Методическая разработка урока по теме: «Логарифмические уравнения и неравенства»
план-конспект урока на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_s_igrovym_i_differentsirovannym_podhodom.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Гладышева Светлана Александровна,
преподаватель математики
АУ «Сургутский политехнический колледж»
Пояснительная записка
Тема урока относится к главе «Показательная, логарифмическая, степенная функции» рабочей программы по математики для обучающихся 1 курса, 155-156 урок. Урок проводился в 444 группе (Профессия: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)».
Входной контроль показал, что реальные учебные возможности большинства обучающихся данной группы невелики. У большинства обучающихся низкая мотивация к обучению.
Основной педагогической технологией, используемой на данном уроке, является технология дифференцированного обучения. Цель технологии – это организация учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого обучающегося или отдельных групп, предусматривает самостоятельную работу студентов по дифференцированным заданиям. Дифференцированные задания – задания, построенные с учетом особенностей типологической группы, то есть группы объединенной “одинаковым” уровнем знаний и умений по предмету (теме, разделу) и уровнем их усвоения. Также были использованы элементы игровой технологии с целью активизации познавательной деятельности, развития общеучебных и трудовых навыков. Так как главной, стержневой целью является формирование заинтересованности обучающихся и развитие мотивации к изучению математики, поскольку у большинства первокурсников большие пробелы в фактических знаниях и умениях, пробелы в навыках учебного труда. А при отсутствии интереса к изучению математики ликвидировать эти пробелы невозможно.
Для повышения интереса к обучению необходимо использовать на уроке нестандартные, оригинальные приемы, и одним из этих приемов является включение в урок элемента игры.
Основная часть
Методическая разработка урока по теме: «Логарифмические уравнения и неравенства»
Цели урока:
- образовательные: проверить сформированность у обучающихся умений: применять свойства логарифмов при вычислениях, решать логарифмические уравнения, неравенства; рассмотреть более сложные примеры по теме и проверить навыки и умения при самостоятельном решении упражнений;
- развивающие: качеств знаний: прочность, глубина, оперативность; умение слушать друг друга; в ходе урока обеспечить развитие у обучающихся самостоятельности мышления и в учебной деятельности;
- воспитательные: добросовестное отношение к учебному труду, ответственность, честность, сопереживание успехам и неудачам товарищей.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Оборудование:
- карточки для индивидуальной работы;
- сигнальные карточки с цифрами для каждого обучающегося;
- карточки для самостоятельной работы на три уровня;
- листы бумаги;
- интерактивная доска;
- рабочие карты.
План урока
№ | Структурные элементы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Время (мин.) |
1 | Организационный момент | Проверка посещаемости, готовность к уроку | Подготовка к началу урока | 2 |
2 | Проверка домашнего задания | На доске ответы к д/з и ключ. Если задания вызвали затруднения, необходимо их разобрать. | Проверяют правильность выполнения. Получают ключевое слово.. Выставляют себе баллы | 7 |
3 | Сообщение темы и цели урока | Сообщение темы и цели урока | Слушают воспринимают. Записывают тему урока в тетради | 2 |
4 | Актуализация знаний учащихся Перестрелка (вычислить устно). | Фронтальный опрос учащихся | Выбирают вопрос и отвечают | 10 |
5 | Устные упражнения | Контролируется ход выполнения упражнений Выдается правильный ответ | Поднимают карточки с вариантом ответа | 8 |
6 | Практические упражнения | Предлагаются уравнения и неравенства. | Отвечают на вопросы Решают у доски | 20 |
7 | Самостоятельная работа | Раздаются карточки с вариантами заданий в трех уровнях сложности. | Решают каждый в своей тетради. После выполнения, осуществляется взаимопроверка. Вариант выбирают один из трех - дифференцированно | 23 |
8 | Итог урока | Чем удовлетворены на уроке? Чем не удовлетворены? Что получилось? Что не получилось? | Выставляют себе оценки итоговые за урок | 5 |
9 | Домашнее задание | На доске разноуровневые упражнения из учебника (А,В,С) Комментарий к упражнениям | Запись в тетради | 3 |
Девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».
Эпиграф: Потому-то словно пена,
Опадают наши рифмы
И величие степенно
Отступает в логарифмы (поэт Борис Слуцкий)
Ход урока
- Организационный момент. (2мин)
Проверка посещаемости, готовность к уроку.
II. Проверка домашнего задания. (7мин)
Ответы и ключ заранее выводятся на интерактивной доске, обучающиеся самостоятельно проверяют домашнее задание и ставят себе 1 балл за каждый правильный ответ. Домашняя работа состояла из 8 упражнений (разного типа).
В итоге должно получиться слово ЛОГАРИФМ, которое будет являться ключевым словом урока.
- Вычислите: (ответ: 60, Л)
- Вычислите: log66+ log327 (ответ: 4, О)
- Вычислите: (ответ: 2, Г)
- Решите уравнение: log7x = -1(ответ: 1/7, А)
- Решите уравнение: log2(2x-6) = log2(6-x) (ответ: х=4, Р)
- Решите уравнение:lg(3x-17)-lg(x+1)=0 (ответ: х=9, И)
- Решите неравенство: log5(3x+1)>2(ответ: х>8, Ф)
- Решите неравенство: log0,5(3-2x)>-1(ответ: 0,5>х>1,5, М)
Сообщаются цели урока. По итогам каждого этапа урока обучающиеся выставляют баллы в рабочую карту. В конце урока – итоговую оценку по сумме баллов.(2 мин)
III. Перестрелка (вычислить устно). (10минут)
Вопросы задаются фронтально (кто быстрее поднимет руку). На слайде таблица. Обучающиеся называют по горизонтали число, а по вертикали букву (например, 2А). За правильный ответ получает – 1 балл. (Преподаватель по ключу следит за правильностью ответов и подает сигнал к продолжению игры).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
A | log4 16 | log 3 27 | log5 125 | log2 32 | log3 9 | log28 | log3 81 |
B | log2 16 | log25125 | log816 | log11121 | log48 | log8127 | lg100 |
C | lg0,01 | lg13 –lg130 | lg0,001 | lg20 + lg5 | 4 log4 8 | log 1255 | log 162 |
D | log81 1 | log5 5 | log 49 7 | log 25 1 | log 813 | lg8 + lg125 | log1/21/32 |
E | log 273 | log 31/27 | 7 log7 2 + 7 | 4log46 | log 6 2+ log63 | log222-log211 | 2 3log25 |
F | 5 2lоg5 3 | log6 1 | lg1000 | log1/255 | log 64 4 | log 10010 | log 4 2 |
G | lg10 | log 55 | 3 1+log35 | log322 | log77 | 3 2-log33 | log981+log24 |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
A | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | 3 | 4 |
B | 4 | 3/2 | 4/3 | 2 | 3/2 | 3/4 | 2 |
C | -2 | -1 | -3 | 2 | 8 | 1/3 | 1/4 |
D | 0 | 1 | 1/2 | 0 | 1/4 | 3 | 5 |
E | 1/3 | -3 | 9 | 6 | 1 | 1 | 125 |
F | 9 | 0 | 3 | -1/2 | 1/3 | 1/2 | 1/2 |
G | 1 | 1 | 8 | 1/5 | 1 | 3 | 4 |
IV. Устные упражнения (самооценка). (8 мин)
Задания и ответы к ним заранее записаны на доске. Каждое задание оценивается в 1 балл. У каждого обучающегося сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, 4. После минутного обдумывания, по команде учителя обучающиеся поднимают карточку с номером верного ответа. После чего учитель выдает верный ответ. В конце упражнения каждый заносит баллы в таблицу.
1. Упростите выражение: lg 25 + lg 4
- lg 29;
- 2;
- lg 33;
- 10
2. Упростите выражение: log 6 84 – log 6 14
- 1;
- 2;
- log 36 70;
3. Найдите значение выражения: 6log612 – 17
- –16;
- –11;
- –5;
- 19
4. Укажите корень уравнения:
log 2 x = 3
- 9;
- 8;
- нет решения;
- 3.
5. Найдите область определения функции f(x) = log 0,5 (2 – x)
1) (-2;+)
2) (-;2) (2;+)
3) (2;+)
4) (-;-2)
6. На одном из данных рисунков (рисунок 2) изображен график функции у = log4х. Укажите номер этого рисунка.
7. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке 3.
1) y=log0,5(x-2);
2) y=log0,5(x-1);
3) y=log0,5(x+2);
4) y=log0,5x +2.
8. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке 4.
1) y=log3(x+1);
2) y=log3(x-1);
3) y=log3x +1;
4) y=log1/3(x+1).
V. Практические упражнения. (20 мин)
Обучающимся предлагаются уравнения и неравенства необходимо распределить их по методу решения и пояснить ход решения. Решают у доски.
1. log2 (х2 -3х+1)=log2 (2х-3)
2. log5 (x-2)=1
3. log2 2 х – log2 х – 2=0
4.
5. log15 (x-3)+log15 (x-5)<1
VI. Самостоятельная работа (дифференцированная работа по карточкам). (23 мин)
Самостоятельная работа состоит из 4 вариантов в каждом по 3 уровня (А – соответствует обязательным программным требованиям, В – средний уровень сложности, С – повышенный уровень сложности).
После решения обмениваются тетрадками и проверяют по готовым решениям ставят баллы. ( Критерий: А – 3балла,В - 4балла ,С -5 баллов).
Вариант 1А | Вариант 1B | Вариант 1C | Вариант 3А | Вариант 3В | Вариант 3С |
1). Решите уравнение log2 (16-6x)= log2 x2 2)Решите неравенство log1/3 (3x + 1) log1/3 3 | 1). Решите уравнение lg(x-1) +lg(x+1) = 0 2)Решите неравенство log2 (x2 -3x) <2 | 1). Решите уравнение lоg3 = lоg3 x 2)Решите неравенство log2 3 x- log 3 x -2> 0 | 1). Решите уравнение lоg3 (x2 +6) = lоg3 5x 2)Решите неравенство log2 (8 - x) <1 | 1). Решите уравнение log25x -3 log5x+2=0 2)Решите неравенство log1/3(x+1)> log1/3(3-х) | 1). Решите уравнение lg(x2-4) - lg(x-2) = 0 2)Решите неравенство log1/2 log5 (x2 -4)> 0 |
Критерий оценок: А –балл 3 В - балл – 4 С - балл - 5 | Критерий оценок: А – балл 3 В - балл – 4 С - балл - 5 | ||||
Вариант 2А | Вариант 2B | Вариант 2C | Вариант 4А | Вариант 4В | Вариант 4С |
1).Решите уравнение lоg3 (x2 -6х+17) = 2 2)Решите неравенство log1/4 (4x+1) log1/44 | 1). Решите уравнение 2lg2 x-7 lgx+3 = 0 2)Решите неравенство log3 (x2 +2x1)<1 | 1). Решите уравнение log2 = log2 x 2)Решите неравенство log2 0,5 x+2log0,5 x-3 >0
| 1). Решите уравнение lg (x2+1) = 1 2)Решите неравенство log3 (x-2) < 2 | 1). Решите уравнение lg5x+ lg(x-1) = 1 2)Решите неравенство log1/2(2x-4)log1/2 (x+1) | 1). Решите уравнение lg(x2-9) - lg(x-3) = 0 2)Решите неравенство log1/3 log4 (x2 -5) > 0 |
Критерий оценок: А – балл 3 В - балл – 4 С - балл - 5 | Критерий оценок: А – балл 3 В - балл – 4 С - балл - 5 | ||||
Вариант 1А | Вариант 1B | Вариант 1C | Вариант 3А | Вариант 3В | Вариант 3С |
1). ответ: х=2 2) ответ: (;+)
| 1)ответ: х= 2)ответ: х=(-1;0) (3;4) | 1).ответ: х=1 2)ответ: (9; +) | 1).ответ: х=2, х=3 2)ответ: (6;8) | 1).ответ: х=5,х=25 2)ответ: (-1;1) | 1). ответ: нет решения 2)ответ: (-3;-2) (2;3) |
Вариант 2А | Вариант 2B | Вариант 2C | Вариант 4А | Вариант 4В | Вариант 4С |
1).ответ: х=2; х=4 2)ответ: х=[3/4;+ ) | 1). ответ: х=1000, х= 2)ответ: х=2 | 1). ответ: х=2, x=5 2) ответ: (1/8;2) | 1). ответ: х=-3, x=3 2)ответ: (2;7) | 1). ответ: х=2 2)ответ: (2;5] | 1). ответ: нет решения 2)ответ: (-3;-) (;3) |
VII. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание (дифференцированное).
(5 мин)
Мы сегодня обобщили свойства логарифмической функции, применяли различные методы логарифмических уравнений и неравенств. Показали свои знания и умения по теме. По итогам каждого этапа урока обучающиеся выставляют баллы в рабочую карту. В конце урока – итоговую оценку по сумме баллов.
Кто оценил себя на “5”? на “4”?
Чем удовлетворены на уроке? Чем не удовлетворены?
Что получилось? Что не получилось?
РАБОЧАЯ КАРТА
Ф.И. обучающегося | Д/з | Теоретический материал | Устные упражнения | Практические упражнения | С/р | Итоговая оценка |
| max 8 | max 7 | max 8 | max 5 | max 5 | оценка 5 29-33 баллов оценка 4 23-28 баллов оценка 3 16-22 баллов |
Домашнее задание (дифференцированное). (2 мин)
А оценка 3 - № 368, №377, №378, №381(1,2)
В оценка 4 - № 368, №372, №380(1,2), №383
С оценка 5 - № 368, №384(1-4), №392(1,2), №396(1,2,3).
Список источников
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачёва и др.]. – 16 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.- 464 с.: ил.
- Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.2: задачник для учащихся общеобразоват. учреждений: базовый уровень / под ред. А.Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 239 с.: ил.
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.1: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.Г. Мордковича. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 399 с.: ил.
- Богомолов Н. В. «Практические занятия по математике», М., Высшая школа; 2008 год.
- Цыпкин А.Г. «Справочник по математике для средней школы», Москва, Наука 2005 год.
- Поурочные планы по учебнику Алимова. Ш. А., Колягина Ю. М. «Алгебра и начала анализа, 10-11 класс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Презентация "Решение показательных, логарифмических уравнений"
В презентации содержатся примеры для устного решения уравнений, различные тренажеры. Можно применять на обобщающем уроке....
Методическая разработка урока по теме "Решение тригонометрических уравнений"
Урок-практикум, урок систематизации и обобщения знаний.Цели урока!систематизировать и обобщить знания по данной теме;развивать навыки и умения в решении тригонометрически...
Урок на тему "Логарифмические уравнения"
Урок разработан для обучения студентов 1 курсов НПО И СПО с использованием интерактивной доски....
Методическая разработка урока по теме "Показательные уравнения"
Урок по систематизации и обобщению знаний с применением ИКТ....
Методическая разработка урока по теме "Уравнение касательной к графику функции"
Это 3 урок по данной теме. В своей работе можете использовать готовые чертежи, тест....
Методическая разработка урока "Способы решения показательных уравнений"
Данный урок проводится после урока, на котором вводится определение показательной функции и рассматриваются ее свойства. На уроке применяются различные формы деятельности учащихся:...
Методическая разработка урока на тему: "Показательные уравнения"
Тема «Решение показательных уравнений» является одной из основных тем при изучении раздела «Показательные и логарифмические функции». В настоящее время изучению пок...