РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Материаловедению
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ОП. 05. «Материаловедение»
для специальности:13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
программы подготовки специалистов среднего звена
для всех специальностей технического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего профессионального образования
базовая подготовка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
op.05_materialovedenie.docx | 57.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Марксовский электротехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП. 05. «Материаловедение»
для специальности:13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
программы подготовки специалистов среднего звена
для всех специальностей технического профиля
на базе основного общего образования
с получением среднего профессионального образования
базовая подготовка
г. Маркс
2016 г.
ОДОБРЕНО на заседании ЦМК специальных дисциплин Протокол № ___, «_____» ____________201__ г. Председатель ___________________ /Краснова Л.А../ | Рабочая программа ПМ.06 разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014года № 384. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС СПО и получаемой специальности СПО, направленных письмом Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2015года № 06-259 | |
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ______________ /_Федотова Н.В.__________/ «___» _________ 20__ г. | ||
Составитель(и) (автор): | Хлебникова Г.Н.- преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «МЭК» высшей квалификационной категории | |
Рецензенты: Внутренний Внешний | Светлов А.А., преподаватель спецдисциплин ГАПОУ СО «МЭК
Данин В.Н.-главный инженер «Горэлектросетей» |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 12 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. «Материаловедение»
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям, входящим в состав укрупненной группы профессий 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методы оценки основных свойств машиностроительных материалов;
- физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 81 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54часов;
самостоятельной работы обучающегося 27 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 81 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 54 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 27 |
практические занятия | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 27 |
в том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа Реферат по заданной тематике Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, и т.п.). | |
Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированный зачет
|
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Введение | |||||
Тема 1.1. Строение и свойства металлов и сплавов | Содержание учебного материала | 10 | |||
1 | Внутреннее строение металлов и сплавов. Существуют две разновидности твердых тел, различающиеся по своим свойствам. Кристаллические и аморфные. Кристаллические тела остаются твердыми до определенной температуры, при которой они переходят в жидкое состояние. Аморфные тела при нагреве размягчаются и становятся вязкими, затем переходят в жидкое состояние. Аморфное состояние характеризуется малой подвижностью частиц. | 2 | |||
2 | Понятие кристаллизации. Переход металла из жидкого состояния в твердое с образованием кристаллической структуры называется первичной кристаллизацией. Образование новых кристаллов в твердом кристаллическом веществе называется вторичной кристаллизацией. Процесс кристаллизации состоит из двух одновременно идущих процессов зарождения и роста кристаллов. | ||||
3 | Понятие аллотропии, критические точки. Аллотропия это способность металла в твердом состоянии иметь различные кристаллические формы. Процесс перехода из одной кристаллической формы в другую называют аллотропическим превращением. | ||||
4 | Методы исследования металлов и сплавов: макро- и микроанализ. Макроструктура определяют по специальному излому и на специальных макрошлифах. При изучении макроструктуры образцы вырезают из крупных заготовок, поверхность шлифуют, полируют, а затем подвергают травлению. Для определения микроструктуры из исследуемого металла изготавливают микрошлиф, поверхность которого тщательно шлифуют, а затем полируют. | ||||
5 | Методы исследования структуры металлов и сплавов: магнитный, ультразвуковой, рентгеновский. При определении структуры металлов или сплавов шлифы рассматривают в отражении света под микроскопом. С помощью рентгеновского анализа изучают атомную структуру металлов, типы и параметры кристаллических решеток, а также дефекты лежащие на глубине. Магнитные методы исследуют дефекты на глубину до 2 мм (трещины различного происхождения, неметаллические включения). | ||||
6 | Группы свойств металлов и сплавов: физические, химические. К физическим свойствам относят цвет, плотность, температуру плавления, теплопроводность, тепловое расширение, теплоемкость, электропроводность, магнитные свойства. Химические свойства характеризуют способность металлов и сплавов сопротивляться окислению или вступать в соединение с различными веществами. Технологические свойства металлов и сплавов характеризуют способность металлов подвергаться обработке в холодном и горячем состояниях. Технологические свойства дают качественную оценку пригодности металлов. | ||||
7 | Механические свойства. К механическим свойствам относятся способность металла сопротивляться воздействию внешних сил. К ним относятся прочность, упругость, пластичность, ударная вязкость, твердость и выносливость. | ||||
8 | Ударная вязкость, метод испытаний, показатель свойства. Ударная вязкость это способность металла сопротивляться динамическим нагрузкам. Для определения ударной вязкости изготавливают специальные образцы, имеющие форму квадратиков с надрезом. Испытывают образец на магнитных копрах. Свободно падающий маятник ударяет по образцу со стороны противоположным надрезу. Чем ниже порог хладноломкости, тем больше запас вязкости материала. | ||||
9 | Твердость, способ определения по методу Бринелля, показатель свойства. Это способность металла сопротивляться проникновению в него другого более твердого тела. Метод основан на, что в плоскую поверхность металла вдавливаются под нагрузкой постоянной металлический шарик, после снятия нагрузки с металла образуется отпечаток. | ||||
10 | Твердость. Способ определения по методу Раквелла и Виккерса. Показатель твердости. Твердость определяется по глубине отпечатка. Наконечником служит алмазный конус, угол привышения 120°. Конус вдавливается двумя последовательными нагрузками. Твердость по Виккерсу определяется для металлов малой толщины, вдавливанием четырехгранной алмазной пирамиды. | ||||
Лабораторная работа | 15 | 3 | |||
| |||||
Раздел 2. Коррозионные стойкие металлы | |||||
Тема 2.1. Материалы, устойчивые к воздействию температуры. | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
1 | Коррозия металлов. Это разрушение металлов под действием окружающей среды. Различают химическую и электрохимическую коррозию. | ||||
2 | Способы борьбы с коррозией. Повышение устойчивости металлов против коррозии достигается введением в них элементов, которые образуют на поверхности защитной пленки прочно связанной с основным металлом, повышение окалиностойкости достигается введением в состав металла алюминия или кремния. | ||||
3 | Получение чугуна. Чугуны представляют собой железо-углеродистые сплавы, в которых содержание углерода до 1,7% . в зависимости от содержания углерода чугуны бывают белые, серые, модифицируемые. | ||||
4 | Свойства чугуна. Чугун характеризуется высоким содержанием углерода, высокими литейными свойствами, дешевле стали, не способен обрабатываться давлением. Механические свойства чугуна зависят от его структуры. | ||||
Лабораторная работа 1.Понятие о коррозии. Методы борьбы с ней 2.Общие сведения о чугуне и его свойствах | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
| 3 | ||||
Раздел 3. Стали | |||||
Тема 3.1. Общие сведения | Содержание учебного материала | 10 | |||
1 | Получение стали, классификация стали по химическому составу. Сталь основной материал, широкоприменяемый в приборо- и машиностроении, высокая жесткость сочетается с достаточной циклической и статической прочностью. Применяемые в технике сплавы на основе меди и алюминия высокие по жесткости и прочности. Стали свойственны хорошие технологические свойства. По химическому составу стали классифицируются на углеродистые и лигированные. По концентрации углерода стали разделяют: низко, средне, высокоуглеродистые. В зависимости от лигирующих элементов стали подразделяются на низко, средне и высоколигированные. | 2 | |||
2 | Классификация сталей по качеству. По качеству стали классифицируются: обыкновенного качества, высококачественные и особовысококачественные. Качество сталей это совокупность свойств, которая определяется металлургическим процессом ее производства. | ||||
3 | Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества, их маркировка и применение. Это наиболее дешевые стали, в ней допускается наиболее повышенная доля вредных примесей, а также газонасыщенность и загрязненность неметаллическими включениями. Их маркируют сочетанием букв и цифр Ст (от 0 до 6). | ||||
4 | Углеродистые инструментальные стали, их маркировка и применение. Инструментальные стали подразделяются на стали для изготовления режущего, измерительного инструмента и штампов холодного и горячего деформирования. | ||||
5 | Углеродистые инструментальные высококачественные стали, их маркировка и применение. Инструменты, применение которых связано с ударной нагрузкой, изготавливают из стали марки У7А, У8А. Инструменты, требующей большой твердости, но не подвергающиеся ударам, изготавливают из стали У12А, У13А. | ||||
6 | Легированные стали, их классификация. В зависимости от содержания легирующих элементов лигированные стали подразделяются: низко, средне и высоколигированные. | ||||
7 | Влияние легирующих элементов на свойства стали. Для улучшения физических, химических, прочностных и технологических свойств в состав вводят следующие элементы: хром, марганец, никель. Легирующие элементы повышают конструкционную прочность стали. | ||||
8 | Маркировка легируемых сталей. Марка легированной стали состоит из сочетаний букв и цифр, которая обозначает ее химический состав. Сталь 20ХН3А – содержит 0,2% углерода, 1% хрома, 3% никеля. | ||||
9 | Применение легированных сталей. Легированные стали получили широкое применение в машино- и приборостроении. Они применяются для изготовления машин и приборов, работающих в условиях трения, испытывающие ударные переменные нагрузки, в деталях, которые работаю в условиях трения и ответственных сварных конструкциях, крупных особоответственных тяжелонагруженных деталях сложной формы. | ||||
10 | Материал с особыми технологическими свойствами. Обработка резанием это основной способ изготовления деталей машин. обрабатываемость оценивается несколькими показателями – один из них стойкость режущего инструмента, скорость резания. Этим требования соответствуют автоматные стали А11, А12. Автоматные свинцовосодержащие стали повышают скорость резания, повышают стойкость инструмента. | ||||
Лабораторная работа 1.Сведения о сталях 2. Легированные стали, их классификация и маркировка | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся
| 3 | ||||
Раздел 4. Термическая обработка. | |||||
Тема 4.1. Теория термической обработки | Содержание учебного материала | 3 | |||
1 | Сущность и назначение ТО. Термическая обработка – это процесс, состоящий из нагрева и охлаждения металлическая изделия с целью изменения структуры и их свойств. ТО подвергают слитки, отливки, полуфабрикаты, сварные соединения, детали машин. | 2 | |||
2 | Оборудование для термической обработки. К основному оборудования для ТО относятся печи, нагревательные устройства и охлаждающие устройства. По источнику теплоты печи разделяют: электрические, топливные. | ||||
3 | Сущность и назначение отжига. Существует несколько видов отжига конструкционных сталей: перекристаллизационные, сфероидирующие. Перекристаллизационному отжигу подвергаются стали с содержание углерода до 7%, его проводят для снижения твердости. Сфероидирующему отжигу подвергаются инструментальные стали для режущего мерительного инструмента с содержанием углерода от 0,7% до 2%. | ||||
4 | Сущность и назначение нормализации. Нормализация подвергает конструкционной стали после горячей обработки давлением и фасонного литья. Детали после нагрева охлаждаются на спокойном воздухе, меньше времени затрачивается на охлаждение. нормализация обеспечивает получение более прочной стали. | ||||
5 | Сущность и назначение закалки. При закалки сталей получается структура наивысшей твердости, увеличивается пластичность. В зависимости от температуры нагрева различают закалку полную и неполную. При охлаждении недолжно на поверхности образовываться пленки, которая препятствует теплообмену с закалочной средой. | ||||
6 | Обработка холода. Процесс охлаждения деталей температурой охлаждения меньше 20-25° подвергают закаленные легированные стали, подвергают измерительные инструменты детали подшипников качения, цементированные детали из легированной стали. | ||||
Лабораторная работа 1.Виды термической обработки 2.Отжиг конструкционных сталей. | 4 | 3 | |||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Назначение и сущность термической обработки. | 1 | ||||
Всего: | 81 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- образцы металлов и сплавов.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- компьютеры, принтер, сканер, проектор, плоттер, программное обеспечение общего и профессионального назначения, комплект учебно-методической документации;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места учащихся;
- методические пособия; интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Моряков О.С. Материаловедение (по техническим специальностям), ОИЦ «Академия», 2014.
- Черепахин А.А., Материаловедение, ООО «КноРус», 2011
Дополнительные источники:
- Л.В. Журавлева, Электроматериаловедение. –М.: ПрофОбр Издат,2012.
- Н.В. Никулин, Электроматериаловедение. –М.: ВШ, 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
освоенные умения | |
выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения; | контрольная работа |
усвоенные знания | |
методы оценки основных свойств машиностроительных материалов; | контрольная работа |
физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях | практические занятия, контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...
Рабочая программа по материаловедению
Рабочая программа по материаловедению...
ОП.04 Рабочая программа "Электронное материаловедение" для специальности 210109
Для спец. 210109 "Твердотельная электроника"...
Рабочая программа по материаловедению
Рабочая программа по материаловедению...
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)Рабочая прогр...