«Проектная деятельность на занятиях естественно-научного цикла»
статья на тему

Волынец Татьяна Павловна

Данная статья отражает современный подход в обучении студентов на занятиях естественно-научного цикла с помощью внедрения проектной деятельности. В ней рассматривается не только теория данной технологии , но и её  применение на конкретных примерах из практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost_volynets.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Т.П. Волынец, преподаватель.

ГБОУ СПО ВО «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения», г. Муром

«Проектная деятельность на занятиях естественно-научного цикла»

На мой взгляд, неотъемлемой частью эффективного образования в области естествознания является проектная деятельность обучающихся. Это можно объяснить тем, что при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача студента сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при использовании метода проектов студент получает знания о предметах и явлениях, устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельно разработанного или предложенного плана  работы. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых преподавателем или самостоятельно сформулированным.  При использовании метода проектов  я  направляю  деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность выполненного проекта. Развитие творческой активности студента в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. На мой взгляд, знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта студента, основой для получения новых знаний.

В проектной деятельности и преподаватель, и студент – активные субъекты образовательного процесса. Для меня как учителя метод проектов – это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для студентов – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.

Основные этапы работы над проектом:

– это “пять П”: Проблема –    Проектирование (планирование)    –    Поиск информации –    Продукт –   Презентация.

Чему способствует и что развивает проектная деятельность:

  • Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
  • Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы.
  • Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
  • Развивает личностные качества ученика, побуждает находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях.
  • Стимулирует высокую мотивацию деятельности  на протяжении всего времени реализации учебного проекта.
  • Восполняет за счет высокой мотивации недостаток специальных способностей или недостаточный запас знаний, играя роль компенсаторного фактора.

Необходимо соблюдать следующие условия для успешной реализации проекта:

1.Наличие социально значимой задачи, проблемы – исследовательской, информационной, практической

2.Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Результатом работы над проектом (выходом проекта) должен быть продукт. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

4. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Что достигается данным опытом:

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Проблемные моменты проектного метода:

1.Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности студентов, работающих над проектом.

2. Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить процесс.

3.Главная опасность при выполнении исследовательского проекта - превращение его в констатацию фактов.

4.При планировании на учебный год учителю предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование».

5.Реализация воспитательных задач в ходе проектной деятельности.

В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть исследовательские,  информационные, поисковые, творческие; индивидуальные, парные, групповые проекты (по количеству участников); краткосрочные (на определенном этапе урока), среднепродолжительные ( от недели до месяца). Чаще всего выполняемые проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов. 

Отдельно  хочу сказать о творческих проектах, которые направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме. Результатом творческого проекта может быть творческий отчет, организация выставки стенгазет, создание презентации. Здесь следует отметить и то, что как вид самостоятельной работы любой проект можно назвать творческим, где творчество ученика проявляется в созданном продукте. Творческие проекты можно использовать на занятиях любых дисциплин, я использую их на географии и естествознании. 

Я считаю, что основной должна стать ориентация на формирование у каждого ученика опыта творческой деятельности путем его вовлечения в коллективный поиск. Таким образом, я считаю, что парные и групповые проекты более эффективны по сравнению с индивидуальными.

При групповом решении проблемы используются разные возможности членов группы. Дети в группе, как правило, разные: быстро соображающие, критически оценивающие, тщательно работающие, осмотрительно действующие, особо смелые в решениях. Такого рода «коллективный синтез» приводит к более высоким достижениям, чем простое суммирование успехов отдельных лиц. В этом и состоит суть группового эффекта. Кроме этого участие в групповой деятельности дает возможность многим ребятам приобрести навыки самоуправления, сотрудничества, взаимопомощи. В условиях группы происходит перестройка позиции каждой личности, изменяются ценные установки, ориентиры каждого из участников взаимодействия, что приводит к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем.

В своей работе я стараюсь включать такую форму проведения урока, как конференция, где тоже эффективно реализуется конечный этап проекта – защита презентации и стенгазеты. Конечно, такие уроки требуют большой предварительной подготовки, но они очень интересны для учащихся. Уже стало традицией завершать курс географии проектом, который посвящен Дню краеведения. В нашей коллекции есть уже серия представленных проектов: «Города Владимирской области», «Достопримечательности города Мурома», «Герои Земли Владимирской» к празднованию 70 – летия   Владимирской области. Курс естествознания во 2 семестре очень удачно заканчивается темой «Экология» и поэтому прекрасно туда вписались следующие проекты: «Экологические проблемы Земли» (к Дням защиты  окружающей среды 15 июня-15 июля), «Охраняемые территории Владимирской области» к Дню Земли, « Все о воде» к Дню Воды.

Список литературы:

  1. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  3. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности школьников . Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений . М.: Центр "Школьная книга", 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках естественно- научного цикла (математика).

Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в большом объеме информации, находить прич...

«Использование технологии критического мышления на уроках естественно-научного цикла»

Данный материал был подготовлен к педагогическому совету по различным педагогическим технологиям. Презентация была составлена по итогам опыта использования технологии критического мышления на уроках е...

План работы ШМО Естественно-научного цикла

План работы ШМО Естественно-научного цикла...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РЕКЛАМНОГО ПРОДУКТА.

Данная статья посвящена раскрытию  инновационных  методов, метода проектов, метода мозгового штурма (атаки) и их  применению на занятиях по изготовлению рекламного продукта....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РЕКЛАМНОГО ПРОДУКТА.

Данная статья посвящена раскрытию  инновационных  методов, метода проектов, метода мозгового штурма (атаки) и их  применению на занятиях по изготовлению рекламного продукта....

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...


 

Комментарии

Шаронова Ольга Алексеевна

Мне понравилось ваше обобщение опыта работы с применением проектных технологий сообразно опыту преподавания у студентов. Даже из такой небольшой статьи по этой теме я нашла для себя новое и интересное. Спасибо. Хотелось бы побольше посмотреть ваших материалов по развитию проектной деятельности у студентов. Это помогло бы понять, что нам, на этапе школьного периода обучения, скорректировать в своей работе по развитию учебно-исследовательской и проектной деятельности, чтобы повысить уровень готовности учащихся к обучению в учреждениях профессионального образования.