Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи студентам в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы при изучении дисциплины ОУД.15 Биология
методическая разработка на тему

Методичсекие указания по выполнения задания для внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУД.15 Биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rek._k_sam._rab._biologiya_pk_2015.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж сферы услуг № 32

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

ОУД.15  «БИОЛОГИЯ»

код, профессия:

19.01.17  «Повар, кондитер»

Разработал: Е.Б. Семенова

Москва 2017

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи студентам, обучающимся по профессии/специальности 19.01.17  «Повар, кондитер»

 в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы при изучении дисциплины ОУД.15 Биология


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

6

1. Методические указания по выполнению задания

для внеаудиторной самостоятельной работы

1.1 Описание структуры и особенностей оформления заданий для самостоятельной работы в пределах разделов и тем

8-9

1.2 Методические рекомендации по подготовке доклада

10-11

1.3 Методические рекомендации по подготовке сообщения

12-14

1.4 Методические рекомендации по подготовке реферата

15-16

1.5 Методические рекомендации по подготовке презентации

17-20

Пояснительная записка

        Методические рекомендации составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины ОУД. 15 Биология, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии СПО 19.01.17 «Повар, кондитер»

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года. Вопросы и задания на самостоятельную работу определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.

Назначения данного пособия – оказание методической помощи обучающемуся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.

В федеральных компонентах стандартов по профессиям выделены профессиональные компетенции на конкретное содержание деятельности, которую должен освоить обучающийся в процессе самостоятельной работы.

Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебной дисциплины.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности (профессии), данной дисциплины, индивидуальные особенности обучающихся.

Критерии оценки результатов самостоятельной работы\

        Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения учебного материала;
  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень сформированности общеучебных умений;
  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения материала;
  • оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

        Самостоятельная работа проводится с целью:

систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

углубления и расширения теоретических знаний;

формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

формирования общих и профессиональных компетенций;

         развитию исследовательских умений.

Формы и виды самостоятельной работы обучающихся:

  1. Чтение основной и дополнительной литературы. Самостоятельное изучение материала по учебной литературе.
  2. Работа с библиотечным каталогом, самостоятельный подбор необходимой литературы.
  3. Работа со словарем, справочником, журналами.
  4. Поиск необходимой информации через Интернет.
  5. Конспектирование источников.
  6. Составление рефератов, сообщений, докладов.
  7. Составление таблиц, схем.
  8. Выполнение практической работы.    

ВВЕДЕНИЕ

        В структуру учебной программы по дисциплине входят следующие разделы:

Раздел 1. Учение о клетке.

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма.

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

Раздел 4. Эволюционное учение.

Раздел 5. История развития жизни на Земле.

Раздел 6. Основы экологии.

Раздел 7. Бионика.

        Задания для выполнения самостоятельной работы имеют следующую структуру:

  1. Наименование раздела
  2. Наименование темы и количество часов на самостоятельную работу
  3.  Содержание самостоятельной работы
  4.  Задание
  5. Методические указания по выполнению.
  6. Критерии оценивания задания.

        Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114  часов;

самостоятельной работы обучающегося 57 часа.

               В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  1. Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы 

1.1 Описание структуры и особенностей оформления заданий для самостоятельной работы в пределах разделов и тем

п/п

Тема

Содержание самостоятельной работы

Кол-во часов

Формы и методы контроля результатов

1

2

3

4

5

Раздел 1. Учение о клетке.

1

Тема 1.1.

Химическая организация клеток.

Самостоятельная работа № 1. Заполнить таблицу «Вклад отечественных и зарубежных биологов в становление науки»

3

Конспект

2

Самостоятельная работа №2. Подготовить сообщение на тему «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растений».

3

Сообщение к занятию

3

Тема 1.2.

Строение и функции клетки.

Самостоятельная работа №3. Составить кроссворд «Учение о клетке».

3

Конспект

Раздел 2.  Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма.

4

Тема 2.1.

Размножение организмов.

 Самостоятельная работа №4. Подготовить сообщение «Биологическое значение митоза и мейоза».

3

Сообщение к  занятию

5

Тема 2.3.

Индивидуальное развитие организма.

Самостоятельная работа №5. Подготовить сообщение «Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных».

2

Сообщение к  занятию

6

Тема 2.4.

Индивидуальное развитие человека.

Самостоятельная работа №6. Подготовить презентацию на тему «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребёнка».

3

Сообщение к  занятию

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

7

Тема 3.1.

Основы учения о наследственности и изменчивости.

Самостоятельная работа №7. Выписать термины по разделу «Генетика» в словарь.

3

Конспект

8

Тема 3.2.

Закономерности изменчивости.

Самостоятельная работа №8. Подготовить сообщение на тему «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

3

Сообщение к  занятию

9

Тема 3.3.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Самостоятельная работа №9. Составить кроссворд по разделу «Основы генетики».

4

Конспект

  1. 10

Самостоятельная работа №10. Подготовить сообщение на тему «Центры многообразия и происхождения культурных растений».

3

Сообщение к  занятию

11

Самостоятельная работа №11. Подготовить сообщение на тему «История происхождения отдельных сортов культурных растений»

3

Сообщение к  занятию

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

12

Тема 4.1.

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле .

Самостоятельная работа № 12. Подготовить сообщение «Современные теории о возникновении жизни: космическую, метафизическую, теорию самопроизвольного зарождения жизни».

3

Сообщение к  занятию

13

Тема 4.7.

Направления эволюционного процесса.

Самостоятельная работа №13. Написать отчет о посещении биологического музея им. Тимирязева.

4

Сообщение к  занятию

14

Самостоятельная работа №14. Подготовить сообщение на тему «Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров».

3

Сообщение к  занятию

Раздел 5. Происхождение человека.

15

Тема 5.1.

Антропогенез.

Самостоятельная работа №15. Составить таблицу «Человек и человекообразные обезьяны».

3

Сообщение к  занятию

Раздел 6. Основы экологии.

16

Тема 6.1.

Экология — наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Самостоятельная работа №16. Сообщение на тему «Сукцессии и их формы».

3

Сообщение к  занятию

17

Самостоятельная работа №17. Сообщение на тему «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени».

3

Сообщение к  занятию

  1. 18

Тема 6.2.

Биосфера – глобальная экосистема.

Самостоятельная работа №18. Подготовить сообщение: «Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах».

3

Сообщение к  занятию

19

Тема 6.3.

Биосфера и человек.

Самостоятельная работа №19. Сообщение на тему: «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение».

2

Сообщение к  занятию

57

1.2 Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  •       название доклада;
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • интересную для слушателей форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Критерии оценки доклада

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество доклада:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Конвертация полученных баллов в оценку

•13 - 14 баллов – «отлично»;

10 – 12 баллов – «хорошо»;

• 7 –9 баллов – «удовлетворительно»;

• менее 6 балла – «неудовлетворительно».

1.3 Методические рекомендации по подготовке сообщения

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста.

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также  можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Критерии оценки сообщения

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество сообщения:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроено;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в сообщении, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался выступающим или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Конвертация полученных баллов в оценку

•13 - 14 баллов – «отлично»;

10 – 12 баллов – «хорошо»;

• 7 –9 баллов – «удовлетворительно»;

• менее 6 балла – «неудовлетворительно».

Критерии оценивания устного задания

Характеристика ответа

Оценка

Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине

3

Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения.

2

Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу

1

Ответ на вопрос полностью отсутствует или отказ от ответа

0

Конвертация полученных баллов в оценку

16 – 18 баллов – «отлично»

13 – 15 баллов – «хорошо»

9 – 12 баллов – «удовлетворительно».

1.4 Методические рекомендации по подготовке реферата

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая обучающимися. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

 Структура реферата:

Титульный лист (заполняется по единой форме, см. приложение)

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из  параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части.

Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература.

 Оценивание реферата

Знания и умения на уровне требований стандарта дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

1.Новизна реферированного текста

Макс. - 10 баллов

- новизна и самостоятельность в рассмотрении темы,
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

2. Степень раскрытия сущности проблемы
Макс. - 20 баллов

- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий, определений;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

3. Обоснованность выбора источников
Макс. - 5 баллов

- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

4. Соблюдение требований к оформлению Макс. -5 баллов

- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.

5. Грамотность

Макс. - 5 баллов

- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;

Оценивание реферата

Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом:

• 42 – 45 баллов – «отлично»;

• 41– 37 баллов – «хорошо»;

• 36– 30 баллов – «удовлетворительно;

• мене 30 балла – «неудовлетворительно».

Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

        Данное задание выполняется при изучении учебной литературы, нормативной, используя записи в конспекте, электронное учебное пособие, ресурсы сети Интернет.

1.5 Методические рекомендации по подготовке презентации

Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.

Отличительной особенностью мультимедийной презентации является ее интерактивность, т.е. создаваемая для пользователя современными компьютерными средствами возможность взаимодействия с мультимедиа изображением.

Динамичный визуальный и звуковой ряд позволяют донести информацию о продукте вашей деятельности в легко воспринимаемой форме.

Этапы создания презентации

Создание презентации состоит из трех этапов: планирование, разработка и репетиция презентации.

Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая:

  • определение целей;
  • определение основной идеи презентации;
  • подбор дополнительной информации;
  • формирование структуры и логики подачи материала;
  • создание структуры презентации;
  • проверка логики подачи материала;
  • подготовка заключения

Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия».  Вы проверяете – насколько удачно «смонтирован» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. Идет проверочный этап презентации: его эффективность, соответствие содержания презентации поставленной цели.

  При создании презентации необходимо учитывать:

  • Слушатели перегружены информацией еще до презентации.
  • У слушателей обычно короткая память.
  • Публично проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.
  • Восприятие Вашей презентации аудиторией более важно, чем Ваше собственное ощущение.
  • Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой.

           При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Продолжительность презентации со сценарием должна составлять не более 20-30 минут. Для демонстрации нужно подготовить примерно 20-25 слайдов (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).
  • Первый слайд – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название презентации; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество, должность автора;
  • Информационных блоков на слайде не должно быть слишком много (3-5).
  • Не перегружайте слайды лишними деталями.
  • Желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графика, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга.
  • Ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить.
  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или курсив. Подчеркивание не рекомендуется, поскольку данный способ выделения текста совпадает с гиперссылкой.
  • Информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки – слева направо.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре слайда.
  • Если на слайде располагается фото, надпись должна располагаться под ним.
  • Логика предъявления информации на слайдах    презентации должна соответствовать логике устного изложения.
  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда аудитории.
  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование только текстовой информации.  
  • Шрифт должен быть без засечек. Такой шрифт легче читать с большого расстояния. Шрифты рекомендуется использовать стандартные – Times New Roman, Arial. Лучше всего ограничиться использованием одного шрифта для всей презентации, но не более 2-х. Например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial.
  • Не смешивайте разные типы шрифтов в одной презентации.
  • Не злоупотребляйте прописными буквами (они читаются хуже строчных).
  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для шрифта текста.
  • Для фона и текста следует использовать контрастные цвета.
  • Чертежи, рисунки, таблицы, диаграммы, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный вид, равномерно заполнять все экранное поле и должны быть подписаны.
  • Не перегружайте слайды зрительной информацией.
  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
  • Презентация должна быть выполнена в едином стиле.
  •  Лучше, если вы сами создадите стиль презентации.
  • Следует избегать стилей, которые будут отвлекать внимание от презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Звуковые и визуальные эффекты не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию.

Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом. Необходимо найти такой баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами, чтобы ваши слушатели буквально "сидели на краешке стула". Это правило справедливо для всех мультимедийных презентаций вообще, но особенно для обучающих презентаций. 

В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации.  

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана.

Важно проверять презентацию на удобство чтения с экран. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала.

Наиболее важные элементы мультимедийной презентации должны иметь подсказки или пояснения. Справочный материал презентации содержит основные определения, наиболее важные даты, таблицы для сравнения определенных характеристик объектов и т. п.

Критерии оценивания презентаций складываются из требований к их созданию

Название

критерия

Оцениваемые параметры

Тема презентации

Соответствие темы презентации заявленной теме выступления

Дидактические и методические цели и задачи презентации

  • Соответствие целей поставленной теме
  • Достижение поставленных целей и задач

Выделение основных идей презентации

 

  • Соответствие целям и задачам
  • Содержание умозаключений
  • Вызывают ли интерес у аудитории
  • Количество идей (рекомендуется для запоминания аудиторией не более 4-5)

Содержание

  • Достоверная информация об исторических справках и текущих событиях  
  • Все заключения подтверждены достоверными источниками
  • Язык изложения материала понятен аудитории
  • Актуальность, точность и полезность содержания

Подбор информации для создания проекта – презентации

  • Графические иллюстрации для презентации
  • Статистика
  • Диаграммы и графики
  • Экспертные оценки
  • Ресурсы Интернет
  • Примеры
  • Сравнения
  • Цитаты и т.д.

Подача материала проекта – презентации

 

  • Хронология
  • Приоритет
  • Тематическая последовательность
  • Структура по принципу «проблема-решение»

Логика и переходы во время проекта – презентации

 

  • От вступления к основной части
  • От одной основной идеи (части) к другой
  • От одного слайда к другому
  • Гиперссылки

Заключение

 

  • Яркое высказывание - переход к заключению
  • Повторение основных целей и задач выступления
  • Выводы
  • Подведение итогов
  • Короткое и запоминающееся высказывание в конце

Дизайн презентации

 

  • Шрифт (читаемость)
  • Корректно ли выбран цвет (фона, шрифта, заголовков)
  • Элементы анимации

Техническая часть

  • Грамотное оформление текста, правила, пунктуация
  • Подходящий словарь

2. Перечень рекомендуемых учебных изданий,  интернет-ресурсов,  дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. – М., 2013

Дополнительные источники:

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2011
  2. Биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ под ред. В.Б.Захарова.– М.: Дрофа, 2012
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2014
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2008

Интернет – источники:

Информационный сайт «Вся биология» www.sbio.info

Экологический портал  www.ecology-portal.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы Дисциплина: «Муниципальное право» Специальность: «Право и организация социального обеспечения»

Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы. Материалы самостоятельной внеаудиторной работы представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий....

Методические рекомендации по разработке заданий для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине "Иностранный язык"

Методические рекомендации по разработке заданий для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для преподавателей СПО. Внеаудиторная...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История для студентов 1 курса ГБПОУ КК «Ладожский многопрофильный техникум»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине История предназначены для студентов 1 курса всех специальностей техникума.Самостоятельная внеаудиторная работ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ для профессии 08.01.07 Мастер общестроительных работ по дисциплине ОП 05 Основы технологии общестроительных работ

Самостоятельная работа студентов предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученн...

«Методических рекомендациях к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине «Налоговое право» для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность»

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  учебной дисциплине «Налоговое право». ...

Методические рекомендации к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине "Экологическое право" для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы по  учебной дисциплине «Экологического права&raq...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебным дисциплинам ПМ.01 «Преподавание в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства», ПМ.01 «Преподавание в области технического творчест

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеурочной деятельности разработаны по учебной дисциплине ПМ 01. Преподавание в  области изобразительной деятельности и декоративно-пр...