Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 "Основы финансовой грамотности" Специальность: 21.02.01 Разработка и эксплуатация  нефтяных и газовых месторождений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП СГ.0645.25 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Специальность:

Разработка и эксплуатация

нефтяных и газовых месторождений

2024 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «СГ.06 «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

Организация – разработчик:

БУ «Урайский политехнический колледж»

Разработчик: Михалевич Галина Антоновна – педагог-организатор

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

Экономика и управление

Протокол №

от

«

»

20

24

г.

Руководитель кафедры

/

О. Ю. Мордань

/

подпись

ФИО


Содержание

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 9


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СГ.06 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) или специальности (специальностям) «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы:

Дисциплина «Основы финансовой грамотности» входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

После освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния;

- оценивать надёжность банка;

- сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;

- оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи и связанные с этим риски;

- оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбирать подходящий вариант;

- принимать решение о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;

- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);

- различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;

- рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;

- делать выбор между различными видами сберегательных вкладов;

- оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;

- выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях;

- оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;

- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в ценных бумагах;

- заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы;

- отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов;

- быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями;

- определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором;

- распознавать различные виды финансового мошенничества.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- как работает банковская система в России;

- как коммерческие банки зарабатывают деньги;

- что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна;

- фондовый рынок и как его использовать для роста доходов;

- страхование, что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду;

- налоги и налогообложение;

- возможности пенсионного накопления;

- финансовые механизмы работы фирмы;

- как создать и не потерять собственный бизнес;

- как защититься от разорения.

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:

теоретическое обучение 26 часов;

практические работы 10 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

36

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

10

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Финансовая грамотность»

Наименование разделов и темы

Содержание учебного материала, практические занятия, контрольные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1. Финансовая грамотность населения

Тема Личное планирование

Потребности, доходы и расходы. Личное финансовое планирование.

2

2

Тема Банки, кредит, вклад

Виды банковских продуктов для целей сохранения денежных средств.

2

2

Понятие банка, банковской системы, кредита и кредитования.

2

2

Расчетно-кассовые операции. Платежные средства: наличные деньги, платежные карты, электронные деньги.

2

2

Цифровой рубль. Сущность и использование инновационной валюты.

2

2

Практическое занятие №1. Определение подлинности купюр и других платежных средств.

2

3

Тема Страхование

Страхование. Страховые услуги, договор страхования, виды страхования.

2

2

Тема Пенсионные накопления

Обязательное и добровольное пенсионное страхование. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

2

2

Тема Налоги

Экономическая сущность налогообложения. Порядок применения налоговых льгот и налоговых вычетов

2

2

Практическое занятие №2. Расчет различных видов вычетов. Имущественный, стандартный, специальный, инвестиционный, профессиональный.

2

3

Тема Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Способы инвестирования, инвестиции и их условия.

2

2

Фондовый рынок и его инструменты. Формирование инвестиционного портфеля.

2

2

Тема Риски в мире денег

Финансовое мошенничество. Мошеннические действия и защита от них.

2

2

Практическое занятие №3. Решение ситуационных задач. Как поступить при угрозе финансового мошенничества.

2

3

Тема Собственный бизнес

Создание собственного бизнеса.

2

2

Особенности составления бизнес-плана

2

2

Практическое занятие №4. Использование методов генерации бизнес-идеи.

2

3

Дифференцированный зачет

2

Всего:

36

Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля

Наименование разделов и тем дисциплины, краткое содержание;

вид самостоятельной работы

Форма контроля

Зачетные единицы

(часы)

Тема Личное планирование

Вид самостоятельной работы: Составление личного бюджета

Письменная работа

2

Тема Банки, кредит, вклад

Вид самостоятельной работы:

Проработка конспектов по пройденному материалу

Сообщение на тему: «Какой вид кредита выбрать для определенных целей»

Составление схемы «Банковская система России»

Письменная работа

8

Тема Страхование.

Вид самостоятельной работы:

Подготовить презентацию: «Виды страхования и как они работают»

Письменная работа

2

Тема Пенсионные накопления.

Вид самостоятельной работы:

Решение задач: расчет будущей пенсии.

Письменная работа

2

Тема Налоги.

Вид самостоятельной работы:

Ознакомление с нормативными документами в области налогообложения

Собеседование

2

Тема Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Вид самостоятельной работы:

Проработка конспектов по пройденному материалу

Собеседование

4

Тема Риски в мире денег.

Вид самостоятельной работы:

Доклад на выбранную тему (виды мошенничества: финансовые пирамиды, фишинг, дропы)

Письменная работа

2

Тема Собственный бизнес.

Вид самостоятельной работы:

Подготовка к дифференцированному зачету

Собеседование

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины не требует наличия учебного кабинета «Специальных экономических дисциплин»

Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, доска аудиторная, комплект учебно-методической документации по дисциплине.

Технические средства обучения: компьютер, лицензионное программное обеспечение: стандартные средства Microsoft Office, справочно-информационные системы, DVD, мультимедийный проектор, интерактивная доска, комплект калькуляторов

Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
  2. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 32 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
  3. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. - 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Дополнительная литература:

  1. Жданова, А. О. Финансовая грамотность: материалы для родителей. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 80 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
  2. Ёлгина Елена. Налоги за два часа. — М.: Альпина Паблишер, 2016.
  3. Конаш Дмитрий. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями. — М.: Альпина Паблишер, 2016.

Интернет-ресурсы:

  1. .;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, решения задач, тестирования, а также выполнения обучающимися .самостоятельной работы

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемыми банками, для повышения своего благосостояния;

- оценивать надёжность банка;

- сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения своих финансовых задач;

- оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем и проблем семьи и связанные с этим риски;

- оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и выбирать подходящий вариант;

- принимать решение о необходимости инвестирования денежных средств тем или иным способом;

- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в банках и паевых инвестиционных фондах (ПИФах);

- различать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;

- рассчитывать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;

- делать выбор между различными видами сберегательных вкладов;

- оценивать необходимость осуществления операций с ценными бумагами в зависимости от жизненных обстоятельств и общеэкономической ситуации в стране;

- выбирать наиболее оптимальный вариант инвестирования в конкретных экономических ситуациях;

- оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта;

- соотносить доходность и риск при размещении сбережений в ценных бумагах;

- заполнять налоговую декларацию и своевременно подавать её в налоговые органы;

- отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов;

- быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять своё поведение в соответствии с изменениями;

- определять приблизительный размер будущей пенсии и его возможные изменения, пользуясь пенсионным калькулятором;

- распознавать различные виды финансового мошенничества;

Текущий контроль:

- экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям;

- оценка заданий для самостоятельной работы,

Промежуточная аттестация:

в форме дифференцированного зачета в виде тестирования

Знания:

- как работает банковская система в России;

- как коммерческие банки зарабатывают деньги;

- что такое Система страхования вкладов (ССВ) и зачем она нужна;

- фондовый рынок и как его использовать для роста доходов;

- страхование, что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду;

- налоги и налогообложение;

- возможности пенсионного накопления;

- финансовые механизмы работы фирмы;

- как создать и не потерять собственный бизнес;

- как защититься от разорения.

Текущий контроль

при проведении:

-письменного/устного опроса;

-тестирования;

-оценки результатов самостоятельной работы

Промежуточная аттестация

в форме дифференцированного зачета в виде тестирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОП.07. Компьютерная грамотность Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07. «Информатика» разработана на основе ФГОС  по профессии   18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Финансово экономические расчеты в электронных таблицах

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫФинансово экономические расчеты в электронных таблицах 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ФИНАНСЫ И ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 ФИНАНСЫ И ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 43.02.0...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельностидля обучающихся программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих/ подготовки специали...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенност...

Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовая грамотность» для специальностей: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и 13.02.01 Тепловые электрические станции

Изучение программного материала по дисциплине «Финансовая грамотность» составлены с учетом формирования основ финансовой грамотности  у обучающихся, предполагающей освоение базовых фи...