Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) "Деньги правят миром"
план-конспект урока на тему
Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий, достижений, всем тем, ради чего живет и развивается человечество.
Актуальность темы, связанной с денежной сферой - очевидна, ведь именно деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости, единицей счёта, средством платежа за товары и услуги: они уникальны по своей простоте, но при этом обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств. Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их.
Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег, их функциях, а самое главное, на чем я сегодня акцентирую ваше внимание – это роль денег в нашей жизни и их влияние на жизнь каждого человека и общества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Деньги правят миром" | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №22»
(ГАОУ НПО Архангельской области «Профессиональное училище №22»)
Разработка урока по экономике
«ДЕНЬГИ ПРАВЯТ МИРОМ»
В рамках темы «Деньги, как всеобщий эквивалент обмена»
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий)
Разработала
Преподаватель экономики
Кустышева Т.А.
г.Северодвинск
2014
СТРУКТУРА УРОКА:
1.Организационный этап
Подготовка учащихся к уроку, сообщение темы, цели урока, плана деятельности обучающихся.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Цели урока: 1)Обобщение, систематизация изученного материала по теме « Деньги - …». 2) Актуализация знаний обучающихся об истории денег, их значении для общества.
Задачи урока:
- Образовательные
- Углублять знания об истории и причинах возникновения денег
2. Совершенствовать знания о структуре денежной системы, видах денег и их значении в жизни каждого человека
- Развивающие
- Развивать умения принимать правильные финансовые решения в жизненных ситуациях
- Воспитательные
- Формировать экономическую и информационную компетентности обучающихся.
- Формировать умение анализировать свою работу, давать самооценку учебной деятельности.
- Формировать коммуникативные компетентности, умение работать в команде
3.Актуализация знаний.
«Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы….»
Актуальность темы, связанной с денежной сферой - очевидна, ведь именно деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости, единицей счёта, средством платежа за товары и услуги: они уникальны по своей простоте, но при этом обладают самой высокой ликвидностью среди всех финансовых средств. Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их.
Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег, их функциях, а самое главное, на чем я сегодня акцентирую ваше внимание – это роль денег в нашей жизни и их влияние на жизнь каждого человека и общества в целом.
Наш урок я хотела бы начать с притчи.
«Прихожанин спросил священника: отец, скажи мне, почему так происходит? Приходишь к бедняку – он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу – он никого и видеть не хочет. Неужели все это из-за денег?
Выгляни в окно, что ты видишь? – скачал священник.
Женщину с ребёнком, повозку, следующую на базар...
- Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
- Ну, что я могу там видеть, только самого себя.
- Так вот, окно сделано из стекла и зеркало сделано из стекла. Но стоит добавить немного серебра, и ты уже видишь только себя»
Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Зачем они им были нужны? Все необходимое для жизни они получали от природы. Ведь что главное для человека - была бы еда, да жилье. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками, да каменными топорами, собирали растения.
Но оказалось, что не каждый человек, умеющий делать топоры и прочее оружие, являлся одновременно и хорошим охотником! Возникла идея: пусть оружейник делает оружие, а охотник с этим оружием на охоту ходит, при этом за оружие охотник оружейнику платит добычей!
Так возник взаимовыгодный обмен-бартер. Чем человеку все самому делать, в том числе то, в чем он плохо разбирается, не лучше ли распределить обязанности и одну продукцию менять на другую, которую сам делать не можешь? То есть возникла специализация на изготовление определенных типов продукции.
Но чтобы менять один товар на другой, необходима потребность продавца конкретно в том товаре, который предлагает другой торговец. Следовательно, обмен товаров мог происходить только при наличии нужных товаров у обоих торговцев, вступающих в сделку.
Потребность в развитии обмена привело к выделению из множества обмениваемых товаров - всеобщего эквивалента.
Так, человечество пришло к необходимости использования денег.
4.Обобщение и систематизация знаний. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности.
Все люди, исключая единицы, хотят денег, причем в таком количестве, в каком их можно тратить и не задумываться. Деньги нужны, чтобы купить еду, одежду, мебель, квартиру; сыграть свадьбу, вырастить детей, начать свой бизнес и т.д.
Деньги нужны для того, чтобы жить, поэтому они всегда и везде будут в нашей жизни.
Давайте сегодня поговорим о деньгах. Поведем наш разговор в форме игрового диалога. Расширим свои знания, узнаем факты, связанные с их возникновением, развитием и обращением, поделимся своими знаниями друг с другом.
5 этап. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Для проведения нашей игры учебная группа разделились на три команды.
Представление команд: каждая команда придумала себе название, выбрала капитана. Жюри будет оценивать ответы команд (1 балл за каждый правильный ответ)
Наша игра будет состоять из нескольких этапов. Ну а начнем мы, с разминки.
1. РАЗМИНКА
ПРОДОЛЖИТЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ:
1.На товаре быть должна
Обязательна ... (цена)
2.Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким ... (доход)
3.В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт ... (бизнесмен)
4.Он - финансовый факир,
Всегда к себе вас ждёт ... (Банкир.)
5.Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой ... (вклад)
6.Приносить доходы стал
В банке папин ... (капитал)
7.Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся ... (залог)
8.Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы ... (ссуду)
9. На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке ... (проценты)
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
1.Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (Банкомат.)
2.Если банк попросим мы,
Денег нам он даст взаймы.
Ну а в древности, веками,
Кто ссужал людей деньгами? (Ростовщик.)
3.Много знает он о сделках,
Крупных, денежных и мелких,
Ведь всегда меж двух сторон
В деле их - посредник он (Маклер.)
4. Половинку от зарплаты
Называют как, ребята? (Аванс.)
5 Если полон денежный склад
В государстве - народ очень рад.
И налоги растут неспроста,
Если вдруг она стала пуста. (Казна.)
6.В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день. (Бухгалтер.)
2 ЗАДАНИЕ.
«Деньги в народных пословицах и поговорках»
Продолжите фразу (пословицы, поговорки, крылатые фразы про деньги и золото)
1. Долг …. платежом красен
2.Молчание …. золото
3. Копейка….. рубль бережет
4. Не все золото, что… блестит
5. Берешь в долг чужие, а … отдаешь свои.
6. Не имей сто…. Рублей, а имей сто друзей
7. Дружба - дружбой, а …. Денежки врозь
8. Время - …. деньги
9. Ломаного …. Гроша не стоит
10. Деньги любят … счет
11. Мал золотник, да ….дорог
12.На деньги ума …. Не купишь
13. В долгах, как в ….шелках
14. Отплатить той же …монетой
15. Посмотрел, как рублем…..одарил
16. Всех денег не …. Заработаешь
17.Денег куры… не клюют
18.По доходу и… расход
3 ЗАДАНИЕ.
Установите соответствие, какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево».
На вес золота ...................
За бесценок ......................
По божеской цене ......................
Не подступиться ........................
Задаром ..................................
Цена кусается .............................
Не по карману ...............................
По сходной цене ...............................
Влетит в копеечку .................................
4 ЗАДАНИЕ. «История денег»
1. Слово "монета" произошло от имени богини Монеты. Назовите её более известное имя.
(Богиня ЮНОНА, имевшая один из титулов - «Moneta»)
2. Какая птица изображалась на монетах Древних Афин, а также была символом самой богини Афины? (сова)
3. В Древней Спарте деньгами служили железные прутья, которые при изготовлении держали в уксусе. Для чего это делали?
(Чтобы не копили богатств, ведь закалка в уксусе делает железо хрупким.)
4. Первый известный закон о борьбе с этими финансовыми преступниками приняли в Древнем Риме в IV веке до н.э. Назовите их.
(Фальшивомонетчики.)
5. В Древнем Риме этих служащих ценили так высоко, что даже освобождали от налогов. Главным орудием их труда были крепкие зубы. Чем же занимались эти люди?
(Выявляли фальшивые деньги, проверяя их «на зуб». Название профессии – «аргироскоп».)
6. Назовите то, что мы вносим в общее дело, а греки вносили в свой бюджет.
(Лепта. Лепта – мелкая медная монета Древней Греции.)
7.Где и когда были отпечатаны первые бумажные деньги?
(В Китае примерно две тысячи лет тому назад.)
8.Почему первую 100-рублевую купюру в России народ ласково называл «катенькой»?
(На ней был изображен портрет Екатерины II, которая ввела в обращение бумажные деньги.)
9. Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором?
(Из слитков серебра в 13 веке рубили куски, получившие название – рубль)
10. В начале 17 века в России установилась стабильная единая монета – копейка, названная так потому, что …..? (На ней был отчеканен всадник с копьем)
11.Название какой самой популярной сегодня во всем мире денежной единицы происходит от западноевропейского слова «талер»?
(Доллар.)
12.У какого русского художника- иконописца была денежная (валютная) фамилия? (Андрей Рублев)
13. Какой валютой вы будете расплачиваться, делая покупки в Брюсселе?
(Евро. Брюссель – столица Бельгии.)
14.Каким образом Наполеон, воюя с Россией, боролся за ослабление ее финансовой системы?
(Он наладил выпуск фальшивых русских ассигнаций.)
15. Какая из современных российских монет имеет наибольший диаметр? (5 рублей)
5. Экономический ликбез
1. Как называется денежная единица конкретной страны
(Валюта.)
2. Бумажные деньги изучает наука – бонистика, а какая наука изучает металлические деньги?
(Нумизматика)
3. Что является свидетельством того, что деньги вложены в конкретное предприятие ?
(Ценная бумага, Акция.)
4.Что значит выражение «давать деньги в рост»?
(Давать деньги в долг под проценты.)
5.Как называется процесс снижения курса национальной валюты ?
(Девальвация)
6.До появления денег был прямой безденежный обмен товарами, который называется …. (бартер)
7. Какой металл на протяжении длительного периода времени выполнял роль всеобщего эквивалента? (золото)
8. Среди свойств золота важным является то, что маленький объем золота стоит дорого. Как называется это свойство? (Портативность)
7. В каком процессе мы участвуем, если обмениваем рубли на другую валюту? (конвертируемость)
8.Как называется функция денег, означающая непрерывное движение денег в ходе их использования?
(Функция обращения)
9. Показатель, показывающий лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар
(ликвидность)
11. От чего зависит количество денежных единиц в экономике, необходимых обществу для обслуживания денежного обращения? (количество товаров и услуг)
12. Как называют процесс выпуска денег? (Эмиссия)
13. Назовите породу собаки, связанную с экономикой. «Экономическая собака» (такса)
14. Медики, программисты. Как их профессиональные обязанности связаны со словом «БАНК»? (Банк крови, банк данных)
15. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится окружающими так дорого, как …..(вежливость)
16.Назовите русскую народную пословицу, которая дает ответ на вопрос: «У КАКОГО ХОЗЯИНА ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА: У СКУПОГО ИЛИ ЩЕДРОГО? (Скупой платит дважды)
17. Назовите мероприятие, где для продажи чего-либо необходим молоток. (аукцион)
18. Какую страну называют «БАНКИРОМ ВСЕГО МИРА»? (Швейцария)
19. Какому литературному герою посвящены эти Пушкинские строки:
«И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет…» (Е.Онегин)
20. Как называются лицевая и оборотная стороны монеты?
Аверс – лицевая, реверс –обратная)
21. Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
6. «Миллиардеры»
Демонстрируются слайды с изображением миллиардеров. Командам предлагается назвать их имена. (Дополнительный балл можно заработать, указав род их деятельности или отрасль)
7. ( Конкурс проводится, если команды набрали одинаковое количество баллов)
Конкурс капитанов.
1. Из скольких уровней состоит банковская система России ( Два)
2. Денежная единица конкретной страны (Валюта)
3. Обесценивание денег – это (инфляция
4. Предоставление средств в долг на определенных условиях (кредит)
5. Соперничество на рынке между фирмами (конкуренция)
6. Цена одной валюты, выраженная в единицах другой (курс)
7. Стоимость единицы товара – это (цена)
8. Главный государственный банк страны (ЦБ)
9.Денежное взыскание за нарушение каких-либо обязательств (штраф)
10. Выпуск денег в обращение (эмиссия)
11. Есть прибыль, а есть … (убыток)
12. Объект купли-продажи – это … (товар)
6 этап. Контроль усвоения. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция осуществляется по ходу игры.
7 этап. Рефлексия. (подведение итогов)
Итак, подведем итоги урока.
Прежде чем, вы ответите на главный вопрос, хочу еще раз обратиться к кладези народных мудростей:
Однажды ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Они полностью верны, — ответил он. — И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; жилище, но не домашний очаг; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь, развлечения, но не радость жизни; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает списка.
И еще одна притча: Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий, достижений, всем тем, ради чего живет и развивается человечество.
Мир денег – удивительный и необычный мир. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”
Обсуждение, заслушивание различных точек зрения.
Слово жюри для подведения итогов.
Определение команды победительницы.
Выявление самого активного игрока.
Награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение элементов игровой технологии при проведении профессиональных конкурсов
Конкурс профмастерства – дело серьёзное. Но элементы игровых технологий уместны и здесь. Примеры применения таких элементов отражены в данной методической разработке: конкурс профессионального мастерс...
«Физика на кухне» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»
Обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» проводится для будущих поваров-кондитеров в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока –...
«Электрическое поле» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Электростатика»
урок – викторина проводится при повторении и обобщении темы: «Электростатика». Ребята заранее делятся на три команды, приблизительно равные по силам и каждая выбирает себе капитана. Сам урок сос...
Качества знаний и умений новичков, зачисляемых на третий год обучения в хореографическое объединение "Миллениум"
Качества знаний и умений новичков хореографического оъединения...
Конспект и презентация к уроку "обобщение знаний о предельных и непредельных углеводородах"
Обобщение помогает установить более или менее широкие связи между темами отдельных уроков, целыми разделами, понять системный характер изучаемого предмета, поднять на новый уровень мышление учащихся. ...
Использование элементов игровых технологий при изучении курса "Экономическая и социальная география мира"
Использование элементов игровых технологий при изучении курса "Экономическая и социальная география мира"...
Химический состав клетки Урок повторения и обобщения знаний, развития умений биология 6 класс
Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....