Проектные технологии на уроках теоретического и производственного обучения
учебно-методический материал

Усачёва Юлия Анатольевна

Результат обучения зависит от мотивов познавательной деятельности,                  от характера ее протекания, который обуславливается личностью обучающегося.                            Для успешности обучения очень важно, чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к овладению деятельности в виде желания учиться, интереса к профессии.

Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность.

Технология проектного обучения или метод проектов является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения.  Суть обучения в том, что учащиеся вместе с мастером производственного обучения проектируют решение какой – либо практической задачи. Такой подход обеспечивает формирование практических умений и навыков. Это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Результат обучения зависит от мотивов познавательной деятельности,                  от характера ее протекания, который обуславливается личностью обучающегося.                            Для успешности обучения очень важно, чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к овладению деятельности в виде желания учиться, интереса к профессии.

Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность.

Технология проектного обучения или метод проектов является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения.  Суть обучения в том, что учащиеся вместе с мастером производственного обучения проектируют решение какой – либо практической задачи. Такой подход обеспечивает формирование практических умений и навыков. Это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«АРМЯНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Проектные технологии на уроках теоретического и производственного обучения

                 Разработала:

                Преподаватель,  мастер п/о                                            Усачёва Ю.А.

Армянск  2024 г.

Проектные технологии на уроках теоретического и производственного обучения.

Результат обучения зависит от мотивов познавательной деятельности,                  от характера ее протекания, который обуславливается личностью обучающегося.                            Для успешности обучения очень важно, чтобы у ученика была достаточно сильная мотивация к овладению деятельности в виде желания учиться, интереса к профессии.

Сегодня среди существующих технологий наиболее полной и популярной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися является проектная деятельность.

Технология проектного обучения или метод проектов является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения.  Суть обучения в том, что учащиеся вместе с мастером производственного обучения проектируют решение какой – либо практической задачи. Такой подход обеспечивает формирование практических умений и навыков. Это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

По определению проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического и материального продукта.                  Это всегда творческая деятельность.

Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование личностных качеств: умения самостоятельно конструировать  знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить, умения работать в группе, дисциплинированность.

Цели проектной деятельности:

  • Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  • Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
  • Развитие исследовательских умений.

Классификация проектов.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:

  • по характеру результата (информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проект-инсценировка или организационный проект);
  • по характеру доминирующей в проекте деятельности (практико-ориентированный проект, исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, ролевой проект);
  • по профилю знаний (моно проект, межпредметный проект);
  • по уровню контактов (внутригрупповыми; внутри училищными; региональными; межрегиональными; международными);
  • по количеству участников (личностные; парные; групповые);
  • по продолжительности (мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные);

Этапы работы над проектом.

Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность учащихся на протяжении урока, недели, месяца или года. Такая работа формирует навыки самообразования ребят и состоит из нескольких этапов:

  • организационно-подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;
  • реализация проекта;
  • защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности учащихся).

Критерии оценки результатов.

Критериями оценки результатов работы учеников будут владение способами познавательной деятельности: умением использовать различные источники информации, методы исследования, умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Общие критерии оценки проектных работ:

  • самостоятельность работы над проектом;
  • актуальность и важность темы проекта;
  • полнота раскрытия темы.

Технологические критерии:

  • качество выполнения продукта, количество используемого материала, сложность и объём выполненных работ.

Эстетические критерии:

  • оригинальность, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
  • убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;
  • артистизм и выразительность выступления;
  • источники данных для работы над проектом.

Для работы над проектом учащиеся могут использовать следующие источники   данных:

  • ресурсы Интернет для образовательных учреждений, подключенных к сети, с помощью которой учащиеся также учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;
  • вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);
  • лекционный и практический материал уроков специальных дисциплин.

Практическая часть.

Я считаю, что  традиционная и личностно-ориентированная система обучения путем включения элементов проектной деятельности  обеспечивает учёт индивидуальных особенностей студентов, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней обучающемуся, как со стороны мастера, так и своих товарищей.

Проекты при этом могут быть небольшие (на одно занятие) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в училище.

Сначала  актуализируются базовые теоретические знания, которые студенты получили при изучении специальных дисциплин. Затем мы переходим к практическим занятиям, на которых студенты формируют основные профессиональные и общие компетенции. Затем приступаем к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний.

По изученным темам студенты выполняют проектную работу в виде презентации и защищают её перед группой на определенном занятии.

При этом все обучающиеся группы принимают активное участие в обсуждении данной темы, активно задают вопросы выступающему, приводят собственные примеры.

Самопрезентация проекта имеет свой строгий регламент – 7-10 минут на выступление и 3-5 минут - ответы на вопросы. Автор должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации слайдов, видео- или аудио фрагментов, компьютерной презентации и т.п. Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой работы.

Существует четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

Обучающиеся стремятся применить имеющиеся у них знания на практике, создать готовый продукт, несущий практическую значимость и который можно использовать в дальнейшем при проведении предметных недель и мероприятий.

К моменту реализации проекта  у студентов должен быть собран весь необходимый материал в виде отдельной папки на компьютере, где содержатся графические, музыкальные, видео и текстовые материалы будущей презентации. Описаны основная идея презентации, этапы планирования, вид навигации. Мало собрать информацию - надо ее осмыслить, выбрать самое важное, подать так, чтобы презентация не была  скучной. Это действительно поисковая, исследовательская, дизайнерская, аналитическая работа.

Мастером контролируется и координируется работа над проектами, оцениваются промежуточные результаты. Основной акцент расставляется на творческий подход, создание единого стиля проекта. Изучение темы завершает защита проектов.

При работе над этими проектами обучающиеся проявляют большую заинтересованность. Но эти проекты и относятся к самым насыщенным. Так как, для того чтобы осуществить данный проект, необходимо проявить большую фантазию и огромное трудолюбие. Ведь они должны подобрать большое количество материала, фотографий, видеофрагментов.

Смонтировать их в задуманном порядке и стиле, а также наложить соответствующее звуковое сопровождение. При подготовке данных проектов у учащихся формируются профессиональные и общие компетенции.

В нашем колледже уже становятся традиционными учебно-практические конференции. Лучшие работы затем участвуют в различных конкурсах, конференциях.

Применение проектной деятельности на уроках производственного обучения позволяет обучающимся полноценно осмыслить и освоить профессиональные компетенции, сформировать общие компетенции по профессии, формирует самостоятельность и инициативность ребят.

Если выпускник колледжа приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Работа над проектами позволяет:

  • развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;
  • нарабатывать профессиональные навыки при использовании современных компьютерных технологий;
  • прививает им стремление к приобретению новых знаний;
  • даёт возможность свободно использовать соответствующие источники информации;
  • даёт возможность продемонстрировать свою работу своим сверстникам и всем желающим;
  • развивать чувство ответственности за свои действия;
  • развивать свой творческий потенциал;
  • реализовать себя как личность;
  • развитию мотивации, информационной грамотности, социальных компетентностей.

Таким образом, широкое использование современных  проектных технологий  является эффективным средством развития способностей и реализации творческого потенциала студентов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья "Развитие творческих способностей будущих технологов продукции общественного питания в процессе теоретического и производственного обучения", подготовленная в рамках участия во II Международной...

Педагогика поддержки в среднем профессиональном образовании на уроках теоретического и производственного обучения

Также к статье прилагается памятка, где отображены проблемные ситуации и пути выхода из них....

Использование проектной технологии на уроках биологии как средство реализации профессионально направленного обучения

Проектная технология обучения в настоящее время является одной из эффективнейших в процессе подготовки специалистов. Это относится как к методике преподавания специальных и общепрофессиональных дисцип...

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

статья на тему Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Использование различных форм и видов игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ....

Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО

В данной методической разработке  раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и совр...