Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы по "Биологии"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srs_biolg_1_ripk.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО МО «МОКОВСКОЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор техникума
_____________ И.П.Никитина
«___» ______________2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Биология»
по специальности
20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
г. Железнодорожный
2013-2014уч.г.
Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по русскому языку разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов ( базовой подготовки).
Организация-разработчик:
ГБОУ СПО МО «Московский гидрометеорологический техникум».
Разработчик Шаповалов А.К. преподаватель химии и биологии ГБОУ СПО МО «Московский гидрометеорологический техникум».
Рассмотрены и одобрены на заседании предметной цикловой комиссии
протокол № 1 «28» 08 2014 г.
Председатель: _________________ Т.Н. Степахина
Рассмотрена и одобрена Методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Московской области «Московский гидрометеорологический техникум» (ГБОУ СПО МГМТ)
Заключение Методического совета №___________ от «___»_________20__ г.
номер
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы.
№ | Тема | Виды работы | Форма организации (групповая, индивид.) | Методы контроля | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение в основы общей биологии | Подготовка реферата | индивидуальная | выступление и защита реферата | 2 |
2 | Химическая организация клетки. | Написание доклада, Проработка конспекта | индивидуальная | выступление и защита доклада | 4 |
3 | Структура и функции клетки. | Составление кроссвордов, Составление сравнительной таблицы строения растительных и животных клеток | индивидуальная, групповая | выступление и защита реферата, проверка задания письменно | 2 |
4 | Обеспечение клеток энергией. | Написание доклада, Конспектирование темы «Биосинтез белков» | Индивидуальная групповая | выступление и защита реферата, проверка конспектов | 2 |
5 | Наследственная информация и реализация ее в клетке. | Написание доклада, Подготовка презентаций по теме « Митоз» | Групповая, индивидуальная | выступление и защита, проверка задания в виде устного ответа | 2 |
6 | Размножение организмов. | Написание докладов, Подготовка презентация по теме «Половое и бесполое размножение» | индивидуальная | выступление и защита | 4 |
7 | Индивидуальное развитие организмов. | Реферат, Конспектирование темы «Стадии эмбрионального развития» | Индивидуальная, групповая | выступление и защита реферата, проверка конспекта | 4 |
8 | Основные закономерности явлений наследственности | Написание докладов | Индивидуальная | выступление и защита | 4 |
9 | Закономерности изменчивости. | Написание рефератов | Индивидуальная | выступление и защита | 4 |
10 | Генетика и селекция | Написание доклада, Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание», Дигибридное скрещивание» | Индивидуальная групповая | выступление и защита доклада, проверка задания письменно | 6 |
11 | Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. | Написание доклада, Подготовка реферата | Индивидуальная | выступление и защита реферата, доклада | 6 |
12 | Факторы эволюционного процесса. | Написание доклада, Подготовка презентаций по теме: «Многообразие живого мира» | Индивидуальная | выступление и защита реферата, презентации | 8 |
13 | Возникновение и развитие жизни на Земле. | Написание доклада, Подготовка презентаций по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Индивидуальная, | выступление и защита реферата, доклада Контрольная работа | 8 |
14 | Происхождение человека. | Написание докладов | Индивидуальная | выступление и защита доклада | 4 |
15 | Экология как наука. Жизнь и среда обитания. Экосистемы. | Написание рефератов | Индивидуальная | выступление и защита реферата | 6 |
16 | Биосфера. Охрана биосферы. | Написание доклада, Подготовка реферата | Индивидуальная | выступление и защита реферата, доклада | 8 |
17 | Бионика. | Ответ на вопросы | Групповая | проверка задания в виде устного ответа | 2 |
Приложение№1
Методические рекомендации по написанию и проработке конспекта
- Внимательно прочти текст.
- Выдели главную идею и озаглавь текст.
- Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.
- Запиши названия смысловых частей в форме плана в левом рабочем поле конспекта.
- Прочти текст во второй раз.
- Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.
- Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.
- Визуализируй конспект:
- Напиши источник конспектирования (название, автор);
- раздели страницу на три части в соотношении . Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта.
- главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, !, ?, *, проч.) или выделяй шрифтом либо подчёркиванием;
- каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию);
- в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл, проработав текст.
Критерии оценки конспекта:
№ п/п | Критерии оценивания | «5» | «4» | «3» | «2» |
1 | Объём выполненной работы | Оптимален для конспектирования материала | Оптимален для конспектирования материала | Занижен завышен | Занижен завышен |
2 | Логическая последовательность и связанность материала | + | Незначительно нарушена | нарушена | Отсутствует |
3 | Полнота изложения содержания | + | Не выдержана | Не выдержана | Не выдержана |
4 | Сохранение основной идеи через весь конспект | + | + | нарушено | Отсутствует |
5 | Использование дополнительной литературы (при постановке подобной задачи) | + | + | Не достаточно | Не используется |
6 | Оформление | + | + | Наличие отклонений | Наличие отклонений |
7 | Орфографический режим (как дополнительный критерий) | + | - | Соблюдается слабо | Нарушены. |
Приложение№2
Методические рекомендации по созданию мини-проектов с представлением в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint
Проект – это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги.
Основные требования к использованию метода проектов
- Наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов
- Самостоятельная деятельность учащихся
- Структурирование содержательной части проекта
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий
Содержание этапов проекта
Этап | Содержание |
Этап 1. « Начальный» | Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы |
Этап 2. «Поисковый» | Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала. |
Этап 3. «Исследовательский » | Проведение исследования, решение поставленной проблемы |
Этап 4. «Обработка результата» | Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта |
Этап 5. «Заключительный » | Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации. |
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации
Общие требования к презентации:
- Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
- Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование колледжа,
- Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
- Дизайн -эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
- В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
- последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль | - Соблюдайте единый стиль оформления - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. - Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). |
Фон | Для фона предпочтительны холодные тона |
Использование цвета | - На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). Таблица сочетаемости цветов в приложении. |
Анимационные эффекты | - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. |
Представление информации:
Содержание информации
| - Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | - Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | - Для заголовков – не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. - Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | Следует использовать: - рамки; границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объем информации | - Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: - с текстом; - с таблицами; - с диаграммами. |
Советы
Ø Настройка презентации по щелчку облегчает показ нужных слайдов в нужном месте выступления при условии, что показывает презентацию другой человек.
Ø Автоматическая настройка презентации дает возможность показа самим выступающим, но может вызвать сложности рассказа (задержка или спешка в смене слайдов).
Ø Музыку целесообразно накладывать, если презентация идет без словесного сопровождения. Музыка также подбирается в соответствии с темой презентации, дополняя ее, создавая определенный эмоциональный настрой.
Создание презентации – увлекательный творческий процесс, в котором ключевое слово: ГАРМОНИЯ!
Успешной работы!
Критерии оценивания презентаций
Общие баллы | Область оценивания | Параметры для оценивания | Базовый уровень (от 1 до 4) | Средний уровень (от 5 до 7) | Высший уровень (от 8 до 10) | Общие баллы |
15 | Стиль | 1. Единый стиль оформления. 2. Избегайте стиля, которые будет отвлекать от самой презентации. 3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не преобладают над основной информацией (текстом, иллюстрациями). | ||||
10 | Содержание | 1.Содержание раскрывает цель и задачи исследования. | ||||
30 | Информация | 1.Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации). 2.Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса). 3.Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации). 4.Отсутствие неопределенности, неоднозначности. 5. Современность источника. 6.Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников). | ||||
35 | Текст | 1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе). 2.Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями). 3.Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено). 4.Однозначность (единое толкование текста различными учащимися). 5.Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально 6.Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено). 7. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. | ||||
10 | Оформление | 1.Использование эффектов (цвета, анимации и звуковых эффектов) |
Пояснения: 0-30 баллов – неудовлетворительно
31-60 баллов – удовлетворительно
61-90 баллов - хорошо
91-100 баллов - отлично
Приложение№3
Методические рекомендации по написанию доклада
1. Основные требования к докладу
Доклад – это научное сообщение на семинарском занятии, заседании студенческого научного кружка или студенческой конференции.
Существует несколько стилей изложения, например, разговорный стиль, канцелярский и т.п. Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований.
Известный российский специалист по риторике (науке о грамотной речи) М.Н.Пряхин так определяет основные признаки научного текста.
Научный текст – это:
1) сообщение, которое опирается на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;
2) это сообщение о новых, ранее неизвестных явлениях природы, общества;
3) это сообщение, написанное с использованием строгих однозначных терминов;
4) это сообщение, в котором нет предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок».
В ходе научного доклада необходимо показать, насколько хорошо автор знаком с фундаментальными трудами по избранной теме, продемонстрировать владение методологией исследования, показать, что результат исследования есть результат широкого обобщения, а не подтасовка случайных фактов.
Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.
В качестве тезиса могут выступать:
а) новые неизвестные факты;
б) новые объяснения известных фактов;
в) новые оценки известных фактов.
Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.
Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса. Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) аргументы должны быть истинными утверждениями;
б) истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;
в) приводимые аргументы не должны противоречить друг другу;
г) аргументы, истинные только при определенных условиях нельзя приводить в качестве аргументов истинных всегда, везде и всюду;
д) аргументы должны быть соразмерны тезисам.
2. Специфика доклада как устного сообщения.
Поскольку доклад – это устное выступление, он отличается от письменных работ (рефератов, курсовых и дипломных работ). Для этого нужно соблюдать определенные правила.
Во-первых, необходимо четко соблюдать регламент.
Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:
а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;
б) исключить все повторы;
в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;
г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.
Во-вторых, доклад должен хорошо восприниматься на слух.
Это предполагает:
а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;
б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;
в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.
И, наконец, главное: слушателю должна быть понятна логика изложения. С повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам.
В третьих, необходимо постоянно поддерживать контакт с аудиторией.
Для того, чтобы поддерживать постоянный контакт с аудиторией, используются разнообразные ораторские приемы. Основными из них являются следующие:
а) риторические вопросы;
б) паузы;
в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);
г) жестикуляция;
д) прямое требование внимания.
Для активизации внимания можно использовать пословицы, поговорки и даже анекдоты. Однако следует иметь в виду, что при слишком частом употреблении средства акцентирования перестают выполнять свои функции и превращаются в информационно-избыточные элементы, мешающие следить за логикой изложения.
3. Оформление иллюстративного материала.
В качестве иллюстративного материала в экономических науках обычно используют графики, диаграммы, таблицы и схемы. График – это условное обозначение в виде линий, позволяющее показать функциональную взаимосвязь между зависимой и независимой переменной.
График включает в себя заголовок, оси координат, шкалу с масштабами и числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей, а также словесные пояснения условных знаков.
Диаграмма – это условное изображение зависимости между несколькими величинами.
Диаграммы делятся на столбиковые, ленточные и секторные. На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников (столбиков) одинаковой ширины. Эти прямоугольники располагаются вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольника пропорциональна изображаемым ими величинам.
При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, при горизонтальной – ленточной. Секторная диаграмма представляет собой круг, разделенный на секторы, величины которых пропорциональны величинам частей отображаемого объекта или явления.
Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.
Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.
В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.
Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.
Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.
4. Основные критерии оценки доклада.
В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могу выступать:
а) соответствие содержания заявленной теме;
б) актуальность, новизна и значимость темы;
в) четкая постановка цели и задач исследования;
г) аргументированность и логичность изложения;
д) научная новизна и достоверность полученных результатов;
е) свободное владение материалом;
ж) состав и количество используемых источников и литературы;
з) культура речи, ораторское мастерство;
и) выдержанность регламента.
Тема 1. Введение в основы общей биологии
1.1.Подготовка рефератов «История биологии»
Цель: анализ исторических этапов развития биологического учения.
Методы контроля - выступление и защита реферата.
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- [Электронныйресурс].— Режимдоступа: http://sbio.ru
Тема 2. Химическая организация клетки.
2.1.Подготовка докладов «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни организма».
Цель: изучение особенностей химических элементов и роль их в жизнедеятельности организма
Методы контроля - выступление и защита доклада.
2.2. Систематическая проработка конспекта лекции
Цель: анализ значимых качеств для будущей профессии
Методы контроля - практическая работа
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://supercook.ru
Тема 3. Структура и функции клетки.
3.1.Составление кроссворда по теме «Органоиды клетки»
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике.
Методы контроля - проверка задания письменно.
Литература и интернет-ресурсы.
- 1. Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010.
2.Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
3.2. Составление сравнительной таблицы строения растительных и животных клеток
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике.
Методы контроля - проверка задания письменно.
Литература и интернет-ресурсы.
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. .Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2.«Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
Тема 4. Обеспечение клеток энергией.
4.1. Подготовка доклада по теме «Хемосинтез. Его значение».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике, анализ альтернативных методов синтеза органических веществ
Методы контроля- Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1 Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. .Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2.«Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
4.2. Конспектирование темы «Биосинтез белков»
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике.
Методы контроля - проверка задания письменно.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010.
2.Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
Тема 5. Наследственная информация и реализация ее в клетке.
5.1. Подготовка доклада по теме «Хемосинтез. Его значение».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике, анализ альтернативных методов синтеза органических веществ
Методы контроля- Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2.«Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
5.2.Подготовка презентации: «Митоз»
Цель: изучение реализации наследственной информации.
Методы контроля- выступление с презентацией.
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://supercook.ru
Тема 6. Размножение организмов.
6.1. Подготовка доклада по теме «Биологическое значение митоза и мейоза», «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование», «Половое размножение и его биологическое значение».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике, анализ различных видов размножения.
Методы контроля- Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2. «Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
6.2. Подготовка презентации: «Половое и бесполое размножение»
Цель: изучение сходств и различий видов размножения.
Методы контроля - выступление с презентацией.
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://supercook.ru
Тема 7. Индивидуальное развитие организмов.
7.1.Подготовка реферата «Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов», «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».
Цель: изучение влияния различных факторов на онтогенез организма
Методы контроля - выступление и защита реферата.
7.2. Конспектирование темы «Стадии эмбрионального развития»
Цель: анализ значимых качеств для будущей профессии
Методы контроля - Проверка задания письменно
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://supercook.ru
Тема 8. Основные закономерности явлений наследственности. 8.1.Подготовка доклада по теме «Предыстория генетики. Начало генетических исследований», «Методы в исследованиях Г. Менделя».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике.
Методы контроля - Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010.
2.Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
Тема 9. Закономерности изменчивости.
9.1. Подготовка реферата по теме : «Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике, анализ различных достижений генетики в разных отраслях.
Методы контроля - Выступление и защита реферата.
Литература и интернет-ресурсы.
1 Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
2Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. .Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2.«Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
Тема 10. Генетика и селекция
10.1. Подготовка доклада по теме «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Использование микробов человеком».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике
Методы контроля- Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2.«Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
10.2. Решение задач по теме «Моногибридное скрещивание», Дигибридное скрещивание»
Цель: изучение закономерностей передачи генов в ряду поколений.
Методы контроля- проверка задания письменно
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://supercook.ru
Тема 11. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.
11.1. Подготовка доклада по теме «Система природы К.Линнея и ее значение для развития биологии», «Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии».
Цель: анализ исторических этапов становления эволюционного учения.
Методы контроля- Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2. «Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
11.2. Подготовка реферата на тему «История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике
Методы контроля - Выступление и защита реферата.
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://supercook.ru
Тема 12. Факторы эволюционного процесса.
12.1. Подготовка доклада по теме «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции», «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей», «Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора», «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике, анализ различных видов размножения.
Методы контроля- Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2. «Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
12.2. Подготовка презентации: «Многообразие живого мира»
Цель: изучение причин многообразия живых организмов.
Методы контроля - выступление с презентацией.
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
Тема 13. Возникновение и развитие жизни на Земле.
13.1. Подготовка доклада по теме «Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров», «Современные представления о зарождении жизни», «Различные гипотезы происхождения».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике, анализ различных гипотез возникновения жизни на Земле.
Методы контроля- Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2. «Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
13.2. Подготовка презентации: «Возникновение и развитие жизни на Земле»
Цель: изучение причин возникновения живых организмов.
Методы контроля - выступление с презентацией.
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
1 .Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
Тема 14. Происхождение человека.
14.1. Подготовка доклада по теме «Человеческие расы. Опасность расизма», «Эволюция приматов».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике
Методы контроля- Выступление и защита доклада.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2.«Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
Тема 15. Экология как наука. Жизнь и среда обитания. Экосистемы.
15.1. Подготовка реферата по теме «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени», «Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах» «Сукцессии и их формы».
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике, анализ различных видов размножения.
Методы контроля- Выступление и защита реферата.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
1. Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
2. «Биология, мир биолога» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirbiologa.ru
Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы.
16.1.Подготовка реферата «Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах», «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов», «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов».
Цель: изучение влияния различных факторов на биосферу
Методы контроля - выступление и защита реферата.
16.2. Подготовка доклада по теме «Озоновые «дыры», «Кислотные дожди, смоги и их предотвращение».
Цель: анализ значимых качеств для будущей профессии
Методы контроля - Выступление и защита доклада
Литература и интернет-ресурсы.
- Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
- Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010
- [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://supercook.ru
Тема 17. Бионика.
17.1 Развернутый ответ на вопрос Как человек использует природные объекты в своей хозяйственной деятельности?
Цель: формирование умения применять теоретические знания на практике.
Методы контроля - Проверка задания устно.
Литература и интернет-ресурсы.
1. Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010.
2.Вся биология [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbio.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ. 02 Производство рекламной продукции МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале разработаны для студентов 2-4 курсов по специальности 42.02.01 Реклама и пре...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»
методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по МДК.02.02 «Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций» ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации» по специальности 46.02.01.
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург). В методических рек...