Рабочая программа учебной дисциплины "История" для студентов 2 курса
рабочая программа на тему

Филиппова Анастасия Михайловна

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (профессии начального профессионального образования) 38.02.04____ Коммерция (по отраслям). 

Цели изучения дисциплины: формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

 

Задачи изучения дисциплины:

1.     Рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;

2.    Показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;

3.    Сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

4.    Показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_0715-1_v.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Филиал ДИНО университета "Дубна" 

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе

________________________

«_____»___________20___ г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

________________ _______ История __________________

название дисциплины

Специальность среднего
профессионального образования

38.02.04____ Коммерция (по отраслям)

код и наименование профессии (специальности)

________базовой_________подготовки

                базовой или углубленной (СПО)

Форма обучения

_________очно-заочная___________

очная, очно-заочная, заочная

20_15__ год


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (профессии начального профессионального образования)

38.02.04____ Коммерция (по отраслям

   код           наименование специальности (профессии)

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «__История», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (заключение № ________  от «____»________20__ г.).

(указывается при наличии разработанной примерной программы)

Автор программы: Рачкова А.М., преподаватель истории и обществознания ____________

                                         Фамилия И.О., должность, подпись

Программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии

____________________________________

Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии

_____ Шишигина Н.В _____________________________

          Фамилия И.О., подпись

СОГЛАСОВАНО

Директор филиала (колледжа)                                                                                                _____________________________________ В.К.  Баринов                                                                                                                        И.О. Фамилия

 «____» _________ 20___ г.

Представитель работодателя                                                        __________________________________________________

                                                                                                          И.О. Фамилия

 «____» _________ 20___ г.

(с представителем работодателя согласуются только программы общепрофессиональных дисциплин (дисциплин общепрофессионального цикла), введенных дополнительно к обязательным дисциплинам ФГОС СПО (НПО))

Руководитель библиотечной системы       ______ Баранова Е.С____

                                                                                                  Фамилия И.О., подпись

 

Содержание

1.

Паспорт рабочей программы дисциплины

1.1. Область применения программы

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

2.

Структура и содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

3.

Условия реализации рабочей программы дисциплины

3.1. Образовательные технологии

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.3. Информационное обеспечение обучения

4.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

1. Паспорт программы учебной дисциплины

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы университета «Дубна» по специальности (профессии) среднего профессионального образования  – 38.02.04____ Коммерция (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) среднего профессионального образования (далее СПО).

Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02 «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

Цели изучения дисциплины: формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.

Задачи изучения дисциплины:

  1.  Рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
  2. Показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
  3. Сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
  4. Показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность

  • знание:

Результат обучения

Компетенция

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 1

  • умение:

Результат обучения

Компетенция

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 2

Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 3

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития..

ОК 4

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 7

  • применение:

Результат обучения

Компетенция

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 5

 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 6

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 8

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 9

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей)

ОК 10

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

     самостоятельная работа над подготовкой информационных проектов по темам курса

12

Подготовка к зачету

4

Итоговая аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX  века

12 (5)

Тема 1.1. Введение

2

1

Урок 1-2

Содержание учебного материала Новейшая история, периодизация, характеристики периода. Политическая карта мира ХХ века. Россия на карте мира

Тема 1.2. Крупнейшие страны мира. США

2

2

Урок 3-4

Содержание учебного материала Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира Реконверсия и выбор послевоенного курса государственной политики Реформизм 1960-х г.г. Политика президентов Джона Кеннеди, Линдона Джонсона Америка 1970-х г.г. «Новая экономическая политика» Р. Никсона. Политика Джимми Картера Америка 1980-х г.г. Правительство Р.Рейгана. «Рейганомика». Продолжение курса президентом Дж.Бушем (старшим)

Президент Б.Клинтон и реализация его программы Основные направления социально-экономической политики в период президентства Дж.Буша (младшего). Социально-экономическое развитие  и политическое страны в период президентства Барака Обамы.

Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта по теме: «Нарастание социальных проблем в американском обществе в 60-х гг.», «Антивоенное и студенческое движение»,  «Феминистское движение» (по выбору), «Современный уровень российско-американских отношений».

1

Тема 1.3.Крупнейшие страны мира. Германия.

2

2

Урок 5-6

Содержание учебного материала Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР ФРГ и «план Маршалла Успешное восстановление экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Германо-американские отношения на современном этапе Российско-германские отношения на современном этапе.

Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта «Объединение Германии и проблемы последующего развития. Постиндустриальное немецкое общество.

1

Тема 1.4. Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века.

2

2

Урок 7-8

Содержание учебного материала. Страны Восточной Европы после второй мировой войны Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель «Бархатные революции» в странах Восточной Европы Распад «восточного блока» и преодоление биполярности мира Последствия краха тоталитарного социализма Социально- экономическое развитие, рыночные реформы Интеграция в «объединённую Европу Современный уровень взаимоотношений России и стран Восточной Европы

Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта «Организация   Варшавского договора (ОВД)», «Совет Экономической Взаимопомощи», «Нарастание экономических и социальных проблем», «События в Венгрии, Чехословакии», «Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы» (по выбору).

1

Тема 1.5. Социально-экономическое  и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века.

2

2

Урок 9-10

Содержание учебного материала. Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны Политический и экономические уроки Японии из Второй мировой войны Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии «Японское экономическое чудо». Причины и особенности Утверждение самостоятельной роли Японии в мире Глобализация японской внешней политики Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство» Специфические проблемы Индии: национально - религиозная рознь, кастовый строй. Экономические реформы в Индии 1990-х г.г. Своеобразие процесса модернизации.

Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта: «Внешнеполитическая стратегия Японии на современном этапе». «Японо-американские  отношения на современном этапе». «Российско-японские отношения», «Современные российско-китайские отношения», «Современные российско-индийские отношения» (по выбору).

1

Тема 1.6. Советская концепция   «нового политического мышления.

2

2

Урок 11-12

Содержание учебного материала Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение.

Самостоятельная работа: тестирование, подготовка информационного проекта по теме «Посттоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические проблемы», «Интеграция восточноевропейских стран в мировую систему», «Национальный вопрос в постсоциалистической Восточной Европе» (по выбору).

1

Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)

10 (3)

Тема 2.1. Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья.

2

1

2

Урок №  13-14

Содержание учебного материала: Причины распада, объективные и субъективные факторы, последствия. От советской экономической системы к рынку. «Шоковая терапия». Приватизация. Первые результаты экономических реформ. Финансовый кризис 1998 года и его последствия. Политический кризис 1993 года. Конституция 1993 года. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 года. Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн. Россия – СНГ. Ближний круг или ближнее зарубежье России. Страны Балтии. Украина, Белоруссия. Закавказье. Страны центральной Азии.

Самостоятельная работа.

  1. Политический портрет Б.Н. Ельцина и его команды
  2. Идеологи либерального экономического курса: Е.Т. Гайдар, А.Е.Шохин, А.Б. Чубайс.

Тема 2.2.Геополитическое положение и внешняя политика России на рубеже веков ( XX и XXI вв.)

2

2

Урок № 15-16

  1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.). «Вторая чеченская кампания».
  2. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве. Планы НАТО в отношении России. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудничество.
  3. Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.

Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.

Самостоятельная работа.

  1.   Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг
  2. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства: культурный, социально-экономический и политический аспекты.
  3. Рассмотрение международных доктрин об устройстве мира. Место и роль России в этих проектах.

Рассмотрение и анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешнеполитической линии РФ.

1

Тема 2.3. Миссия сверх держав.

2

2

Урок № 17-18

Содержание учебного материала: В поисках решения проблем глобальной безопасности. Основные мировые державы, различные подходы и принципы в решении важных международных вопросов.

США и принципы экзаменатора и двойных стандартов. Россия и Китай сосредоточение условий для собственного экономического прорыва. Россия и её идеология многополярного мира.

Тема 2.4. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе

2

2

Урок № 19-20

Содержание учебного материала: Китай на современном этапе развития.

Китай самый молодой центр геополитической силы. Китай и проблемы его внутреннего развития. «Вызов» Китая.

Тема 2.5. Международные отношения в конце ХХ- ХХI века.

2

2

Урок №21-22

Содержание учебного материала: Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность. Геополитическое положение и национальные интересы России. Россия в мировых интеграционных процессах. Место России в международных отношениях. Интеграция России в западное пространство Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI век.

Самостоятельная работа: «Геополитика: Россия и США», «Результаты внешней политики России в 90-е годы».

1

Раздел 3. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.

10

2

2

Тема 3.1. Региональные конфликты с глобальными последствиями

Урок № 23-24

Содержание учебного материала: Региональные конфликты в современных международных отношениях. Операция «Решительная сила» против Югославии 1999 г. Афганский конфликт и его региональный аспект  «Несокрушимая свобода», направленная против режима талибов и террористической сети «Аль-Каида» Локальные конфликты в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Ближневосточный конфликт во второй половине ХХ – начале XXI в..

Тема 3.2. Иллюзия утраченных угроз.

2

2

Урок № 25-26

Содержание учебного материала: Избавится ли человечество от новых угроз ХХ века. Мир продолжает вооружаться. Атомные оружейные программы Ирака и КНДР – новая угроза миру. Стремление государств к политическому доминированию.

Тема 3.3 Глобальная безопасность: кто и кому и чем угрожает в современном мире.

2

2

Урок №27-28

Содержание учебного материала: Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.

Международный терроризм как социально-политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма. Международная безопасность и суверенитет.

Тема 3.4. Ахиллесовы пяты современной цивилизации

2

2

Урок №29-30

Содержание учебного материала: Угроза глобального и диктаторского режима. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Тема 3.5. Понятие исламского вызова.

2

2

Урок №31-32

Содержание учебного материала: Цивилизационное противостояние или «возрождение» ислама. Глобализация и исламский мир.

Раздел 4 Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

8 (5)

Тема 4.1. Признаки новой экономической эпохи.

2

2

Урок №33-34

Содержание учебного материала: Основные достижения современной цивилизации. Формирование глобальной экономики. Структура глобальной экономики.

Развитие России в новейшее время. Роль и значение России в развитии мирового сообщества.

Тема 4.2. Историческое перепутье России.

2

2

2

2

2

2

Урок № 35-36

Содержание учебного материала: Процесс становления нового конституционного строя в России. Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг. Криминализация и «теневизация» экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г. Трофейная экономика. Россия – своеобразное геоэкономическое пространство.

Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.

Второе президентство Б.Н.Ельцина. Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия. Экономическая политика. Развитие политической системы.

Особенности общественного сознания.

Основные направления во внешней политике в конце XX начале XXI вв. Президент В.В.Путин – продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.

Самостоятельная работа: « Внешняя политика Росси на рубеже веков: плюсы и минусы».

Тема 4.3. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России

Урок №37-38

Содержание учебного материала: Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы. Социально-политическое развитие России в 2000-е годы. Установление справедливого общественного и морального порядка.

Построение эффективной демократии Обеспечение единства страны, умножение экономического потенциала в России. Реконструкция системы здравоохранения и образования.

Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема. Внешняя политика России в 2000-е годы. Россия и США. Россия и Запад. Россия и Восток.

Самостоятельная работа: «Россия и СНГ: динамика отношений в начале ХХI века».

Тема 4.4.Российская Федерация на современном этапе развития.

2

2

Урок № 39-40

Содержание учебного материала: Президент России В.В.Путин. Укрепление российской государственности Обеспечение гражданского согласия Экономика и социальная сфера страны Новая внешнеполитическая концепция и её осуществление.

 Самостоятельная работа: тестирование, анализ исторических источников, подготовка информационного проекта «Зарубежные поездки  президента В.В.Путина.

1

Раздел 5. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.

2 (2)

Тема 5.1. Основные направления деятельности ООН  и других международных организаций.

2

2

Урок №41-42

Содержание учебного материала: Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН.

Результаты деятельности Лиги наций. Оценка деятельности ООН. Россия - постоянный член Совета Безопасности.

Назначение ООН. НАТО, ЕС в решении вопросов национальной безопасности государств.

Самостоятельная работа: Назначение ООН. НАТО, ЕС.

2

Раздел 6. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

2

Тема 6.1. Культура на рубеже XX-XXI вв.

2

2

Урок № 43-44

Содержание учебного материала: Проблемы духовного развития российского общества в XX-XXIвв.

Художественное творчество в России. Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества. Религия, ее роль и значение в современном обществе.

Раздел 7. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.

4

Тема 7.1. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.                                                              2               2

Урок № 45-46

Содержание учебного материала: Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ  и др.

Повторительно-обобщающий урок

2

Урок № 47-48


3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Образовательные технологии

3.1.1.В учебном процессе, помимо теоретического обучения, которое составляет 90% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы обучения. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

            3.1.2. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: групповых дискуссий, разбора конкретных ситуаций, индивидуальных проектов – в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций. Внеаудиторные формы работы: организация встреч с  участниками локальных конфликтов, учебные экскурсии.

 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные
образовательные технологии

Количество

часов

3

Л

ПР

  • групповая дискуссия (тема: «Глобальная безопасность: кто и кому и чем угрожает в современном мире»);
  • беседа - Советская концепция   «нового политического мышления
  • групповая дискуссия (тема: «Историческое перепутье России)

2

2

2

ЛР

Итого:

6

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебной аудитории:

посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;

комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины; опорно-логические схемы; видеоматериалы; учебно-методический комплекс «История», рабочая программа, календарно-тематический план; библиотечный фонд; доступ в «Интернет» технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, телевизор, сканер, динамики, принтер, музыкальный центр, видеоплеер.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

  1. История: Для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. ч.1 / В. В. Артёмов, Лубченков Юрий Николаевич. - в двух частях. - М. : Академия, 2011. - 304с.
  2. История: Для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. ч.2 / В. В. Артёмов, Лубченков Юрий Николаевич. - в двух частях. - М. : Академия, 2011. - 304с.
  3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.  История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : Учебник для нач. и сред. проф. образования в 2 ч. Ч.1 / Артемов Виктор Владимирович. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 304с.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.  История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : Учебник для нач. и сред. проф. образования в 2 ч. Ч.2 / Артемов Виктор Владимирович. - 6-е изд., испр. - М. : Академия, 2013. - 304с.
  5. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.  История Отечества: С древнейших времен до наших дней : Учебник для студ. сред. проф. образования / Артемов Виктор Владимирович. - 17-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 360с.
  6. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.  История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы: Учебное пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Артемов Виктор Владимирович, Лубченков Юрий Николаевич. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 368с.  

Дополнительная литература:

  1. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской Пущи / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - 2-e изд., пересмотр. - М.: НОРМА, 2009. - 736 с. http://znanium.com/bookread.php?book=178074 (дата обращения 25.05.14).- Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
  2. История: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 528 с. http://znanium.com/bookread.php?book=241038 (дата обращения 25.05.14).- Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
  3. Сапожникова Н.Д. История России с древнейших времен до наших дней [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Д. Сапожникова. - Екатеринбург: ФГАО ВПО "Рос. гос. проф.- пед. ун-т", 2013. - 500

с.//http://window.edu.ru/resource/525/79525/files/Sapozhnikova_Istoriya.pdf

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения устного и письменного опроса на теоретических занятиях, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв

Устный, письменный опрос,  тестирование, заполнение таблиц исторический диктант, отчет по самостоятельной работе

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

Устный, письменный опрос,  тестирование, заполнение таблиц исторический диктант, отчет по самостоятельной работе

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира

Устный, письменный опрос,  тестирование, заполнение таблиц исторический диктант, отчет по самостоятельной работе

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности

Устный, письменный опрос,  тестирование,  заполнение кроссвордов, исторический диктант, отчет по самостоятельной работе

роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Защита рефератов и докладов с использованием презентаций

умения:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире

Защита рефератов и докладов с использованием презентаций; решение познавательных задач; участие в беседах, диспутах, отчет по внеаудиторной самостоятельной работе, выполнение индивидуального задания.

Результаты обучения

(освоенные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Овладение способностью к пониманию личностной и социальной значимости профессии

Защита рефератов и докладов с использованием презентаций; участие в ролевых играх, отчет по внеаудиторной самостоятельной работе, выполнение индивидуального задания

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Способность использовать исторические знания при решении социальных и профессиональных задач

Тестирование,

подготовка и защита индивидуальных заданий

ОК 3.Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Умение принимать решения, Формирование качества личной ответственности

Тестирование, заполнение таблиц отчет по самостоятельной работе.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Умение понимать и критически оценивать факты, явления и процессы исторического развития, определять собственную позицию по отношению к историческим фактам

Защита рефератов и докладов с использованием презентаций; участие в ролевых играх, отчет по внеаудиторной самостоятельной работе, выполнение индивидуального задания.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Умение использовать новые технологии в практической деятельности

Тестирование,

подготовка и защита индивидуальных заданий, работа с информацией, документами, литературой

ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Коммуникабельность. Овладение современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

Решение ситуационных задач.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий

Умение обосновывать свою позицию – важное условие формирования самостоятельности мышления

Решение ситуационных задач

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации

Овладение навыками научно-исследовательской деятельности. Готовность к  их  применению в повышении квалификации

Тестирование

Решение ситуационных задач,

подготовка и защита индивидуальных заданий, работа с информацией, документами, литературой

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Умение использовать разные технологии в практической деятельности

Тестирование

Решение ситуационных задач,

работа с информацией, документами, литературой,

ОК 10.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей)

Формирование патриотизма

Решение ситуационных задач,

работа с информацией, документами, литературой

Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости

Раздел 1. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX  века

1. Дать характеристику новейшей истории и её периодизации.

2. Россия на карте мира.

3. Экономические, геополитические итоги второй мировой войны.

4.Крупнейшие страны мира во второй половине XX  века.

5. Страны Восточной Европы после второй мировой войны.

6. Последствия краха тоталитарного социализма в странах Восточной Европы.

7. Положение Китая после второй мировой войны.

8. Специфические проблемы Индии. Своеобразие процесса её модернизации.

9. В чем состоит советская концепция   «нового политического мышления.

Раздел 2. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI.

1. Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы и последствия.

2.Становление Российской государственности.

3. Геополитическое положение и внешняя политика России на рубеже веков ( XX и XXI вв.)

4. Основные мировые державы, различные подходы и принципы в решении важных международных вопросов.

5. Китай и проблемы его внутреннего развития на современном этапе.

6. Геополитические факторы в мировом развитии и современность.

7. Россия в международных отношениях.

8. Интеграция России в западное пространство.

Раздел 3. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.

1. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

2. Региональные конфликты с глобальными последствиями.

3. В чем проявляется стремление государств к политическому доминированию.

4. Охарактеризовать основные виды национальной безопасности.

5. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.

6. Международный терроризм как социально-политическое явление.

7. Дать характеристику основных процессов  политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

8. Глобализация и исламский мир.

Раздел 4 Основные процессы политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

1. Основные достижения современной цивилизации.

2. Дать характеристику развитию России в новейшее время.

3. Роль и значение России в развитии мирового сообщества.

4. Как происходит процесс становления нового конституционного строя в России.

5. Основные направления во внешней политике в конце XX начале XXI вв.

6. Особенности общественного сознания в современной Росии.

7. Внешняя политика России в 2000-е годы.

8. Президент России В.В.Путин

Раздел 5. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности

 Назначение ООН, и основные направления её деятельности;

1. Принципы деятельности ООН. Членство ООН

2.Главные органы ООН: основные функции.

3.Основные направления деятельности Генеральной Ассамблеи ООН.

4. Роль ООН в координации сотрудничества государств

5..Роль ООН в обеспечении прав и свобод человека.

6.Роль ООН в урегулировании споров и конфликтов нового поколения.

7. ООН и конфликты на территории бывшего СССР.

Раздел 6. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

1. Проблемы духовного развития российского общества в XX-XXIвв.

2. Роль СМИ в формировании современного общества.

3. Религия, ее роль и значение в современном обществе.

4. Поп культура и ее влияние на общество.

Раздел 7. Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX-XXI вв.

1. Декларация по правам ребенка.

2. Декларация по правам человека.

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации.

Задание 1: Знание терминологии.

Соотнесите понятие и определение.

Понятие

Определение

1) международный конфликт

а) военное столкновение ниже порога стратегической войны, без подключения основных военных сил противоборствующих сторон;

2) международный кризис

б) осуществляется с согласия конфликтующих сторон с целью прекращения военной фазы конфликта;

3) миротворчество

в) одна из форм проявления межгосударственных противоречий на стадии их значительного обострения, когда стороны предпринимают открытые действия друг против друга с целью реализации своих интересов, используя при этом все доступные средства;

4) терроризм

г) идея “упреждающей интервенции”, которая переносит сражение на территорию противника, срывает его планы и противостоит наиболее серьезным угрозам еще до их появления;

5) “принуждение к миру”

д) когда противостояние сторон сопряжено с угрозой его перерастания в вооруженную борьбу;

6) конфликт низкой интенсивности

е) это силовая акция, направленная на прекращение вооруженных столкновений и установление мира.

7) информационная война

ж) расчетливое использование насилия или угрозы применить насилие для создания атмосферы страха и достижения своих целей, которые имеют политический, религиозный, идеологический характер

8) США “Концепция единичного гарантированного уничтожения”

з) воздействие на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой собственных информационных систем. II задание: Знание фактического материала.

Задание 2: Соотнесите классификацию международных конфликтов:

Критерии

Примеры:

1. От количества участников

а) территориальные

 б) экономические

 в) конфликты с возможностью компромиссов (“с ненулевой суммой”)

г) вооруженные

 д) длительные

е) религиозные

 ж) этнические

 з) невооруженные

и) краткосрочные

 к) глобальные

 л) многосторонние

м) региональные

 н) конфликт с противоположными интересами (“с нулевой суммой”)

 о) двусторонние

 п) локальные

2. От географического положения

3. От времени протекания

4. От характера используемых средств

5. От возможности урегулирования

Задание 3. Разделите перечисленные явления:

Субъективные причины “цветных революций”

Объективные причины “цветных революций”

а) наличие активных зарубежных спонсоров;

б) пассивность власти, которая не может сопротивляться “режиссерам” данной постановки;

в) запрет применять насилие, исключается участие военных сил;

г) недовольство действующей властью и наличие социально-экономических проблем в стране;

д) участие иностранцев не должно стать известно СМИ;

е) хорошее знание обычаев, традиций и культуры данного общества;

ж) активное привлечение СМИ;

з) наличие особого символа, например цвет или цветок;

и) заранее выбранный лидер из уже “раскрученных” политиков; к) мобильность и умелая работа с целевыми группами населения.

Задание 4. Крупными по численности вооруженными силами обладают: (расставьте по порядку) Китай        Россия        Северная Корея        Индия        США

Задание 5. Что характеризует эти явления? Предложенные варианты расположите в нужном столбце. И сформулируйте вывод из данных слов.

ВОЙНА:

ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ:

1. Причины: экономические и политические противоречия.

2. Формы борьбы: вооруженная, информационная.

3. Формы борьбы: политическая, дипломатическая, экономическая, информационная, вооруженная.

4. Юридические признаки: объявление войны; разрыв дипломатических отношений; аннулирование договоров; введение военного положения.

5. Участвуют только вооруженные силы или их часть. Все остальные сферы общества не затрагиваются.

6. Причины: национально-этнические, и религиозные противоречия.

7. Усиливается централизация власти. Перестраивается экономика и быт общества. Полная или частичная мобилизация.

Полный комплект заданий и иных материалов для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине приводится в фонде оценочных средств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика" и ИКТ" для студентов 1 курса СПО социально-экономического профиля

Рабочая программа дисциплины "Информатика и ИКТ"   (общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО) для студентов 1 курса СПО социально-эконо...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02. История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной  основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060301  Фармация, 060101 Леч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО КУРСУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Карвинг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   ПО КУРСУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   Карвинг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО КУРСУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Карвинг

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   ПО КУРСУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   Карвинг...

Рабочая программа учебной дисциплины Общий курс железных дорог

Рабочая программа учебной дисциплины Общий курс железных дорог программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии23.01.10  Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ВЫБОРУ УПВ.03 ЭКОНОМИКА для профессии среднего профессионального образования 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ по программе дополнительных учебных курсов

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО  38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет.Реа...