Открытый урок по электротехнике по теме: «Технология монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях напряжением до 10 кВ».
учебно-методический материал по теме
Данная методическая разработка представляет собой учебное занятие, в ходе которого обучающимся группы предлагается выполнить различные задания, помогающие им закрепить и систематизировать изученный материал по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 128.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Татарский политехнический техникум»
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Технология монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях напряжением до 10 кВ».
Профессия 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.
Татарск 2013
Урок: «Технология монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях напряжением до 10 кВ».
Цель: Познакомить обучающихся с технологией монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях напряжением до 10 кВ.
Задачи:
- Образовательная: сформировать у студентов понятие «соединительная муфта» и рассказать о технологии её монтажа и ремонта.
- Развивающая: способствовать развитию самостоятельности мышления. Развивать творческую деятельность, интерес к предмету и профессии.
- Воспитательная: Привить студентам навыки работы в коллективе.
- Дидактическая: Научить использовать различные дидактические материалы. Показать формы и методы управления познавательной деятельностью обучающихся на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Межпредметные связи: производственное обучение, физика, электротехника.
Оборудование: плакаты, опорные схемы и таблицы по кабельным линиям электропередачи, муфты различных модификаций, кабель различных марок, типовые карточки и задания, мультимедийный проектор.
Ход урока:
1. Организационная часть (5 минут)
- Рапорт старосты о наличии обучающихся.
- Проверка внешнего вида учащихся.
- Сообщение темы и цели урока.
- Ознакомление с правилами оценивания ответов учащихся
У учащихся на столе имеется комплект карточек (красные треугольники – ответ верный, зеленые треугольники – ответ хороший, но есть небольшие неточности или не достаточно полный, желтые треугольники – ответ удовлетворительный).
Система оценивания знаний (закрепляется на доске):
- Оценка пять – из полученных жетонов (красных и зеленых) по окончании урока можно построить дом. (жетоны имеют треугольную форму)
- Оценка четыре – из полученных жетонов (зеленых и желтых) по окончании урока можно построить дом, или квадрат (цвета разные).
- Оценка три – один жетон. Если не хотите оценку три, то можно пролонгировать действие жетона на следующий урок. С последующим накоплением оценки.
2. Актуализация прежних знаний (12 минут)
Перед началом урока на доске обязательно написать слово “Кабель”
Опрос обучающихся:
- Трём учащимся группы предлагается взять по конверту со словами (помещены названия составных частей силовых кабелей) и на доске под своим чертежом при помощи магнитов закрепить названия каждого элемента кабеля. (По окончании выполнения задания идёт проверка по схеме на экране мультимедиа проектора).
- При помощи опорных схем, которые есть у обучающихся на рабочих столах, дать описание отрезку кабеля, который находится на столе.
- Описать и продемонстрировать на практике (одному из обучающихся) технологию проверки бумажной изоляции кабеля на влажность.
По результатам выполнения заданий обучающимся предлагается сделать самооценку выполненной работе. Для этого им необходимо выбрать карточку, которой как они считают должен быть оценен их ответ:
- Красный – “пять”
- Зеленый – “четыре”
- Желтый – “три”
Но, учащиеся обязательно предупреждаются о том, что преподавателем после проверки может быть поставлена их же оценка, но не выше, даже если работа выполнена лучше, чем они себя оценили. И оценка может быть снижена на один балл, по отношению к той работе учащегося, у которой он завысил оценку (Конечно же, с учетом выполненного задания, т.е. – оценка преподавателя минус балл) (на самооценку дается 1 минута).
3. Формирование новых знаний. (19 минут)
Учитель: Мы вспомнили многое из того, что проходили на предыдущих уроках посвященных кабельным линиям электропередачи. Сегодня, нашей задачей на уроке станет знакомство с понятием «соединительная муфта», с технологией монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях напряжением до 10 кВ.
О том, что же такое Кабельная муфта, какие виды её используются при монтаже кабеля напряжением до 10 кВ нам расскажет ________________________, а вы по ходу рассказа заполните схему-опору№2.
Сообщение:
Кабельная муфта - устройство, предназначенное для соединения, ответвления кабелей и присоединения их к электроаппаратам или воздушным линиям электропередачи.
Для кабелей на напряжение 6—10 кВ применяют преимущественно три типа соединительных муфт: чугунные (до 1 кВ), эпоксидные (до 1 и 6 – 10 кВ) и свинцовые (6-10 кВ).
Эпоксидные соединительные муфты устойчивы к агрессивной среде и могут выполнять функции стопорных муфт для кабелей с бумажной пропитанной изоляцией. Для их изготовления используют эпоксидные компаунды с добавлением наполнителя и отвердителя. В комплект эпоксидной муфты на напряжение 6—10 кВ для кабелей с бумажной изоляцией входят литой эпоксидный корпус муфты из двух полумуфт, банка с компаундом в смеси с наполнителем, пузырек с отвердителем и набор необходимых вспомогательных материалов. Эпоксидные муфты при установке в туннелях, каналах и других кабельных сооружениях следует защищать кожухом из стальной трубы диаметром не менее 150 мм с толщиной стенки не менее 5 мм и длиной 1250 мм. Внутри трубу обкладывают двумя слоями листового асбеста толщиной 4—5 мм. Торцы трубы закрывают крышками из асбоцемента толщиной 20 мм.
Свинцовые соединительные муфты применяют для кабелей напряжением 6—10 кВ со свинцовой и алюминиевой оболочками. Такие муфты изготовляют из свинцовых труб диаметром 60— 110 мм и длиной 450—650 мм в зависимости от сечения и напряжения кабелей. Разделку концов производят так же, как и при монтаже эпоксидных соединительных муфт. Затем надевают на кабель свинцовую муфту, соединяя его жилы пайкой или другим способом; место пайки или сварки очищают и промывают (прошпари-вают) кабельной массой МП-1, нагретой до 120—130 °С (для удаления влаги). После этого восстанавливают заводскую изоляцию жил кабеля подмоткой кабельной бумагой, пропитанной маслом.
Свинцовые соединительные муфты, устанавливаемые внутри сооружений, заключают в защитные стальные кожухи аналогично эпоксидным муфтам. Свинцовые муфты в земле защищают от механических повреждений чугунными кожухами негерметического исполнения типа Кз4 или кожухами из стеклопластика.
Схема- опора№2:
Кабельная муфта:____________________________________________________________
____________________________________________________________.
Обучающиеся выполняют задание, производят самопроверку и самодиагностику.
Учитель:
Какова же технология монтажа и ремонта Эпоксидной и свинцовой муфт? Об этом мы узнаем из учебника: стр. 209 – 210. Учащиеся, 1 варианта читают материал о технологии монтажа и ремонта эпоксидной муфты, учащиеся 2 варианта, о технологии монтажа и ремонта свинцовой муфты. По ходу работы, вы должны поработать с карточками и заполнить необходимые пропуски в них. По окончании работы происходит самопроверка.
Карточка 1варианта (с ответами):
Технология монтажа соединительных эпоксидных муфт состоит из нескольких последовательно выполняемых операций: подготовленные полумуфты покрывают чистым материалом. На концы кабелей надевают резиновые уплотнительные кольца, в которых на предприятии-изготовителе выполняют кольцевые надрезы, позволяющие увеличивать внутренний диаметр кольца удалением лишней части. После этого монтируют соединительные гильзы, устанавливают эпоксидные распорные звездочки в местах перехода с криволинейной части жилы на прямолинейную и закрепляют их бандажом из сухих и чистых ниток. Оболочку до резинового уплотнительного кольца зачищают щеткой и обезжиривают бензином. Поливинилхлоридный шланг небронированного кабеля ААШв обрабатывают плоским драчевым напильником на длине 20 мм от среза шланга и покрывают клеем ПЭД-Б. Резиновые уплотнительные кольца сдвигают так, чтобы они находились на расстоянии 10 мм от среза оболочки, и зажимают хомутом. На ступени брони до диаметра, равного внутреннему размеру горловины муфты, выполняют кольцевую подмотку поливинилхлоридной лентой шириной 20 мм. Обе половины муфты сдвигают на место и окончательно устанавливают в рабочее положение. Для предохранения от вытекания при заливке компаунда в местах ввода кабелей в муфтах делают дополнительную подмотку из поливинилхлоридной ленты с заходом 30 мм на наружную поверхность полумуфт. Щели между полумуфтами в месте их стыкования уплотняют герметиком УС-65. Провода заземления соединяют опрессованием. На место соединения проводов накладывают трехслойную подмотку из поливинилхлоридной ленты с заходом на изоляцию (трубку). Провод заземления укладывают вдоль корпуса муфты и закрепляют бандажом. Эпоксидный компаунд заливают в корпус муфты непрерывной струей шириной 10—15 мм по лотку с переходом струи на стенку корпуса.
Компаунд заливают в два приема: сначала — на 2/3 объема корпуса, затем,— через 10 мин после первой заливки,— до полного заполнения литника. По мере усадки муфту доливают.
Карточка 2варианта (с ответами):
Технология монтажа свинцовой муфты: на один конец разделанного кабеля, закрытого салфеткой, надвигают свинцовую трубу так, чтобы ее концы были за границами разделки. После изолирования мест соединения жил на них по центру муфты наматывают общий бандаж из бумажной ленты. Далее удаляют кольцевые пояски оболочек, закрепляя поясную изоляцию, обрабатывают торцы металлических оболочек и отгибают их края. Места соединения промывают прошпарочным составом.
На место соединения жил надвигают корпус муфты. Концам трубы с помощью валика придают сферическую форму. Обколачивание производят до плотного соприкосновения трубы с оболочкой кабеля. Затем тщательно подготовляют поверхность пайки шеек и оболочки кабеля. Алюминиевую оболочку лудят вначале припоем А, а затем оловянно-свинцовым. Места пайки после обработки слегка подогревают горелкой и протирают салфеткой, пропитанной стеарином. В месте среза брони на конце кабеля подматывают шнуровой асбест, предотвращая вытекание пропитывающего состава защитных покровов. Пламенем газовой горелки нагревают место пайки и пруток припоя. Пайку выполняют возможно быстрее, затрачивая не более 3—4 мин на один конец муфты. Для охлаждения и очищения места пайки горловины муфты покрывают стеарином. В верхней части муфты вырубают заливочные отверстия треугольной формы со сторонами 25—30 мм в виде отогнутого вверх «язычка». Перед заливкой в муфту небольшое количество кабельного состава сливают через носик ведра для очистки последнего от сора и пыли. Муфту подогревают до 50-60° С и заливают в три-четыре приема в одно из заливочных отверстий до тех пор, пока при вытекании из другого отверстия не прекратится выделение пены и пузырьков воздуха. По мере усадки и охлаждения муфту доливают (при этом заливочные отверстия закрывают чистой и сухой салфеткой). Затем заливочные отверстия плотно закрывают «язычками» и запаивают.
Свинцовую муфту заземляют, для чего провод заземления припаивают к бронелентам обоих кабелей и середине ее корпуса.
Учащиеся производят самооценку своей работы.
4. Закрепление изученного материала (5 мин.)
1. Расставьте в нужной последовательности рисунки, показывающие этапы технологии монтажа соединительной муфты.
Ответ:
Проверяем задание при помощи мультимедиа проектора. Учащиеся производят самооценку выполнения задания.
5. Подведение итогов урока (2 мин.)
Учитель отмечает хорошую работу учащихся. Обучающиеся сами оценивают свою деятельность на уроке. Говорят, о том, какой материал изучаемый на уроке покался им наиболее сложным, интересным и т.д.
Учитель объявляет оценки. Оценивание знаний учащихся производится частично самими же учащимися поэтапно во время урока и на основании полученных треугольников в конце урока.
6. Домашнее задание (2 мин.)
Повторите по опорному конспекту все, что изучили по теме урока, выучить определение «кабельная муфта».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве по теме: «Технология и машины для уборки картофеля»
Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве по теме: «Технология и машины для уборки картофеля»...
Методическая разработка открытого урока теоретического обучения на тему: «Технология и техника дуговой наплавки»
МДК.07.01 Технология электросварочных работ...
Тема урока: «Технология монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях напряжением до 10 кВ».
Раскрытый конспект открытого урока по тема «Технология монтажа и ремонта соединительных муфт на кабелях напряжением до 10 кВ»....
Проект открытого урока по электротехнике. Тема:"Электрические измерения. Электроизмерительные приборы".
Методическая разработка предназначена при изучнии нового материала. Используются групповая, фронтадьная формы работы. Может использоваться кейс-технология....
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.
Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....
план открытого урока производственной практики по теме: Монтаж автоматического ввода резерва.
план открытого урока производственной практики по теме: Монтаж автоматического ввода резерва....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по электротехнике на тему: «Трансформаторы»
Цели занятия:Образовательная – обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах; об устройстве и принципе действия трансформаторов;Развивающая – способствовать развитию мыслительных ...