Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ для обучающихся. Дисциплина "Биология"
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся - дисциплина "Биология" 1 курс, специальность 34.02.01 сестринское дело. В методических рекомендациях представлены различные виды внеаудиторных работ и как их выполнить. Материал систематизирован в таблицу, пронумерован. К каждому виду работ даны методические рекомендации, критерии оценки, источники информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение |
Департамента здравоохранения города Москвы |
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2» |
Якунина Н.Н.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДИСЦИПЛИНА Биология
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Москва
2018
Одобрено ЦМК №1 Составлено на основании
Протокол № ____ Федерального
От «____»_______2018 г. государственного
Председатель Якунина Н.Н. образовательного стандарта
среднего профессионального
образования
по специальности 34.02.01.
Сестринское дело
Рассмотрено и утверждено
Методическим Советом
ГБПОУ ДЗМ
«МК №2»
протокол №____
от «___» ______________2018 г.
Согласовано
Начальник отдела организации
образовательного процесса
Воронова Е.В. __________________________
Автор: Якунина Н.Н. преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Введение | 4 |
2 | График основных видов внеаудиторной самостоятельной работы | 5 |
3 | ВСР №1 Составление плана, конспектирование темы «Роль химических элементов в здоровье человека», «Схема передачи веществ и энергии в экосистеме и агроценозе». | 7 |
4 | ВСР №2 Составление схем (кластеров) по темам: «Органические вещества клетки», «Схема передачи веществ и энергии по пищевым цепям», | 9 |
5 | ВСР №3 Работа со словарем (глоссарием) по темам: «Учение о клетки», «Основы генетики», «Эволюционное учение», «Антропогенез». | 13 |
6 | ВСР №4 Учебно-исследовательская работа «Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных». | 17 |
7 | ВСР №5 Составление таблиц для систематизации учебного материала темы: «Стадии митоза», «Сходство и различия яйцеклетки и сперматозоида», «Сравнение классического дарвинизма и СТЭ», «Этапы антропогенеза», «Компоненты биосферы» | 19 |
8 | ВСР №6 Ответы на контрольные вопросы темы: «Пластический и энергетический обмен», «Мейоз», «Вид .Критерии вида». | 21 |
9 | ВСР №7 Подготовка сообщений тема: « Генные, хромосомные, геномные мутации у человека» | 25 |
10 | ВСР №8 Подготовка мультимедийных презентаций темы: «История болезни - СПИД», «Роль полиплоидии и отдаленной гибридизации в селекции». | 29 |
11 | ВСР №9 Подготовка рефератов темы: « Значение биополимеров клетке», «История бактериальных и вирусных заболеваний», «Репродуктивное здоровье человека», «Факторы влияющие на репродуктивное здоровье человека», «Значение ГМО в медицине», «Античные ученые, ученые средневековья их вклад в медицину», «Влияние суточных, селенических и годовых ритмов на здоровье человека». «Воздействие фармакологических производств на здоровье человека». | 33 |
12 | ВСР №10 Подготовка докладов темы: «Основные достижения отечественных ученых в развитии генетики», «Доказательства невозможности самозарождения жизни». | 37 |
13 | ВСР №11 Составление библиографии Г.Мендель, Т.Морган. | 39 |
14 | ВСР №12 Тематический кроссворд тема: «Термины генетики» | 41 |
15 | ВСР №13 Проектная работа темы: «Эволюционное значение размножения в природе», «Значение сохранения биоразнообразия в природе», «Экология человека», «Глобальные проблемы человечества», «Значение бионики в инженерии и медицине». | 43 |
16 | ВСР №14 Решение задач по генетики и экологии | 45 |
17 | Литература и интернет - источники |
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Биология» разработаны для обучающихся I курса ГБПОУ ДЗМ «Медицинского колледжа №2» по специальности 34.02.01. «Сестринское дело» в соответствии с ФГОС.
Роль самостоятельной работы обучающихся как вида учебной деятельности возрастает в современных условиях в связи с реализацией задачи формирования у обучающихся потребности в постоянном самообразовании. Данные методические рекомендации включают описание основных видов самостоятельной работы и указания по их выполнению, что поможет обучающимся в организации продуктивного выполнения СР.
Выполнение обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы, которая представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, осуществляется по заданию преподавателя, инструктирующего обучающихся. Оценивание самостоятельной работы обучающихся является одной из составляющих контроля результатов освоения учебной дисциплины.
Цели внеаудиторной самостоятельной работы:
- Закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время внеаудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- Формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- Развитие самостоятельности мышления;
- Формирование способности к самоорганизации;
ГРАФИК ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ РАБОТЫ | ВИД РАБОТЫ | ТЕМА РАБОТЫ | Форма контроля |
1 | Составление плана, конспектирование темы | «Роль химических элементов в здоровье человека» | конспект |
2 | Составление схем (кластеров) | «Органические вещества клетки», «Схема передачи веществ и энергии по пищевым цепям», «Схема передачи веществ и энергии в природной экосистеме и агроценозе» | кластер ( в письменной форме) |
3 | Работа со словарем (глоссарием) | «Учение о клетке», «Основы генетики», «Эволюционное учение», «Антропогенез». | проверка глоссария |
4 | Учебно-исследовательская работа | «Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения» | учебно – исследовательская работа |
5 | Составление таблиц для систематизации учебного материала | «Органоиды клетки», «Стадии митоза», «Сходство и отличия яйцеклетки и сперматозоида», «Сравнение классического дарвинизма и СТЭ», «Этапы антропогенеза», «Роль компонентов биосферы». | таблица |
6 | Ответы на контрольные вопросы | «Пластический и энергетический обмен», «Мейоз», «Вид. Критерии вида» | ответы на вопросы в письменном виде |
7 | Подготовка сообщений | «Генные, хромосомные, геномные мутации у человека» | сообщение (устной форме) |
8 | Подготовка мультимедийных презентаций | «История болезни – СПИД», «Роль полиплоидии и отдаленной гибридизации в селекции» | защита презентаций |
9 | Подготовка рефератов | «Значение биополимеров в клетке», «История бактериальных и вирусных болезней», «Репродуктивное здоровье человека», «Факторы влияющие на репродуктивное здоровье человека», «Значение ГМО в медицине», «Античные ученые, ученые средневековья их вклад в медицину», «Влияние суточных, селенических и годовых ритмов на здоровье человека», «Воздействие фармакологических производств на биосферу» | защита реферата |
10 | Подготовка докладов | «Основные достижения отечественных ученых в развитие генетики», «Доказательства невозможности самозарождения жизни» | доклад (в устной форме) |
11 | Составление библиографии | Библиография Г.Мендаля, Т.Моргана. | библиография (в письменном виде) |
12 | Тематический кроссворд | Термины генетики | кроссворд ( в письменном виде) |
13 | Проектная работа | «Эволюционное значение размножения в природе», «Значение сохранения биоразнообразия в природе», «Экология человека», «глобальные экологические проблемы человечества», «Значение бионики в инженерии и медицине». | защита проекта |
14 | Решение задач по образцу | Задачи по генетике, по экологии | Решение задач (в письменном виде) |
ВСР №1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1.5 «Роль химических элементов в здоровье человека»
Задание: Конспектирование темы
Цель: Закрепление и углубление изученного материала
Методические рекомендации:
Изучите материал данной темы, используя основную литературу и дополнительную, интернет – источники ( список литературы и интернет – источники в приложении)
Выделить информационно значимые места из прочитанного материала:
Выделить группу макроэлементов: H, O, C, N
- Биогенная роль макроэлементов
- Примеры биогенной роли макроэлементов в организме человека
Выделить группу микроэлементов: Ca, K, Fe, I, Fr
- Биогенная роль микроэлементов
- Примеры биогенной роли микроэлементов в организме человека
Характеристика неорганических веществ клетки:
- Роль воды в клетке
- Роль минеральных веществ(NaCl, KCl, CaCl) клетки
Законспектируйте данную тему.
Требования к выполнению работы:
Выполнить конспект в лекционной тетради (или в тетради для ВСР)
Аккуратность оформления работы.
Информация конспекта, должна быть конкретной и лаконичной.
Отсутствие фактических, теоретических, грамматических ошибок.
Критерии оценки:
«5» - аккуратное оформление работы; содержание таблицы соответствует требованиям инструкции;
«4» - оформление соответствует требованиям инструкции; нечеткое нелаконичное изложение материала;
«3» - работа выполнена формально, не аккуратно; нечеткое, нелаконичное изложение материала; много лишней информации; есть грамматические, фактические, теоретические ошибки;
«2» - работа не выполнена в установленные сроки; работа не соответствует требованиям инструкции.
ВСР №2 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: 1.6. «Органические вещества клетки»,
6.17. «Схема передачи веществ и энергии по цепям питания», «Схема передачи веществ и энергии в экосистеме и агроэкоценозе»
Задание: составить схему (кластер)
Цель: Перевести тему в схематические данные
Методические рекомендации:
- Выберите необходимую литературу по теме, прочитав ее, выделив идеи, аргументы, выводы.
- Классифицируйте выписки, сделанные при чтении источников.
- Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
- Составьте план с указанием страниц разделов.
- Изложите основной вопрос.
- Сделайте выводы и обобщения.
- Определите практическое значение кластера (схемы)
- Список литературы и интернет – источники смотрите в приложении.
Критерии оценки:
«5» - кластер составлен правильно, без лишней информации;
«4» - в составлении кластера есть небольшие неточности;
«3» - кластер составлен с 2 - 3 ошибками;
«2» - кластер составлен неправильно.
ВСР №3 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: Темы: 1.9. «Учение о клетке», 3.22.23.24. «Основы генетики», 4.5.6.7. «Эволюционное учение».
Задание: работа со словарем (глоссарием)
Цель: Мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению учебного материала.
Методические рекомендации:
- Внимательно прочитайте текст учебника;
- Выделите термины, они обычно в тексе пишутся курсивом, например В учебнике Н.В. Чебышева стр.29 одномембранные органеллы;
- Выпишите их в глоссарий (терминологический словарь) по алфавиту по каждой теме;
- Дайте определение каждому термину, т.е. раскрыть смысл термина например: одномембранные органеллы – органеллы состоящие из одной мембраны или
гиалоплазма – основная плазма, заполняющая пространство между клеточными органеллами;
- Термины рекомендуется выделять цветом, например одномембранные органеллы
Критерии оценки:
«5» - глоссарий раскрыл всю тему и оформлен согласно методическим рекомендациям;
«4» - глоссарий раскрыл всю тему и оформлен с небольшими замечаниями.
«3» - глоссарий раскрыл не всю тему и оформлен с замечаниями в оформлении.
«2» - глоссарий не раскрыл всю тему и не оформлен согласно методике написания
Литература: Н.В.Чебышев: Биология для учеб.студ.проф. заведений из-во «Академия» 2012 г. (дополнительная литература и интернет – источники смотреть приложение)
ВСР №4 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 3.1 «Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения»
Задание: выполнение учебно- исследовательской работы.
Цель: обучение методам самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов или явлений.
Методические рекомендации:
1.Ознакомтесь с данной темой в основной литературе, дополнительной и интернет – источниках (смотреть приложение)
2. Сформируйте проблему над которой будете работать.
3. Работу необходимо разделить на конкретные этапы, определить сроки, отводимые на каждый этап:
- Выберите тему исследования (сентябрь);
- Сформулируйте проблему исследования, определите задачи (октябрь);
- Изучите и проанализируйте имеющееся информацию (ноябрь);
- Выберите методику теоретического исследования и ее обоснования (декабрь)
- Проведите теоретический анализ уже известных в науке данных (январь, февраль);
- Обобщите полученные результаты, сформулируйте выводы (март);
- Оформите работу в соответствии с принятыми нормами, а также написание тезисов доклада, подготовка иллюстративного материала (графиков, диаграмм, моделей т.д.), (апрель)
- Подготовка к заключительной конференции (май).
Критерии оценки:
«5» - аккуратное оформление работы; содержание и оформление конспекта соответствует требованиям инструкции;
«4» оформление соответствует требованиям инструкции; нечеткое, нелаконичное изложение материала;
«3» - работа выполнена формально, не аккуратно; непоследовательное, нечеткое изложение материала; не выделены информационно значимые места;
«2» - работа не выполнена в установленные сроки; работа не соответствует требованиям
ВСР №5 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
1.9.«Органоиды клетки», 2.15. «Стадии митоза», 2.17. «Сходство и различия яйцеклетки и сперматозоида», 4.8. «Сравнение классического дарвинизма и СТЭ», 5.13. «Этапы антропогенеза»,6.21. «Роль компонентов в биосфере».
Задание: составить таблицы по теме
Цель: приобрести навыки самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой, научиться анализировать и систематизировать информацию в процессе заполнения таблицы.
Методические рекомендации: (как заполнить таблицу)
Изучить материал данной темы, используя основную литературу, дополнительную литературу и интернет – источники (смотреть приложение)
Выделить информационно значимые места из прочитанного материала;
Ознакомиться со структурой таблицы:
1.По горизонтали, например в теме: «Органоиды клетки»
- Название органоида;
- Строение органоида;
- Функции органоида;
2. По вертикали органоиды клетки:
- Плазматическая мембрана;
- Цитоплазма;
- Митохондрии;
- Лизосомы;
- Эндоплазматическая сеть:
- Аппарат Гольджи;
- Клеточный центр;
- Ядро.
Заполнить таблицу, используя информацию, полученную из разных источников.
Требования к выполнению работы:
Заполнить таблицу в лекционной тетради;
Аккуратность оформления работы;
Информация, занесенная в таблицу, должна соответствовать структуре таблицы, должна быть конкретной и лаконичной;
Отсутствие фактических, теоретических, грамматических ошибок.
Критерии оценки:
«5» - аккуратное оформление работы; содержание таблицы соответствует требованиям инструкции;
«4» - оформление соответствует требованиям инструкции; нечеткое нелаконичное изложение материала;
«3» - работа выполнена формально, не аккуратно; нечеткое, нелаконичное изложение материала; много лишней информации; есть грамматические, фактические, теоретические ошибки;
«2» - работа не выполнена в установленные сроки; работа не соответствует требованиям инструкции.
ВСР №6 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:1.11. «Пластический и энергетический обмен»,2.17. «Мейоз», 4.5. «Вид. Критерии вида»
Задание: ответы на контрольные вопросы
Цель: закрепление и систематизация знаний по данной теме, формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Методические рекомендации:
- Внимательно прочитайте текст учебника, например по теме «Вид. Критерии вида» стр.260 – 261 учебника Н.В.Чебышева;
- Ознакомьтесь с вопросами по данной теме стр.303 №21,22,23 учебника Н.В.Чебышева;
- Дайте полный обоснованный ответ на каждый вопрос (устно);
- Сформулируйте ответ и запишите в тетрадь.
Критерии оценки:
«5» -ответ полный, сформулирован правильно, грамотно, без орфографических ошибок;«4» - ответ полный, но есть не точности в формулировке ответа, без грамматических ошибок;«3» - ответ неполный, ошибки в формулировке ответа, без грамматических ошибок;
«2» - ответ неполный, много ошибок в формулировке ответа, грамматические ошибки.
ВСР №7 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 3.29. «Генные, хромосомные, геномные мутации у человека»
Задание: подготовить устное сообщение
Цель: расширение и углубление знаний по данной теме.
Методические рекомендации: этапы работы:
- Подберите литературу (смотреть приложение) и изучите тему;
- Выберите самое главное, что относится к данной теме;
- Составьте подробный поэтапный план сообщения;
- Напишите по пунктам плана сам текст;
План сообщения: 1.вступление, где раскрывается основная мысль по теме; 2. основной текст с размышлениями или официальными данными; 3. заключительная часть. По завершении работы над сообщением его перечитайте, чтобы избавиться от лишней информации. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути.
Критерии оценки: «5» - материал изложен полностью, дается правильное определение основных понятий;
«4» – ответ полный, но допускается 1–2 ошибки, и 1–2 недочета в последовательности и оформлении излагаемого;
.«3» – студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
«2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
ВСР №8 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:2.13. «История болезни - СПИД», 3.1. «Роль отдаленной гибридизации и полиплоидии в селекции»
Задание: подготовить мультимедийные презентации
Цель: донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме
Методические рекомендации:
Презентация должна содержать 10-20 слайдов. Первый слайд – титульный лист (указываются: учреждение, тема, автор). Второй слайд - план, указываются цель и задачи. Последний слайд – выводы, рекомендации, итоги.
- Вся презентация должна выполняться в одной цветовой гамме, на базе одного шаблона.
2. Сжатый, информационный способ изложения материала.
3. Не более трех фактов, выводов, определений на одном слайде.
4. Ключевые пункты отображаются по одному на слайде.
5. Один слайд рассчитывайте примерно на 2 минуты занятия.
6. Не перегружайте текстом.
7. Не более 4 рисунков на слайд.
8. Минимум строк и столбцов в таблицах.
9. Если Вы хотите дать много информации, то эту информацию вынесите в конспект, а в презентации оставьте только тезисы и факты.
10. Общее количество слайдов на 1 занятие – 14 -18.
11. Первый слайд нужно оформить так, чтобы ваши однокурсники сразу заинтересовались содержимым презентации.
Требование к оформлению презентации:
Шрифты:
1. Плакатные шрифты (например, Arial, Verdana,Tahoma и т.п.)
2. Размер шрифта — 36-44 пунктов для заголовков и 24-36 пунктов для основного текста.
3. Не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации.
Текст:
1. Тщательно проверьте орфографию и пунктуацию;
2 текст должен быть ровным;
3. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
4. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
5. Использование коротких слов и предложений, минимум предлогов, наречий, прилагательных.
Рисунки, графики:
1. Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно.
2. Используйте рисунки хорошего качества.
3. Пояснительные надписи преимущественно располагается под рисунком.
4. Четко указывайте все связи в схемах и диаграммах.
Звук, анимация:
1. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку.
2. Анимация должна быть хорошо продумана.
3. Анимация текста должна быть удобной для восприятия: темп должен соответствовать технике чтения.
Критерии оценки
«5»- выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«4»- выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности.
«3» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.
«2» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
ВСР №9 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: 1.8.15. «Значение биополимеров в клетке», 2.13.«История бактериальных и вирусных болезней», 2.21. «Репродуктивное здоровье человека»,2.21. «Факторы влияющие на репродуктивное здоровье человека»,3.1. «Значение ГМО в медицине», 4.4.«Античные ученые, ученые средневековья их вклад в медицину», 6.15. « Влияние суточных, селенических и годовых ритмов на здоровье человека»,6.21. «Воздействие фармакологических производств на биосферу»
Задание: написать реферат
Цель: Иллюстрирование широких возможностей усвоенных знаний
Методические рекомендации: 1.Определите цель написания реферата в соответствие с поставленной темой.
2.Составьте план реферата.
3.Выберите необходимую литературу по теме, прочитав ее, выделив идеи, аргументы, выводы.
4. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении источников.
5. Проанализируйте собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.
5. Оформите реферат в соответствии с требованиями.
6.Требования к оформлению работы:
План (или оглавление) с указанием страниц разделов.
Обоснование выбора темы.
Теоретические основы выбранной темы.
Изложение основного вопроса.
Выводы и обобщения.
Практическое значение реферата.
Список использования литературы.
Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
Примерные аспекты оформления реферата:
- Вводная часть.
Обоснование выбора темы.
Ее актуальность: связь с настоящим, значимость в будущем;
Новые, современные подходы к решению проблемы;
Наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
Противоположность бытовых представлений и научных данных о конкретном законе или правовой норме;
Личные мотивы и обстоятельства, которые способствовали проявлению интереса к данной теме;
- Основная часть.
Суть проблемы (основные вопросы, на которые необходимо ответить):
Обзор источников;
Собственные сведения, версии, оценки.
- Заключительная часть.
Основные выводы;
Результаты и личная значимость проделанной работы;
Перспективы продолжения работы над темой.
Оформление списка использованной литературы (по алфавиту)
Фамилия, имя, отчество.
Название книги.
Место издания.
Издательство. Год издания.
Оформление ссылок на источники.
Постраничный вариант: в нижней части страницы (под основным текстом) под соответствующим номером сноски указывают выходные данные источника, номер тома, части и т.д., страницы.
Внутри строчный вариант: в тексте работы, после приведенной цитаты в скобках, указываются номера источника по общему библиографическому списку и использованные страницы.
Оформление титульного листа
Название учебного заведения
Тема реферата
Фамилия, имя автора
№ учебной группы
Ф.И.О. преподавателя, осуществляющего руководство
Год написания реферата
Требования к оформлению реферата
- Объем реферата может колебаться 10-15 страниц на листе формата А-4;
- Размер шрифта – 14, Times Roman, обычный интервал между строк -1,5, размер полей левого – 30 мм, правого – 15 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм;
- Текст печатается на одной странице. Все страницы нумеруются. Цифру страницы располагают по центру внизу, на титульной странице номер не ставится.
- Каждый раздел (введение, главы, заключение, список литературы, приложения) начинаются с новой страницы.
- Список литературы выставляется и нумеруется по алфавиту авторов
Критерии оценки:
«5» - выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема; материал логично изложен; реферат оформлен в соответствии с требованиями и сдан в срок.
«4» - выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема, реферат оформлен в соответствии с требованиями, есть небольшие недочеты.
«3» - выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, есть нарушения в оформлении реферата. «2» -работа не выполнена.
ВСР №10 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: 3.22 «Основные достижения отечественных ученых в развитии генетики», 4.2. «Доказательства невозможности самозарождения жизни»
Задание: Подготовить доклад по данной теме
Цель: Формирование навыков самостоятельного умственного труда
Методические рекомендации:
- Изучите материал данной темы, используя основную литературу и дополнительную литературу (смотреть приложение)
- Выделить информационно значимые места из прочитанного материала.
- Составить план доклада по данной теме.
Требования к выполнению работы:
- Вначале доклада укажите тему;
- Оформите доклад в лекционной тетради (или тетради ВСР)
- Соблюдайте последовательность изложения материала, строго по плану;
- Аккуратно оформляйте работу.
- Лаконично и четко излагайте материала.
- Не допускайте фактических, теоретических и грамматических ошибок.
Критерии оценки:
«5» - аккуратное оформление работы; содержание и оформление доклада соответствует методическим требованиям;
«4» оформление соответствует требованиям; нечеткое, нелаконичное изложение материала;
«3» - работа выполнена формально, не аккуратно; непоследовательное, нечеткое изложение материала; не выделены информационно значимые места;
«2» - работа не выполнена в установленные сроки; работа не соответствует требованиям
ВСР №11 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 3.22.« Основы генетики»
Задание: составить библиографию Г. Менделя, Т. Моргана.
Цель: Научиться составлять библиографию выдающихся ученых – биологов;
Методические рекомендации:
- Изучите материал данной темы, используя основную литературу и дополнительные источники, интернет – источники (смотреть приложение)
- Выделить информационно значимые места из прочитанного материала.
- Составить библиографию по предложенному плану.
Требования к выполнению работы:
Составить библиографию в печатном виде;
в начале библиографии указать тему;
соблюдать последовательность изложения материала, строго по плану:
1.Фамилия, имя, отчество ученого
2. Годы и место рождения
3. Этапы жизни ученого (детство, юность, годы становления личности)
4. Открытия, доказательства явления, процесса, и др.)
5. Последователи в науки
6. Оценка современников
7. Значение открытия на современном этапе
Требования к оформлению работы:
Работу выполняйте аккуратно.
Материал излагайте лаконично и четко.
Проверьте материал на отсутствие фактических, теоретических и грамматических ошибок.
Критерии оценки:
«5» - аккуратное оформление работы; содержание и оформление библиографии соответствует требованиям;
«4» оформление соответствует требованиям; нечеткое, нелаконичное изложение материала;
«3» - работа выполнена формально, не аккуратно; непоследовательное, нечеткое изложение материала; не выделены информационно значимые места;
«2» - работа не выполнена в установленные сроки; работа не соответствует требованиям.
ВСР №12 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Основы генетики»
Задание: составление тематического кроссворда теме «Основы генетики», терминология.
Цель: Формировать умения и навыки по использованию генетической терминологии.
Кроссворд (англ.Crossword-пересечение слов). Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры
Методические рекомендации:
1. Допускается использование только нарицательных и собственных имен существительных в именительном падеже единственного числа, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
2. Не используются слова, которые пишутся через тире и имеют уменьшительно-ласкательную окраску.
3. В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква.
4. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.
5. Не допускаются аббревиатуры (ДНК, РНК и т.д.), сокращения (биоритм и др.).
6. Сетка кроссворда выполняется в двух экземплярах: первый экземпляр с заполненными словами, второй – только с цифрами позиций.
7. Вопросы к кроссворду записываются на втором экземпляре.
Критерии оценки кроссвордов:
- соответствие содержания кроссворда изучаемой теме;
- грамотность в изложении терминов, понятий изучаемой темы;
- уровень сложности составленных вопросов;
- наличие листа правильных ответов;
- качество оформления работы (аккуратность, эстетичность, оригинальность).
ВСР №13 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:2.17. «Эволюционное значение размножения в природе»,4.12. «Значение сохранения биоразнообразия в природе», 6.21 «Глобальные экологические проблемы человечества»,7.23. «Значение бионики в инженерии и медицине»
Задание: проектная работа
Цель: Изучать биологические закономерности.
Методические рекомендации:
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Таким образом, отличие проектной деятельности – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом является ПРОДУКТ.
- Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.
- Проект – это «ПЯТЬ – П»
- Проблема
- Проектирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- План работы над проектом:
Тема исследовательской работы. Как будет называться исследовательская работа?
Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
Цель. Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
Дата и место исследования.
Методика исследования. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы. Мои результаты исследования.
Выводы. Выполнил ли я, что задумал.
Используемая литература. Приложения.
Конечным продуктом исследовательской деятельности может стать презентация, стенгазета, видеоролик, буклет, памятка, модель и другой продукт вашей деятельности.
Прежде, чем Вы будете приступать к созданию презентации необходимо позаботиться о материале:
ТЕКСТ. В презентацию должен войти максимально краткий текст, который будет говорить о сути вопроса и разъяснять отдельные важные моменты;
Необходимо сделать вывод по данной теме.
КАРТИНКИ. Презентация без картинок смотреть уныло и неинтересно. Используй в презентации, как собственные картинки, так и скаченные из интернета. Главное, чтобы картинки были по теме.
ГРАФИКИ И СХЕМЫ. Графики и схемы разрабатываются в процессе создания презентации. Еще один способ продемонстрировать информацию.
ПЛАН. Без предварительно созданного плана презентация, в большинстве случаев теряет свою информированность. Обязательно поставьте цель презентации, поэтапно продумайте с чего презентация начинается, как перейти к сути вопроса, чем она завершается.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ.
- Критерии оценивания проектной работы:
Критерий 1.Постановка цели, планирование путей ее достижения (максимум 3 балла) | баллы |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель определена, но план ее достижения отсутствует | 1 |
Цель определена, дан краткий план ее достижения | 2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения | 3 |
Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования ( максимум 3 балла) | |
Использована неподходящая информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал возможности творческого похода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора; попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий 6. Качество проведения презентации (максимум 3 балла) | |
Презентация не проведена | 0 |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но вышел за рамки регламента | 2 |
Автору удалось заинтересовать аудиторию и уложиться в регламент | 3 |
Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла) | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
ВСР №14 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ: 3.24. « Основы генетики», 6.21. «Основы экологии»
Задание: решение задач по теме: «Основы генетики»
Цель: Научиться решать задачи по генетике по алгоритму;
Методические рекомендации: Уважаемые студенты Вашему вниманию предлагается алгоритм решение генетических задач, который называется «пятистрочный»:
- Решение задачи на моногибридное скрещивание:
Вспоминаем условное обозначение, используемое при решении задач по генетике: P – родительские особи, родители
- женский пол (материнская особь)
- мужской пол (отцовская особь)
x – обозначение скрещивания
F – потомство
Например: Условие задачи. У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина – правша выходит замуж за мужчину. Известно, что отцы у обоих были левшами. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?
Решение: Обозначим доминантные и рецессивные гены:
А – праворукость; а – леворукость;
Далее решаем задачу в следующей последовательности.
По условию задачи оба родителя были праворукими, следовательно, первая строчка будет выглядеть таким образом:
Фенотип: P: м. правша ж. правша
Гетерозиготные особи образуют два типа гамет: А и а. Записываем это в решение задачи: Гаметы: А а - А а
Рассматриваем возможные генотипы потомства при соединении отцовских и материнских генов:
Генотип F: АА; Аа; Аа; аа = 1АА:2Аа:1аа.
Дети с генотипом АА и Аа будут правшами, а дети с генотипом аа будут левшами, причем доля левшей составляет ¼ часть потомства (25%). Записываем последнюю строчку задачи:
Фенотип F: 75% - правши, 25% - левши
Ответ: вероятность рождения левшей в данной семье равна 25%.
В тетрадях решение задачи должно выглядеть таким образом:
А – праворукость; а – леворукость;
Фенотип Р: ж. правша – м. правша
Генотип Р: Аа – Аа
Гаметы: А а А а
Генотип F: АА; Аа; Аа; аа;
Фенотип F: 75% - правши, 25% - левши;
Ответ: вероятность рождения левшей в этой семье равна 25% .
- Решение задачи на дигибридное скрещивание
Например: условие задачи. У человека ген карих глаз доминирует над голубоглазости, а ген праворукости над геном леворукости. Кариглазая женщина-правша, мать которой была левшой, выходит замуж за голубоглазого мужчину-левшу. Какова вероятность рождения в этой семье левшей и какими они будут по цвету глаз?
Решение: А – карие глаза; а – голубые глаза;
В – праворукость; в – леворукость;
Фенотип Р: ж. кареглазость, праворукость; м. голубоглазость, леворукость;
Генотип Р: АаВв; аавв;
Гаметы : АВ; Ав; аВ;ав - ав
Гепотип F: 1АаВв : 1Аавв : 1ааВв : 1аавв;
Фенотип F: 1 кареглазые правши : 1 кариглазые левши : 1 голубоглазые правши : 1 голубоглаые левши.
Ответ: Вероятность рождения левшей в этой семье составляет 50%; по цвету глаз они могут быть и голубоглазыми, и кареглазыми в равной степени.
Критерии оценки:
«5» - задача решена правильно, генетические символы используются правильно, оформление аккуратное.
«4» - задача решена с небольшими замечаниями, например: не полностью оформлен ответ.
«3» - есть ошибки в решении задачи.
«2» - задача решена не правильно, оформление не аккуратное.
Задание решение задач по теме: «Основы экологии»
Цель: научиться решать задачи по экологии
Методические рекомендации:
- Перед решением задачи повторите тему «Экологические факторы», «Природные сообщества», «Трофическая структура экосистем», «Цепи питания», «Экологические пирамиды».
- Внимательно прочитайте задачу.
Например: Условие задачи. Чем объясняется более высокая устойчивость естественных экосистем по сравнению с искусственными экосистемами?
- Рассуждаем: вопрос о естественной и искусственной экосистемах, вспоминаем свойства этих экосистем.
Ответ: 1. В естественной экосистеме обитает значительно больше видов, чем в искусственной. 2. В естественной более длинные разветвленные цепи питания, в некоторых они образуют сети питания.
- В естественной экосистеме более интенсивно происходит круговорот веществ и энергии, что способствует саморегуляции и устойчивости.
Критерии оценки:
«5» - задача решена полностью, ответ обоснован;
«4» - задача имеются небольшие неточности, но не содержит биологических ошибок;
«3» - задача содержит до двух биологических ошибок;
«2» - задача не решена
ПРИЛОЖЕНИЕ
Литература:
Основная
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Биология:учеб.для студ. Учреждений сред. проф. Образования/(Н.В.Чебышев, Г,Г,Гринева, Г.С.Гузикова); под ред. Академика Н,В. Чебышева.-8-ое изд., перераб. и доп.448 стр. | Чебышев Н.В. | М.:Издательский центр «Академия», 2012 |
2 | Биология 10-11 классы учеб.дляобщеобразоват. Организаций с приложением на электрон. носители:базовый уровень. | Сухорукова Л.Н. | М: Просвещение, 2014 |
Дополнительная
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Общая биология 10-11 класссыучеб.дляобразовательн. учебн. заведений. Под редакцией академика В.Б.Захарова | Захаров В.Б., Мамонтов Н.И.Сонин | Москва «Дрофа» 2014 |
2 | Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений | Малов В.А. | М.: Издательский центр «Академия», 2013 |
3 | Генетика. Учебник для вузов | Иванов В.И. | М.: ИКЦ «Академкнига», 2012 |
Интернет – источники:
www. sbio. info (Вся биология.Современная биология, статьи, новости, библиотека).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета).
www. biology. ru (Биология в Открытом колледже.Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира.Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПМ 06. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ по специальности 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой МДК 06.01 Управление структурным подразделением организации....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Материаловедение» для обучающихся по профессии код: 23.01.03 Автомеханик
методические рекомендациипо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Материаловедение»составлены в соответствии с учебным планоми программой дисциплины для обуча...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Материаловедение» для обучающихся по профессии код: 23.01.03 Автомеханик
методические рекомендациипо выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Материаловедение»составлены в соответствии с учебным планоми программой дисциплины для обуча...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учащихся обучающихся по профессии «Повар, кондитер»
Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 260807.01 «Пов...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся по МДК 01.01. Организация и технология парикмахерских услуг.
Полные методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся, с иллюстрициями, таблицами....
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОП.05 Основы технического черчения профессия: 23.01.03 Автомеханик
Методических рекомендации нацелены на оказание помощи студентам в освоении дисциплины «Основы технического черчения», а также ориентируют студентов на самостоятельную творческую учебную де...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Биология»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине Биология содержат:-план внеаудиторной самостоятельной работы;-методические рекомендации по выполн...