МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: «Создание условий для развития навыков самообразования»
методическая разработка на тему

Глушко Татьяна Валентиновна

МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:

«Создание условий для развития навыков самообразования»

 

 

МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Современные технологии обучения, развития познавательной активности на основе формирования общеучебных умений и навыков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glushko_t.v.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МОЁ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО:

«Создание условий для развития навыков самообразования»

МОЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Современные технологии обучения, развития познавательной активности на основе формирования общеучебных умений и навыков»

Инновационные технологии, вошедшие в обучение при всех различиях в целях, содержании, организационных аспектах направлены на повышение продуктивности учебной деятельности.

Их несколько:

- это модульное обучение;

- разноуровневая дифференциация;

- интегрированные уроки;

- проектная деятельность и т.д.

Я работаю над двумя темами: модульное обучение и разноуровневая дифференциация, хотя вторая часть неотделима от блочно-модульного обучения.  Именно при блочно-модульном обучении реализуется новая идея образования: ученик должен учиться сам, а учитель управлять этим процессом. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Это и различные задания, рекомендации.

Сущность модульного обучения заключается в том, что студенты самостоятельно достигают цели учебно-познавательной деятельности.

Лернер говорил «Замечено, что чем больше педагог учит своих учеников и чем меньше представляет им возможность самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения». Поэтому для индивидуальной работы подходят технологии модульного и дифференцированного обучения. Я считаю, что в образовании важна не сумма полученных знаний, большая часть которых забудется, а возможность индивидуального развития.

В своей работе большое внимание уделяю приобретению навыков самостоятельной работы с книгой: составление конспекта темы, а затем маркер-конспекта индивидуального для каждого. Это может быть выделение определение класса, наука; каких-то определенных химических уравнений; или краткое изложение конспекта.

Студенты пробуют сами составлять опорные конспекты, алгоритмы темы.

Одна из современных инновационных технологий обучения – адаптированная система обучения, которая предполагает переход от информативности в обучении к развивающему обучению.

Она предполагает:

- резкое увеличение доли самостоятельной работы;

- нормализацию загруженности домашней самостоятельной работой за счет увеличения ее доли на аудиторных занятиях;

- ! совмещение индивидуальной работы каждого студента с преподавателем и самостоятельной работы остальных студентов;

- адаптацию индивидуальным особенностям обучающихся при работе во всех режимах;

- воспитательное воздействие доверия и уважения к личности студента.

В современных условиях более гибки модели организации учебного процесса носит во многом, вариативный и коррекционный характер. Это предполагает у меня сл. виды работы:

1. Карточки – задания для каждого студента, в зависимости от его знаний предмета с последующей самопроверкой и оценкой своих знаний

Na+H2SO4соль + вода

2. «Найди ошибку»

    а) в каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены не верно;

    б) степень окисления химических веществ расставлены не верно

Для разных по знаниям студентов свое задание. Затем прохожу и только подчеркиваю вещество, где сделана ошибка и даю время для ее исправления, использую тетрадь, книгу.

Использую инструктивно-модульные карточки по неорганической и органической химии, которые являются не только опорой в знаниях, но и дают возможность самостоятельно ответить на ряд вопросов. Карточки прилагаю (приложение № 10, № 4).

 В географии использую блок добывания знаний и умений. Обговариваю темы заданий. Например: тема «Северная Америка», включает 13 заданий. Говорю, выполните любые 6 заданий, но при выполнении 13,10, 12 задания вы заработаете – оценку 5; при 1-6-4; если любые 3-4 задания – 3. Вариантов очень много. Так же использую рабочую тетрадь по географии под редакцией В.П.Максаковского. Она содержит задания различного вида – вопросы, тесты, анализ графиков, составление таблиц, работу с контурными картами, выполнение которых позволяет студентам не только проверить свои знания, но и обогатить их тетрадь включает 15-17 заданий и выполнение половины из них обязательны. (Приложение № 4,9)

По биологии использую схемы, таблицы, которые студенты с удовольствием заполняют, работая с книгой, например (приложение № 4,5,8) тема «Основные органоиды клетки». На первой паре эту тему даю теоретически. Затем выделяю, какие темы будут рассматриваться через схемы, м-конспект или рисунок. Например, заполнить сл. таблицу:

Органоиды

клетки

Основные особенности строения

Функции

в клетке

Для каких клеток характерны

 

Комментирую, что положений должно быть 13, и затем смотрю этапы заполнения схемы, указываю на правильность и неправильность заполнения схемы.

Использование игры – явление не новое. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она их рационально дополняет. Игра улучшает отношения между студентами и педагогом. Она представляет из себя цепочку проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, формулирует индивидуальный ответ. Например «Урок-деловая игра», «Нефтехимическая промышленность». Заранее раздаются вопросы группам студентов

- нефтехимическая и безотходная технология. Совместимы ли они? Каковы перспективы нефтехимии? Что может прийти на смену нефтехимии?

- дайте оценку технологическому уровню нефтехимии в нашей стране

- нефтехимия и окружающая среда! Возможно ли мирное существование?

Даю список литературы, который можно использовать.

Затем на занятии группу делю таким образом, что в мини-группах всегда был сильный студент.


Каждая мини-группа получает один из трех вопросов и начинает готовиться к ответу. Дается время. Отвечает вся группа. Набираются баллы за полный или неполный ответ. Участие в мини группах студентов с более слабой подготовкой не давит на психологически и эмоционально на их слабые стороны, в группе все равны и это один из показателей здоровье сберегающих технологий.

В последнее время обратила внимание на здоровье сберегающие технологии. В следующем учебном году ряд здоровье сберегающих технологий попробую в своей работе. Для этого необходимо выявить критерии валеологической обоснованности учебного дня, построение учебного занятия на валеологической и эргонометрической основе. Эргономика – наука, изучающая оптимальные условия труда с целью увеличения его производительности и Сохранения сил, времени, энергии, работоспособности и здоровья человека. С ней тесно связана ортобиотика – наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя. Эргономический подход сегодня является одним из самых инновационных.

Здоровье сберегающим потенциалом обладают методы и формы, предполагающие дифференциацию обучении, хотя не всякая дифференциация позитивно влияет на сохранение и укрепление здоровья.  

Внутригрупповая дифференциация обучения, осуществляемая по степени оказания методической помощи каждому студенту наиболее эффективна. Она позволяет выстроить  индивидуальную траекторию успеха, подбор каждому студенту адекватных его индивидуальным способностям и возможностям. Использование дифференциации на основе интересов, уровня обученности, представления им свободы выбора выполнения учебных задач повышает их самостоятельность, позитивно влияет на эмоционально-волевую сферу личности, а, следовательно, укрепляет здоровье.

Древняя китайская пословица гласит:

«Я слышу и я забываю,

Я вижу и я запоминаю,

Я делаю и я понимаю»

Я делаю и я понимаю! 

Интерактивные, индивидуальные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для студентов.

Существует много способов активизации познавательной деятельности студентов через индивидуальную, дифференцированную работу. Д.Пойа говорит: «хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Поэтом стараюсь повышать дельный вес интерактивных методов обучения и для этого использую различные тестовые задания, дидактические карточки, проблемные вопросы, терминологические кроссворды (См. приложения). использую методы мотивации и стимулирования обучающихся. У студентов может и должна быть сформулирована устойчивая мотивация в саморазвитии приобретении новых знаний и умений.

Для этого использую:

- поощрение;

- выполнение творческих заданий (создание моделей, написание рефератов, участие в конференциях);

- самооценка (по бальной системе сами выставляют себе оценку

Тема: Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева.

ТЕСТ

  1. В чем физический смысл номера периода?

а) показывает количество электронов на внешнем электронном уровне;

б) показывает количество электронных уровней;

в) соответствует валентности элемента.

  1. В побочные группы периодической системы входят:

а) химические элементы малых периодов;

б) химические элементы больших периодов;

в) химические элементы малых и больших периодов.

  1. Какое из следующих свойств химических элементов не изменяется в периоде?

а) число электронных слоев в атоме;

б) число электронов в наружном электронном слое;

в) атомные радиусы.

  1. Побочные подгруппы составляют:

а) только металлы;

б) только неметаллы;

в) металлы и неметаллы.

  1. Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку?

а) кислород;

б) вода;

в) йод;

г) алмаз.

Вариант  № 1

Из перечисленных уравнений химических реакций выпиши схемы окислительно-восстановительных реакций:

  1. HNO3+CuOCu(NO3)2+H2O
  2. SO3+KOHK2SO4+H2O
  3. Cu(OH)2CuO+H2O
  4. Zn+H2SO4ZnSO4+H2
  5. Na2CO3+H3PO4Na3PO4+CO2+H2O

В схемах окислительно-восстановительной реакции составьте электронный баланс.

 

Вариант № 2

  1. Какие из указанных реакций можно осуществить?

а) Na3PO4 + CuCl2 Cu3(PO4)2 + NaCL

б) BaCO3 + HNO3 Ba (NO3)2 + CO2 + H2O

в) Ag + H2SO4  Ag2SO4+H2

г) Zn (OH)2 + HCl  ZnCL2 + H2O

д) AL2(SO4)3 + NaNO3  AL(NO3)3 + Na2SO4 

  1. Напишите уравнения только тех химических реакций, которые возможны:

а) сульфат магния + соляная кислота

б) нитрат железа (ΙΙ) + хлорид алюминия

в) фосфорная кислота + медь


Комплекс заданий по теме «Предельные углеводороды (Алканы)».

1. Составьте определение алканов, вставив вместо пропусков 1-5 термины или формулы, перечисленные под буквами а-м в соответствующих падеже и числе.

    Алканы – это 1….. углеводороды с 2…… цепью атомов углерода, в молекулах которых имеются только 3…… связи между атомами углерода. Состав их соответствует общей формуле 4….. Для них характерны реакции 5……

   а) CuH2n-2                                                                               ж) тройные

   б) циклическая                                                         з)  предельный

   в) двойные                                                                и) простые

   г) CuH2n+2                                                                          к) CuH2n

   д) открытая                                                               л) замещение

   е) непредельный                                                      м) присоединение

2. Формулы алканов:

    C5H12; C3H8; C2H2; C3H6

  1. Структурная формула алкана:

а) CH2 = CH – CH3                   б) CH3 – CH – CH – CH3

                                                                                                                   

                                                                        CH3    CH3

            в)  CH2 – CH2

                                

          CH2 – CH2                                 г)  CH3 – CH2 – OH

4. Соотнесите:

    название:                                                         формулы:

  1. гексан                                                            а) CH = C – (CH2)3 – CH3 
  2. этил                                                               б) CH3 – CH2 –
  3. пропан                                                           в) CH3 – CH2 – CH3 

                                                                                 г) CH3 – (CH2)4 – CH3 

                                                                                 д) CH3 – CH – CH3 

                                                                                                 

                                                                                       CH3

                                                                                                                    е) CH3 – CH3

5. Гомологи метана

    а) С3Н6                                         в) пропил

   б) С2Н6                                        г) пропан

6. Правильно выбрана и пронумерована цепь атомов углерода:

  а)                 С                                         б)           С

        1      2    3    4                                                        5     4    3

      С –  С –  С – С                                         С –  С – С – С

       │            │                                               6           2    1

      С             С – С                                         С           С –  С

в)            С                                                г)            С

        2    3    4         5                                                     4      3    2         1

      С –  С –  С – С                                         С –  С – С – С

     1│            │                                                                

      С             С – С                                         С           С –  С

д)            С                                                е)           С

        2    3    4                                                               2     3    4

      С –  С –  С – С                                         С –  С – С – С

     1│            │5      6                                        1           5   

      С             С –  С                                         С           С –  С

7. Назовите вещества:

    а)                       CH3

                               

         CH3 – CH – CH – CH – CH3

                     │                │

                   C2H5             CH3

 

 

    б)   CH3 – CH – CH – CH – CH

                              │      │

                    C2H5    CH3  CH3 

 

8. Название углеводорода    

                   CH3

                   

         CH2 – C – CH – CH3

           │      │     │

         CH3   CH3  CH3

   

    а) 1,2,2,3 – тетраметилбутан

   б) 3,3 – диметилгексан

   в) 2,3,3 – триметилпентан

   г) 3,3 – диметилпентан

9. Формула 2,2 – диметилбутана

    а)          CH3                                             б)     CH3 – CН – CH – CH3

                    │                                                             │      │

         CH3 – C – CH2 – CH3                                           CH3    CH3

                   │    

                 CH3 

   в)   CH3

           

         CH – CН – CH2 – CH3

           │      │    

         CH3   CH3 

10. Напишите уравнения химических реакций, характеризующих свойства этана.  

Комплекс заданий по теме: «Ацетиленовые углеводороды (Алкины)»

  1. Составьте определение:

Алкины – это …….

а) непредельные циклические углеводороды;

б) содержащие в молекуле две двойные связи между атомами углерода;

в) содержащие тройную связь между атомами углерода;

г) имеющие общую формулу  Cu H2n+2

д) имеющим общую формулу Cu H2n-2

е) имеющим общую формулу Cu H2n

  1. Соотнесите:

Название:                                                            Формула:

  1. бутин – 2                                                      1. CH3 – CH2 – C ≡ CH
  2. промен                                                         2. CH ≡ C – CH3

                                                                           3. CH2 ═ CH – CH ═ CH – CH3

                                                                           4. CH3 – C ≡ C – CH3 

  1. Выберите формулы гомологов (1) и изомеров (2) среди формул, приведенных в задании № 2.
  2. Соотнесите:

            Название класса углеводородов:

            Ι Алканы;

            ΙΙ Алкены;

            ΙΙΙ Алкадиены;

            ΙV Алкины.

            Общая формула:

  1. Cu H2n;
  2. Cu H2n-2;
  3. Cu H2n+2

Формула конкретных веществ:

а)  C6H14;

б)  C2H2;

в) C2H4;

г) CH3 – C ═ C – CH3 

               │    │

            CH3  CH3

д) CH2 ═ C – CH ═ CH2

                │

              CH3

е) CH3 – CH – C  ≡ CH

                │

               CH3

ж) CH3 – CH – CH – CH2 – CH3

                 │       │

               CH3    C2H5

  1. Лишнее вещество:

             а) бутин – 2;

             б) 2-метилпентен – 2;

             в) пропин;

             г) бутин -1

             Поясните ответ.

  1. Правильно выбрана и пронумерована основная цель атомов углерода

                             3           4         5          6

            а) CH3 – CH – C ≡ C – CH3

                        │1,2

                      C2H5

                  

                           1           2         3            4

б) CH3 – CH – C   C – CH3

        

           1             2            3         4           5

в) CH3 – CH – C ≡ C – CH3

                │

              C2H5

  1. Допишите уравнения реакций, назовите органические вещества

             а) C3H4  + O2 

                                     кат            

            б) ……..  + 2H2  C2H6

                                                              p;t

             

             г) CH ≡ CH + …….  CH Br = CHBr

  1. Напишите уравнения реакций, иллюстрирующие цепочку превращений:

                            1                               2                        3

              метан  ацетилен  винил  поливинил

                                   4     5       хлорид

                              этилен  хлор этан

  1. Ацетилен в промышленности получают из:

             а) карбида кальция;

             б) этана;

             в) бутана;

             г) метана;

             д) этилового спирта

Комплекс заданий по теме «Этиленовые углеводороды (Алкены)»

  1. Составьте определение алкенов из приведенных ниже фрагментов:

Алкены – это ………

а) непредельные углеводороды с открываемой целью атомов;

б) предельные углеводороды с открытой целью атомов;

в) содержащие только простые связи между атомами углерода;

г) содержащие одну двойную связь между атомами углерода;

д) имеющие общую формулу Cu H2n+2;

е) имеющие общую формулу Cu H2n;

ж) имеющие общую формулу Cu H2n-2 

  1. Структурная формула алкена:

а) CH3 – CH – CH3                     б)   CH3 – C ≡ CH

                 │

               CH3

в) CH2 = CH – CH = CH2                  г) CH3 – CH = CH – CH3

  1. Правильно выбрана и пронумерована цепь:

        5          4      3                                                           5      4         3        2

а) С – С – С – С                        б) С – С – С – С

     |            || 2     1                              | 6           || 2     1     

    C           C – C                            C           C – C

        1        2        3         4                                              2        3         4        5

в) С – С – С – С                        г) С – С – С – С

     |            ||                                     | 1         || 5     6     

    C           C – C                            C          C – C

  1. Название алкенов:
  1. CH2 = CH – CH – CH3

                            |

                          CH3

  1. CH3 – CH = CH – CH3

а) метилпропен;       б) бутен-2;       в) 2-метилбутен -3;    г) 3-метилбутен-1

  1. Соотнесите:

Названия: 1) 2,3 диметилпентен; 2) гексен-2;  3)  2,3,3 – триметилпентен -1

Формулы:

                         CH3

                           |

а) CH3 – CH2 – С – С  = CH2                           б) CH3 – С = С  – CH3

                           |     |                                                         |     |

                       CH3  CH3                                                                            CH3  CH3

в) CH2 = СH – CH3                                          г) CH2 = CH – CH(CH3) – CH3

д) CH3 – CH = CH (CH2)2 – CH3                    е) CH3 – CH = C = CH2

  1. В отличие от алканов для алкенов наибольше характерны реакции:

а) отщепления;

б) присоединения;

в) замещения;

г) горения

  1. Соотнесите:

Название реакции  Сущность процесса

  1. гидратация;                               а) присоединение молекул галогена;
  2. гидрирование;                          б) присоединение молекул воды;
  3. дегидратация                            в) отщепление молекул водорода;

                                                        г) отщепление молекул воды;

                                                        д) присоединение молекул водорода.

  1. Уравнения реакций алкенов:
  1. присоединение;
  2. горение

а) C3H8 + 5O2  3CO2 + 4H2O

б) CH3 – CH = CH – CH3 + H2  C4H10

в) CH2 = CH – CH3 + Br2  CH2Br + CHBr – CH3

г) 2C3H6 + 2O2  6 CO2 + 6 H2O

д) C2H6 + Br2  C2H5Br + HBr

е) CH2 = CH2 + HCL  CH3 – CH2 CL

  1. Напишите уравнение реакций иллюстрирующие цепочку превращений:

C2H6  C2H4  C2H5OH

                                                         ↓

- CH2 – CH2 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогич...

Педагогическая деятельность воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП "Детский дом"

О педагогической деятельности воспитателя по формированию творческих способностей и созданию условий для самореализации личности в условиях проживания в СП ""Детский дом...

Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка

Условия эффективного применения ролевых игр как средства развития навыков диалогической речи на уроках иностранного языка...

Обобщение педагогического опыта на тему: «Создание условий раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к занятиям ритмикой и хореографией, посредством применения основных педагогических технологий"

Очеретова Оксана АлександровнаОбобщение педагогического опыта на тему:«Создание условий  раскрытия и развития творческого потенциала обучающихся и формирование устойчивой мотивации к заняти...

выступление на педагогической конференции «Создание условий формирования ОК и ПК в рамках ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01. Сестринское дело и особенности сформированности компетенций.

ОК И ПК можно сформировать и проверить у обучающихся на : уроке, практическом занятии, учебной и производственной практике и на защите выпускной квалификационной работе.Решая разные игровые зада...

«Педагогическое кредо» ( мои педагогические принципы, девиз, профессиональное кредо как педагога-специалиста в сфере профилактики наркозависимости детей и подростков)

  Как правило, ведущая роль в происхождении аддикции приписывается родителям. В ходе многочисленных исследований была выявлена связь между поведением родителей и последующим зависимым...