Рабочая тетрадь по дисциплине Экологические основы природопользования
учебно-методическое пособие на тему
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине и предназначена для студентов обучающихся по специальности140407 Электрические станции, сети и системы.
Рабочая тетрадь включает 10 тем, содержит задания для внеаудиторной письменной самостоятельной работы в ходе самоподготовки к занятиям и служит для закрепления знаний и умений по дисциплине Экологические основы природопользования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_eop.docx | 359.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Нижнекамский политехнический колледж им. Е.Н. Королёва»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине
ЕН. 02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
«математический и общий естественнонаучный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 140407 Электрические станции, сети и системы
Нижнекамск, 2015
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине ЕН. 02. Экологические основы природопользования разработана для внеаудиторной самостоятельной работы и практических занятий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по специальности среднего профессионального образования 140407 Электрические станции, сети и системы.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нижнекамский политехнический колледж им. Е.Н. Королёва»
Разработчик: Муллагалиева Т.С.. преподаватель социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин, высшей категории
Рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № ______ от «____»__________20__ г.
Председатель ПЦК Ибрагимова М.Г.
«УТВЕРДИТЬ»
Заместитель директора по УМР_______________________________Якимова О. Г.
МП
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нижнекамский политехнический колледж им. Е.Н. Королёва» |
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине
ЕН. 02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
«математический и общий естественнонаучный цикл»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 140407 Электрические станции, сети и системы
Студентки (та) III курса группы_______ Фамилия Имя |
Нижнекамск, 2015
Муллагалиева Т.С.
Экологические основы природопользования: рабочая тетрадь для студентов III курса по специальности140407 Электрические станции, сети и системы / Муллагалиева Т.С. , 2015г.
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине и предназначена для студентов обучающихся по специальности140407 Электрические станции, сети и системы.
Рабочая тетрадь включает 10 тем, содержит задания для внеаудиторной письменной самостоятельной работы в ходе самоподготовки к занятиям и служит для закрепления знаний и умений по дисциплине Экологические основы природопользования.
Содержание
Тема 1.1 Общая характеристика экологии как науки | ||
ТЕМА 1.2 Современное состояние окружающей среды в России. | ||
ТЕМА 1.3 Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы. | ||
ТЕМА 1.4 Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем | ||
ТЕМА 1.5 Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы | ||
ТЕМА 2.1 Природные ресурсы и рациональное природопользование | ||
ТЕМА 2.2 Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды | ||
ТЕМА 2.3 Мониторинг окружающей среды | ||
ТЕМА 2.4 Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах. | ||
ТЕМА 2.5 Физическое загрязнение. | ||
Итоговый тест по дисциплине |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая тетрадь разработана для студентов III курса по специальности 140407 Электрические станции, сети и системы. Рабочая тетрадь предназначена для оптимизации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Она содержит задания различного вида: вопросы, таблицы, ситуационные задачи, выполнение которых позволит студентам не только проверить свои знания и умения, но и расширить их.
Данное методическое пособие может быть использовано на практических занятиях для закрепления и контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов.
Рабочая тетрадь поможет преподавателю организовать практическое занятие, а студентам усвоить материал программы.
Для подготовки к занятиям рекомендуется изучить соответствующий материал.
Критерии оценивания:
- задания сделаны на 75% - удовлетворительно;
- задания сделаны на 80% - хорошо;
- задания сделаны на 90% - отлично.
Форма отчета по работе в рабочей тетради
№ п/п | ТЕМА | Дата сдачи | Дата контроля | Оценка | Подпись |
Тема 1.1 Общая характеристика экологии как науки | |||||
ТЕМА 1.2 Современное состояние окружающей среды в России. | |||||
ТЕМА 1.3 Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы. | |||||
ТЕМА 1.4 Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем | |||||
ТЕМА 1.5 Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы | |||||
ТЕМА 2.1 Природные ресурсы и рациональное природопользование | |||||
ТЕМА 2.2 Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды | |||||
ТЕМА 2.3 Мониторинг окружающей среды | |||||
ТЕМА 2.4 Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах. | |||||
ТЕМА 2.5 Физическое загрязнение. | |||||
Итоговый тест по дисциплине |
Тема 1.1 Общая характеристика экологии как науки
Практические занятия - Определение концентрации углекислого газа в аудитории
Цель работы:- закрепить теоретические знания по теме и научиться определять концентрацию углекислого газа в помещении.
Студент должен уметь: определять концентрацию углекислого газа в помещении.
Знать: основные понятия по теме.
Методические указания
Углекислый газ - (CO2) - бесцветный, без запаха, не воспламеняется. Это результат процессов горения (в том числе обмена веществ). Избыток углекислого газа в организме может привести к смерти. Молекулярный вес 44,01. Плотность (0Cо, 1013гПа) 1,977 г/дм3.
Углекислый газ намного тяжелее воздуха (1,52 раза).
Как правило, концентрация СО2 в воздухе составляет 0,03% (по объему) и для нормального функционирования организма человека не должна быть больше. Тело человека имеет определенную приспособляемость, и с течением времени может привыкнуть к концентрации 0,15%. В общем, надо сказать, что углекислый газ в высокой концентрации вреден:
- при концентрации выше 5% в течение длительного времени постепенно увеличивает уровень СО2 в организме, приводит к гипоксии и после 30 минут к затрудненному дыханию депрессии на уровне сознания, судорогам,
- при концентрации 8-10% появляется углубление дыхания, одышка, тахикардия, головная боль, возбуждение, головокружение, слабость, судороги и потеря сознания в конце концов,
- при концентрации около 15% - головная боль, головокружение, стеснение в груди, психомоторное возбуждение, бессознательное состояние. Пульс и дыхание ослаблены, затрудненное дыхание, судороги и смерть,
- при концентрации 30-40% - немедленная смерть из-за паралича центральной нервной системы и остановки дыхания.
Ход работы:
1. Определить объем аудитории. Например: длина аудитории — 10 м, ширина — 5 м, высота — 3,5 м. Объем — 10 м х 5 м х 3,5 м = 175 м3.
2. Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л С02 в час, а при активной деятельности — 40 л в час. Возьмите среднее значение — 30 л в час.
3. В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определить объем воздуха, который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час х 1,5 час х 25 чел. = 1125 л.
4. Пересчитать объем образовавшегося С02 из литров в м3. Известно, что 1 л составляет 0,001 м3. 1125 л х 0,001 м3 = 1,125 м3.
5. Концентрацию С02 рассчитать так: объем образовавшегося С02 поделить на объем аудитории и результат умножить на 100% — 1,125 м3: 175 м3 х 100% = - 0,64%.
6. Предельно допустимая концентрация для С02 составляет 1%, но уже 0,1% при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.
7. Сделать вывод о санитарно-гигиенических нормах ПДК С02 в аудиториях во время занятий и мерах по профилактике этого явления.
Выводы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
Задания для самостоятельного выполнения:
Составление таблицы «Ученый и его вклад в развитие науки экологии»
Цель самостоятельной работы – закрепить теоретические знания по теме и рассмотреть вклад ученых в различных областях знаний в развитие науки Экология.
Методические указания по заполнению таблицы представлены в УМК по дисциплине.
Ученый, годы жизни | Вклад в науку |
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
ТЕМА 1.2 Современное состояние окружающей среды в России.
Практические занятия - Составление таблицы «Экологически неблагополучные регионы России»
Цель работы: - закрепить теоретические знания по теме и научиться определять экологически неблагополучные регионы России.
Студент должен уметь: анализировать и систематизировать полученные данные.
Знать: основные понятия по теме.
Методические указания
Проблема взаимодействия человека с природой - проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим. Человек-элемент природы, часть сложной системы "природа-общество". Многие свои потребности (биологические, ресурсные, духовные) человечество удовлетворяет за счет природы. Природная среда создает условия для жизни человека как биологического вида; компоненты природной среды используются в хозяйственной деятельности человека. Природа является источником удовлетворения его эстетических потребностей.
Свои потребности человечество удовлетворяет через различные виды деятельности. Современная хозяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям окружающей среды. Реальностью сегодняшнего дня стали глобальные экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. Важнейшими причинами их возникновения считают рост численности населения Земли и беспрецедентное увеличение масштабов производства. Во многих регионах приоритетная роль в структуре производства отведена эксплуатирующим производствам. Несовершенство технологических процессов приводит к тому, что из огромного количества природных средств, изымаемых для целей производства, в конечный продукт превращается лишь 1,5 - 2 %. Основная же его масса переходит в производственные и бытовые отходы. Развитие сельского хозяйства, транспорта, рост городов также частенько создают отрицательные экологические последствия для человека. Осознание человечеством этих последствий, в особенности зависимости здоровья каждого человека от сохранения природного окружения, заставило иначе взглянуть на проблему охраны природы. Ведь на протяжении длительного времени человечество связывало свое благосостояние и комфортность жизни преимущественно с высокими темпами развития производства, отдавая львиную долю созданного продукта на новое, ещё более масштабное, расширенное производство. Охрана природы осуществлялась как бы по остаточному принципу.
Рейтинг самых неблагополучных регионов был составлен экологической организацией "Зелёный патруль". Экологическая обстановка во всех регионах оценивалась по 15 критериям, которые в свою очередь были объединены в 3 группы: экосфера, техносфера и социум.
См. Приложение №1 и №2 к Рабочей тетради.
Регион | Экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием | Место в рейтинге |
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
ТЕМА 1.3 Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы.
Практические занятия - Составление таблицы «Последствия человеческой деятельности в природе»
Цель работы: закрепить теоритические знания по теме и научиться делать выводы
Студент должен уметь: применять действующее законодательство для защиты своих прав
Знать: основные понятия по теме
Методические указания
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ – привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ | |||
Физическое | Химическое | Биологическое | Информационное |
Любое химическое загрязнение – это появление химического вещества в непредназначенном для него месте. Загрязнения, возникающие в процессе деятельности человека, являются главным фактором его вредного воздействия на природную среду.
Химические загрязнители могут вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Например, тяжелые металлы способны накапливаться в растительных и животных тканях, оказывая токсическое действие. Кроме тяжелых металлов, особо опасными загрязнителями являются хлордиоксины, которые образуются из хлорпроизводных ароматических углеводородов, используемых при производстве гербицидов. Источниками загрязнения окружающей среды диоксинами являются и побочные продукты целлюлозно-бумажной промышленности, отходы металлургической промышленности, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Эти вещества очень токсичны для человека и животных даже при низких концентрациях и вызывают поражение печени, почек, иммунной системы.
Наряду с загрязнением окружающей среды новыми для нее синтетическими веществами, большой ущерб природе и здоровью людей может нанести вмешательство в природные круговороты веществ за счет активной производственной и сельскохозяйственной деятельности, а также образования бытовых отходов.
Загрязнению подвергаются атмосфера (воздушная среда), гидросфера (водная среда) и литосфера (твердая поверхность) Земли.
Различают природное и антропогенное загрязнения. Природное загрязнение возникает в результате естественных причин - извержения вулканов, землетрясений, катастрофических наводнений и пожаров. Антропогенное загрязнение - результат деятельности человека.
В настоящее время общая мощность источников антропогенного загрязнения во многих случаях превосходит мощность естественных. Так, природные источники окиси азота выбрасывают 30 млн т азота в год, а антропогенные - 35-50 млн т; двуокиси серы, соответственно, около 30 млн т и более 150 млн т. В результате деятельности человека свинца попадает в биосферу почти в 10 раз больше, чем в процессе природных загрязнений.
Загрязняющие вещества, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, и их влияние на среду очень разнообразны. К ним относятся: соединения углерода, серы, азота, тяжелые металлы, различные органические вещества, искусственно созданные материалы, радиоактивные элементы и многое другое.
Так, по оценкам экспертов, в океан ежегодно попадает около 10 млн т нефти. Нефть на воде образует тонкую пленку, препятствующую газообмену между водой и воздухом. Оседая на дно, нефть попадает в донные отложения, где нарушает естественные процессы жизнедеятельности донных животных и микроорганизмов. Кроме нефти, значительно возрос выброс в океан бытовых и промышленных сточных вод, содержащих, в частности, такие опасные загрязнители, как свинец, ртуть, мышьяк, обладающие сильным токсическим действием. Фоновые концентрации таких веществ во многих местах уже превышены в десятки раз.
Каждый загрязнитель оказывает определенное отрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую среду должно строго контролироваться.
Основные источники загрязнения | Основные вредные вещества | последствия | |
Атмосфера | |||
Гидросфера | |||
Литосфера |
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
ТЕМА 1.4 Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем
Практические занятия - Экосистема города на примере водоема
Цель работы: закрепить теоритические знания по теме и ознакомиться с видовым составом растений и животных водоема и научиться определять экологическое состояние водоемов, проводить простейший экологический мониторинг водоемов.
Студент должен уметь: проводить простейший экологический мониторинг водоемов.
Знать: основные понятия по теме
Ход работы:
1.Пройти экскурсионным маршрутом.
2.Собрать и обработать материал экскурсии.
3.В отчете отметить следующие пункты:
—водоемы города, необходимость прудов, рек и озер в природном комплексе;
—водоем как пример активного воздействия человека на природу, структура водоема, его экологическое состояние, нарушение прибрежного природного сообщества;
—животный и растительный мир водоемов, особенности жизни организмов, населяющих водоемы и прибрежные территории, подвергнутые антропогенному воздействию, по сравнению с территориями, лишенными такового;
—физическое загрязнение водоемов, свалки мусора: перечень веществ и материалов, их влияние на природу, нарушение красоты природы.
4.Сделать выводы о влиянии человека на водоемы города: общее состояние водоемов города, меры охраны окружающей среды.
5.Дать рекомендации по улучшению экологического состояния водоемов, по восстановлению их растительности и животного мира.
6.Обоснуйте преимущества отдыха на природе и необходимость соблюдения правил нахождения на природе.
Отчет:
- Водоемы города:______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Необходимость прудов, рек и озер в природном комплексе_________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Воздействие человека на водоемы города_________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Животный и растительный мир водоемов_________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Физическое загрязнение водоемов_______________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выводы:______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рекомендации________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
ТЕМА 1.5 Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы
Практические занятия - Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы городов
Цель работы: ознакомиться с интенсивностью транспортного потока на улицах города.
Студент должен уметь: анализировать и делать выводы по полученным данным.
Знать: основные понятия по теме
Ход урока:
1. Выбрать улицы с интенсивным, средним и слабым потоком автотранспорта.
2. Сбор материала проводить 3 раза в сутки по 10 мин. Из ряда замеров вычислить среднее.
3. Согласно полученным данным построить таблицу:
Название улицы | Сроки замеров | В среднем за сутки | ||
7.00 | 13.00 | 18.00 | ||
В среднем по городу |
4. Провести суммарную оценку загруженности улиц города автотранспортом согласно ГОСТ 17.2.2.03.-77: низкая интенсивность движения – 2,7-3,6 тыс. автомобилей в сутки, средняя – 8-17 тыс., высокая – 18-27 тыс.
5. Сделать выводы и оценить загруженность участка улицы транспортом, сравнить в этом отношении разные улицы. Дать рекомендации по изменению интенсивности транспортных потоков, с точки зрения соблюдения санитарных требований к загрязнению атмосферы в жилой зоне.
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
Самостоятельная работа студента:
Составление отчета: демографическая ситуация в г. Нижнекамск
Методические указания:
При выполнении самостоятельной работы студенту необходимо заполнить таблицу, в которой необходимо указать полученные данные. Таблицу рекомендуется составить в следующей форме:
2012г. | 2013г. | 2014г. | вывод | |
рождаемость | ||||
смертность | ||||
Итого прирост (убыль) населения: |
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
ТЕМА 2.1 Природные ресурсы и рациональное природопользование
Практические занятия - Анализ природных ресурсов Республики Татарстан и составление сравнительной диаграммы
Цель работы: ознакомиться с природными ресурсами РТ.
Студент должен уметь: анализировать и делать выводы по полученным данным.
Знать: основные понятия по теме
Методические указания
Минерально-сырьевые ресурсы
Республика располагает богатыми природными ресурсами. По добыче нефти она занимает второе место среди субъектов Российской Федерации. На государственном балансе учтены запасы по 145 месторождениям. Текущие суммарные ресурсы нефти оцениваются в количестве 1,734 млрд т. Ведущее положение в стране занимает республика по потенциальным ресурсам природных битумов, которые оцениваются в 1,4 млрд т. Предварительные прогнозные ресурсы угля оценены в 2,7 млрд.т. Минерально-сырьевая база твёрдых нерудных полезных ископаемых представлена более чем 250 месторождениями 18 видами горнотехнического, строительного и агроминерального сырья. Важное значение имеют бентониты, керамзитовые глины, цеолиты и песчано-гравийные смеси, которые обеспечивают потребности республики и вывозятся за её пределы. Геологические памятники природы. Печищи (стратиграфического типа мирового ранга с заказным режимом охраны) - на правом берегу р. Волги у с. Печищи близ Казани вскрыт разрез, являющийся стратотипом поволжского горизонта верхнеказанского подъяруса. Голубое озеро (гидрогеологического типа федерального ранга) - в пригороде Казани, имеет карстовое происхождение. Вода минерализована, на дне накапливаются значительные запасы лечебной грязи. Тарловка (палеонтологического типа местного ранга с заказным режимом охраны) - отложения в береговом обрыве на р. Кама, Елабужский район. Содержат богатые комплексы остатков беспозвоночных растений; местонахождение располагается в стратотипической для казанского яруса местности. Нижние Кармалки (палеонтологического типа местного ранга с заказным режимом охраны) - на р. Шешме у пос. Нижние Кармалки выявлено массовое захоронение в асфальтите остатков позднеплейстоценовых животных и растений. |
Водные ресурсы
Поверхностные воды. Речная сеть республики - это Волга и Кама, их притоки Вятка, Белая, Свияга, Ик, Иж, Меша, Шешма и другие малые и средние реки. Общая протяженность рек составляет 19601 км. Общая площадь водоёмов - 3,5 тыс. км2 (около 5,2% всей территории). Протяженность Волги в пределах республики - 177 км, Камы - 380 км, Белой и Вятки, соответственно - около 60 и 50 км. Кроме того, насчитывается порядка 3000 средних и малых рек. Бассейны малых и средних рек составляют 70% всей водосборной площади и определяют водные ресурсы и качество воды крупных рек. В пределах Татарстана расположены два водохранилища - Куйбышевское и Нижнекамское, половина площади первого - находится в республике. Имеется 511 прудов, из них 71 ёмкостью более 1 млн. м3. Наиболее водоёмкие пруды с запасом воды свыше 5 млн. м3 расположены на реках: М. Сульча, Базяна, Ст. Арыш, Ошняк, М. Меша, Б. Сульча. Площадь орошаемых сельхозугодий из прудов - более 90 тыс. га. Озёра рассредоточены по территории неравномерно. Наибольшее их количество - в Алексеевском (120), Алькеевском (281), Бавлинском (97), Верхнеуслонском (99), Спасском (327), Лаишевском (327), Муслюмовском (181) районах. Общая площадь озёр - более 1,5 тыс. га. Характерен процесс исчезновения озёр в результате заиления и пересыхания. Родников - более 1500. Водные ресурсы распределены неравномерно, что создает затруднения в обеспечении качественной питьевой водой населения ряда районов республики. Подземные воды. В республике интенсивно эксплуатируются подземные воды. Разведано 28 месторождений пресных подземных вод с общими эксплуатационными запасами около 940 тыс. куб. м/сутки и 20 месторождений минеральных подземных вод с общими запасами 3,3 тыс. куб. м/сутки. Потенциальные запасы подземных вод достаточны для водоснабжения всех населённых пунктов республики. |
Лесные ресурсы
Северная часть республики – Предкамье, находится в лесной зоне, Закамье и Предволжье - в лесостепной. Основные массивы лесов расположены в бассейнах рек Вятка, Зея, Шешма, Черемшана. Покрытая лесом площадь (тыс. га) и процент лесистости составляют, соответственно 986 и 16,3. Леса, в основном лиственные - дуб, липа, клён. Лесные площади представлены условно-коренными, вторично-производными и искусственно созданными лесами. Общий запас древесины - 145 млн. м3, доля гарей от общей площади лесов - 0,223%, доля вырубок - 2,62%. Леса - первой и второй группы. Площадь леса первой группы 433,1 тыс. га, или 38,6% от всей площади лесов. В число первой группы входят леса природно-заповедного фонда, занимающие 29,0 тыс. га. Леса второй группы - это леса, расположенные в районах с высокой плотностью населения. Их площадь - 689,0 тыс. га. |
Биологические ресурсы суши и водные биологические ресурсы
Богатство видов, разнообразие форм и смешение фаун, присущее животному миру республики, определяются, в первую очередь, её расположением на границе двух ландшафтных зон - лесной и лесостепной. Вместе с тем чрезвычайно высокая степень освоенности территории, низкий процент лесистости и другие факторы оказывают значительное воздействие на состояние животного мира. К редким и исчезающим видам жалящих перепончатокрылых насекомых относятся 4 вида ос, 11 видов пчёл и 16 видов шмелей, в т.ч. занесенные в Красную Книгу России - шмель армянский и шмель степной. Основные виды охотничьих животных: белка, заяц-беляк, заяц-русак, куница, лисица, горностай, кабан, косуля, волк, рысь, лось, хорь. Запрет охоты на копытных в охотничьи сезоны прошлых лет и усиление борьбы с волками (создание двух специализированных бригад охотников) положительно сказались на восстановлении поголовья лосей и кабанов. Промышленным рыболовством в республике занимаются организации различных форм собственности. Основной промысел базируется на Куйбышевском и Нижнекамском водохранилищах. На первом добывается основной объем всей озёрно-речной рыбы. Основной объект промысла на этом водохранилище - лещ. Промысел на Куйбышевском водохранилище, помимо леща, базируется также на отлове судака, щуки, стерляди, синца, густеры, сома, плотвы, чехони, налима и берша. Судак в промысле ценных видов рыб занимает второе место. Отрицательное влияние на состояние рыбных запасов оказывает неустойчивый уровневый режим водохранилищ, а именно - сработка уровня водохранилищ до минимальной отметки в нерестовый и после нерестовый периоды. |
Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории
На территории республики находятся национальный парк Нижняя Кама и Волжско-Камский заповедник. Национальный парк Нижняя Кама основан в 1991, площадь 26,2 тыс. га. Расположен по берегам Камы, около Елабуги, Набережных Челнов и Нижнекамска. В растительном покрове преобладают сосновые леса, пойменные луга, тростниковые заросли, заболоченные ивняки. Редкие и исчезающие виды растений, птиц. Археологические памятники. Волжско-Камский заповедник основан в 1960, площадь 9,4 тыс.га. Расположен в Предкамье, на левобережных террасах Волги. Состоит из 2 участков: Раифского и Сараловского с полосой акватории Куйбышевского водохранилища. Рельеф дюнно-бугристый. Более 90% площади покрыто лесами. Разнообразны болота. С 1921 существует дендрарий. Флора насчитывает 844 вида растений, фауна – 55 видов млекопитающих, 195 видов птиц. |
Диаграмма — это средство наглядного представления введенных на рабочем листе чисел, называемых данными. Данные могут находиться на одном листе, на нескольких листах рабочей книги и даже в нескольких рабочих книгах. Диаграмма связана с данными, т.е. при изменении данных сразу же изменяется и соответствующая диаграмма. При создании диаграммы можно выбрать один из способов ее размещения:
• поместить на рабочий лист (внедренная диаграмма);
• создать диаграмму на новом листе диаграмм рабочей книги (лист диаграммы).
Диаграммы на отдельном листе удобны для подготовки слайдов или для вывода на печать.
Диаграммы, правила построения
Диаграммы Msx Excel дают возможность графического представления различных числовых данных, а термин «диаграмма» используется для обозначения всех видов графического представления числовых данных. Построение графического изображения производится на основе ряда данных (группа ячеек с данными в пределах строки или столбца). На одной диаграмме можно изобразить несколько рядов данных. Для построения диаграмм используют Мастер диаграмм, который вызывается через меню Вставка – Диаграмма (либо кнопкой на панели инструментов). Основные типы стандартных диаграмм: − гистограммы (Используются для сравнения отдельных величин или их изменений в течение некоторого периода времени. Удобны для отображения дискретных данных); − линейчатые диаграммы (Похожи на гистограммы (отличие – повернуты на 90º по часовой стрелке). Используются для сопоставления отдельных значений в определенный момент времени, не дают представления об изменении объектов во времени); − графики (Отображают зависимость данных от величины, которая меняется с постоянным шагом. Графики чаще всего используются для коммерческих или финансовых данных, равномерно распределенных во времени); − круговые диаграммы (Отображают соотношение частей и целого и строятся только по одному ряду данных, первому в выделенном диапазоне); − точечные диаграммы (Хорошо демонстрируют тенденции изменения данных при неравных интервалах времени или других интервалах измерения, отложенных по оси категорий); − диаграммы с областями (Позволяют отслеживать непрерывное изменение суммы значений всех рядов данных и вклад каждого ряда в эту сумму. Этот тип применяется для отображения процесса производства или продажи изделий); − кольцевые диаграммы (Сравнивают вклад частей в целое. В отличие от круговой, на кольцевой диаграмме могут быть представлены два и более ряда данных); − лепестковые диаграммы (Используются обычно, чтобы показать соотношения отдельных рядов данных, а также – одного определенного ряда данных и всех остальных рядов. Каждая категория лепестковой диаграммы имеет собственную ось координат. На лепестковой диаграмме можно отобразить, например, динамику затрат времени на проект, включающий несколько задач. В этом случае, каждой категории соответствует определенная задача проекта, а точке на категории – затраты времени на нее к какому–то стоку); − поверхность (Показывает низкие и высокие точки поверхности. Эти диаграммы используются для набора данных, который зависит от двух переменных. Диаграмму можно поворачивать и рассматривать с разных точек зрения); − пузырьковые диаграммы (Позволяют отображать на плоскости наборы из трех значений. Первые два значения откладываются по Ося X и Y. Третье значение представляется размером пузырька); − биржевая (Используется для отображения изменения информации о ценах на бирже. Отображает наборы данных из трех значений); − цилиндрические и др. (Являются объемными вариантами гистограмм и линейных диаграмм). Нестандартные типы диаграмм основаны на стандартных, но имеют некоторые улучшения в форматировании и отображении. Для построения диаграмм необходимо придерживаться следующей методики: − подготовить диапазон изменений и диапазон значений для диаграммы; − выделить подготовленный диапазон и воспользоваться мастером построения диаграмм; − отформатировать полученную диаграмму. Этапы построения диаграмм: Шаг 1. Выбор типа диаграммы. Существует два типа: Стандартные и Нестандартные. Они содержат набор видов диаграмм. Шаг 2. Выбор диапазона данных, т.е. ряда с данными, по которому строят график (столбец или строка). Определяют имя ряда данных (имя кривой на графике) и подпись оси Х (т.е. определяют те значения по оси X, для которых строится график). Шаг 3. Оформление диаграммы. Здесь определяют название диаграммы, подписи осей, отображение и маркировка осей координат, отображение сетки линий, параллельных осям координат, расположение легенды, размещение таблицы данных, подписи данных (значения на графике). Шаг 4. Размещение диаграммы. Указывается, где будет размещаться диаграмма, либо на этом же листе рабочей книги, где находятся исходные данные для построения, либо на отдельном новом листе. |
Область внесения диаграммы |
Заполните таблицу данных для диаграммы
Тип природного ресурса | Кол-во в РТ | Исследуемый период | ||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
вывод |
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
ТЕМА 2.2 Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды
Практические занятия - Разработка собственного (студенческого) проекта рационального использования отдельных видов ресурсов.
Цель работы: ознакомиться с принципами рационального природопользования и разработать собственные предложения по использованию отдельных видов ресурсов.
Студент должен уметь: анализировать и делать выводы на основе имеющейся информации.
Знать: основные понятия по теме
Методические указания
Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не показывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце прошлого столетия изменение биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимания ученых. В первой половине нынешнего столетия эти изменения нарастали и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию. Стремясь к улучшению условий свой жизни, человек постоянно, наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях. При таком подходе большая часть взятых от природы ресурсов возвращается ей в виде отходов, часто ядовитых или непригодных для утилизации. Это создает угрозу существованию и биосферы, и самого человека. Единственный выход из этой ситуации заключается и в выработке новых систем рационального использования природных ресурсов, и в благоразумии человека.
Сохранение, воспроизводство, рациональное использование природных ресурсов – важная государственная задача, так как именно опора на ресурсосбережение позволит сохранить политическую и экономическую независимость РФ.
Проблемы охраны природы:
1) сложность в финансировании природоохранных мероприятий;
2) отсутствие единого законодательства;
3) большие затраты на восстановление;
4) отсутствие единого подхода к рациональному природопользованию.
Важной задачей в области рационального природопользования является обеспечение научно-обоснованного воздействия на природу с целью сохранения целостности географической оболочки, флоры и фауны, здоровья людей.
Основные направления повышения эффективности использования лесных ресурсов:
1) научное обоснование лесопользования;
2) повышение продуктивности лесов;
3) восстановление лесных богатств с учетом сроков получения деловой древесины для промышленности;
4) комплексное использование леса и побочной продукции лесного хозяйства;
5) охрана лесов от болезней, различных видов лесонарушений.
Основные направления охраны атмосферы (космического пространства), способствующего повышению эффективности воспроизводства воздушного бассейна:
1) очистка отходящих газов в промышленности и на транспорте;
2) создание и внедрение в практику малоотходных и безотходных технологий;
3) озеленение населенных пунктов, создание зелёных зон и лесопарков.
Ресурсосберегающая политика - основная задача страны, основа рационального использования природных ресурсов, залог сохранения их для будущих поколений РФ.
Для выполнения практической работы необходимо воспользоваться информацией по предыдущей теме.
Собственный (студенческий) проект рационального использования отдельных видов ресурсов рекомендуется оформлять следующим образом:
Название проекта:_____________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи проекта:____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание проекта:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные результаты проекта: кому и зачем он нужен, чьи и какие потребности он удовлетворяет:_______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
ТЕМА 2.3 Мониторинг окружающей среды.
Практические занятия - Оценка экологического состояния природы своей местности и прогнозирование возможного его изменения.
Цель работы: - Определить основные экологические изменения природы своей местности, составить прогноз возможного состояния окружающей среды в будущем.
Студент должен уметь: составлять прогноз возможного состояния окружающей среды в будущем.
Знать: основные понятия по теме
Методические указания
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений на базе имеющихся в регионе ведомственных данных становится, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности.
Ход работы:
- Выберите определённую территорию в своей местности и оцените экологическое состояние природы по примерному плану:
- Название __ Географическое положение.
- Общая характеристика природных условий.
- Определить влияние природных условий своей местности на материальную, культурную и духовную жизнь населения.
- Установите особенности между взаимодействием общества и природы.
- Охарактеризуйте основные направления хозяйственного использования территории.
- Выявите факторы антропогенного воздействия.
7. Опишите экономическое положение, проанализируйте причины, опишите изменения, и обоснуйте нерациональное природопользование на данной территории.
8. Составьте прогноз возможного состояния природы своей местности, сделав вывод по необходимости рационального использования данного региона.
Заполните отчет:
1.Название территории _____________________________________________
2.Географическое положение________________________________________
3.Характеристика природных условий________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Влияние природных условий на:
- материальную культуру и жизнь населения___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- культурную жизнь населения_______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- духовная жизнь населения_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Хозяйственное использование территорий:___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Антропогенное воздействие на территорию _________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Экономическое положение территории_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Прогнозы и выводы:________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
ТЕМА 2.4 Источники загрязнения, основные группы загрязняющих веществ в природных средах.
Практические занятия - Определение классификационной принадлежности загрязнителей в различных регионах: вид и характер загрязнения, возможного источника загрязнения и характер вредного воздействия на здоровье человека.
Цель работы: - Определить классификационной принадлежности загрязнителей в различных регионах и характер их воздействия на здоровье человека.
Студент должен уметь: определять характер вредного воздействия на здоровье человека.
Знать: основные понятия по теме
Методические указания
Загрязнитель — любой природный или антропогенный агент, попадающий в окружающую природную среду в количествах, превышающих фоновые значения и вызывающий тем самым её загрязнение (также загрязнителем именуют и источник загрязнения, например, завод или полигон ТБО). При этом «мерой» загрязнения данным агентом среды является степень отклонения от фоновых значений данного агента. Согласно этой (широкой) трактовке любой новый для среды агент (даже если он не токсичен по отношению к биоте) рассматривается как загрязнитель.
В узком смысле «загрязнитель» - это физический, химический или биологический компонент, попавший в среду техногенным путем и оказывающий вредное токсическое действие на биоту (живые организмы).
Загрязняющее вещество — химическое вещество, присутствующее в окружающей среде в количествах, превышающих фоновые значения.
Физические загрязнители - загрязнители, созданные различными физическими полями: электромагнитное излучение, шум, радиоактивное излучение.
Биологические загрязнители — биологические виды (в том числе микроорганизмы), не характерные для данного биогеоценоза или находящиеся там в излишних, превышающих обычные, количествах.
Техногенные (антропогенные) загрязнители - агенты загрязнения, созданные человеком.
Природные (естественные) загрязнители - агенты загрязнения, имеющие природное происхождение.
Для выполнения практической работы необходимо заполнить таблицу, воспользовавшись Приложением 2:
№ п/п | Регион | Вид загрязнения | Характер загрязнения | Возможный источник загрязнения | Характер вредного воздействия на здоровье человека |
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:_________________
ТЕМА 2.5 Физическое загрязнение.
Практические занятия - Составление сравнительной таблицы «Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение»
Цель работы: - закрепить теоретические знания по теме и научиться классифицировать вредные.
Студент должен уметь: оформлять гражданско-правовые договора.
Знать: основные понятия по теме
Методические указания
Экологические факторы – свойства среды, в которой мы живем.
На наше здоровье оказывают влияние климатические факторы, химический и биологический состав воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, и множество других экологических факторов.
Экологические факторы могут оказывать на организм человека следующее влияние:
- могут благоприятно влиять на организм человека (свежий воздух, умеренное воздействие ультрафиолетовых лучей помогают укрепить наше здоровье);
- могут выступать в роли раздражителей, тем самым заставляя нас приспосабливаться к определенным условиям;
- могут провоцировать существенные структурные и функциональные изменения в нашем организме (например, темный цвет кожи у коренных жителей регионов с интенсивным солнцем);
- способны полностью исключать наше обитание в определенных условиях (человек не сможет жить под водой, без доступа кислорода).
Среди экологических факторов, влияющих на организм человека, выделяют факторы неживой природы (абиотические), связанные с действием живых организмов (биотические) и самого человека (антропогенные).
Абиотические факторы – температура и влажность воздуха, магнитные поля, газовый состав воздуха, химический и механический состав почвы, высота над уровнем моря и другие. Биотические факторы – воздействие микроорганизмов, растений и животных. К антропогенным экологическим факторам относятся загрязнение почвы и воздуха отходами промышленности и транспорта, использование атомной энергии, а также все, что связано с жизнью человека в обществе.
Благоприятное воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека долго описывать не нужно. Дозированное воздействие этих факторов улучшает приспособительные возможности человека, укрепляет иммунитет, тем самым помогает оставаться нам здоровыми.
К сожалению, экологические факторы могут также наносить вред организму человека. Большинство из них связано с воздействием самого человека – производственные отходы, попадающие в источники воды, почву и воздух, выделение в атмосферу выхлопных газов, не всегда удачные попытки человека обуздать атомную энергию (как пример – последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции). На этом мы остановимся подробнее.
Негативное воздействие антропогенных экологических факторов на здоровье человека
В атмосферный воздух городов поступает множество вредных химических веществ, токсически воздействующих на организм человека. Часть из этих веществ прямо или опосредованно способствует развитию раковых заболеваний у человека (оказывает канцерогенное действие). К таким веществам относятся бензопирен (поступает в воздух с выбросами заводов, выплавляющих алюминий, энергетических установок), бензол (его выбрасывают в атмосферу нефтехимические, фармацевтические предприятия, а также он выделяется в процессе изготовления пластмасс, лаков, красок, взрывчатых веществ), кадмий (в окружающую среду попадает в процессе производства цветных металлов). Кроме того, канцерогенным действием обладает формальдегид (выбрасывается в воздух химическими и металлургическими предприятиями, выделяется из полимерных материалов, мебели, клеев), винилхлорид (выделяется при производстве полимерных материалов), диоксины (их выбрасывают в воздух заводы по производству бумаги, целлюлозы, органических химических веществ).
Не только развитием онкологических патологий чревато загрязнение воздуха. Заболевания органов дыхания (особенно бронхиальная астма), сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, крови, аллергические и некоторые эндокринные болезни также могут возникнуть вследствие загрязнения воздуха. Обилие токсических химических веществ в воздухе может привести к врожденным аномалиям у плода.
Не только состав воздуха, но и почвы, воды серьезно изменились вследствие деятельности человека. Отходы различных предприятий, применение удобрений, стимуляторов роста растений, средств борьбы с различными вредителями способствуют этому. Загрязнение воды и почвы приводит к тому, что многие овощи и фрукты, которые мы употребляем в пищу, содержат различные токсичные вещества. Ни для кого не является секретом, что новые технологии выращивания убойного скота включают добавление в корм различных веществ, далеко не всегда безопасных для организма человека.
Пестициды и гормоны, нитраты и соли тяжелых металлов, антибиотики и радиоактивные вещества – все это нам приходится употреблять с пищей. Как результат – различные заболевания пищеварительной системы, ухудшение усвоения пищевых веществ, снижение защитных сил организма, ускорение процессов старения и общее токсическое воздействие на организм. Помимо этого загрязненные пищевые продукты могут стать причиной бесплодия или врожденных пороков развития у детей.
Современным людям также приходится сталкиваться с постоянным воздействием ионизирующего излучения. Добыча полезных ископаемых, продукты сгорания органического топлива, авиационные перелеты, изготовление и использование строительных материалов, ядерные взрывы приводят к изменению радиационного фона.
Какой эффект будет после воздействия ионизирующего облучения зависит от поглощенной организмом человека дозы излучения, времени облучения, вида облучения. Воздействие ионизирующего облучения может стать причиной развития раковых заболеваний, лучевой болезни, лучевого поражения глаз (катаракты) и ожогов, бесплодия. Наиболее чувствительными к воздействию лучевого излучения являются половые клетки. Результатом воздействия ионизирующего излучения на половые клетки могут стать различные врожденные пороки у детей, рожденных даже через десятки лет после воздействия ионизирующего облучения.
Негативное воздействие абиотических экологических факторов на здоровье человека
Климатические условия также могут провоцировать возникновение различных болезней у человека. Холодный климат Севера может стать причиной частых простудных заболеваний, воспаления мышц и нервов. Жаркий климат пустынь может обернуться тепловым ударом, нарушением водно-электролитного обмена, кишечными инфекциями.
Часть людей плохо переносит изменения погодных условий. Такое явление носит название метеочувствительность. У людей, страдающих подобным нарушением, при изменении погодных условий могут возникать обострения хронических заболеваний (особенно болезней легких, сердечно-сосудистой, нервной и опорно-двигательной систем).
Экологические факторы | Эффект от вредного воздействия | Проблемы прогнозирования | Предотвращение |
Вывод: |
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:_____________
Самостоятельная работа обучающихся
Решение теста по курсу «Экологические основы природопользования». Тестовые вопросы разделены на 7 вариантов. Для определения варианта воспользуйтесь приведённой ниже таблицей:
Начальная буква фамилии студента | Вариант контрольной работы | ||||
А | З | П | Ц | I | |
Б | И | Р | Ч | II | |
В | К | С | Ш | III | |
Г | Л | Т | Щ | IV | |
Д | М | У | Э | V | |
Е | Н | Ф | Ю | VI | |
Ж | О | Х | Я | VII |
Ответы на тест необходимо занести в таблицу, указав номер варианта.
Вариант __________________
Номер вопроса | ответ | Номер вопроса | ответ |
1 | 11 | ||
2 | 12 | ||
3 | 13 | ||
4 | 14 | ||
5 | 15 | ||
6 | 16 | ||
7 | 17 | ||
8 | 18 | ||
9 | 19 | ||
10 | 20 |
Оценка:_________________
Дата проверки:____________
Подпись преподавателя:___________
Приложение №1
Экологический рейтинг субъектов РФ
№ | Субъект РФ | ||||
1 | 67 33 | 56 44 | 68 32 | 64 36 | |
2 | 45 55 | 54 46 | 68 32 | 56 44 | |
3 | 51 49 | 52 48 | 64 36 | 56 44 | |
4 | 70 30 | 38 62 | 57 43 | 55 45 | |
5 | 53 47 | 50 50 | 58 42 | 54 46 | |
6 | 59 41 | 44 56 | 58 42 | 54 46 | |
7 | 64 36 | 35 65 | 58 42 | 52 48 | |
8 | 45 55 | 49 51 | 58 42 | 51 49 | |
9 | 44 56 | 35 65 | 70 30 | 50 50 | |
10 | 53 47 | 32 68 | 63 37 | 50 50 | |
11 | 84 16 | 18 82 | 50 50 | 50 50 | |
12 | 38 62 | 48 52 | 61 39 | 50 50 | |
13 | 69 31 | 30 70 | 51 49 | 50 50 | |
14 | 42 58 | 54 46 | 52 48 | 49 51 | |
15 | 38 62 | 60 40 | 49 51 | 49 51 | |
16 | 42 58 | 29 71 | 74 26 | 49 51 | |
17 | 72 28 | 34 66 | 41 59 | 49 51 | |
18 | 48 52 | 45 55 | 53 47 | 49 51 | |
19 | 42 58 | 52 48 | 51 49 | 48 52 | |
20 | 34 66 | 46 54 | 62 38 | 48 52 | |
21 | 66 34 | 36 64 | 41 59 | 48 52 | |
22 | 54 46 | 42 58 | 48 52 | 48 52 | |
23 | 58 42 | 49 51 | 38 62 | 48 52 | |
24 | 63 37 | 39 61 | 41 59 | 48 52 | |
25 | 44 56 | 39 61 | 58 42 | 47 53 | |
26 | 43 57 | 37 63 | 61 39 | 47 53 | |
27 | 28 72 | 41 59 | 68 32 | 47 53 | |
28 | 64 36 | 37 63 | 41 59 | 47 53 | |
29 | 35 65 | 53 47 | 51 49 | 47 53 | |
30 | 34 66 | 49 51 | 56 44 | 47 53 | |
31 | 58 42 | 37 63 | 45 55 | 46 54 | |
32 | 53 47 | 31 69 | 55 45 | 46 54 | |
33 | 53 47 | 28 72 | 57 43 | 46 54 | |
34 | 41 59 | 50 50 | 45 55 | 46 54 | |
35 | 31 69 | 47 53 | 58 42 | 45 55 | |
36 | 52 48 | 43 57 | 41 59 | 45 55 | |
37 | 45 55 | 32 68 | 58 42 | 45 55 | |
38 | 52 48 | 25 75 | 58 42 | 45 55 | |
39 | 46 54 | 29 71 | 61 39 | 45 55 | |
40 | 40 60 | 36 64 | 58 42 | 45 55 | |
41 | 26 74 | 51 49 | 55 45 | 45 55 | |
42 | 48 52 | 32 68 | 54 46 | 45 55 | |
43 | 50 50 | 29 71 | 53 47 | 45 55 | |
44 | 48 52 | 26 74 | 58 42 | 44 56 | |
45 | 46 54 | 35 65 | 51 49 | 44 56 | |
46 | 40 60 | 35 65 | 57 43 | 44 56 | |
47 | 62 38 | 28 72 | 43 57 | 44 56 | |
48 | 34 66 | 38 62 | 58 42 | 44 56 | |
49 | 41 59 | 31 69 | 59 41 | 44 56 | |
50 | 46 54 | 35 65 | 49 51 | 44 56 | |
51 | 56 44 | 42 58 | 34 66 | 43 57 | |
52 | 41 59 | 33 67 | 55 45 | 43 57 | |
53 | 35 65 | 43 57 | 50 50 | 43 57 | |
54 | 73 27 | 21 79 | 35 65 | 43 57 | |
55 | 44 56 | 37 63 | 47 53 | 43 57 | |
56 | 30 70 | 49 51 | 49 51 | 43 57 | |
57 | 71 29 | 16 84 | 42 58 | 43 57 | |
58 | 37 63 | 41 59 | 49 51 | 42 58 | |
59 | 36 64 | 36 64 | 52 48 | 42 58 | |
60 | 37 63 | 35 65 | 53 47 | 42 58 | |
61 | 61 39 | 14 86 | 50 50 | 42 58 | |
62 | 45 55 | 30 70 | 50 50 | 42 58 | |
63 | 34 66 | 41 59 | 50 50 | 42 58 | |
64 | 57 43 | 30 70 | 39 61 | 41 59 | |
65 | 34 66 | 40 60 | 49 51 | 41 59 | |
66 | 56 44 | 36 64 | 32 68 | 41 59 | |
67 | 55 45 | 26 74 | 43 57 | 41 59 | |
68 | 52 48 | 22 78 | 48 52 | 41 59 | |
69 | 66 34 | 35 65 | 23 77 | 41 59 | |
70 | 53 47 | 30 70 | 38 62 | 41 59 | |
71 | 44 56 | 38 62 | 40 60 | 40 60 | |
72 | 49 51 | 29 71 | 44 56 | 40 60 | |
73 | 50 50 | 25 75 | 45 55 | 40 60 | |
74 | 38 62 | 26 74 | 56 44 | 40 60 | |
75 | 27 73 | 29 71 | 61 39 | 39 61 | |
76 | 52 48 | 29 71 | 38 62 | 39 61 | |
77 | 73 27 | 12 88 | 33 67 | 39 61 | |
78 | 30 70 | 26 74 | 60 40 | 39 61 | |
79 | 44 56 | 33 67 | 39 61 | 39 61 | |
80 | 48 52 | 21 79 | 47 53 | 39 61 | |
81 | 24 76 | 44 56 | 42 58 | 37 63 | |
82 | 30 70 | 16 84 | 62 38 | 37 63 | |
83 | 36 64 | 31 69 | 42 58 | 37 63 | |
84 | 34 66 | 32 68 | 36 64 | 34 66 | |
85 | 27 73 | 28 72 | 43 57 | 33 67 |
Приложение №2
100 главных загрязнителей России
Северо-западный федеральный округ (12)* | |||
№ | Субъект Российской Федерации | Населенный пункт | Наименование организации- загрязнителя |
1 | Республика Карелия | г. Кондопога | ОАО “Кондопога” |
2 | Республика Карелия | г. Сегежа | ОАО “Сегежский ЦБК” |
3 | Республика Коми | г. Сыктывкар | ОАО «Монди СЛПК» |
4 | Архангельская область | г. Новодвинск | ОАО “Архангельский ЦБК” |
5 | Архангельская область | г. Коряжма | Филиал ОАО "Группа "ИЛИМ", (ОАО “Котласский ЦБК”) |
6 | Архангельская область | пос. Светлый | ОАО «Севералмаз» |
7 | Ненецкий автономный округ |
| ООО “ЛУКОЙЛ-Коми” |
8 | Вологодская область | г. Череповец | Череповецкий металлургический комбинат, ОАО “Северсталь” |
9 | Вологодская область | г. Череповец | ОАО “Аммофос” |
10 | Ленинградская область | г. Светогорск | ОАО “Светогорск” (Светогорский ЦБК) |
11 | Мурманская область | г. Апатиты | ОАО “Апатит” |
12 | Мурманская область | пос. Никель, г. Заполярный | ОАО "Кольская ГМК" |
Центральный федеральный округ (14) | |||
№ | Субъект Российской Федерации | Населенный пункт | Наименование организации- загрязнителя |
1 | Белгородская область | г. Старый Оскол | ОАО “Оскольский электрометаллургический комбинат» |
2 | Владимирская область | г. Владимир | МУП “Владимирводоканал” |
3 | Воронежская область | г. Воронеж | МУП “Водоканал Воронежа” |
4 | Ивановская область | г. Иваново | УМП “Водоканал” |
5 | Калужская область | г. Калуга | ГП “Калугаоблводоканал” |
6 | Курская область | г. Железногорск | ОАО "Михайловский ГОК" |
7 | Липецкая область | г. Липецк | ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат” |
8 | Рязанская область | г. Рязань | ЗАО “Рязанская нефтеперерабатывающая компания” |
*Цифра в скобках означает вклад федерального округа в процентном отношении в общее загрязнение России | |||
9 | Тульская область | г. Новомосковск | ОАО НАК “Азот” |
10 | Тульская область | г. Тула | ОАО «Тулачермет» |
11 | Тульская область | г. Суворов | Филиал ОАО «ОГК-3» «Черепетская ГРЭС им. Д. Г. Жимерина» |
12 | Тульская область | г. Тула | ОАО «Косогорский металлургический завод» |
13 | Москва | Москва | ОАО "Московский НПЗ" |
14 | Москва | Москва | Курьяновская станция аэрации |
Приволжский федеральный округ (17) | |||
№ | Субъект Российской Федерации | Населенный пункт | Наименование организации- загрязнителя |
1 | Республика Башкортостан | г. Уфа | ОАО “Уфанефтехим” |
2 | Республика Башкортостан | г. Стерлитамак | ОАО “Сода” |
3 | Республика Татарстан |
| ОАО “Татнефть” |
4 | Республика Татарстан | г. Нижнекамск | ОАО “Нижнекамскнефтехим” |
5 | Республика Татарстан | г. Казань | МУП “Водоканал” |
6 | Удмуртская республика | г. Глазов | ОАО "Чепецкий механический завод" |
7 | Республика Чувашия | г. Новочебоксарск | ОАО «Химпром» |
8 | Кировская область | г. Кирово-Чепецк | ООО “Завод минеральных удобрений» |
9 | Пермский край | г. Соликамск | ОАО “Сильвинит” |
10 | Пермский край | г. Березники | ОАО “Уралкалий” |
11 | Нижегородская область | г. Дзержинск | ОАО «ДВК» |
12 | Нижегородская область | Г. Нижний Новгород | ОАО «ГАЗ» |
13 | Оренбургская область |
| ОАО “Оренбургнефть” |
14 | Оренбургская область | г. Орск | ОАО “Южно-Уральский никелевый комбинат” |
15 | Самарская область | г. Тольятти | ОАО «Тольяттиазот» |
16 | Самарская область | г. Тольятти | ООО «Тольяттикаучук» |
17 | Саратовская область | г. Саратов | ОАО «Саратовский НПЗ» |
Северо-кавказский федеральный округ (5) | |||
№ | Субъект Российской Федерации | Населенный пункт | Наименование организации- загрязнителя |
1 | Республика Дагестан | г.г Махачкала, Каспийск | МУП “Очистные сооружения канализации Турали-4” |
2 | Карачаево-Черкесская Республика | г. Черкесск-15 | ОАО “Кавказцемент” |
3 | Республика Северная Осетия – Алания | г. Владикавказ | ОАО “Электроцинк” |
4 | Чеченская Республика |
| ОАО “Грознефтегаз” |
5 | Ставропольский край | г. Невинномысск | ОАО “Невинномысский Азот” |
Южный федеральный округ (3) | |||
№ | Субъект РФ | Населенный пункт | Наименование организации- загрязнителя |
1 | Волгоградская область | г. Волгоград | ОАО «СУАЛ филиал «Волгоградский алюминиевый завод» |
2 | Волгоградская область | г. Волгоград | ООО “ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка” |
3 | Ростовская область | г. Ростов-на-Дону | МП ПО “Водоканал” |
Уральский федеральный округ (19) | |||
№ | Субъект Российской Федерации | Населенный пункт | Наименование организации- загрязнителя |
1 | Свердловская область | г. Нижний Тагил | ОАО “Нижнетагильский металлургический комбинат” |
2 | Свердловская область | г. Качканар | ОАО “Качканарский ГОК “Ванадий” |
3 | Свердловская область | г. Нижний Тагил | ОАО “Высокогорский ГОК” |
4 | Свердловская область | г. Асбест | ОАО "Уральский асбестовый горно-обогатительный комбинат” |
5 | Свердловская область | г. Нижний Тагил | ОАО “Уралхимпласт” |
6 | Свердловская область | г. Красноуральск | ОАО «Святогор» |
7 | Тюменская область |
| ООО «Газпром Трансгаз Сургут» |
8 | Тюменская область | г. Тобольск | ООО «Тобольск-Нефтехим» |
9 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
| ОАО “Сургутнефтегаз” |
10 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
| ООО “Лукойл-Западная Сибирь” |
11 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
| ОАО “Саматлорнефтегаз” |
12 | Ямало-Ненецкий автономный округ |
| ООО «Газпром добыча Уренгой» |
13 | Ямало-Ненецкий автономный округ |
| ООО «Газпром трансгаз Югорск» |
14 | Ямало-Ненецкий автономный округ |
| ООО «РН-Пурнефтегаз» |
15 | Челябинская область | г. Магнитогорск | ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат” |
16 | Челябинская область | г. Троицк | Филиал ОАО ОГК-2 "Троицкая ГРЭС" |
17 | Челябинская область | г. Карабаш | ЗАО «Карабашмедь» |
18 | Челябинская область | г. Челябинск | МУП “ПОВВ” |
19 | Челябинская область | Г. Озёрск | ФГУП ПО «Маяк» |
Сибирский федеральный округ (22) | |||
№ | Субъект Российской Федерации | Населенный пункт | Наименование организации- загрязнителя |
1 | Республика Хакасия | г. Саяногорск | ОАО «РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод» |
2 | Забайкальский край | г. Краснокаменск | ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» |
3 | Забайкальский край | г. Чита | ООО “Читауголь”, разрез Восточный |
4 | Красноярский край | г. Норильск | Заполярный филиал ОАО “ГМК “Норильский никель” |
5 | Красноярский край | г. Красноярск | ОАО «РУСАЛ-Красноярск» (ОАО “Красноярский алюминиевый завод”) |
6 | Красноярский край | г. Ачинск | ОАО "РУСАЛ-Ачинск" (ОАО “Ачинский глиноземный комбинат”) |
7 | Красноярский край | г. Красноярск | ООО “Краском” |
8 | Красноярский край |
| ЗАО “Золотодобывающая компания “Полюс” |
9 | Иркутская область | г. Братск | ОАО “Братский алюминиевый завод” |
10 | Иркутская область | г. Иркутск | ТЭЦ-10 ОАО "Иркутскэнерго" |
11 | Иркутская область | г. Ангарск | ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" |
12 | Иркутская область | г. Братск | Филиал ОАО "Группа "Илим" (ОАО “Братсккомплексхолдинг”) |
13 | Иркутская область | г. Байкальск | Байкальский ЦБК |
14 | Иркутская область | г. Усть-Илимск | Филиал ОАО «Группа «Илим» (ОАО “Усть-Илимский лесопромышленный концерн”) |
15 | Кемеровская область | г.г.Новокузнецк, Белов , Междуреченск, Осинники, | ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» |
16 | Кемеровская область | г. Новокузнецк | ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» |
17 | Кемеровская область | г. Новокузнецк, г. Кемерово | Кузбасский филиал ОАО «Кузбассэнерго» |
18 | Кемеровская область | г. Кемерово | ОАО “Азот” |
19 | Новосибирская область |
| ОАО «Новосибирскнефтегаз» |
20 | Омская область | г. Омск | ОАО "Газпромнефть – Омский НПЗ" |
21 | Томская область |
| ОАО “Томскнефть” ВНК |
22 | Томская область | г. Томск | ООО «Томскнефтехим» |
Дальневосточный федеральный округ (8) | |||
№ | Субъект Российской Федерации | Населенный пункт | Наименование организации- загрязнителя |
1 | Республика Саха (Якутия) |
| ОАО «Сургутнефтегаз» |
2 | Республика Саха (Якутия) |
| ЗАО АК "АЛРОСА" |
3 | Приморский край | г. Владивосток | МУП “Водопроводно-канализационное хозяйство” |
4 | Приморский край | р.п. Новошахтинский | РУ «Новошахтинское» ОАО «Приморскуголь» |
5 | Приморский край | пгт. Лучегорск | «Дальневосточная Генерирующая компания» филиал «Лучегорский топливно-энергетический комплекс» |
6 | Хабаровский край | г. Хабаровск | МУП “Водоканал” |
7 | Сахалинская область |
| Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» |
8 | Сахалинская область | Ногликский район | Компания "Эксон Нефтегаз Лимитед" |
Нормативные акты
- Конституция РФ 12.12.93г. (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru
- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ (действующая редакция от 14.10.2014) (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru
- Земельный кодекс от 25.10.2001 N 136-ФЗ (действующая редакция от 21.10.2014) (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru
- Лесной кодекс от 04.12.2006 N 200-ФЗ (действующая редакция от 21.10.2014) (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 24.11.2014) (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп.) // http://www.consultant.ru
- Государственный Совет РТ: законодательные акты Республики Татарстан http://www.gossov.tatarstan.ru/zakon/
Основные источники
- Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник / Н.Л. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашев – М.: Дрофа, 2010
- Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В. Экологические основы природопользования [Текст]: Практикум / Н.Л. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашев – М.: Дрофа, 2010
- Гальперин М.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / М.В. Гальперин. 2-е изд. - М., 2007
- Блинов Л.Н. Экологические основы природопользования [Текст]: Пособие для ССУЗов / Л.Н. Блинов и др. - М., 2010
Дополнительные источники
- Трушина Т.П. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник / Т.П. Трушина – изд.5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 414с.
- Константинов В.М. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник : Учеб. пособие для студ. учреждений студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: издательский центр «Академия», 2010. -208с.
- Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008-320с.
- Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник – 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2007-256с.
- Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.
- Электронная библиотека: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.alleng.ru/index.htm.Дата обращения: 01.03.2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...
Разработка актуализированных рабочей программы по дисциплине «Экологические основы природопользования».Специальность 08.02.09 «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 Экологические основы природопользования, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта...