Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО
методическая разработка
В данной методической разработке раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется на уроках теоретического и производственного обучения. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_innovatsii.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Коваль Яна Вячеславовна
Методист
ГБПОУ РК «Евпаторийский техникум
строительных технологий
и сферы обслуживания»
Инновационные формы и методы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО
В данной методической разработке раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется на уроках теоретического и производственного обучения. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.
Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие следующие требования: она должна готовить специалистов приспособленных к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в образовании особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся.
В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, мастеров п/о, разработке новых технологий и методов обучения.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных форм обучения и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию.
Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и др.
С целью формирования умений и навыков студентов после урока по теоретическому обучению проводятся учебно-практические занятия. Эта форма организации обучения, целенаправленно сочетающая выполнение различных практических упражнений, экспериментальных работ, наиболее эффективно способствует достижению поставленной цели. Знания, полученные студентами в процессе обучения, они могут применить на практических занятиях и занятиях практикума.
Практическое занятие — это такая форма организации обучения, в которой представляется возможность студентам применять полученные ими знания в практической деятельности.
Различного рода экспериментальные задания, предусмотренные программой по естественными профессиональным дисциплинам, выполняются на занятиях производственного обучения (практикума). На этих занятиях студенты, используя разнообразные приборы и инструменты, проводят различные экспериментально-практические работы. Эта форма организации обучения направлена на то, чтобы вооружить студентов элементарными экспериментально-практическими умениями и навыками.
Применить знания на практике студенты могут в процессе учебно-производственной деятельности на предприятиях. При такой форме организации обучения целесообразны звеньевые и индивидуальные формы учебной работы и труда.
Урок — это такая форма организации педагогического процесса, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы студентов с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все студенты овладевали основами изучаемого материала непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей.
Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный урок, выделяет.следующие:
1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической и производственной практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности студентов с учётом их интересов, наклонностей, потребностей и способностей.
4.Установление осознаваемых студентами межпредметных связей.
5. Связь с ранее изученными знаниями, умениями, и навыками, опора на достигнутый уровень развития студентов.
6.Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
8.Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом студентов.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.
12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Инновационные формы.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей, мастеров производственного обучения и целых коллективов.
С внедрением в производственный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от него специальной профессиональной и педагогической подготовки. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Виталий Александрович Сластёнин - российский учёный в области педагогики - пишет «понятие "инновация" - означает новшество, новизну, изменение. Применительно к производственному процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности мастера и студента».
Индивидуальные, фронтальные формы обучения являются - традиционными, а коллективные – принципиально новыми в современном образовании. В последнее время интерес студентов к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых - нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков можно выделить следующие формы: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа КВН, уроки-конкурсы, уроки-концерты, ролевые игры, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии, уроки-диспуты и другие.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании и внедрении их в производственное обучение лежат следующие важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового практического опыта и проблема внедрения достижений теоретических знаний в практику.
Учебная работа имеет специфику: это работа с людьми и каждый студент чему-то учится. А это значит, что при любом обучении, особенно если каким-то образом обучаемые объединяются, всегда имеют место какие-то элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к обучению, формируется самостоятельность, инициативность студентов – устраняются основные недостатки традиционных форм организации процесса обучения.
В современной педагогике существует большое количество различных инновационных уроков. Можно выделить следующие группы таких уроков:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, устный журнал.
5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок 21 века.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, ученый совет, редакционный совет.
Таким образом, можно сказать, что инновационный урок предполагает введение каких либо новых элементов не использовавшихся ранее, наиболее распространенным является элемент игровой деятельности. Так как в ходе игры обучающиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока, сотрудничают друг с другом и с мастером производственного обучения.
Инновационные уроки наиболее логично применять для повторения, усвоения и закрепления пройденного материала, а не для изучения нового.
Перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. Компетенция — это готовность (способность) студентов использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Хотелось бы подчеркнуть что, педагогической задачей является ориентация на конкретную профессию, а начало карьеры формируется с личности. Интерес студента совпадает с началом осознанности, значимости его будущей профессии. В моей группе обучаются студенты по профессии «Повар». Вдумайтесь в это слово – Повар. Это одна из популярных, востребованных, интересных и творческих профессий. Повара иногда называют кудесником, который может из самых незатейливых продуктов приготовить настоящий «шедевр» кулинарного мастерства. Да, не каждый может овладеть этим многогранным искусством – профессией «Повар». Эта профессия выбирает тщательно, кандидат должен быть физически вынослив, обладать хорошей долговременной памятью, умением концентрировать внимание, высокой чувственностью к оттенкам запаха и вкуса, сочетая воспроизводящее воображение и творческий подход к работе, а главное быть ответственным и честным. Эта профессия в системе коллектива и требует толлерантности к многочисленным контактам (навыкам) делового коллективного общения. Основное требование, предъявляемое к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий. Именно на уроках с применением активных форм обучения развиваются способности студентов, их инициатива и самостоятельность. Игровые технологии - дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия студентов, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес студентов к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения студентами знаний, умений и навыков. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Например, на уроках производственного обучения использую различные игры - игра «Лото», «Вставь пропущенное слово-продукт», логический диктант, игра «Собери мозаику», «Аукцион», «Кроссворд, загадка, ребус» и др. Использование на уроках таких игр, как: «Выбери необходимое сырье», «Выбери необходимое оборудование, температурные режимы приготовления, форму нарезки и т.д.», «Найди ошибку» и др., предполагает развитие у студентов вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у студентов страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных, "тупиковых" ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить выход из положения. К организации игр предъявляются определенные требования: - игра должна основываться на свободном творчестве студентов. -игра должна вызывать у обучающихся только положительные эмоции. - цель игры должна быть достижимой, а её оформление - красочным и разнообразным, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока. - в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками - игра должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. - обязательно подведение результата игры. Основная цель игры – развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Таким образом, игровые формы уроков позволяют расти как студентам, так и мастеру. Деловая игра - этот метод обучения дает студентам возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным условиям, способствует развитию творчески активной, профессионально и социально компетентной личности будущего специалиста. Ролевые игры позволяют студентам «примерить» новое для них поведение в безопасном окружении. Ролевые игры применяются при исследовании проблем и ситуаций, которые возникают в реальной жизни. На занятиях имитируется деятельность какого-либо предприятия, его подразделения, события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение планов, шеф – повар, помощник повара, повар и т.д.) Игра развивает адаптивные возможности будущих специалистов к реальным условиям производства. Игра помогает студентам осознать себя в новой роли, параллельно игра заставляет студентов считаться с товарищами, сопереживать, сочувствовать, т.е. способствует воспитанию личности. На уроках-конференциях затрагиваются вопросы о качестве продуктов питания, пользы и вреда пищевых добавок, условий хранения пищевых продуктов и блюд, история блюд, исторические события и др. К уроку студенты получают опережающее задание и готовят сообщения, с использованием дополнительной литературы, материалов интерент-сайтов, а также собственных рассуждениях. На таких уроках формируются общие компетенции: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Для решения проблемы трудоустройства и профессионального роста сегодня требуются не только профессиональные знания, но и активная жизненная позиция, умение целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе конкурсы профессионального мастерства и уроки – соревнования, базирующиеся на знании общеобразовательных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии – Повар. Урок соревнование - развивает у студентов чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. Урок – соревнование заставляет студентов работать в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки и так далее. При применении на уроках технологии взаимообучения - группе студентов дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли мастера п/о. Такая работа всегда вызывает интерес у студентов . Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой студентов и мастера. Проектная технология. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат – продукт, изделие. Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности студентов в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения философско-художественных знаний в постижении поварского искусства, создать серию мини-проектов, выполняемых самими студентами под руководством мастера. Так, например можно задать любую тему — и студентам необходимо с художественной точки зрения отобразить её при оформлении или составлении своего блюда.
Здоровьесберегающие технологии - направлены на обеспечение психического здоровья студентов, достигаются через учёт особенностей группы, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводят к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает студентов и в которой они чувствуют себя "как дома". Каждый студент должен ощущать веру мастера в свои силы. Ситуация успеха – «я могу!», которая создаётся при введении нового знания для каждого студента, формирует у него веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед, это чрезвычайно важно для формирования личностно-значимых мотивов учения. «Принимай к сердцу дело других и дело всех, и ты узнаешь смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте». Использование ИКТ - уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования мастера и студентов; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера; как способ расширения зоны индивидуальной активности студента. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению межпредметных связей. В новом информационном обществе мастер производственного обучения уже не может быть единственным источником знаний об окружающем мире, что неминуемо ведет к изменению форм учебной работы. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность студентов. Поэтому так важно научить их различным способам работы и, безусловно, усилить роль поисково-исследовательской работы. Убедилась в том, что применение компьютера на уроках производственного обучения целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Работаю над созданием компьютерных презентаций к урокам и внеурочным мероприятиям. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, студентам работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами студентов нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «странице» урока можно вернуться при повторении, выяснении непонятного на следующих уроках. Однако, мастеру, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе. Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, предлагаю студентам перечислить возможные ошибки приготовления, причины их возникновения и способы предупреждения, практикую применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя», предлагаю студентам выполнить различное оформление для одинаковых блюд и т.д. Широко использую на уроках производственного обучения документы письменного инструктирования – инструкционные карты, карты технологической последовательности приготовления, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у студентов правильное представление о современной технологии. Личностно – ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из студентов позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием студенты, оказавшись «впереди планеты всей», могут стать скучающими созерцателями. Но не тут – то было! Такому студенту предлагаю помочь неуверенным в себе другим студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных студентов увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: студенты приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе. Интерактивное обучение (обучение в группах) – примерами работы в мини- группах (2-5 человек) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания (приготовление блюда) в группе с последующей защитой проделанной работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность педагога меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» студентам, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок должен удовлетворять всем требованиям к нему предъявляемым, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. Вместе с тем он должен стать для студентов праздником, взлётом чувств, должен воздействовать на душу, пробуждать сильное и высокое чувство. Эмоциональный резонанс от такого урока необычайно велик: душа студента словно распахивается настежь, жадно впитывая все впечатления. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пищу и направления развития, пробуждается творческий интерес. Безусловно, нельзя считать нетрадиционные уроки единственной формой реализации профильного обучения. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе профильного обучения наряду с другими методами и формами обучения. “Чтобы быть хорошим педагогом, мастером, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь”. |
В данной методической разработке мной раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и современного инновационного инструментария, который используется на уроках производственного обучения. Обоснованы преимущества инновационного подхода по сравнению с традиционными формами подготовки студентов.
Образование является стратегической основой развития личности, общества, нации, государства и залогом успешного будущего. В результате чего к системе образования в современных условиях выдвигаются весьма высокие следующие требования: она должна готовить специалистов приспособленных к жизни и деятельности в широком, динамичном, быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия. Для достижения поставленной цели в образовании особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся.
В современной научной литературе, посвященной проблемам управления инновационными процессами в сфере образовательной деятельности, отмечается сложность и многоаспектность данного процесса. Особое внимание сосредоточено на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и охватывать все аспекты учебно-воспитательной работы при подготовке будущих специалистов, при этом должны быть пересмотрены теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки преподавателей, мастеров п/о, разработке новых технологий и методов обучения.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных форм обучения и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и др.
Инновационная образовательная проектная деятельность является эффективной формой организации учебного процесса, направленной на индивидуальное развитие познавательных интересов и творческих способностей студентов. Данный метод предполагает овладение технологией презентации различных творческих работ (отчетов, обзоров, рефератов, докладов на профессионально ориентированные темы). Смысл и цель педагогических инноваций заключается в осуществлении нового видения методологии обучения, привлечении новых методов, технологий, мультимедийных средств обучения в интересах развития личности будущего специалиста.
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что в основе инновационных методов обучения студентов лежат активные методы, которые помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию профессиональной деятельности, развивать самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся и формированию профессиональных компетенций.
Необходимо добиваться, что бы студент стал активным участником учебного процесса, а мастер, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности студента.
Высокая организация производственного обучения предусматривает наличие качественно продуманного плана урока, четкое представление о его целях; понимания и осознанности студентами, какие работы они будут выполнять и для чего им нужна эта работа; наличие исправного оборудования, необходимых приборов и материалов, инвентаря и инструментов, образцовый порядок на каждом рабочем месте, рациональную и полную загрузку всех студентов соответствующими задачами, постоянный контроль мастера за работой каждого студента, соблюдение всех условий безопасной работы, связь с предметами теоретического обучения, постоянное совершенствование приемов и методов производственного обучения, которые обеспечивают наибольшую активизацию умственной и познавательной деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...
Методическая разработка по теме урока производственного обучения слесарным работам "Разметка"
Урок по теме «Разметка» проводится в группе 1 курса по профессии «Машинист локомотива». На данный урок в учебной программе отводится 6 часов, то есть один урок производственного обучения. Эта тема и...
Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»
Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...
статья на тему Использование игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Использование различных форм и видов игровой учебной деятельности на уроках теоретического и производственного обучения при профессиональной подготовке обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ....
Методические рекомендации по теме: «Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения»
Ориентация системы НПО на активизацию познавательной деятельности обучающихся и формированию их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в ПУ. Сред...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Для студентов заочной формы обучения к изучению учебной дисциплины «Механика»
Контрольная работа для студентов заочной формы обучения...
Методическая разработка по теме: «Потребность пациента в движении», Презентация к теоретическому занятию "Потребность пациента в движении".
Методическая разработкапо теме: «Потребность пациента в движении»МДК.04.01 «Теория и практика сестринского дела»ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИ...