Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 "Основы финансовой грамотности" Специальность: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП СГ.06 | 45.25 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Специальность:
Разработка и эксплуатация
нефтяных и газовых месторождений
2024 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.06 «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
Организация – разработчик:
БУ «Урайский политехнический колледж»
Разработчик: Михалевич Галина Антоновна – педагог-организатор
РАССМОТРЕНА | |||||||||||
на заседании кафедры | |||||||||||
Экономика и управление | |||||||||||
Протокол № | |||||||||||
от | « | » | 20 | 24 | г. | ||||||
Руководитель кафедры | |||||||||||
/ | О. Ю. Мордань | / | |||||||||
подпись | ФИО |
Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 9
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) или специальности (специальностям) «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
- Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина «Основы финансовой грамотности» входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
- Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
После освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния;
- оценивать надёжность банка;
- сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;
- оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи и связанные с этим риски;
- оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбирать подходящий вариант;
- принимать решение о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;
- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);
- различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;
- рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;
- делать выбор между различными видами сберегательных вкладов;
- оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;
- выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях;
- оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;
- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в ценных бумагах;
- заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы;
- отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов;
- быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями;
- определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором;
- распознавать различные виды финансового мошенничества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- как работает банковская система в России;
- как коммерческие банки зарабатывают деньги;
- что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна;
- фондовый рынок и как его использовать для роста доходов;
- страхование, что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду;
- налоги и налогообложение;
- возможности пенсионного накопления;
- финансовые механизмы работы фирмы;
- как создать и не потерять собственный бизнес;
- как защититься от разорения.
- Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
теоретическое обучение 26 часов;
практические работы 10 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Финансовая грамотность»
Наименование разделов и темы | Содержание учебного материала, практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
Раздел 1. Финансовая грамотность населения | |||
Тема Личное планирование | Потребности, доходы и расходы. Личное финансовое планирование. | 2 | 2 |
Тема Банки, кредит, вклад | Виды банковских продуктов для целей сохранения денежных средств. | 2 | 2 |
Понятие банка, банковской системы, кредита и кредитования. | 2 | 2 | |
Расчетно-кассовые операции. Платежные средства: наличные деньги, платежные карты, электронные деньги. | 2 | 2 | |
Цифровой рубль. Сущность и использование инновационной валюты. | 2 | 2 | |
Практическое занятие №1. Определение подлинности купюр и других платежных средств. | 2 | 3 | |
Тема Страхование | Страхование. Страховые услуги, договор страхования, виды страхования. | 2 | 2 |
Тема Пенсионные накопления | Обязательное и добровольное пенсионное страхование. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | 2 | 2 |
Тема Налоги | Экономическая сущность налогообложения. Порядок применения налоговых льгот и налоговых вычетов | 2 | 2 |
Практическое занятие №2. Расчет различных видов вычетов. Имущественный, стандартный, специальный, инвестиционный, профессиональный. | 2 | 3 | |
Тема Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | Способы инвестирования, инвестиции и их условия. | 2 | 2 |
Фондовый рынок и его инструменты. Формирование инвестиционного портфеля. | 2 | 2 | |
Тема Риски в мире денег | Финансовое мошенничество. Мошеннические действия и защита от них. | 2 | 2 |
Практическое занятие №3. Решение ситуационных задач. Как поступить при угрозе финансового мошенничества. | 2 | 3 | |
Тема Собственный бизнес | Создание собственного бизнеса. | 2 | 2 |
Особенности составления бизнес-плана | 2 | 2 | |
Практическое занятие №4. Использование методов генерации бизнес-идеи. | 2 | 3 | |
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 36 |
Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля
№ | Наименование разделов и тем дисциплины, краткое содержание; вид самостоятельной работы | Форма контроля | Зачетные единицы (часы) |
Тема Личное планирование Вид самостоятельной работы: Составление личного бюджета | Письменная работа | 2 | |
Тема Банки, кредит, вклад Вид самостоятельной работы: Проработка конспектов по пройденному материалу Сообщение на тему: «Какой вид кредита выбрать для определенных целей» Составление схемы «Банковская система России» | Письменная работа | 8 | |
Тема Страхование. Вид самостоятельной работы: Подготовить презентацию: «Виды страхования и как они работают» | Письменная работа | 2 | |
Тема Пенсионные накопления. Вид самостоятельной работы: Решение задач: расчет будущей пенсии. | Письменная работа | 2 | |
Тема Налоги. Вид самостоятельной работы: Ознакомление с нормативными документами в области налогообложения | Собеседование | 2 | |
Тема Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов Вид самостоятельной работы: Проработка конспектов по пройденному материалу | Собеседование | 4 | |
Тема Риски в мире денег. Вид самостоятельной работы: Доклад на выбранную тему (виды мошенничества: финансовые пирамиды, фишинг, дропы) | Письменная работа | 2 | |
Тема Собственный бизнес. Вид самостоятельной работы: Подготовка к дифференцированному зачету | Собеседование | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины не требует наличия учебного кабинета «Специальных экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, доска аудиторная, комплект учебно-методической документации по дисциплине.
Технические средства обучения: компьютер, лицензионное программное обеспечение: стандартные средства Microsoft Office, справочно-информационные системы, DVD, мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект калькуляторов
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Жданова, А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Жданова, А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. - 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Дополнительная литература:
- Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 80 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Ёлгина Елена. Налоги за два часа. — М.: Альпина Паблишер, 2016.
- Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. — М.: Альпина Паблишер, 2016.
Интернет-ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, решения задач, тестирования, а также выполнения обучающимися .самостоятельной работы
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния; - оценивать надёжность банка; - сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач; - оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи и связанные с этим риски; - оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбирать подходящий вариант; - принимать решение о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом; - соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах); - различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ; - рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов; - делать выбор между различными видами сберегательных вкладов; - оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране; - выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях; - оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта; - соотносить доходность и риск при размещении сбережений в ценных бумагах; - заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы; - отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов; - быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями; - определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором; - распознавать различные виды финансового мошенничества; | Текущий контроль: - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям; - оценка заданий для самостоятельной работы, Промежуточная аттестация: в форме дифференцированного зачета в виде тестирования |
Знания: | |
- как работает банковская система в России; - как коммерческие банки зарабатывают деньги; - что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна; - фондовый рынок и как его использовать для роста доходов; - страхование, что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду; - налоги и налогообложение; - возможности пенсионного накопления; - финансовые механизмы работы фирмы; - как создать и не потерять собственный бизнес; - как защититься от разорения. | Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов самостоятельной работы Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в виде тестирования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОП.07. Компьютерная грамотность Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07. «Информатика» разработана на основе ФГОС по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Финансово экономические расчеты в электронных таблицах
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫФинансово экономические расчеты в электронных таблицах 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ФИНАНСЫ И ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ФИНАНСЫ И ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 43.02.0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельностидля обучающихся программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих/ подготовки специали...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенност...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 13.02.01 Тепловые электрические станции
Изучение программного материала по дисциплине «Финансовая грамотность» составлены с учетом формирования основ финансовой грамотности у обучающихся, предполагающей освоение базовых фи...