МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по электротехнике на тему: «Трансформаторы»
методическая разработка
Цели занятия:
- Образовательная – обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах; об устройстве и принципе действия трансформаторов;
- Развивающая – способствовать развитию мыслительных способностей студентов; формированию умений и навыков при выполнении расчетных заданий; способствовать развитию самостоятельности мышления.
- Воспитательная – способствовать воспитанию у студентов устойчивого интереса к дисциплине и навыков работы в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_elektrotehnike.doc | 259.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по электротехнике
на тему: «Трансформаторы»
Разработал:
Дунаев М.А.,
мастер ПО
г.Миасс
2023 г.
План
- Введение
- Проект занятия
- Проект открытого занятия
- Содержание занятия
- Самоанализ занятия
- Литература
- Приложения
- Введение
Трансформаторы – наиболее распространенные устройства в современной электротехнике.
Изобретателем трансформатора является русский ученый П.Н.Яблочков. В 1876г. Яблочков использовал индукционную катушку с двумя обмотками в качестве трансформатора для питания изобретенных им электрических свечей. Трансформатор Яблочкова имел незамкнутый сердечник. Трансформаторы с замкнутым сердечником, подобные применяемым в настоящее время, появились значительно позднее, в 1884г. С изобретением трансформатора возник технический интерес к переменному току, который до этого времени не применялся.
Трансформаторы большой мощности на напряжение до сотен киловольт составляют основу систем передачи электроэнергии от электростанций по линиям электропередач к потребителям. Такие трансформаторы повышают напряжение переменного тока до значений, необходимых для экономичной передачи электроэнергии на значительные расстояния. В местах распределения электроэнергии между потребителями применяют трансформаторы, понижающие напряжение до требуемых для потребителя значений. Наряду с этим трансформаторы являются элементами электроприводов, нагревательных и других установок, где они осуществляют преобразование напряжения питающей сети до значений, необходимых для работы электродвигателей, нагревательных печей и других электроустройств.
Трансформатором называют статическое электромагнитное устройство, имеющее две (или более) индуктивно связанные обмотки и предназначенное для преобразования посредством явления электромагнитной индукции одной (первичной) системы переменного тока в другую (вторичную) систему переменного тока.
Наибольшее применение в электротехнических установках, а также в энергетических системах передачи и распределения электроэнергии имеют силовые трансформаторы, посредством которых изменяют значения переменного напряжения и тока. Трансформаторы разделяют на силовые трансформаторы общего и специального назначения. Силовые трансформаторы общего назначения применяются на линиях передачи и распределения электроэнергии, а также в различных электроустройствах для получения требуемого напряжения. Трансформаторы специального назначения характеризуются разнообразием рабочих свойств и конструктивного использования. К этим трансформаторам относятся печные и сварочные трансформаторы, трансформаторы для устройств автоматики (пик-трансформаторы, импульсные, умножители частоты, стабилизаторы напряжения), испытательные и измерительные трансформаторы и т. д.
II.Проект открытого урока по дисциплине «Основы электротехники»
Группа: МЦ-2-2(22)
Специальность: Мастер по обработке цифровой информации
Преподаватель: Дунаев М.А.
Дата проведения: 16 октября 2023 г.
Тема занятия: «Трансформаторы»
Вид занятия: урок
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Педагогическая технология: технология развивающего обучения с элементами игровой и проектной деятельности
Цели занятия:
- Образовательная – обобщить и углубить знания студентов о трансформаторах; об устройстве и принципе действия трансформаторов;
- Развивающая – способствовать развитию мыслительных способностей студентов; формированию умений и навыков при выполнении расчетных заданий; способствовать развитию самостоятельности мышления.
- Воспитательная – способствовать воспитанию у студентов устойчивого интереса к дисциплине и навыков работы в коллективе.
Межпредметные связи: физика, математика, материаловедение.
Квалификационные требования:
Студенты должны знать:
- понятия: взаимоиндукция, трансформатор;
- закон электромагнитной индукции;
- устройство и принцип действия трансформатора;
- классификацию трансформаторов
Студенты должны уметь:
- оперировать понятиями;
- производить расчеты КПД трансформатора, трансформаторной ЭДС;
- производить расчет коэффициента трансформации.
Средства обучения:
Плакаты, макет трансформатора, мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, видеоролик
Дидактический материал: кроссворд, задачи, тест, карточки-задания
Литература:
- Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники – М.: Академия, 2002.
- Гальперин М.В. Электротехника и электроника – М.: Форум, 2009.
- Гальперин М.В. Электронная техника – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2007.
- Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электроники – М.: Академия, 2009.
- Лотерейчук Е.А. Теоретические основы электротехники – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2009.
- Содержание урока
№ п/п | Ход урока | Теоретическое обоснование деятельности преподавателя | Прогнозируемая деятельность студентов | Время |
1 | Организационный этап | Приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы, психологический настрой на урок. | Приветствие преподавателя, настраивание на работу. | 2 мин. |
2 | Мотивация учебной деятельности | Обозначение темы, знакомство с целями урока. Создание эмоционального настроя на повторение и обобщение учебного материала | Студенты внимательно слушают | 3 мин |
3 | Обобщение и систематизация знаний | Организация групповой работы.
2 – Тестовые задания в виде игры «пинг-понг» – каждая микрогруппа задает команде сопернице по 6 тестовых вопросов по очереди. 3 – работа с карточками – заданиями – каждой микрогруппе выдается карточка с заданиями 4. сообщение дополнительного материала через опережающие задания, которые способствуют развитию навыков самостоятельности студентов, расширяют их кругозор, навыки публичного выступления 5- кроссворд 6 – повторение формул и решение задач | Студенты делятся на 3 микрогруппы Студенты смотрят видеоролик Студенты отвечают на тестовые вопросы, вспоминая ранее изученный материал Студенты выполняют индивидуальные задания по карточкам – по окончанию работы один из студентов обобщает полученный результат Студенты смотрят презентацию, слушают выступления Студенты разгадывают предложенный кроссворд Студенты вспоминают формулы, необходимые при проведении расчетов и решают предложенные задачи | 80 мин |
4 | Подведение итогов урока | Благодарит студентов, анализирует их работу, объявляет оценки | Студенты выслушивают оценки | 3 мин |
5 | Домашнее задание | Объявление домашнего задания, инструктаж по его выполнению. | Студенты слушают, записывают домашнее задание | 2 мин |
- Самоанализ занятия
- Данное занятие проводилось в группе, где студенты разного уровня по способностям, поэтому, планируя занятие, я использовал хорошие познавательные способности отдельных студентов, у которых хорошая память и имеются навыки мыслительной деятельности. Студенты с другими способностями участвовали в работе с понятиями, т.е. в репродуктивной деятельности.
- Повторительно-обобщающий урок по теме «Трансформаторы» является завершающим в изучении раздела «Трансформаторы». Урок обобщает, систематизирует знания студентов по данной теме. Опирается на знания, умения и навыки студентов, полученные на предыдущих занятиях по данной теме. Данный урок систематизирует знания студентов и обеспечивает формирование интереса к электротехнической науке, которые будут необходимой базой при изучении последующих тем и предметов.
- Данный тип урока (по технологии развивающего обучения с элементами игровой и проектной деятельности) был выбран в процессе отбора и анализа материала для занятия, т.к. на мой взгляд, это наиболее интересная и привлекательная форма для студентов при проведении повторительно-обобщающего урока.
- Объем необходимого материала был тщательно подобран, поэтому соответствовал времени занятия, которое было составлено и проведено компактно, как единое целое, где последующий этап вытекал из предыдущего.
- Студенты легко пришли к главным выводам, т.к. весь материал был логически связан, где один элемент присоединялся к другому, и создавалась целостная картина.
- Главный упор на уроке делался на развитие мыслительной деятельности студентов.
7. При систематизации и обобщении знаний использовались такие методы:
- наглядные;
- словесные: вводное слово преподавателя и проблемные вопросы активизировали умственную деятельность обучающихся, историческое мышление;
- использовались индуктивные и дедуктивные методы;
- частично-поисковая деятельность;
- информационные технологии.
8. На уроке присутствовала самостоятельная работа студентов – как индивидуальная, так и групповая. Задания были реподуктивного и развивающего характера, разноуровневые (использовался дифференцированный и деятельностный подходы). Каждый вид работы предварял инструктаж преподавателя.
9. Контроль знаний проходил в течение всего занятия: при актуализации знаний, во время беседы, выводах и т.д.
10. Высокая работоспособность обеспечивалась за счет активизации и упрощения материала, с помощью информационных технологий. Психологический климат обеспечивался поощрениями студентов.
11. На уроке царила творческая, поисковая атмосфера, сотрудничество и взаимопонимание преподавателя и студентов. Студенты на уроке были активны, с удовольствием участвовали во всех видах учебной деятельности.
12. Домашнее задание носило вариативный, разноуровневый характер с последующим инструктажем.
13. Цели, поставленные преподавателем, достигнуты. Половина студентов группы получила положительные оценки.
- Литература
- Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники – М.: Академия, 2002.
- Гальперин М.В. Электронная техника – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2007.
- Гальперин М.В. Электротехника и электроника – М.: Форум, 2009.
- Лотерейчук Е.А. Теоретические основы электротехники – М.: ИД Форум – ИНФРА, 2009.
- Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электроники – М.: Академия, 2009.
- Приложения
Приложение 1
Тест «пинг-понг»
ГРУППА 1
- Трансформатор – это электростатический аппарат, служащий для изменения величины
- Тока
- Напряжения
- Сопротивления
- На каком явлении основана работа трансформатора
- Электромагнитной индукции
- Самоиндукции
- Взаимоиндукции
- Если коэффициент трансформации k>1, то такой трансформатор
- Повышающий
- Понижающий
- Силовой
- Непосредственно к стержню примыкает обмотка
- Высшего напряжения
- Низшего напряжения
- Среднего напряжения
5. Расширитель в масляных трансформаторах используют для
- Регулирования уровня масла
- Регулирования температуры
- Регулирования напряжения
- Если вторичная обмотка разомкнута, а к первичной подключено номинальное напряжение, то это режим
- Номинальный
- Короткого замыкания
- Холостого хода
ГРУППА 2
- Открытие и использование первого трансформатора принадлежит русскому ученому
- П.Н. Яблочкову
- М.О. Доливо-Добровольскому
- Э.Х. Ленцу
- Обмотку трансформатора, которую включают в сеть, называют
- Первичной
- Вторичной
- Нейтральной
- Если коэффициент трансформации k<1, то такой трансформатор
а) Повышающий
б) Понижающий
в) Силовой
4. Трансформаторы небольшой мощности с воздушным охлаждением называют
- Сухими
- Воздушными
в) Малой мощности
5. Трансформатор, у которого конец одной обмотки электрически соединен с началом другой называется
- Трехфазный трансформатор
- Двухфазный трансформатор
- Автотрансформатор
6. Если первичная обмотка включена в сеть под напряжение, а в цепь вторичной обмотки включена нагрузка, то это режим
- Номинальный
- Короткого замыкания
- Холостого хода
ГРУППА 3
- Какой закон лежит в основе принципа действия трансформатора
- Закон Ампера
- Закон электромагнитной индукции
- Правило Ленца
- Обмотка, к которой присоединяют потребитель, называется
- Первичная
- Вторичная
- Нейтральная
3. Как называют верхнюю часть магнитопровода?
- Крышка
- Стержень
- Ярмо
4. В мощных трансформаторах применяют трансформаторное масло для
- Смазки
- Охлаждения
- Не применяют вообще
5. Если первичная обмотка включена под напряжение, а вторичная замкнута на себя, то это режим
- Номинальный
- Короткого замыкания
- Холостого хода
6. Идея использования трехфазного трансформатора принадлежит
- П.Н. Яблочкову
- М.О. Доливо-Добровольскому
- Э.Х. Ленцу
Приложение 2
Карточки заданий
Классификация трансформаторов
1 | По назначению | |
2 | По числу фаз | |
3 | По числу обмоток | |
4 | Способы охлаждения | |
5 | По частоте | |
6 | По форме магнитопровода |
Устройство трансформатора
1 | Трансформатор какого типа изображен на рисунке | |
2 | Трансформаторы какого охлаждения называют сухими? | |
3 | Как называют верхнюю часть магнитопровода? | |
4 | Какая из обмоток – обмотка низшего напряжения? 2 1 | |
5 | Для чего используется расширитель трансформатора? | |
6 | Можно ли расширитель трансформатора полностью залить маслом? |
Принцип действия
1 | На каком законе основан принцип действия трансформатора? | |
2 | При каком напряжении целесообразно передавать энергию? | |
3 | Какой это трансформатор?
I1=10 А I2=5 А U1=100B U2=200B | |
4 | На каком явлении основана работа трансформатора? | |
5 | Чему равно отношение напряжений на зажимах первичной и вторичной обмоток? | |
6 | Какие трансформаторы используются для питания электроэнергией жилых помещений? |
Приложение 3
Кроссворд
1 | |||||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||
4 | 3 | ||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||
8 | 9 | ||||||||||||||||||||
По горизонтали:
- Сосуд, цилиндрической формы, установленный на крышке бака с маслом и сообщающийся с ним.
- Явление, на котором основана работа трансформатора.
- Непосредственно на нем располагаются обмотки трансформатора.
- Аппарат для изменения величины напряжения
- Ему принадлежит открытие трансформатора
- Его собирают из листов электротехнической стали толщиной 0,32 – 0,5 мм
- Какие трансформаторы используются для питание электроэнергией жилых помещений
- Трансформатор небольшой мощности с воздушным охлаждением.
- Как называется трансформатор, если его k>1
По вертикали:
- Трансформатор, у которого конец одной обмотки электрически соединен с началом другой.
- Обмотка, соединенная с источником энергии
- Обмотка, соединенная с нагрузкой
- Режим работы трансформатора, когда первичная обмотка включена под номинальное напряжение, а в цепь вторичной обмотки включена нагрузка
- Как называют верхнюю часть магнитопровода
Приложение 4
Задачи
Задача 1.
Максимальный магнитный поток в сердечнике однофазного трансформатора равен 0,005Вб. При холостом ходе замерено напряжение на вторичной обмотке, равное 120 В. Число витков первичной обмотки ω1=500. Частота сети 50 Гц. Найти коэффициент трансформации и напряжение питающей сети.
Задача 2.
Трансформатор мощностью P2=60 кВА имеет потери в стали Pст=400вт и потери в обмотках при полной нагрузке (100 %) Pобн=1350 вт. Определить коэффициент полезного действия при нагрузках 100%, 75%, 50%, и 25% номинальной, считая нагрузку чисто активной (cosφ=1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по истории тема : " Правители России "
Характеристики правителей России . Широкое привлечение исторической литературы и источников ....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
Проект открытого урока по электротехнике. Тема:"Электрические измерения. Электроизмерительные приборы".
Методическая разработка предназначена при изучнии нового материала. Используются групповая, фронтадьная формы работы. Может использоваться кейс-технология....
Методическая разработка открытого урока по электротехнике
Методическая разработка открытого урока по электротехнике предназначена для педагогов технических специальностей СПО...
Методическая разработка открытого урока по теме "Трансформаторы" по УД "Электротехнике"
Введение. Психолого-педагогическая характеристика группы. План открытого урока. Содержание занятия. Анализ открытого урока....
Методическая разработка открытого урока по ОП.04 Основы электротехники
Тема урока: «Электрические цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным сопротивлением»....
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....