РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности
для обучающихся программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих/ подготовки специалистов среднего звена
профессия 54.01.20 Графический дизайнер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
departament_obrazovaniya_i_nauki_goroda_moskvy.docx | 52.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности
для обучающихся программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих/ подготовки специалистов среднего звена
профессия 54.01.20 Графический дизайнер
Москва, 2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 10. Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального профессия 54.01.20 Графический дизайнер, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 N 1543.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы "Технологический колледж № 34"
Преподаватель: Морозова Т.Н.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 10. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Учебная дисциплина ОП 10. Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности, является дисциплиной, которая относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих (ОК 02, ОК 04, ОК 11) профессиональных компетенций (ПК6.1, ПК6.2, ПК6.3), а также личностных результатов (Л1-4).
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД | Комплексное решении задач создания и прекращения собственного бизнеса, текущего ведения и развития составляющих его бизнес-проектов по производству и продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг. |
ПК 6.1. | Определять бизнес-возможности и формулировать бизнес-идею |
ПК 6.2 | Разрабатывать бизнес-проекты и актуализировать концепцию бизнеса. |
ПК 6.3 | Планировать, находить и привлекать ресурсы к реализации бизнес-проектов |
ПК 6.4 | Оценивать социальные, экономические и технологические условия осуществления предпринимательской деятельности и прогнозировать сценарии развития бизнеса |
1.1.3. Перечень личностных результатов, элементы которых формируются в рамках дисциплины:
ЛР 1 | Осознание себя как члена семьи, общества и государства |
ЛР 2 | Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений |
ЛР 3 | Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки |
ЛР 4 | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях |
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь и знать:
Код [1] ОК | Умения | Знания |
ОК 2 ПК 6.2 Л1-4 | Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | Номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 4 ПК 6.1 ПК 6.3 Л1-4 | Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 11ПК 6.2 Л1-4 | Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности ; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования | Основы финансовой грамотности; основы предпринимательской деятельности; правила разработки деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; определять источники финансирования |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Объем образовательной программы | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе в форме практической подготовки: | |
практические занятия | 60 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
Консультация | 2 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена. 8 |
Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а в случае отсутствия убрать из списка за исключением самостоятельной работы.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 10. Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, ак. Ч | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основы финансовой грамотности | |||
Введение | Практическая работа №1 Определение целей и задач финансовой грамотности | 2 | ОК11.Л1-4 |
Тема 1.1. Финансовое планирование семьи | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 6 |
| |
Практическая работа №2 Расчет личного и семейного бюджета. Источники финансовых средств семьи. Виды денежных средств. Доходы и способы их получения | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа №3 Деловая игра: составление личного и семейного бюджета, оценка их баланса | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа №4 Составление личного финансового плана, анализ и коррекция личного финансового плана. | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Тема 1.2 Банковская система РФ | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 4 |
| |
Практическая работа №5 сравнительный анализ предложений банковских услуг, отбор банков в зависимости от финансовых целей | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа №6 Групповые презентации кейса: онлайн-услуги банков: использование и оценка. | 2 | ОК2. ОК4. ОК11 Л1-4 | |
Тема 1.3. | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 6 |
| |
Практическая работа №7 Кейс: заключение кредитного договора с банком, на что обратить внимание. | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа №8 Групповые информационные сообщения и презентации: анализ рынка кредитных предложений | 2 | ОК2. ОК4. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа №9 Оценка платежеспособности. | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Тема 1.4. Страхование | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 8 |
| |
Практическая работа №10 Выбор страховой компании и страхового продукта | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа №11 Деловая игра «Страховые агентства». | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа № 12 Формирование навыков выбора предложений страховых компаний и поведения для защиты прав потребителя страховых услуг. | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа № 13 Кейс: заключаем договор страхования, выбор страхового продукта и страховой компании. | 2 | ОК2. ОК4. ОК11 Л1-4 | |
Тема 1.5 | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 6 |
| |
Практическая работа № 14 Тренинг: формирование представлений о инструментах инвестирования. | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа № 15 Выбор брокера. Открытие ИИС | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа № 16 Деловая игра: Начинаем инвестировать | 2 | ОК2. ОК4. ОК11 Л1-4 | |
Тема 1.6 | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 4 |
| |
Практическая работа № 17 Тренинг: анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа № 18 Работа с Интернет-ресурсами: официальный сайт Пенсионного фонда РФ. | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Тема 1.7 Налоги | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 4 |
| |
Практическая работа № 19 Тренинг: формирование практических навыков получения налоговых вычетов, льгот для физических лиц. заполнение налоговой декларации по различным видов налогов. | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа № 20 Кейс: выбор режима налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса. | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Тема 1.8 | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 4 |
| |
Практическая работа № 21 Тренинг: финансовая безопасность | 2 | ОК2. ОК11 Л1-4 | |
Практическая работа № 22 Деловая игра: Защита от финансовых мошенников | 2 | ОК2. ОК4. ОК11 Л1-4 | |
Раздел 2. Основы предпринимательства |
|
| |
Тема 2.1 Понятие и сущность | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 4 |
| |
Практическая работа № 23 организация бизнеса, выбор организационно-правовой формы (краткое описание проектируемого бизнеса/бизнес-идеи; характеристика продукта/услуги; наименование продукции/услуги: назначение и область применения). | 2 | ОК2. ОК11. ПК6.1 ПК6.2 Л1-4 | |
Практическая работа № 24 Определение конкурентоспособности; степени готовности к выпуску и реализации продукции/услуги | 2 | ОК2. ОК11 ПК6.1 ПК6.2 Л1-4 | |
Тема 2.2 | Содержание учебного материала |
| |
Практические и лабораторные занятия | 2 |
| |
Практическая работа № 25 изучение целевого рынка, | 2 | ОК2. ОК11 ПК6.1 ПК6.2 Л1-4 | |
Тема 2.3 Маркетинговый план и стратегия продаж | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 2 |
| |
Практическая работа № 25 Проведение маркетингового анализа бизнес-среды. Составление плана продаж, | 2 | ОК2. ОК11 ПК6.1 ПК6.2 Л1-4 | |
Тема 2.4 Устойчивое развитие бизнеса | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 2 |
| |
Практическая работа № 26 Разработка кадровой политики по проектируемому бизнесу. Оценка устойчивости спроса на продукцию/услуги. | 2 | ОК2. ОК11 ПК6.1 ПК6.2 Л1-4 ПК 6.3 | |
Тема 2.5 Технико- экономическое обоснование проекта, включая финансовые показатели | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 2 |
| |
Практическая работа № 27 Составление бюджета проекта. Определение прогнозных объемов продаж. Расчет стоимости продукции/услуги. Расчет эффективности проекта. | 2 | ОК2. ОК11 ПК6.1 ПК6.2 Л1-4 | |
Тема 2.6 | Содержание учебного материала |
|
|
Практические и лабораторные занятия | 4 |
| |
Практическая работа № 29 Техника презентации. Защита бизнес-плана. Предпринимательский этикет | 2 | ОК2. ОК11 ПК6.1 ПК6.2 Л1-4 | |
Практическая работа № 30 Технико-экономическое обоснование бизнес проекта | 2 | ОК2. ОК11 ПК6.1 ПК6.2 ПК 6.3 Л1-4 | |
Самостоятельная работа | Подготовка бизнес-плана | 2 | ОК2. ОК11 ПК6.1 ПК6.2 ПК 6.3 Л1-4 |
Консультация | 2 |
| |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 8 |
| |
Всего | 72 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет наименование кабинета из указанных в ОПОП, оснащенный
- оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места для обучающихся.
- техническими средствами обучения:
- компьютером (оснащенным набором стандартных лицензионных компьютерных программ) с доступом к Интернет-ресурсам;
- мультимедийным проектором и экраном, интерактивной доской.).
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации предусматривает печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные источники
3.2.1.1. Основные печатные издания
1. Жданова А.О., Савицкая Е.В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование. – М.: ВАКО, 2020. – 400 с.
3.2.1.2. Основные электронные издания
1. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 435 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11053-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476085
3.2.2. Дополнительные источники
- Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций [Электронный ресурс]. Ре-жим доступа: http://fmc.hse.ru/bezdudnivideo
- Баринов, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Баринов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020.
— 272 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091- 082-5. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1052230
- Бизнес-планирование: учебник / под ред. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. — Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. — 296 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-9558-0617-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1054014
- Волков, А. С. Бизнес-планирование: учебное пособие / А.С. Волков, А.А. Марченко. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2020. - 81 с. - (СПО). - ISBN 978-5-369-01764-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1099263
- Голубева, Т. М. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие / Т. М. Голубева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Форум
: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 256 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-91134-857-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1043215
- Морошкин, В. А. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16- 012223-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/945177
- Флицлер А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.В. Флицлер, Е.А. Тарханова.
- Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 154 с. – (Профессиональное образование). – Текст: непосредственный: https://urait.ru/viewer/osnovy- finansovoy-gramotnosti-496684#page/136
- Чумаченко В. В., Горяев А. П. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. – М. Просвещение, 2019. – 272 с.
- Яковлев, Г. А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / Г.А. Яковлев. — 2-е изд. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 313 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-015386-5.
- Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1093094.
3.2.3 Электронные ресурсы (активная ссылка с датой обращения)
- Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]
- Режим доступа: www.cbr.ru
- Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.minfin.gov.ru
- Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.nalog.ru
- Пенсионный фонд РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.pfr.gov.ru
- Роспотребнадзор [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.rospotrebnadzor.ru
- Электронный ученик по финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://школа.вашифинансы.рф/
- Ваши финансы.рф [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vashifinancy.ru
- Федеральный методический центр по финансовой грамотности [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fmc.hse.ru
- Fincult.info [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fincult.info
- Образовательные проекты ПАКК [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.edu.pacc.ru
- Журнал «Главбух» www.glavbukh.ru
- Сайт «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов в России» www.ipbr.org
- Бух. 1С. Интернет-ресурс для бухгалтеров www.buh.ru
- Справочная правовая система http://www.consultant.ru/
- Информационно-правовой портал http://www.garant.ru/
- Справочно-правовая система https://normativ.kontur.ru/
- Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.edu-all.ru/
- Бизнес-портал БИБОСС https://www.beboss.ru/
- Инвест Якутия https://investyakutia.com/#slides
- Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства https://opora.ru/
- Социальное предпринимательство России https://soindex.ru/
- Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства https://corpmsp.ru/
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства https://rcsme.ru/ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов очно- дистанционного обучения |
Освоенные умения: - определяет задачи для поиска информации; определяет необходимые источники информации; планирует процесс поиска; структурирует получаемую информацию; выделяет наиболее значимое в перечне информации; оценивает практическую значимость результатов поиска; оформляет результаты поиска;
деятельности;
идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформляет бизнес-план; рассчитывает размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определяет инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; определяет источники финансирования. Усвоенные знания:
информации; о форматах оформления результатов поиска информации;
психологических особенностях личности; основах проектной деятельности;
-правилах разработки бизнес-планов;
основах инвестирования, налогообложения и страхования. | ОК2, ОК 4, ОК 11 ПК6.1-6.4 | Формы: Устный контроль:
Письменный контроль:
- выполнение практических кейс- заданий; Методы: Наблюдение за работой обучающихся. Тестирование. Игровые технологии обучения. Кейс-технологии. Проверка практических заданий. Индивидуальная и групповая презентация (представление выполненных заданий, защита проектных работ). Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении практических работ, участии в ситуационно- ролевых, деловых играх, решении ситуационных задач, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работе. |
[1] Приводятся только коды компетенций общих и профессиональных, необходимых для освоения данной дисциплины, также можно привести коды личностных результатов реализации программы воспитания с учетом особенностей профессии/специальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дисциплины "Основы организации бизнеса и предпринимательской деятельности"
Программа учебной дисциплины "Основы организации бизнеса и предпринимательской деятельности" предназначена для формирования предпринимательских компетенций у студентов среднего профессионального образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 0...
Рабочая программа по предмету "Основы финансовой грамотности"
Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программ...
Участие в проекте «Финансовая грамотность и предпринимательская деятельность»
Интеллектуальная игра «Финансовые бои» в рамках реализации образовательного проекта «Финансовая грамотность и предпринимательская деятельность»6 февраля обучающиеся групп...
Рабочая программа УД.03 "Основы финансовой грамотности"
Программа учебной дисциплины Основы финансовой грамотности предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программ...
Рабочая программа по дисциплине Основы финансовой грамотности
Рабочая программа предназначена для преподавателей СПО, ведущих дисциплину как общепрофессионального характера, так и в качестве дисциплины по выбору. В программе рассматриваются основные вопросы форм...