Рабочая программа учебной дисциплины "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.05. Основы финансовой грамотности» разработана в СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»
в соответствии с ФГОС СПО по профессии 29.01.34 «Оператор оборудования швейного производства (по видам)», утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 698 от 18.09.2023, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (рег. № 75 715 от 25.10.2023).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПУ4

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБУХОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 4»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ПОУ

«Обуховское училище № 4»

_____________ С.Н. Елагин

«____» _____________ 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СГ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Наименование профессии

«Оператор оборудования швейного производства»

Квалификация выпускника

оператор оборудования швейного производства;

Швея, 3 разряд

Санкт-Петербург 2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.05. Основы финансовой грамотности» разработана в СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»
в соответствии с ФГОС СПО по профессии «Оператор оборудования швейного производства (по видам)», утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 698 от , зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации (рег. № 75 715 от ).

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное казённое
профессиональное образовательное учреждение «Обуховское училище № 4»

Разработчики:

Демичева С.В., преподаватель первой квалификационной категории

Согласовано c работодателем:

начальник центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-6 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области подполковник внутренней службы Минин М.А.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на педагогическом совете

СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»

Протокол № ___от «___» __________ 202__ г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.05. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «СГ.05. Основы финансовой грамотности» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии «Оператор оборудования швейного производства».

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций ОК 01, 02, 03, 04, 05, 06.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

Целью учебной дисциплины является формирование финансовой грамотности обучающихся, а именно:

приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;

развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятий решений о сохранении и накоплении денежных средств семьи, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;

расширение представлений о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.

Актуальность учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» заключается
в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие общие умения и знания:

Код компетенции

Формулировка компетенции

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Умения:

распознавать задачу и/или проблему
в профессиональном и/или социальном контексте

анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части

определять этапы решения задачи

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

составлять план действия

определять необходимые ресурсы

владеть актуальными методами работы
в профессиональной и смежных сферах

реализовывать составленный план

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания:

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить

основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

алгоритмы выполнения работ
в профессиональной и смежных областях

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

структуру плана для решения задач

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения:

определять задачи для поиска информации

определять необходимые источники информации

планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию

выделять наиболее значимое в перечне информации

оценивать практическую значимость результатов поиска

оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач

использовать современное программное обеспечение

использовать различные цифровые средства
для решения профессиональных задач

Знания:

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности

приемы структурирования информации

формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации

порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности
в том числе с использованием цифровых средств

ОК 03

Планировать
и реализовывать собственное профессиональное
и личностное развитие, предпринимательскую деятельность
в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности
в различных жизненных ситуациях

Умения:

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности

применять современную научную профессиональную терминологию

определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи

презентовать идеи открытия собственного дела
в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план

рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования

определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности

презентовать бизнес-идею

определять источники финансирования

Знания:

содержание актуальной нормативно-правовой документации

современная научная и профессиональная терминология

возможные траектории профессионального развития и самообразования

основы предпринимательской деятельности основы финансовой грамотности

правила разработки бизнес-планов

порядок выстраивания презентации

кредитные банковские продукты

ОК 04

Эффективно взаимодействовать
и работать в коллективе и команде

Умения:

организовывать работу коллектива и команды

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания:

психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности

основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального
и культурного контекста

Умения:

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике
на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания:

особенности социального и культурного контекста

правила оформления документов и построения устных сообщений

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе
с учетом гармонизации межнациональных
и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

Умения:

описывать значимость своей профессии

применять стандарты антикоррупционного поведения

Знания:

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей

значимость профессиональной деятельности
по профессии

стандарты антикоррупционного поведения
и последствия его нарушения

Планируемые предметные результаты освоения дисциплины «Основы финансовой грамотности»:

Знать:

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банковские услуги и продукты, инвестиции, риски, ценные бумаги, страхование, налоги, пенсионные накопления, финансовая безопасность и др.);

- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами.

Уметь:

применять на практике правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок).

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины, всего

36

в т. ч.:

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

36

в т. ч.:

Лекция

28

Практические занятия

6

Промежуточная аттестация проводится в форме
недифференцированного зачета

2

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «СГ.05. Основы финансовой грамотности»

Объем курса «СГ.05. Основы финансовой грамотности» - 36 ак. час.

РАЗДЕЛЫ

ТЕМЫ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

Наименование

Час

Наименование

Час

Наименование

всего

аудит

лаб-практ

зачёты

1

Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях ограниченности ресурсов

2

Сущность финансовой грамотности населения, её цели и задачи

2

2

Понятие и сущность финансовой грамотности. Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Место России в международной банковской системе

10

Банковская система Российской Федерации

4

2

История возникновения банков. Структура современной банковской системы и её функции

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Виды банковских организаций. Виды банковских услуг. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

Основные виды банковских операций

6

2

Депозит и его виды

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Кредит и его виды. Принципы кредитования. Схемы погашения платежей по кредиту

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Расчётно-кассовые операции. Виды платёжных средств

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

3

Налоговая система Российской Федерации

4

Система налогообложения физических лиц

2

2

Экономическая сущность понятия налог. Структура налоговой системы

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

Личное налоговое планирование

2

2

Личное налоговое планирование. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

4

Инвестиции

12

Формирование стратегии инвестирования и инструменты для её реализации

8

2

Сущность инвестирования. Формирование стратегии инвестирования. Классификация инвестиций

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Виды ценных бумаг и производных финансовых инструментов; понятие их доходности

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Способы принятия финансовых решений. Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджет. Бизнес-план

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Практическая работа № 1: Составление семейного бюджета

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

Риски принятия индивидуальных финансовых решений и финансовая безопасность

4

2

Риски инвестиционных финансовых решений физических лиц. Методы оценки рисков на финансовом рынке

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Практическая работа № 2: Формирование оптимального инвестиционного портфеля

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

5

Социальное страхование и социальное обслуживание

6

Социальное обеспечение и социальное обслуживание граждан

2

2

Социальное обеспечение и социальное обслуживание граждан. Основные понятия в страховании. Страховые риски

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

Пенсионное страхование

как форма социальной защиты населения

4

2

Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд РФ, негосударственный пенсионный фонд и их функции

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

2

Практическая работа № 3: Примерный расчёт пенсии гражданина

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06

6

Итоговая аттестация

2

Итоговая аттестация

2

2

Недифференцированный зачёт

ИТОГО

36

36

28

6

2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет теоретического обучения, оснащенный оборудованием:

учебная доска;

рабочие места по количеству обучающихся;

наглядные пособия;

рабочее место преподавателя;

техническими средствами обучения:

персональный компьютер для преподавателя и мультимедийное оборудование.

Информационное обеспечение реализации программы

Библиотечный фонд училища располагает печатными ресурсами для использования в образовательном процессе по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для самостоятельной работы обучающихся.

  1. Основные печатные издания
  1. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. - М.: ВАКО, 2020 - 32 с.
  2. 1. Жданова А.О., Зятьков М.А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. СПО. - М.: ВАКО, 2020 - 48 с.

  1. Основные электронные издания
  1. Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности: Краткий курс / А. Богдашевский. — Москва: Альпина Паблишер, 2018. — 304 с. — ISBN 978-5-9614-6626-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
  2. Основы экономики: учебное пособие для СПО / Р. А. Галиахметов, Н. Г. Соколова, Э. Н. Тихонова [и др.] ; под редакцией Н. Г. Соколовой. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 373 c. — ISBN 978-5-4488-0911-8, 978-5- #1058;екст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL:
  3. Финансовая грамотность: учебник / Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова, А. Н. Козлов [и др.]. — Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. — 212 c. — ISBN 978-5-9275-3558-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:

  1. Дополнительные источники
  1. Каджаева М.Р., Финансовая грамотность. / Для всех специальностей СПО / — Москва: Академия, 2023.
  2. Каджаева М.Р., Финансовая грамотность. Практикум / Для всех специальностей СПО / — Москва: Академия, 2023.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по дисциплине:

Требования к образованию и обучению

Наличие профессионального образования, соответствующего преподаваемой дисциплине.

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года.

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Текущий контроль

Критерии оценки

Методы оценки

знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок)

оценка «5» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения;

оценка «4» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения;

оценка «3» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала;

оценка «2» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.

  • тестирование;
  • фронтальный и индивидуальный опросы

уметь применять на практике правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок)

- наблюдение за выполнением практических занятий;

- защита практических занятий;

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины

Знать:

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банковские услуги и продукты, инвестиции, риски, ценные бумаги, страхование, налоги, пенсионные накопления, финансовая безопасность и др.)

- знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами

Количество правильных ответов на вопросы теста : не менее 60 %

Тестирование. Экспертное наблюдение за активностью на занятиях.

Перечень умений, осваиваемых в рамках данной дисциплины

Уметь:

применять на практике правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок)

В результате выполнения заданий (тестирование, расчетные задачи) выполнено не менее 60% верно.

Оценка результатов самостоятельной работы на занятиях. Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Финансово экономические расчеты в электронных таблицах

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫФинансово экономические расчеты в электронных таблицах 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью ос...

Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность", 10-11 класс

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ .Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю,...

Рабочая программа дисциплины "Основы финансовой грамотности"

Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (профессии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельностидля обучающихся программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих/ подготовки специали...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенност...

Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 13.02.01 Тепловые электрические станции

Изучение программного материала по дисциплине «Финансовая грамотность» составлены с учетом формирования основ финансовой грамотности  у обучающихся, предполагающей освоение базовых фи...

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 "Основы финансовой грамотности" Специальность: 21.02.01 Разработка и эксплуатация  нефтяных и газовых месторождений...