РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 Мастер общестроительных работ
рабочая программа на тему
СОДЕРЖАНИЕ. 3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА». 4
1.1 Область применения рабочей программы.. 4
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 4
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.. 4
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины «Основы электротехники». 5
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины.. 6
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы.. 7
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники». 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 11
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. 11
3.2. Информационное обеспечение обучения. 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ.. 14
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_elektrotehniki_mosr.docx | 59.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
филиал ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации с Бижбуляк
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
с.Бижбуляк, 2017 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ в соответствии с приказом № 683, утвержденным Министерством образования и науки РФ от от 2 августа 2013 г для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 Мастер общестроительных работ, и на основе примерной программы по дисциплине ОП 02. Основы электротехники.
Одобрена цикловой комиссией «Утверждаю» Зам. директора по ПКРС
общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ _____________О.В.Севастьянова
от «___»______________2017 г. «___»__________2017г.
________________/ Иванова И.П./
Организация – разработчик: филиал ГБПОУ Белебеевский колледж механизации и электрификации с.Бижбуляк.
Разработчик:
__________ Т.Н.Андреева - преподаватель специальных дисциплин
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» 4
1.1 Область применения рабочей программы 4
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 4
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины 4
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины «Основы электротехники» 5
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины 6
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы 7
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники» 8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 11
3.2. Информационное обеспечение обучения 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в образовательных программах в соответствии с ФГОС профессий и специальностей автотранспортного профиля, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров профессий СПО. Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью ППКРС по профессии СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ.
Программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ:
- дополнительного профессионального образования (при наличии начального профессионального образования)
- профессиональной подготовки и переподготовки, а также курсовой подготовки не занятого населения на базе основного общего образования, опыт работы не требуется.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- рассчитывать параметры электрических схем;
- собирать электрические схемы;
- пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- электротехническую терминологию;
- основные законы электротехники;
- типы электрических схем;
- правила графического изображения элементов электрических схем;
- методы расчета электрических цепей;
- основные элементы электрических сетей;
- принцип действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
- схемы электроснабжения;
- основные правила эксплуатации электрооборудования;
- способы экономии электроэнергии;
- основные электротехнические материалы;
- правила сращивания, спайки и изоляции проводов.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины «Основы электротехники»
В результате освоения учебной дисциплины «Основы электротехники» реализуются следующие требования общих компетенций, предъявляемые к освоению основной профессиональной образовательной программы по специальности «Мастер общестроительных работ»:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося –68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 22 часа
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 46 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа студента | 22 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Тема 1.1. Однофазный переменный электрический ток | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Понятие, получение, характеристики, единицы измерения переменного тока. Действующее значение напряжения и силы тока. Метод векторных диаграмм. | 1 | ||
2 | Электрические схемы: понятие, типы, правила графического изображения Элементов электрических схем. Схемы электроснабжения: виды, назначение. Цепь переменного тока с активным сопротивлением. Цепь переменного тока с индуктивным сопротивлением. Цепь переменного тока с ёмкостным сопротивлением. Мощность переменного тока. | 1 | ||
Практические занятия | 6 | |||
1 | Построение векторных диаграмм | |||
2 | Вычисление параметров цепи. Резонанс. | |||
3 | Определение мощности тока в цепи однофазного переменного тока | |||
Тема 1.2. Трехфазный переменный электрический ток | Содержание учебного материала | 5 | ||
1 | Трехфазный переменный ток: получение, характеристики Принцип построения трёхфазной системы Мощность трёхфазной системы | 1 | ||
2 | Соединение звездой Соединение треугольником | 1 | ||
Лабораторные работы | 3 | |||
1 | Схематическое подключение нагрузки к сети соединения «звездой» | |||
2 | Схематическое подключение нагрузки к сети соединения «треугольником» | |||
Контрольная работа по темам 1.1-1.2 | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по темам 1.1-1.2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Описать в конспекте режимы работы электрической цепи. Решение задач на расчет однофазных и трехфазных электрических цепей. | 6 | |||
Тема 1.3. Электрические измерения и приборы | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Классификация измерительных приборов. Устройство и погрешность измерений. | 1 | ||
2 | Приборы магнитоэлектрической системы. Приборы электромагнитной системы. | 1 | ||
3 | Электрические измерения в цепях постоянного и переменного тока. Комбинированные электроизмерительные приборы | 1 | ||
Лабораторная работа | 1 | |||
Измерение параметров электрической цепи | ||||
Тема 1.4. Элементы электрических цепей | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Элементы электрических цепей. Условные графические обозначения элементов электрических цепей. | 1 | ||
2 | Понятие постоянного тока, параметры, единицы измерения. Электрические цепи постоянного тока. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Ома для полной сети. | 1 | ||
3 | Электрические цепи переменного тока. | 1 | ||
Лабораторная работа | 1 | |||
Выполнение тестов по элементам электрических цепей. Изучение обозначений элементов электрических цепей. Монтаж электрических цепей | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по темам 1.3-1.4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выбор способов учета электрической энергии в цепях переменного тока (индивидуальные задания по вариантам). Составить конспект «Условные графические обозначения элементов электрических цепей». | 6 | |||
Тема 1.5. Электрические машины. Элементы техники безопасности | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Общие сведения о машинах постоянного тока: назначение, классификация | 1 | ||
2 | Устройство и принцип работы асинхронных машин. | 1 | ||
3 | Устройство и принцип работы синхронных машин. Заземление электроустановок. | 1 | ||
Тема1.6. Электромонтажные работы | Практическое занятие | 2 | ||
1 | Чтение и сборка электрических и монтажных схем | |||
2 | Спайка и изоляция проводов | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по темам 1.5-1.6. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Описать в конспекте потери энергии и КПД асинхронного двигателя. Описать в конспекте потери энергии и КПД машин постоянного тока. Расчет трехфазных асинхронных электродвигателей (индивидуальные задания по вариантам). | 10 | |||
Контрольная работа по темам 1.3-1.6 | 1 | |||
Всего | 46+22=68 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории электротехники.
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя
-электротехнический инструмент (паяльники, линейки, штангенциркуль, угольники, транспортиры, пассатижи, бокорезы, изоляционные материалы, токопроводящие жилы, электрические провода);
- припои, канифоль, 25% - ный раствор серной кислоты
- электротехнические приборы и устройства (амперметры, вольтметры, ваттметры, омметры, мультиметры, гальванометр, набор гальванических элементов);
- наглядные пособия: плакаты, схемы, приборы;
- комплект рабочих инструментов;
- вытяжная и приточная вентиляция;
- учебно-методические материалы: - учебная и справочная литература, инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий;
Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная стендами типа ЭВ4 и измерительной аппаратурой, обеспечивающими проведение всех предусмотренных в программе лабораторных работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
а) Основная литература:
- Толгеев О.В. Бутырин П.А. Электротехника: учебник. – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – Серия: Начальное профессиональное образование.
- Шихин А.Я. Электротехника: учебник для профтехобразования. – М: ОИЦ «Академия», 2013.
- Ярочкина Г.В. Электротехника: Рабочая тетрадь. – М.: ОИЦ «Академия», 2014. – Серия: ПрофобрИздат.
- Лобзин С.А. Электротехника. Лабораторный практикум. Учебное пособие для среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2013.
б) дополнительная литература:
- Шихин А.Я., Белоусова Н.М., Пухляков Ю.Х. и др. Электротехника: Учеб. пособие для нач. проф. образов. / Под ред. А.Я. Шихина. – М.: Высш. шк., 1998.
- Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
- Бечева М.К. Электротехника и электроника. – М.: Высш. шк., 1991.
- Новиков П.Н. Задачник по электротехнике. – М.: ИРПО, 1999.
- Енохович А.С. Справочник по физике. – М.: Просвещение
- Новиков П.Н. Задачник по электротехнике. – М: ОИЦ «Академия», 2001.– Серия: ПрофобрИздат.
- Прошин В.М. Лабораторно-практические работы по электротехнике. М: ОИЦ «Академия», 2004. – Серия: ПрофобрИздат.
- Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы. – М.: Просвещение, 1988.
- Москалёв А.Н. Готовимся к ЕГЭ: Физика. – М.: Дрофа, 2004.
- Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике. – М.: Дрофа, 2000.
- Ланге В.Н. Физические парадоксы и софизмы. – М.: Просвещение, 1978.
- Иванов А.С. Мир механики и техники. – М.: Просвещение, 1993.
- Троицкий И.Д. Производство кабельных изделий. – М.: Высш. шк., 1988.
- Евдокимов Ф.Е. Общая электротехника: Учебник для учащихся не электротехнических спец-й техникумов. – М.: Высшая школа, 2004.
в) Интернет-ресуры:
http://www.virteks.land.ru/landelt.html – электронное пособие с виртуальными экспериментами по электротехнике.
http://www.electricalschool.info – Школа электрика.
http://electrolibrary.info – электронная библиотека электротехника.
http://www.detalki.ucoz.ru – основные законы электротехники.
http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm – сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
Контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины осуществляет преподаватель в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ |
рассчитывать параметры электрических схем; | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ |
собирать электрические схемы | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ |
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями | наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ |
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ | наблюдение и оценка выполнения практической работы |
Знания: | |
электротехнической терминологии | - тестирование, устный (письменный) опрос |
основных законов электротехники | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; - решение задач |
типов электрических схем | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; |
правил графического изображения элементов электрических схем | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; |
методов расчета электрических цепей | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; - решение задач |
основных элементов электрических сетей | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; |
принципа действия, устройства, основных характеристик электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; |
схем электроснабжения | - тестирование, устный (письменный) опрос |
основных правил эксплуатации электрооборудования | - тестировании, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; - решение задач |
способов экономии электроэнергии; | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; - решение задач |
основных электротехнических материалов | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; - решение задач |
правил сращивания, спайки и изоляции проводов | - тестирование, устный (письменный) опрос; - контрольная работа; - решение задач |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей)
Процент результативности ( правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл ( отметка) | Вербальный аналог | |
90÷100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70÷79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
В результате освоения учебной дисциплины «Основы электротехники» реализуются следующие требования общих компетенций, предъявляемые к освоению основной профессиональной образовательной программы по специальности «Мастер общестроительных работ»:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебн...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессио...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ для для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. 41.1. Область применения программы.. 41.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессион...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА Основы технологии бетонных работ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 «Мастер общестроительных работ»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 МДК.02.01.ТЕХНОЛОГИЯ БЕТОННЫХ РАБОТ. 42. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 73. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНА...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 Английский язык среднего профессионального образования по профессии 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
Программа учебной дисциплины Английский язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13 Тракторист – машинист се...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Слесарное дело для профессии среднего профессионального образования 190629.07 Машинист крана (крановщик).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Слесарное дело для профессии среднего профессионального образования190629.07 Машинист крана (крановщик)....