2 | Задает задание на дом и объясняет его выполнение | Записывают домашнее задание. | |
Общее время занятия (мин.) | 90 |
- Задание на дом:
Выполните зубную формулу для зубов постоянного прикуса и молочных зубов.
- Оборудование и учебная литература к занятию:
Материальное обеспечение:
- рабочая тетрадь, карандаш, ручка,
- анатомические планшеты пищеварительной системы,
- раздаточные листы для практико-ориентированного контроля по методике ЛОТО.
Учебная литература:
Основная
- Самусев Р.П., Липченко В.Я. Атлас нормальной анатомии человека. - М.: ОНИКС, 2010.
- Смольянникова Н. В., Фалина Е. Ф., Сагун В. А. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей, М., «ГЭОТАР-Медиа», 2008
- Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ, М.: ТИД «Альянс», 2009.
Дополнительная
- Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии с основами патологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2000.
- Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека. – М.: Академия, 2008.
- Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи
Междисциплинарные связи (с указанием тем)
Шифр по ФГОС | Название ОПД (МДК) | Тема занятия |
ОП.03. | Основы патологии | Тема: «Патология ЖКТ» |
ПМ.01 | МДК.01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований | Тема: «Пищеварение в норме. Методы исследования ЖКТ» |
ПМ.03 | МДК.03.01. Теория и практика лабораторных биохимических исследований | Тема: «Обмен веществ» |
Внутридисциплинарные связи:
Шифр по ФГОС | Название ОПД | Тема занятия |
ОП.02. | Анатомия и физиология человека | Тема 5.2. Анатомия органов пищеварительного тракта |
ОП.02. | Анатомия и физиология человека | Тема 5.4. Физиология пищеварения |
ІІІ. БЛОК КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Фронтальный опрос.
Инструкция к заданию.
Уважаемый студент! Вам предлагаются вопросы для контроля Ваших знаний.
Критерии оценки результатов тестирования:
правильному ответу на один вопрос соответствует 1 балл, неправильному ответу соответствует 0 баллов;
правильному ответу на дополнительный вопрос соответствует 1 балл; дополнительно можно ответить на 3 вопроса.
Максимальный балл – 5 баллов.
Перечень вопросов
1.Как называется совокупность полых органов в составе пищеварительной системы?
2.Какие функции выполняет желудочно-кишечный тракт (ЖКТ)?
3.Назовите начальный и конечный отделы ЖКТ.
4.Назовите паренхиматозные органы в составе пищеварительной системы.
5.Назовите основную функцию паренхиматозных органов.
6.Какая мышечная ткань входит в состав стенки полового внутреннего органа?
7. Из чего состоит гладкая мускулатура?
8.Какой эпителий выстилает ротовую полость?
9.Назовите отделы, из которых состоит глотка.
10.Какой отдел ЖКТ, который проходит через грудную полость?
11.Какой отдел ЖКТ находится в левом подреберье?
12.Перечислите состав тонкого кишечника.
13.В какой отдел ЖКТ открывается проток поджелудочной железы?
14.Как называется и куда попадает пищеварительный сок печени?
15.Как называется пищеварительный сок, который выделяет поджелудочная железа?
16. Назовите отдел толстого кишечника, от которого отходит аппендикс.
17. Назовите отдел, которым заканчивается кишечник.
18.Как называются крупные железы, которые открываются в ротовую полость?
19.Проток какой слюнной железы использовал И.П. Павлов для наложения фистулы?
20.Какие железы открывают протоки в двенадцатиперстную кишку?
21.Какие железы вырабатывают сок, оказывающий свое действие в желудке?
22.Из каких процессов складывается пищеварение?
23.Какие функции выполняет ротовая полость?
24.Какое вещество зуба обладает самой высокой твердостью?
25.Назовите органы ротовой полости, участвующие в процессах механической обработки пищи?
26.Что такое коронка зуба?
27.Где находится корень зуба?
28.Что такое шейка зуба?
29.Что такое пульпа зуба?
30.Из каких биополимеров состоит наша пища?
Эталоны ответа:
Вопрос | Ответ | балл |
1.Как называется совокупность полых органов в составе пищеварительной системы? | Желудочно-кишечный тракт | 1 |
2.Какие функции выполняет желудочно-кишечный тракт (ЖКТ)? | Проводит пищу на разных стадиях переваривания | 1 |
3.Назовите начальный и конечный отделы ЖКТ. | Ротовая полость и прямая кишка | 1 |
4.Назовите паренхиматозные органы в составе пищеварительной системы. | Пищеварительные железы | 1 |
5.Назовите основную функцию паренхиматозных органов. | Секреция пищеварительных соков. | 1 |
6.Какая мышечная ткань входит в состав стенки полового внутреннего органа? | Гладкая | 1 |
7. Из чего состоит гладкая мышечная ткань? | Из миоцитов. | 1 |
8.Какой эпителий выстилает ротовую полость? | Многослойный неороговевающий плоский. | 1 |
9.Назовите отделы, из которых состоит глотка. | Носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка. | 1 |
10.Какой отдел ЖКТ проходит через грудную полость? | Пищевод. | 1 |
11.Какой отдел ЖКТ находится в левом подреберье? | Желудок. | 1 |
12.Перечислите состав тонкого кишечника. | Двенадцатиперстная кишка, тощая кишка, подвздошная кишка. | 1 |
13.В какой отдел ЖКТ открывается проток поджелудочной железы? | В двенадцатиперстную кишку | 1 |
14.Как называется и куда попадает пищеварительный сок печени? | Желчь, в двенадцатиперстную кишку | 1 |
15.Как называется пищеварительный сок, который выделяет поджелудочная железа? | Панкреатический сок. | 1 |
16. Назовите отдел толстого кишечника, от которого отходит аппендикс. | Слепая кишка | 1 |
17. Назовите отдел, которым заканчивается кишечник. | Прямая кишка | 1 |
18.Как называются крупные железы, которые открываются в ротовую полость? | Парные околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные. | 1 |
19.Проток какой слюнной железы использовал И.П. Павлов для наложения фистулы? | Околоушной | 1 |
20.Какие железы открываются в двенадцатиперстную кишку? | Печень и поджелудочная | 1 |
21.Какие железы вырабатывают сок, оказывающий свое действие в желудке? | Мелкие железы слизистой желудка. | 1 |
22.Из каких процессов складывается пищеварение? | Механических, химических, физиологических. | 1 |
23.Какие функции выполняет ротовая полость? | Пищеварительные, сенсорные, защитные и артикуляционную. | 1 |
24.Назовите основное вещество зуба | Дентин | 1 |
25.Назовите органы ротовой полости, участвующие в процессах механической обработки пищи? | Язык, зубы. | 1 |
26.Что такое коронка зуба? | Часть зуба, выступающая над десной. | 1 |
27.Где находится корень зуба? | В альвеолярной лунке челюсти. | 1 |
28.Что такое шейка зуба? | Узкая часть между коронкой и корнем. | 1 |
29.Что такое пульпа зуба? | Мякоть зуба, находящаяся в полости зуба. | 1 |
30.Из каких биополимеров состоит наша пища? | Белки, жиры, углеводы | 1 |
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Пищеварительная система человека (systema digestorium)
Введение. Человек представляет собой открытую биологическую систему, жизнедеятельность которой зависит от взаимоотношений с окружающей средой; эта система включена в общий круговорот веществ и нуждается в постоянном притоке структурных и энергетических элементов из окружающей среды.
Кроме того, питание является важнейшей составляющей нашего образа жизни. Оно влияет на самочувствие, настроение, работоспособность, во многом определяет продолжительность нашей жизни. По данным европейского регионального бюро ВОЗ, около 80% всех заболеваний человека, так или иначе, связано с нарушениями в питании.
С пищей организм получает необходимый пластический материал для построения и обновления своих клеток, и органический субстрат для окислительных реакций, в которых образуется энергия для всех процессов жизнедеятельности. Чтобы сделать пищу доступной для внутренней среды нашего организма, необходимо расщепить составляющие ее крупные биополимеры на более простые органические формы, которые способны проникать через клеточную мембрану; то есть перевести питательные вещества в усваиваемую форму. Усвоение пищи – это функция пищеварительной системы.
Сущность пищеварения в том, что оно осуществляет механические процессы (измельчение, растворение и гомогенизация пищи), химические процессы (расщепление ферментами крупных биополимеров пищи до мономеров, пригодных к всасыванию во внутреннюю среду человека), физиологические процессы (всасывание мономеров в кровь и лимфу, присущее живым клеткам ЖКТ).
Анатомия органов пищеварительной системы.
Пищеварительная система включает желудочно-кишечный тракт (система полых органов) и пищеварительные железы (паренхиматозные органы).
ЖКТ начинается ротовым отверстием, заканчивается анальным отверстием и состоит из следующих отделов и органов:
ротовая полость (cavitas oris)
глотка (pharynx)
пищевод (esophagus)
желудок (gaster, venter)
тонкая кишка (intestinum tenue): 12 перстная кишка, тощая кишка, подвздошная кишка
толстая кишка (intestinum crassius): слепая кишка, восходящая ободочная кишка, поперечная ободочная кишка, нисходящая ободочная кишка, сигмовидная ободочная кишка, прямая кишка).
К пищеварительным железам относятся:
крупные пищеварительные железы – парные слюнные железы (околоушная - glandula salivaria carotis, поднижнечелюстная - glandula salivaria submandibularis, подъязычная - glandula salivaria sublingualis); печень, hepar, поджелудочная железа, pancreas.
мелкие пищеварительные железы - входят в состав эпителия желудочно-кишечного тракта
Место ротовой полости в пищеварении.
Пищеварение начинается в ротовой полости; здесь осуществляется механическая, химическая обработка пищи, незначительно идут процессы всасывания (глюкоза и некоторые лекарственные препараты, принимаемые под язык). Также здесь находится орган вкуса, с помощью которого пища опробуется по своим пищевым качествам.
Границы и органы ротовой полости
Ротовая полость (cavitas oris) делится на преддверие рта (vestibulum oris), ограниченное зубами, деснами, губами, и собственно ротовую полость (ограничена сверху небом, снизу - челюстно-подъязычной мышцей, по бокам - щеками, а спереди - зубами). В ротовую полость открывают свои протоки слюнные железы; здесь находятся язык, зубы.
Губы (labia). Основу составляет круговая мышца рта, покрытая снаружи кожей, внутри слизистой оболочкой.
Щеки (buccae) изнутри высланы слизистой оболочкой; между ней и кожей находятся щечные мышцы и жировое тело. На внутренней поверхности щек, на уровне 2 верхнего моляра (средний большой коренной зуб) открываются протоки околоушных слюнных желез (glandula parotidea).
Небо (palatum), перегородка, которая разделяет полость рта и полость носа; в нем выделяют мягкое небо и твердое небо. Последнее образует костную стенку, отделяющую полость рта от носовой полости, и формирует крышу ротовой полости. Мягкое небо формирует небную занавеску с язычком по середине и закрывает вход в носоглотку при глотании пищи.
Слизистая оболочка (tunica mucosa oris) покрывает внутреннюю поверхность щёк, губ, альвеолярные отростки, твёрдое и мягкое нёбо, язык, дно полости рта и постоянно увлажняется секретом слюнных желёз; образована двумя слоями (эпителием и соединительной тканью). Она покрыта эпителиальным слоем (неороговевающий многослойный плоский эпителий), который выполняет функцию защиты от химических, термических и механических факторов окружающей среды.
Десной (gingiva) называется часть слизистой оболочки, покрывающая альвеолярные отростки челюстей.
Язык человека (lingua) – это подвижный мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой и богато снабженный сосудами и нервами.
Рис. Вкусовые сосочки языка
В языке выделяют верхушку или кончик (самая подвижная часть языка, на верхней части имеются вкусовые сосочки), тело (большая часть органа), корень и спинку (верхняя часть). На нижней стороне языка имеется складка слизистой оболочки - уздечка языка (frenulum linguae), прикрепляющая язык к дну ротовой полости; по обе стороны от уздечки открываются протоки подъязычной (glandula sublingualis) и подчелюстной (glandula submandibularis) слюнных желез.
В пищеварении язык выполняет функцию перемешивания пищи для лучшего ее смачивания слюной и получения пищевого комка во время ее механической обработки. Кроме того, язык участвует в артикуляции.
В основании корня языка находится скопление лимфоидной ткани, называемое кольцом Пирогова – Вальдейера, состоящее из парных нёбных и трубных, непарных язычной и глоточной миндалин (amygdala); оно выполняет функцию иммунной защиты, предотвращая проникновение болезнетворных микробов во внутреннюю среду организма.
На языке находятся вкусовые рецепторы языка (вкусовые сосочки), оценивающие качество пищи (вкус, механические свойства, температура и т.д.). Наиболее многочисленные сосочки -
нитевидные (до 500 на 1 см²). Они покрыты многослойным плоским ороговевающим эпителием, роговые чешуйки постоянно слущиваются, что придает сосочкам белесоватый оттенок.
В норме язык должен быть розового цвета, умеренной влажности и иметь нормальную чувствительность. При нарушении пищеварительных функций удаление роговых чешуек становится затрудненным; это приводит к образованию на языке белого налета («обложенный» язык). К возникновению налета также может привести плохая гигиена ротовой полости.
Слизистая оболочка ротовой полости покрыта многослойным неороговевающим плоским эпителием (всасывающая способность выше, чем у ороговевающего эпителия), который обладает высокой способностью к регенерации. Она мало подвержена действию химических, термических и механических факторов, призвана защищать ротовую полость от агрессии внешней среды и постоянно увлажняется слюной, выделяемой мелкими и крупными слюнными железами ротовой полости. Основные функции слизистой оболочки рта:
- защитная - задерживает вредоносные микроорганизмы и впоследствии удаляет их со своей поверхности;
- сенсорная - на поверхности слизистой имеются болевые, вкусовые и тепловые рецепторы (является индикатором вкусовых ощущений во время приема пищи);
- всасывающая - обладает способностью всасывать некоторые соединения.
Рис. Слюнные железы
Железы ротовой полости вырабатывают слюну. Выделяют 3 пары крупных слюнных желез и большое количество мелких. Самая большая железа – околоушная. Проток этой железы выводил на наружную поверхность щеки И. П. Павлов для наложения фистулы.
Расположение, строение и функции зубов
Зубы (dens) являются производными слизистой оболочки ротовой полости; расположены в альвеолярных лунках (углубление в кости челюсти для корня зуба), они участвуют в процессе пережевывания пищи. Внутри зуба расположена полость зуба (cavitas dentis), заполненная мякотью зуба (пульпа зуба - pulp).
В ротовой полости взрослого человека имеются следующие виды зубов:
- резцы (четыре передних зуба, предназначенные для откусывания кусков пищи) - выполняют функцию захвата и разрезания пищи;
- клыки или «глазные зубы» - выполняют функцию разрезания пищи на куски;
- большие и малые коренные зубы (моляры и премоляры) - выполняют функцию перемалывания и перетирания пищи.
В зубе выделяют коронку (выступает над десной), шейку (узкая часть зуба между коронкой и корнем) и корень (находится под десной в альвеолярной лунке). Последний заканчивается верхушкой корня зуба. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью (пульпа, pulpa).
Рис. Расположение зубов в альвеолярных лунках
К твердым тканям зуба относят: эмаль, дентин, цемент
- Эмаль (enamelum) - самая твёрдая ткань зуба; образуется из эктодермы. Ее твердость обусловлена высоким содержанием (96,5-97%) минеральных солей. Толщина эмали в разных отделах коронки различна (от 1.7 мм до 0.01 мм). Эмаль разрушается из-за образования кислот при расщеплении пищи в ротовой полости.
- Дентин (dentinum) является основным веществом зуба; образован из мезенхимы. В области коронки он покрыт эмалью, в области корня – цементом. Обладает меньшей твёрдостью, чем эмаль. Его основу составляет карбонат кальция и в небольшом количестве фторид кальция. 3. Цемент (cementum) – твёрдая ткань, покрывающая корень зуба, верхушку корня. Образуется из мезенхимы. В области шейки переходит в эмаль.
Рис. Схема зуба
Развитие зубов делят на периоды:
- от рождения до 6-7 месяцев (зачатки молочных зубов в челюстях);
- от 6-7 месяцев до 6-7 лет (период молочных зубов - прорезываются все 20 молочных зуба);
- с конца 6-го года жизни и продолжается до 12-13 лет (смена зубов на постоянные).
- Первыми прорезываются центральные резцы нижней челюсти.
- Затем они же на верхней челюсти.
- Следом - верхние боковые резцы и нижние боковые резцы (до года).
- С года начинают расти верхние и нижние моляры первые; затем клыки; от 1,5 лет до 2,5 лет вырастают вторые моляры.
Для удобства в стоматологии используют зубную формулу (схема, в которой фиксируется порядок расположения зубов); отдельные зубы или их группы записываются цифрами или буквами с цифрами.
Механическая обработка пищи в ротовой полости состоит в измельчении продуктов с помощью зубов, перемешивании с помощью языка, смачивания слюной и образовании пищевого комка. Он подвергается процессу химической обработки, проходящей под воздействием ферментов слюны (содержатся в секрете слюнных желез) и заключается в расщеплении сложных углеводов до мальтозы, с помощью фермента амилазы; а затем мальтозы до глюкозы ферментом мальтазой. Всасывание в ротовой полости происходит очень ограниченно. Здесь всасываются некоторые лекарственные препараты (например, валидол, нитроглицерин) и глюкоза, которая образуется в результате химического расщепления мальтазы.
К функциям ротовой полости относят:
- Анализ вкусовых свойств веществ (вкусовые сосочки языка);
- Защита пищеварительного тракта от экзогенной микрофлоры (из-за наличия в слюне бактерицидного вещества лизоцима, антивирусному действию нуклеазы слюны, в результате фагоцитоза лейкоцитами слюны);
- Механическая обработка пищи (измельчение, смачивание слюной пищи, начальный гидролиз углеводов и формирование пищевого комка);
- Раздражение механо-, хемо-, терморецепторов, что вызывает возбуждение деятельности слюнных желез, пищеварительных желез желудка, поджелудочной железы, печени, двенадцатиперстной кишки.
Изучением регуляции пищеварения занимался И.П. Павлов. За работы по физиологии пищеварения он получил в 1904 Нобелевскую премию в области медицины и физиологии.
Регуляция слюноотделения осуществляется с помощью условных и безусловных рефлексов. Слюноотделительный центр находится в продолговатом мозге. Прием пищи раздражает рецепторы в полости рта, нервный импульс по афферентным волокнам идет к слюноотделительному центру и включает безусловные рефлексы слюноотделения.
Есть еще другие рефлексы, не связанных с непосредственным раздражением рецепторов полости рта; они вырабатываются в процессе жизни. Например, когда мы думаем о еде или видим пищу, может начаться выработка слюны. Павлов назвал такие рефлексы условными. В них задействованы высшие структуры мозга (кора больших полушарий головного мозга).
Перечень вопросов для самоконтроля
- Из каких процессов складывается пищеварение?
- Из каких органов состоит желудочно-кишечный тракт?
- Какие крупные железы вырабатывают пищеварительные соки?
- Какие процессы пищеварения идут в ротовой полости?
- Какие приспособления имеются в ротовой полости для механической обработки пищи?
- Какие железы вырабатывают слюну?
- Каков состав слюны?
- Какие ферменты содержатся в слюне?
- Какие биополимеры расщепляются в ротовой полости?
- Какие вещества всасываются в ротовой полости?
Термины по теме: десна, небо (твердое, мягкое), уздечка языка, альвеолярные лунки, состав слюны, пищеварительные железы, пищеварительные ферменты, лизоцим, муцин, корень, шейка, коронка зуба, вкусовые сосочки языка, дентин, эмаль, цемент, пульпа зуба, верхушка, корень, спинка языка, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник.
- БЛОК КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Включает два метода, которые применялись для контроля эффективности обучения студентов:
- практико-ориентированный метод «ЛОТО» (см. Приложение).
- метод использования тестов с заданиями разного уровня сложности.
Практико-ориентированный метод «Лото»
Инструкция
Перед Вами выложены 10 картинок, на которых размещены детали пищеварительной системы.
Каждая картинка соответствует одному отделу или органу пищеварительной системы.
Вам необходимо
А. распознать органы (отделы),
Б. расположить их в правильной последовательности,
В. с помощью клея закрепить их на листе бумаги А3,
Г. подписать напротив каждой картинки правильное название органа (отдела).
Критерии оценивания
Каждый правильно названный отдел (орган) – 1 балл,
Каждый правильно расположенный отдел (орган) – 1 балл,
Максимальный балл – 20 баллов.
17-20 баллов – «5»,
13-16 баллов – «4»
9-12 баллов – «3»
8 и ниже баллов – «2»
Эталоны ответа для метода «ЛОТО»
- Ротовая полость
- Глотка
- пищевод
- Желудок
- 12-перстная кишка
- Тощая и подвздошная кишка
- Слепая кишка
8. Ободочная и прямая кишка
- Сигмовидная ободочная кишка
- Прямая кишка
Инструкция для студентов по выполнению тестовых заданий.
Уважаемый студент!
Итоговая оценка Ваших знаний и умений, полученных в результате проведенного занятия, проводится путем использования тестов с заданиями разного уровня сложности. После выполнения задания студенты самостоятельно проводят проверку по представленным эталонам, выставляют оценку, основанную на предложенных критериях, результаты сообщают преподавателю.
Решение тестов предполагает:
- выбор правильного ответа из четырех предложенных вариантов,
- установление соответствия между предложенными вариантами,
- подстановку недостающего в тексте определения,
- установление правильной последовательности.
Вам предлагается 2 варианта тестов.
Критерии оценки результатов тестирования
Оценка (критерии):
1 балл - тестовые задания с выбором одного правильного ответа
2 балла - тестовые задания «открытого» типа
2 балла - тестовые задания с выбором нескольких правильных ответов
2 балла - тестовые задания на установление последовательности
3 балла - тестовые задания на установление соответствия
Максимальное количество баллов – 15
15-13 баллов; оценка - «5»
12-10 баллов; оценка - «4»
9-7 баллов; оценка - «3»
6 и менее баллов; оценка - «2»
Вариант І
Инструкция: выберите один правильный ответ в тестовых заданиях 1-6
- Число молочных зубов в норме составляет
А. 10
Б. 15
В. 20
Г. 32
- В строении языка выделяют
А. Спинку
Б. Животик
В. Ножку
Г. Ручку
- Слизистая полости рта образована
А. Многослойным плоским ороговевающим эпителием
Б. Многослойным переходным эпителием
В. Однослойным плоским эпителием
Г. Многослойным плоским неороговевающим эпителием
- Вкусовые сосочки расположены на
А. Поверхности слизистой преддверия рта
Б. В подъязычной области
В. На языке
Г. На твердом небе
5. Число резцов на верхней челюсти равно
А. 1
Б. 2
В. 4
Г. 6
- В состав зуба входит
А. Головка
Б. Спинка
В. Шейка
Г. Ушко
- Инструкция: установите соответствие.
- 7. Выявите соответствие между отделом желудочно-кишечного тракта и пищеварительным соком, который туда выделяется:
Отдел ЖКТ | Пищеварительный сок |
1. Ротовая полость | А. Желчь |
2. Двенадцатиперстная кишка | Б. Желудочный сок |
3. Желудок | В. Слюна |
- Инструкция: выберете несколько правильных ответов (3):
8. В Тонком кишечнике расщепляются?
А. Минеральные вещества
Б. Белки
В. Углеводы
Г. Вода
Д. Жиры
Е. Микроэлементы
- Инструкция: вставьте пропущенное слово
- 9. Отдел ЖКТ, в котором формируются каловые массы, называется
__________________________
- Инструкция:
- 10. Перечислите отделы тонкого кишечника (по порядку):
а. _________________________________.
б. _________________________________.
в. _________________________________.
Вариант ІІ
Инструкция: выберите один правильный ответ в тестовых заданиях
1 - 6.
1. Околоушная железа открывается
А. Рядом с уздечкой языка
Б. На внутренней поверхности щеки у среднего коренного зуба
В. На внутренней поверхности щеки у медиального резца
Г. На поверхности языка
2. Число постоянных зубов в норме составляет
А. 15
Б. 20
В. 32
Г. 22
3. В канале зуба находится
А. эмаль
Б. дентин
В. пульпа
Г. цемент
4. Молочные зубы начинают прорезываться в
А. 1-1,2 года
Б. 6-7 месяцев
В. 2-3 месяца
Г. 6-7 лет
- Десной называют
А. Внутреннюю часть щеки
Б. Часть твердого неба
В. Часть слизистой, покрывающей края челюстей.
Г. Часть мягкого неба
- Слюнные железы относят к
А. Эндокринным железам
Б. Экзокринным железам
В. Смешанным железам
Г. Нейронным железам
Инструкция: вставьте пропущенное слово:
- Сфинктер желудка, лежащий на выходе двенадцатиперстной кишки из желудка, называется ______________.
Инструкция: установите соответствие:
- Выявите соответствие между видом биополимера пищи и мономерами, из которых он состоит
Тип биополимера пищи | Мономеры, из которых он состоит |
1. Нуклеиновые кислоты; | А. Витамины |
2. Белки; | Б. Моносахариды |
3. Углеводы; | В. Аминокислоты |
Г. Нуклеотиды |
Инструкция: выберете несколько правильных ответов (3):
9. Какие пищеварительные функции выполняет ротовая полость?
А. Всасывание глюкозы
Б. Расщепление белков пищи ферментом пепсин
В. Измельчение пищи зубами
Г. Смачивании пищи желудочным соком
Д. Расщепление углеводов пищи ферментом амилаза
Инструкция: перечислите по порядку
10. Назовите четыре отдела толстого кишечника, начиная от подвздошно-слепокишечного сфинктера (по порядку):
А. _________________________________.
Б. _________________________________.
В. _________________________________.
Г. _________________________________.
Эталоны ответов к контролю итогового уровня знаний:
I вариант
№ | Итоговый уровень | Количество баллов |
1 | В | 1 |
2 | А | 1 |
3 | Г | 1 |
4 | В | 1 |
5 | В | 1 |
6 | В | 1 |
7 | 1В, 2А, 3Б | 3 |
8 | Б, В, Д | 2 |
9 | Толстая кишка | 2 |
10 | Двенадцатиперстная, тощая, подвздошная кишка | 2 |
Итого: | 15 |
Эталоны ответов к итоговому контролю уровня знаний:
II вариант
11 | эталоны ответов | балл | |
1 | Б | 1 | |
2 | В | 1 | |
3 | В | 1 | |
4 | Б | 1 | |
5 | В | 1 | |
6 | Б | 1 | |
7 | Привратник (пилорический сфинктер) | 2 | |
8 | 1Г,2В, 3Б | 3 | |
9 | А, В, Д | 2 | |
10 | Слепая кишка, восходящая ободочная кишка, поперечная ободочная кишка, нисходящая ободочная кишка. | 2 | |
Итого: | 15 |
Итоговая оценка за занятие выставляется по результатам рейтингового контроля знаний. Он включает оценки, полученные за контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос), контроль эффективности обучения студентов (практико-ориентированный метод ЛОТО, тесты разного уровня сложности). Лист рейтингового контроля см. «Приложение».
Использование листа рейтингового контроля исключает субъективность и делает оценку понятной для каждого студента.
- Домашнее задание
Используя теоретический материал занятия, выполните схему расположения зубов постоянного прикуса и молочных зубов.
Знать: определение зубной схемы, названия всех видов зубов, сроки и порядок прорезывания молочных зубов, сроки смены молочных зубов на зубы постоянного прикуса.
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Материал для метода «ЛОТО»
Глотка
Прямая кишка
Ротовая полость
12-цатиперстая кишка
Толстый кишечник
Пищевод
Желудок
Сигмовидная кишка
Тощая и подвздошная кишка
Слепая кишка
Лист рейтингового контроля знаний
группа
подгруппа
№ п/п | ФИО студента | Фронтальный опрос (0-5) | Метод «ЛОТО» (0-20) | Разноуровневый тест (0-15) |
Максимальный балл - 40
Критерии оценки
34-40 баллов - «5»
27-33 балла - «4»
20-26 баллов - «3»
19 баллов и ниже - «2»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как называется совокупность полых органов в составе пищеварительной системы?
Какие функции выполняет пищеварительная система?
Назовите начальный и конечный отделы ЖКТ.
Назовите процессы, из которых складывается пищеварение.
Назовите органы, обозначенные на рисунке и функции
Перечислите виды зубов человека и назовите их функции
Назовите отделы зуба
Какая мышечная ткань входит в состав стенки полового внутреннего органа?
Назовите слой стенки полого органа, изображенный на рисунке
Назовите органы пищеварительной системы представленные на рисунке.
Назовите орган и укажите его пищеварительную функцию.
Назовите органы пищеварительной системы и укажите их пищеварительные функции.
Назовите отделы пищеварительной системы, изображенные на рисунке.
Назовите орган и его пищеварительный сок
Укажите название кишечника (и его отдела), к которому обращена головка поджелудочной железы
Назовите отдел кишечника и части, из которых он состоит
Назовите орган и отдел кишечника, к которому он относится
Назовите отдел кишечника по-русски, укажите его расположение
Правильный ответ на каждый вопрос – 1 балл Максимальное число баллов -18 17-18 баллов: оценка «5» 14-16 баллов: оценка «4» 10-13 баллов: оценка «3» 9 баллов и ниже: оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме Пищеварительная система
Рекомендуется для студентов медицинскихз училищ по специальности лечебное дело , сестринсеое дело ....
Методическая разработка по теме «Пищеварительная система»
Методическая разработка содержит материал по теме "Пищеварительная система человека". В ней сприсутствует лексический материал, тексты и грамматические упражнения по теме занятия....
Методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся"Общие вопросы анатомии и физиологии пищеварительной системы"
Данное учебное пособие "Общие вопросы анатомии и физиологии органов пищеварительной системы" содержит учебные задания и теоретические сведения для их решения в соответствии с цел...
Электронный банк лекций, тестовых заданий, дидактических материалов по разделу "Пищеварительная система"
Электронные образовательные ресурсы повышают информационно-коммуникативную деятельность студентов.Электронные лекции позволяют обучающимся легче увидеть общую структуру содержания темы, есть возможнос...
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы в детском возрасте
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварительной системы в детском возрасте...
Анатомия и физиология органов пищеварительной системы
Лекция №5 по дисциплине «Основы анатомии, физиологии и патологии» для рабочей профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за пациентами»...
ДНЕВНИК практических занятий по анатомии и физиологии человека по теме:»Пищеварительная система»
Дневник может быть использован на практических занятиях для самостоятельной работы студентов....