«Физика на кухне» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел»
методическая разработка по теме
Обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» проводится для будущих поваров-кондитеров в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока – повторение и обобщение изученного. Замысел: диалог – соревнование между двумя командами, выявляющий качество усвоения материала. За неделю до урока вывешивается плакат с вопросами по теме. Создаются группы учащихся, которые получают различные задания. Консультанты готовят слабых учеников; эрудиты готовят домашнее задание; аналитики решают задачи; экспериментаторы ставят предложенные демонстрационные опыты, инициативные группы готовят кроссворды по изученной теме. Ребята участвуют в различных конкурсах, таких как «Знаешь ли формулы?», «Задания Шерлока Холмса», «Мыслитель» и т. д. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_na_kuhne.docx | 315.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №11» |
Открытый урок |
«Физика на кухне» |
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» |
Разработала и провела преподаватель физики Жапова Ц. А. |
[2009 уч. г.] |
Аннотация урока: Для будущих поваров – кондитеров проводится обобщающий урок по теме: «Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел» в форме физического турнира. Турнир называется «Физика на кухне». Цель урока – повторение и обобщение изученного. Замысел: диалог – соревнование между двумя командами, выявляющий качество усвоения материала. За неделю до урока вывешивается плакат с вопросами по теме. Создаются группы учащихся, которые получают различные задания. Консультанты готовят слабых учеников; эрудиты готовят домашнее задание; аналитики решают задачи; экспериментаторы ставят предложенные демонстрационные опыты, инициативные группы готовят кроссворды по изученной теме. Ребята участвуют в различных конкурсах, таких как «Знаешь ли формулы?», «Задания Шерлока Холмса», «Мыслитель» и т. д. |
Методическая разработка открытого урока
Тема:«Физика на кухне»(урок повторения и обобщения по М.К.Т.)
Задачи и цели урока:
1. Образовательная: Повторить и обобщить знания у учащихся по теме: «МКТ. Свойства паров, жидкостей твёрдых тел», закрепить умения решать расчётные, качественные и экспериментальные задачи.
II.Воспитательная: Формировать навыки самостоятельной работы, развивать интерес к физике
через игру, воспитывать стремление к учению, умение напряженно трудиться.
III. Развивающая: развивать умения применять знания в новой ситуации, объяснять явления,
логическое мышление, познавательные и творческие способности.
Тип урока - урок комплексного применения знаний по физике при работе на кухне (для будущих поваров - кондитеров и домохозяек)
Форма проведения урока - физический турнир
Оборудование урока и методическое оснащение урока:
- Графин, сваренное вкрутую яйцо, спички, бумага.
- Пластиковая доска, кастрюля, снег, поваренная соль.
- Носовой платок, ацетон, спиртовка.
- Пробирка, пробка с пропущенной через неё стеклянной трубкой, на которую надета резиновая
трубка с грушей. - Стаканы (2 шт.), свечка, бумажные кольца.
- Плакаты №15, №16
- Стенгазеты
Структура урока
I. Вводное слово преподавателя (2 мин.)
II. Основная часть:
- Представление команд (2 мин.)
- Разминка «Экспресс-контроль (8 мин.)
- Конкурс капитанов «Знаешь ли ты формулы? (2мин.)
- Конкурс «Домашнее задание» (5 мин.)
- Конкурс «Задания Шерлока Холмса и доктора Ватсона (8 мин.)
- Практический конкурс (10 мин.)
- Конкурс «Мыслитель» (20 мин.)
- Конкурс «Кроссворд» (10 мин.)
- Блицтурнир (10 мин.)
- Подведение итогов физического турнира (2 мин.)
- Подведение итогов урока. (1 мин.)
Кабинет физики оформлен в соответствии с темой урока. На доске эпиграф:
Пусть кипит работа,
Кипит соревнование.
Успех решает не судьба
Успех решают знания!
Также на доске вывешен план урока и таблица учёта конкурсов (поэтапные итоги)
Ход урока: I. Организационный момент.
Здравствуйте дорогие друзья, уважаемые гости!
Сегодня у нас заключительный урок в форме физического турнира по теме: «МКТ. Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел».
Мы обратим ваше внимание на явления, которые часто вы наблюдаете в повседневной жизни, с которыми вы будете сталкиваться, как будущие повара, при вашей работе на кухне, при этом совершено не задумываясь об их физическом содержании. Поэтому тема нашего урока: «Физика на кухне»
В нашем физическом турнире участвуют две команды: «Молекула» и «Пружины» Приглашаю команды занять игровые места.
Вам, ребята, предстоит сразиться с формулами, задачами и каверзными вопросами, и пусть девизом нашей игры будут следующие слова: «...Пусть кипит работа, кипит соревнование. Успех решает не судьба, успех решают знания». На доске написан наш план турнира и максимальное число баллов за каждый конкурс. Итак, начинаем наш турнир! (музыка)
II. Основная часть.
1 конкурс «Представление команд» (3 балла)
2 конкурс «Экспресс - контроль» (за правильный ответ - 1 балл)
Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся отвечают «по цепочке» друг за другом. Если кто-то не справляется, то отвечает следующий участник. Вопросы команде «Кристалл»:
- Расшифруй слово МКТ
- Сформулируйте 1 положение МКТ
- Сформулируйте 2 положение МКТ
- Сформулируйте 3 положение МКТ
- В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? Чем отличаются строение твёрдых тел, жидкостей и газов?
- В каком состоянии находится вода при температуре - 5°С?
- Что такое парообразование?
- 11азовите виды парообразования
- Чем отличается кипение от испарения?
- Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает ниже температуры воздуха в комнате?
- В кастрюле варится картофель. Какая будет температура жидкости через 10 мин. после начала её закипания?
- Может ли кипеть вода при комнатной температуре?
- Внутрь большой кастрюли, наполненной водой и стоящей на плите, поставлена маленькая кастрюля с водой. Можно ли таким образом вскипятить воду в маленькой кастрюле?
- В кастрюле кипит вода и в ней варится картофель. Девочка увеличила подачу газа в 2 раза. Быстрее ли сварится картофель? Что нужно было ей сделать?
- Как называется переход вещества из твёрдого состояния в жидкое состояние?
Вопросы команде «Пружина»:
- Что такое конденсация?
- Что такое насыщенный пар?
- 11очему зимой при входе в тёплое помещение запотевают стёкла очков?
- Чтобы избежать испарения и очерствения булочку помещают в запаянный полиэтиленовый пакет. Какие физические процессы происходят в пакете?
- Что такое влажность воздуха?
- Назовите характеристики влажности.
- Какая относительная влажность считается нормальной для самочувствия человека, животных и растений?
- С помощью каких приборов можно определить относительную влажность воздуха?
- Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры? Приведите примеры.
- Па экзамене Энрико Ферми задал студенту такой вопрос: «Как известно точка кипения прованского масла выше, чем точка плавления олова. Как вы объясните, почему можно жарить пищу в лужёной оловом сковороде?
- Почему в мороз снег скрипит под ногами?
- Почему в жару собака высовывает язык?
- Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щёки и лоб?
- Чем отличаются упругие деформации от пластичных деформаций?
- Сформулируйте закон Гука для упругих деформаций.
III конкурс «Знаешь ли ты формулы?» (соревнуются капитаны команд)
Вывешивается лист с формулами, в которых имеются пробелы кружочки. Капитаны по очереди заполняют пробелы в формулах по теме МКТ. (Подводятся итоги конкурсов и фиксируются в сводной таблице на доске)
IV конкурс «Домашнее задание»
Учащиеся показывают приготовленное домашнее задание, связанные с изученной темой.
1. Команда «Молекула»
Ребята из данной команды подготовили и инсценировали сказку о жизни молекулы. Команда разделена на 3 группы:
- Газы
- Жидкости
- Твёрдые тела
Автор:
Жила - была молекула.
Жила себе, не тужила.
Но пришло время
определиться ей в жизни.
Молекула:
У меня растут года,
Будет мне семнадцать
Чем молекуле тогда
В жизни заниматься?
Буду я частицей газа
В бизнесмены я пойду
Жизнь свободная такая
В ней теперь себя найду.
Здесь никто не притесняет
Здесь хозяйка я сама.
(Молекула идёт к группе «Газы», вместе с ребятами хаотично танцует, толкается, перебегает с места па место.)
Автор:
Но не нравится молекуле,
Как белка в колесе
Целый день бегом всё бегаешь
Рэкетиры, конкуренты –
Ну, замучили все - все!
Молекула:
Нет, не буду газом я
Дальше я пойду друзья!
(Под музыку она прощается с молекулами газа и идёт к группе: «Жидкости»)
Молекула:
На госслужбу я пойду
В ней теперь себя найду
Стану же, теперь, друзья.
Молекулой жидкости я!
(Звучит музыка, ребята, взявшись за руки, качаются и плавно танцуют, перемещаясь, относительно друг друга)
Автор:
Ох, тоскливо на госслужбе
И кругом всё те же лица
Здесь все как, селёдки в бочке
Всё желают уплотниться.
Молекула:
Нет, не буду жидкостью я
Дальше я пойду друзья!
(Под музыку она прощается с молекулами жидкости и идёт к твёрдым телам. Ребята из этой группы стоят в шеренгу, делают зарядку и действуют по одной команде)
Автор:
Вот структура, так структура
Дисциплина, физкультура
Распорядок жизни прост.
В 600 подъём, в наряд, на пост
Нелегка солдата жизнь
Только знай себе держись!
Но зато объём всё тот же,
И на всех одна лишь форма
Чистота и простота
Молекула:
Но кругом всё под команду
И свободы никакой.
Отслужу я сколько надо
И потом вернусь домой.
(Прощается с ребятами и идёт дальше)
Молекула:
За плечами моя служба,
Что же мне по жизни нужно?
Побывала я и газом,
Жидкостью я побыла
Твёрдо армию прошла!
У меня растут года
Буду изменяться,
Чем молекуле тогда
В жизни заниматься?
(Музыка)
2. Команда «Пружины»
За сервировочным столом сидят персонажи из сказок: Карлсон, Буратино, Красная шапочка и Снежная Королева.
Карлсон:
Я принёс с собою чайник,
Будем чудо сотворять.
Кипяток сюда подать!
Чтоб диффузия случилась
Надо с сахаром смешать.
Красная шапочка
Угощу вас пирожками,
Думаю поймёте сами.
Мой рецепт ужасно прост:
Жидкость - это масло, яйца
Твёрдое тело - мука,
Но раздроблено слегка
Чтоб были пузырьки
Соду уксусом гаси,
Выпекаю пирожок —
Твёрдо пористый дружок.
Буратино
Говорят, что древесина
Материал для Буратино.
Папа Карло взял полено,
Прилагал усилия смело,
Обработай материал
В твёрдом состоянии
Я теперь мальчишкой стал,
Получаю знания!
Снежная Королева:
Для меня зима - отрада,
Королева очень рада
Поприветствовать всех вас,
Я в твёрдом состоянии,
Ну, а летом в жидком виде,
К сожалению скажу
Только крупною росою
На травинках я лежу.
Шалунишка - солнца лучик,
Унесёт меня на тучи,
К вам вернусь дождём осенним.
Буду зиму поджидать,
Чтоб Королевой снова стать!
(Ребята из этой группы угостили всех гостей пирожками)
IV конкурс: Задания Шерлока Холмса и доктора Ватсона
Ребята, у нас сегодня необычный гость из туманного Альбиона - знаменитый Шерлок Холмс. Шерлок Холмс - человек многознающий, наблюдательный и находчивый. Постарайтесь ответить на его вопросы. (В роли Шерлока Холмса учащийся с 26 группы)
1. Ш. X.: Недавно я был в гостях. Хозяйка дома подошла к двери и впустила кошку. Посмотрев на кошку, я сказал: «Погода на улице холодная». Как я это я определил? (Ответ: по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутках между ворсинками было больше воздуха, ведь он плохой проводник тепла.)
2.Ш.Х.: Обитатели квартиры вели дружную беседу, но через некоторое время мне пришлось их прервать: «Уважаемая хозяйка, у вас на кухне кипит чайник». Как я это определил?
(Ответ: Когда полный чайник кипит, крышка стучит, периодически приподнимаясь, и давая выход образовавшемуся пару)
3. Ш.Х.: Угощая нас блинами, хозяйка сказала: «Блины вкусны горячими, поэтому я ставлю тарелку с блинами, на металлический поднос». «Лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал я. На чём основан этот совет?
(Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем у металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)
4. Ш.Х.: «НЕ хотите ли горячего кофе?», - однажды предложил мне хозяин дома. «Да», - ответил я. «Вот и хорошо, - сказал хозяин. Но я люблю горячий кофе, поэтому я наливаю в него молоко только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его», - посоветовал я. Кто прав?
(Ответ: Молоко надо налить в кофе сразу, т.к. молоко содержит жир, который замедляет испарение. Следовательно, если в кофе сразу долить молока, то кофе остынет медленнее)
Задания задаются командам по очереди. За правильный ответ -3 балла
VI. Практический конкурс
А теперь слово предоставляется экспериментаторам. Я проделываю некоторые занимательные фокусы, ваша задача - объяснить суть этих фокусов с точки зрения молекулярной физики.
1. Яйцо, вползающее в графин
Бросаю в графин зажженную бумагу и затем плотно прижимаю к горлышку очищенное от скорлупы сваренное вкрутую яйцо. Яйцо медленно вползает в графин.
Суть: Воздух в графине в результате нагревания расширятся, и часть его выходит наружу. После того, как бумажка погаснет, воздух охлаждается и в графине создаётся разрежение. Под действием атмосферного давления яйцо, сильно вытягиваясь, медленно вползает в графин и падает на дно.
2. Несгораемый платок
Зажимаю в лапке штатива носовой платок, обливаю спиртом и поджигаю. Несмотря на пламя, охватившее платок, он не сгорает. (Если платок предварительно смочить водой, то выделяющееся при горении спирта тепло пойдёт на испарение воды.)
3. Почему перестаёт кипеть вода?
В пробирку наливаю воду и нагреваю до кипения на спиртовке. Когда вода закипит, в пробирку вставляю пробку с пропущенной через неё стеклянной трубкой, на которую надета резиновая груша. При сжатии груши рукой кипение прекращается, при отпускании - вода закипает.
Суть: Когда сжимаем грушу, давление в трубке увеличивается и следовательно возрастает температура кипения воды. Т.к. t-pa воды остаётся прежней, кипение прекращается.
4.Притяжение стаканов
В стакан ставлю зажженную свечу, на верхний край стакана ложу несколько смоченных в воде бумажных колец. Ставлю на них второй перевёрнутый стакан и прижимаю его. Свеча вскоре потухнет. Взяв рукой за верхний стакан, поднимаю его. Вместе с ним поднимается и нижний стакан.
Суть: Пламя свечи нагреет воздух в стакане, он расширяется, часть его выйдет наружу. После того, как свеча погаснет, воздух в стакане охладится и его давление станет меньше атмосферного. Внешнее атмосферное давление прижмёт один стакан к другому.
УП.Конкурс «Мыслитель» ( за решение каждой задачи на жёлтой карточке - 3 балла, на зелёной - 4 балла, на красной - 5 баллов.)
Жёлтая карточка:
Влажный термометр психрометра показывает: 16°С - 190 С,
а сухой: 24°С -26°С.
Определите относительную влажность воздуха в помещении (Ответы: 43%, 51%)
Зелёная карточка:
По гигрометру обнаружено появление росы в кухне при температуре
15°С - 12°С
Какова относительная влажность воздуха, если его температура равна
20°С - 18°С.
(Ответы: 73,4%, 67,6%)
Красная карточка:
Давление насыщенного пара спирта при О° С равна 1,6 кПа, а при 60°С 46,6 кПа. Сравните значения плотности пара при этих температурах. (Ответ: в 24 раза плотность при 60 С больше)
Определите абсолютную влажность воздуха, если парциальное давление пара в нём 14кПа, а температура 60°С. (Молярная масса водяного пара равна 18 * 10 3 кг/моль.)
(Ответ: 9,1 * 102кг/м3)
VIII. Кроссворды
Попрошу всех сдать подготовленные вами кроссворды по теме: «МКТ» и разгадать мой, где по вертикали и горизонтали даны слова «Агрегатное состояние вещества»
] | А | |||||||||
2 | г | |||||||||
3 | Р | |||||||||
4 | е | |||||||||
5 | г | |||||||||
6 | а | |||||||||
с | о | с | т | о | я | н | и | е | ||
7 | и | |||||||||
8 | 0 | |||||||||
9 | е |
- Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
- Физическая величина, измеряемая в Джоулях.
- Изменение формы и объёма тела.
- Переход молекул пара в жидкость,
- Распространённая в природе разновидность воды в твёрдом состоянии.
- Переход молекул из жидкости в пар.
- Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу.
- Учёный - основатель М.К.Т.
- Учёный, в честь которого названа температурная шкала.
IX. Блицтурнир (за каждый правильный ответ - 1 балл)
Вопросы команде: «Пружина»
Пружина | Молекула |
Зимним днём расселись гости Всюду в комнате моей Окна быстро запотели Почему? Скажи скорей (Ответ: на стёклах конденсируется вода) | Она жила и по стеклу текла Но вдруг ее морозом оковало И неподвижной льдинкой капля стала А в мире поубавилось тепла Вопрос: Прав ли поэт? |
На дворе мороз стоит, Под ногами снег скрипит. «Почему скрипит? Скажите», - Вам учитель говорит. | Самовар поет гудит Только с виду он сердит К потолку пускает пар Наш красавец самовар Вопрос: Интересно, почему поет, гудит самовар? |
Татьяна пред окном стояла. На стёкла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е Вопрос: Почему на окне конденсируется пар? | Чай из самовара такой горячий Как быстрей его остудить? Вопрос: Как можно объяснить Ваши действия, с точки зрения физики? |
| |
Какой из сосудов Вы налили бы жидкость, если бы Вам нужно было предохранить ее от быстрого испарения? | В какой кастрюле содержимое охладится быстрее? |
| |
В каком из чайников кипяток быстрее остынет: в металлическом или фарфоровом? В каком из них лучше заваривать чай? | Какой из стаканов при наливании кипятка с большей вероятностью останется цел |
III. Сегодня мы рассмотрели примеры физических явлений, с которыми мы встречаемся ежедневно в нашей повседневной жизни: на кухне, во время прогулки, путешествия, на рабочем месте и т.д.
Чтобы уметь их объяснять, надо изучать физические законы и явления, решать задачи и проводить эксперименты. Всё это изучает интересная наука - физика! А теперь подведём итоги нашего физического турнира.
IV. Итог урока, выставление оценок в журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры
. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...
«Электрическое поле» Урок повторения и обобщения знаний по теме «Электростатика»
урок – викторина проводится при повторении и обобщении темы: «Электростатика». Ребята заранее делятся на три команды, приблизительно равные по силам и каждая выбирает себе капитана. Сам урок сос...
Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию
В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических ср...
Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) "Деньги правят миром"
Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий, достижений, всем тем, ради чего живет и развивается человечество....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Открытый урок повторения и обобщения пройденного материала “Своя игра по физике”
“Я мыслю, следовательно, существую!” (Декарт) Урок-игра (повторения и обобщения материала) проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядн...
Химический состав клетки Урок повторения и обобщения знаний, развития умений биология 6 класс
Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....