Технология работы над проектами по биологии (методические рекомендации)
учебно-методическое пособие на тему
Когда речь заходит об инновационных формах построения образования, достаточно быстро на передний план выходит вопрос об оценке эффективности реализации проектной формы деятельности в обучении. Технология проектной деятельности одна из эффективных образовательных технологий. Проблема оценки эффективности реализации экспериментальных форм построения образовательного процесса- весьма значимый и часто обсуждаемый вопрос в последние годы.
Задача разработки критериев и методов оценки , а также собственно оценка эффективности применения проектной деятельности в обучении в условиях школы нами реализованы в условиях школ Токской, Нижнекристальской и Красногвардейской №1. Разработанный и описанный алгоритм представляется возможным для применения в других школах Красногвардейского района.
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса. Метод проектов продолжает вызывать интерес у школьных учителей и используется в обучении истории, литературы, географии, химии и др., локально активизируя познавательную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_raboty_nad_proektami_po_biologii.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология работы над проектами по биологии
(методические рекомендации)
Авторы: Сафина Л.А.-учитель биологии,высшая категория,
МБОУ «Токская СОШ»
Байданова Р.М.-учитель биологии, 1 категория,
МБОУ «Нижнекристальская СОШ»
Шостак С.В.-учитель биологии, 1 категория.
МБОУ «Красногвардейская СОШ №1»
2016г
Аннотация
Когда речь заходит об инновационных формах построения образования, достаточно быстро на передний план выходит вопрос об оценке эффективности реализации проектной формы деятельности в обучении. Технология проектной деятельности одна из эффективных образовательных технологий. Проблема оценки эффективности реализации экспериментальных форм построения образовательного процесса- весьма значимый и часто обсуждаемый вопрос в последние годы.
Задача разработки критериев и методов оценки , а также собственно оценка эффективности применения проектной деятельности в обучении в условиях школы нами реализованы в условиях школ Токской, Нижнекристальской и Красногвардейской №1. Разработанный и описанный алгоритм представляется возможным для применения в других школах Красногвардейского района.
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса. Метод проектов продолжает вызывать интерес у школьных учителей и используется в обучении истории, литературы, географии, химии и др., локально активизируя познавательную деятельность учащихся.
Пояснительная записка
« Великая цель образования - это не знания, а действия»
Герберт Спингер
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. ФГОС определяет важнейшую задачу современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование общих компетенций. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания является метод проектов. Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебная и познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности. Цель исследования - обосновать в процессе комплексного теоретико-эмпирического исследования психологические основы формирования проектной деятельности в процессе технологического обучения и выявить особенности ее влияния на развитие личности школьников.
Объект исследования - проектная деятельность школьников как структурная единица образовательного процесса. Задачи проектного обучения: самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах; развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); Классификация учебных проектов обучающихся: - персональный; - практико-ориентированный; - исследовательский; - информационный; - моно-проекты; - интегрированные. - мини-проекты; - краткосрочные; - долгосрочные. Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые методы, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с ФГОС. Компетенция принципа метода проектов: Опора на опыт ученика Знание имеющегося опыта Проблемность Умение выбрать Развитие образовательных потребностей, контекстность Ориентация на успешность Результативность Чувство личной ответственности за результат Самостоятельность, системность, индивидуализация Способность к самосовершенствованию, активность Результаты: • приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской деятельности; • развитие личностных качеств учащихся; • совершенствование учебных компетенций; • формирование навыков коллективной деятельности учащихся; • умение аргументировано отстаивать свою точку зрения; • усвоение учебного материала в соответствии с содержанием образования; • умение представить полученные результаты в наглядной форме; • способность рефлексивной оценки собственной деятельности. • Увеличение нагрузки на учителя. • Необходимость соответствующего материально-технического оснащения школы. • Увеличение финансовых затрат (связанных с выходом в Интернет). Возможности. Риски. Раскрытие личностного потенциала учащихся, их способностей и задатков. Увеличение доли самостоятельной работы учащихся может снизить их познавательную активность. Таким образом, технология проектного обучения имеют высокий дидактический потенциал. Однако их небольшое распространение в современной системе образования связано с недостаточным материально-техническим обеспечением процесса обучения и неподготовленностью преподавателей к организации проектной деятельности обучающихся. Использование метода проектов для формирования общих компетенций обучающихся. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает изменение подходов к образованию. ФГОС требуют овладение обучающимися общих компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности. Ключевые образовательные компетенции: 1. Ценностно-смысловая компетенция. 2. Общекультурная компетенция. 3. Учебно-познавательная компетенция 4. Информационная компетенция. 5. Коммуникативная компетенция. 6. Социально-трудовая компетенция. 7. Компетенция личностного самосовершенствования. Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, вариативности, практической направленности.
Соотношение компетенций ученика и видов деятельности для их формирования. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях. 2. Участие в проектах. 3.Проведение социологического опроса, интервьюирование. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 1. Проведение экспериментов. 2. Конспектирование. 3. Работа с учебником. 4. Фотографирование объектов. 5. Работа над рефератом. 6. Участие в экскурсии. 7. Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. 1. Поиск информации в библиотеке. 2. Поиск информации в электронных энциклопедиях. 3. Поиск информации в школьной медиатеке. 4. Использование информации из Интернета. 5. Создание презентации. 6. Создание буклета.
Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций. 2. Выступление на конференции. 3. Выступление с сообщением. 4. Взаимоконтроль 5. Участие в дискуссии. 6. Участие в анкетировании. 7. Собеседование.
Технология проектного обучения предполагает следующий алгоритм деятельности учителя и учащихся.
1.Разработка проектного задания. Учитель отбирает возможные темы и предлагает их ученикам. Ученики обсуждают и принимают общее решение по теме 1.1.Выбор темы проекта . Учитель предлагает ученикам совместно отобрать тему проекта, участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. Группа учеников совместно с учителем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения. Ученики самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения. 1.2.Выделение подтем и тем проекта. Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора , принимает участие в обсуждении с учениками подтем проекта. Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую тему. активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). 1.3.Формирование творческих групп. Учитель проводит организационную работу по объединению учеников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. Ученики уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды. 1.4.Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы
Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться самостоятельно с последующим обсуждением группой. 1.5.Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учитель принимает участие в обсуждении. Ученики самостоятельно, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, проектно-исследовательская работа, буклет, рекомендации и т.д.
2. Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует работу учеников, стимулирует их деятельность. Ученики осуществляют поисковую деятельность.
3.Оформление результатов. Учитель консультирует, координирует работу учеников, стимулирует их деятельность. Ученики самостоятельно, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми требованиями.
4. Презентация. Учитель организует экспертизу . Презентуют итог своей работы.
5. Рефлексия. Оценивает свою деятельность по качеству оценок (баллов) и активности учеников. Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу. Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».
Методические рекомендации к использованию технологии проектного обучения: - При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. - Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. - Учитель на таких уроках должен стать практически сторонним наблюдателем (тьюторское сопровождение). - Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания (интенсификации образовательного процесса), и исследовательского поиска для ее решения. - Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (реальная адресная направленность). - Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. -Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). - Использование разнообразных методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы; - Проектные работы должны быть соответствующим образом оформлены, структурированы и иметь единый стиль оформления. - Все проектные работы должны защищены. Защита проекта подлежит оцениванию. Таким образом, применение метода проектного обучения в работе является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность на уроках биологии и химии позволяет преобразовывать теоретические знания обучающихся в опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать интеллектуальный потенциал, помогает ученикам самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует их социально-экологические компетенции. Представление системы уроков биологии с использование технологии проектного обучения. При использовании метода проектов заранее тщательно готовлюсь к таким урокам. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Это необходимо для того, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3. Поэтому необходимо в конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному году представить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не освобождает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предметам. Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок. Перед проектной деятельностью определяю для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Он также определяю, какие знания, умения, навыки из ранее изученных потребуются учащимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете). Продумываю тщательно весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами. Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности. 1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Эти проекты могут быть предложены учащимся 8-9 классов, при высоком качестве знаний и высокой познавательной активности некоторым учащимся 6-7 классов. Структура исследовательских проектов: - аргументация актуальности принятой для исследования темы, - определение проблемы исследования, его предмета и объекта, - обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, - определение методов исследования, источников информации, - выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения, - обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение перспективных вопросов для дальнейших исследований.
Темы проектов: «Воздух, которым мы дышим». Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», предложить задания: выяснить приоритетные факторы загрязнения воздуха в населённом пункте, их ПДК. Какое действие эти вещества оказывают на организм человека? Измерение показателей и соотношение их с ПДК эти веществ. Какие меры применяются (или не применяются) для очистки воздуха? «Вода и здоровье.» Мониторинг качества воды основных источников водоснабжения населённого пункта». Задания для поиска информации: изучить основные экологические параметры питьевой воды, возможные загрязняющие вещества, изучение нормативов качества питьевой воды. 2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-9 классов. Темы проектов:1) «Вредные примеси пищи». Задание: Рассмотреть влияние вредных примесей в пище на здоровье человека. 2) «Фоторепортаж об экологических проблемах населённого пункта» (провести серию фото-экскурсий с целью запечатления фотографий возможных экологический нарушений местности). 3) Изготовление информационных буклетов, листовок, стенных газет, баннеров. 3. Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-10 классов. Структура проекта: - цель проекта, - предмет информационного поиска, - источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.д.), - способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), - результаты информационного поиска (статья, аннотация, проект, доклад, видео и пр.), - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференциях и пр.).
Темы проектов:
1) « Биотехнологии в нашей жизни». Задание: соберите информацию о добыче нефти, газа, каменного угля у нас в стране и за рубежом. 2) «Витамины и их роль в жизнедеятельности человека». Задание: рассмотреть классификацию, состав, строение витаминов, их физиологическое воздействие на организм человека, Определить качественное и количественное содержание витаминов в различных пищевых продуктах. Рассчитать суточную потребность человека в витаминах. Исследовать образцы продуктов на содержание никотиновой кислоты. 4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-9 классов. Темы проектов: Жёсткость воды. Задание: рассмотреть классификацию жесткости воды, изучить её влияние на организм человека. Изучить основные способы деминерилазии воды, предложить способы защиты бытовой техники от накипи, составить «Инструкцию по смягчению воды». 5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в процессе развития ситуации. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться к его концу. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-9 классов. Темы проектов: 1) «Реклама витаминов » (ролевая игра: предполагает проведение рекламной компании продукции фирмы на страницах газет, на радио и на телевидении). 2) «Экскурсоводы» (ролевая игра: вы – ведущий специалист ботанического сада (зоопарка); к вам на экскурсию пришли учащиеся школы; организуйте проведение экскурсии. 6. Межпредметные проекты предусматривают объединение учащихся в творческие группы, специализирующихся по разным предметам. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-11 классов. Темы проектов: 1) «Мониторинг качества воды основных источников водоснабжения населённого пункта». 2) Экологическая оценка приоритетных (основных) источников загрязнений воздушной среды местности. Всякий проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики. Структура проектной исследовательской работы 1. Актуальность исследования -почему именно эта тема является актуальной; -наличие проблемы в этой теме. 2. Проблемы исследования -противоречивая ситуация, требующая разрешения; - разрешение противоречий связано с практической необходимостью; -несоответствие между желаемым и реальным состоянием 3. Объект и предмет исследования - объект исследования: что рассматривается; -предмет: как будет рассматриваться -объект именно в данном исследовании; 4. Цель и задачи исследования цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении работы; задачи – выбор путей и средств исследования для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. 5. Гипотеза исследования -это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто, гипотеза должна быть проверяема, реально опровергаема или доказуема. 6. Методы исследования -наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий. 7. Планирование исследования -должны быть изучены источники информации; указаны способы сбора информации; определены критерии оценки результатов; представлены ожидаемые результаты. 8. Научная новизна исследования -в чем заключается новизна. 9. Выводы 10. Продукт исследования презентация; видеофильм; пособие; кейс документов; макет и др. 11. Презентация проекта -В презентации представляется продукт проектной и исследовательской деятельности. Очень важен ход и основные результаты исследования Ход работы над проектом и исследованием: 1. Написание черновика введения на основе паспорта проектной работы. 2. Компоновка подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. 3. Внимательное чтение и редактирование текстов глав как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.). 4. Написание выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа. 5. Составление заключения по всей работе. 6. Редактирование введения к работе. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Существует несколько основных форм представления результатов проектной работы: -статья, тезисы; -доклад, сообщение; -реферат; -текст научного сочинения; -проектно-исследовательская работа. Определение формы представления результатов проектной и исследовательской деятельности сопутствует составлению плана исследования. Часто требования к оформлению работ указываются в конкурсных материалах или приглашениях к участию в конференциях. Этапы работы: 1.Написание основы введения по всей работе (основываясь на паспорте работы). 2.Компоновка текстов. 3.Редактирование целого текста. 4.Написание выводов к каждой главе. 5.Составление списка источников информации. 6.Корректировка введения по всей работе. А.Общее заключение. Б.Составление списка источников информации. В.Подготовка приложений. Композиция проектно-исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей. Структура проектных и исследовательских работ: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографическое описание, приложения. В целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности в проектной работе размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы, графики, фотографии, схемы и др.Необходимо также разработать методические рекомендации по оформлению проектной работы: её объём, шрифт, вид титульного листа, нумерацию страниц и т.д. Защита проекта подлежит оцениванию (вид оценивания по выбору учителя), хотя уже сам факт участия ребенка в работе, увлечение поиском информации пусть и с минимальными результатами дает ему шанс получить положительную оценку. Рейтинговая оценка исследовательского проекта Оценка этапов Критерии оценки Баллы Оценка работы: Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5,10,20 Объем разработок и количество предлагаемых решений 5,10,20 Практическая ценность 5,10,20 Уровень самостоятельности участников 5,10,20 Качество оформления записки, плакатов и др. 5,10,20 Оценка рецензентом проекта 5,10,20 Оценка защиты: Качество доклада 5,10,20 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме 5,10,20 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету 5,10,20 Ответы на вопросы 5,10,20
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с.
2. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании / Школьные технологии. – 2005. №2. С. 66.
3. Обухов А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / Школьные технологии. – 2006. - №5. – с. 86-90.
4. Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели / Школьные технологии.- 2007.- №5. – С.111.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.- 192 с. – С.17.
6. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников (Исследователь.ru) / URL: http://www.researcher.ru/index.html.
7. Соколова Т.В. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учебно – методическое пособие. – Архангельск: АО ИИИК РО, 2010. – 26с.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
9. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование. – 2005. - №1. – с.133-143.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по "Биологии"
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по "Биологии"...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Биология"
Лабораторные занятия по дисциплине «Биология» позволяют осуществить качественный переход от освоения теоретического лекционного курса по Общей биологии к практическому применению знаний. В...
Методические рекомендации к самостоятельным работам по биологии
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами по дисциплине «Биология» разработаны на основе Федерального государственного образовательного станда...
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи студентам в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы при изучении дисциплины ОУД.15 Биология
Методичсекие указания по выполнения задания для внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.15 Биология...
Формирование речевой культуры студентов ( по посредством обучения работе со словарями разных типов: методические рекомендации
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ( ПОПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ для обучающихся. Дисциплина "Биология"
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся - дисциплина "Биология" 1 курс, специальность 34.02.01 сестринское дело. В методических рекоменда...
Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы по ОУД.14 "ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ", разделы "Химия" и "Биология"
Даны методические рекомендации для проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по "Естествознанию" на 29 часов по специальности 43.02.08 "Сервис домашнего и коммунальног...