Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.05. Основы финансовой грамотности» разработана в СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»
в соответствии с ФГОС СПО по профессии 29.01.34 «Оператор оборудования швейного производства (по видам)», утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 698 от 18.09.2023, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (рег. № 75 715 от 25.10.2023).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sg.05._osnovy_finans_gramotnosti_shvei_-_kopiya.docx | 105.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБУХОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 4»
УТВЕРЖДАЮ
Директор СПб ПОУ
«Обуховское училище № 4»
_____________ С.Н. Елагин
«____» _____________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Наименование профессии
«Оператор оборудования швейного производства»
Квалификация выпускника
оператор оборудования швейного производства;
Швея, 3 разряд
Санкт-Петербург 2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.05. Основы финансовой грамотности» разработана в СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»
в соответствии с ФГОС СПО по профессии «Оператор оборудования швейного производства (по видам)», утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 698 от , зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (рег. № 75 715 от ).
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное казённое
профессиональное образовательное учреждение «Обуховское училище № 4»
Разработчики:
Демичева С.В., преподаватель первой квалификационной категории
Согласовано c работодателем:
начальник центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области подполковник внутренней службы Минин М.А.
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
на педагогическом совете
СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»
Протокол № ___от «___» __________ 202__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «СГ.05. Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии «Оператор оборудования швейного производства».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Целью учебной дисциплины является формирование финансовой грамотности обучающихся, а именно:
приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;
развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятий решений о сохранении и накоплении денежных средств семьи, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
расширение представлений о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
Актуальность учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» заключается
в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие общие умения и знания:
Код компетенции | Формулировка компетенции | Знания, умения |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Умения: |
распознавать задачу и/или проблему | ||
анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части | ||
определять этапы решения задачи | ||
выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | ||
составлять план действия | ||
определять необходимые ресурсы | ||
владеть актуальными методами работы | ||
реализовывать составленный план | ||
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | ||
Знания: | ||
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить | ||
основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте | ||
алгоритмы выполнения работ | ||
методы работы в профессиональной и смежных сферах; | ||
структуру плана для решения задач | ||
порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | ||
ОК 02 | Использовать современные средства поиска, анализа | Умения: |
определять задачи для поиска информации | ||
определять необходимые источники информации | ||
планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию | ||
выделять наиболее значимое в перечне информации | ||
оценивать практическую значимость результатов поиска | ||
оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач | ||
использовать современное программное обеспечение | ||
использовать различные цифровые средства | ||
Знания: | ||
номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности | ||
приемы структурирования информации | ||
формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации | ||
порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности | ||
ОК 03 | Планировать | Умения: |
определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности | ||
применять современную научную профессиональную терминологию | ||
определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | ||
выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи | ||
презентовать идеи открытия собственного дела | ||
рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования | ||
определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности | ||
презентовать бизнес-идею | ||
определять источники финансирования | ||
Знания: | ||
содержание актуальной нормативно-правовой документации | ||
современная научная и профессиональная терминология | ||
возможные траектории профессионального развития и самообразования | ||
основы предпринимательской деятельности основы финансовой грамотности | ||
правила разработки бизнес-планов | ||
порядок выстраивания презентации | ||
кредитные банковские продукты | ||
ОК 04 | Эффективно взаимодействовать | Умения: |
организовывать работу коллектива и команды | ||
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | ||
Знания: | ||
психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности | ||
основы проектной деятельности | ||
ОК 05 | Осуществлять устную | Умения: |
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике | ||
Знания: | ||
особенности социального и культурного контекста | ||
правила оформления документов и построения устных сообщений | ||
ОК 06 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение | Умения: |
описывать значимость своей профессии | ||
применять стандарты антикоррупционного поведения | ||
Знания: | ||
сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей | ||
значимость профессиональной деятельности | ||
стандарты антикоррупционного поведения |
Планируемые предметные результаты освоения дисциплины «Основы финансовой грамотности»:
Знать:
- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банковские услуги и продукты, инвестиции, риски, ценные бумаги, страхование, налоги, пенсионные накопления, финансовая безопасность и др.);
- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами.
Уметь:
применять на практике правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок).
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины, всего | 36 |
в т. ч.: | |
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 36 |
в т. ч.: | |
Лекция | 28 |
Практические занятия | 6 |
Промежуточная аттестация проводится в форме | 2 |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «СГ.05. Основы финансовой грамотности»
Объем курса «СГ.05. Основы финансовой грамотности» - 36 ак. час. | |||||||||||
РАЗДЕЛЫ | ТЕМЫ | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы | ||||||||
№ | Наименование | Час | № | Наименование | Час | № | Наименование | ||||
всего | аудит | лаб-практ | зачёты | ||||||||
1 | Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях ограниченности ресурсов | 2 | Сущность финансовой грамотности населения, её цели и задачи | 2 | 2 | Понятие и сущность финансовой грамотности. Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | ||||
2 | Место России в международной банковской системе | 10 | Банковская система Российской Федерации | 4 | 2 | История возникновения банков. Структура современной банковской системы и её функции | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | ||||
2 | Виды банковских организаций. Виды банковских услуг. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||||
Основные виды банковских операций | 6 | 2 | Депозит и его виды | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||
2 | Кредит и его виды. Принципы кредитования. Схемы погашения платежей по кредиту | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||||
2 | Расчётно-кассовые операции. Виды платёжных средств | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||||
3 | Налоговая система Российской Федерации | 4 | Система налогообложения физических лиц | 2 | 2 | Экономическая сущность понятия налог. Структура налоговой системы | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | ||||
Личное налоговое планирование | 2 | 2 | Личное налоговое планирование. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||
4 | Инвестиции | 12 | Формирование стратегии инвестирования и инструменты для её реализации | 8 | 2 | Сущность инвестирования. Формирование стратегии инвестирования. Классификация инвестиций | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | ||||
2 | Виды ценных бумаг и производных финансовых инструментов; понятие их доходности | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||||
2 | Способы принятия финансовых решений. Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджет. Бизнес-план | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||||
2 | Практическая работа № 1: Составление семейного бюджета | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||||
Риски принятия индивидуальных финансовых решений и финансовая безопасность | 4 | 2 | Риски инвестиционных финансовых решений физических лиц. Методы оценки рисков на финансовом рынке | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||
2 | Практическая работа № 2: Формирование оптимального инвестиционного портфеля | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||||
5 | Социальное страхование и социальное обслуживание | 6 | Социальное обеспечение и социальное обслуживание граждан | 2 | 2 | Социальное обеспечение и социальное обслуживание граждан. Основные понятия в страховании. Страховые риски | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | ||||
Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения | 4 | 2 | Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд РФ, негосударственный пенсионный фонд и их функции | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||
2 | Практическая работа № 3: Примерный расчёт пенсии гражданина | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06 | |||||||||
6 | Итоговая аттестация | 2 | Итоговая аттестация | 2 | 2 | Недифференцированный зачёт | |||||
ИТОГО | 36 | 36 | 28 | 6 | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет теоретического обучения, оснащенный оборудованием:
учебная доска;
рабочие места по количеству обучающихся;
наглядные пособия;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
персональный компьютер для преподавателя и мультимедийное оборудование.
Информационное обеспечение реализации программы
Библиотечный фонд училища располагает печатными ресурсами для использования в образовательном процессе по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для самостоятельной работы обучающихся.
- Основные печатные издания
- Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. - М.: ВАКО, 2020 - 32 с.
- 1. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО. - М.: ВАКО, 2020 - 48 с.
- Основные электронные издания
- Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности: Краткий курс / А. Богдашевский. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. — 304 с. — ISBN 978-5-9614-6626-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
- Основы экономики: учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахметов, Н. Г. Соколова, Э. Н. Тихонова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Соколовой. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 c. — ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5- #1058;екст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
- Финансовая грамотность: учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, А. Н. Козлов [и др.]. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. — 212 c. — ISBN 978-5-9275-3558-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
- Дополнительные источники
- Каджаева М.Р., Финансовая грамотность. / Для всех специальностей СПО / — Москва: Академия, 2023.
- Каджаева М.Р., Финансовая грамотность. Практикум / Для всех специальностей СПО / — Москва: Академия, 2023.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине:
Требования к образованию и обучению | Наличие профессионального образования, соответствующего преподаваемой дисциплине. Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности. |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) | оценка «5» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения; оценка «4» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения; оценка «3» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала; оценка «2» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно. |
|
уметь применять на практике правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) | - наблюдение за выполнением практических занятий; - защита практических занятий; |
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
Знать: - владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банковские услуги и продукты, инвестиции, риски, ценные бумаги, страхование, налоги, пенсионные накопления, финансовая безопасность и др.) - знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами | Количество правильных ответов на вопросы теста : не менее 60 % | Тестирование. Экспертное наблюдение за активностью на занятиях. |
Перечень умений, осваиваемых в рамках данной дисциплины | ||
Уметь: применять на практике правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) | В результате выполнения заданий (тестирование, расчетные задачи) выполнено не менее 60% верно. | Оценка результатов самостоятельной работы на занятиях. Тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Финансово экономические расчеты в электронных таблицах
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫФинансово экономические расчеты в электронных таблицах 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью ос...
Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность", 10-11 класс
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ .Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю,...
Рабочая программа дисциплины "Основы финансовой грамотности"
Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (профессии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельностидля обучающихся программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих/ подготовки специали...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенност...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 13.02.01 Тепловые электрические станции
Изучение программного материала по дисциплине «Финансовая грамотность» составлены с учетом формирования основ финансовой грамотности у обучающихся, предполагающей освоение базовых фи...
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 "Основы финансовой грамотности" Специальность: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений...