РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Финансовая грамотность – путь к успеху
методическая разработка
В ситуации глобального финансового кризиса экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.
Цели кружка «Финансовая грамотность»:
- повышение уровня финансовой грамотности студентов по основным программам профессионального обучения посредством освоения базовой системы понятий из сферы финансов;
- приобретения практических навыков управления личными финансами;
- формировать способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановке финансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_fin_gramotnost.docx | 37.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский автотранспортный колледж им. Е. Г. Трубицына»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
Финансовая грамотность – путь к успеху
2019г.
Оглавление
II. Календарно-тематический план 4
V. Содержание программы: базовые понятия по каждой теме 6
I. Пояснительная записка
1. Необходимость организации кружка «Финансовая грамотность».
В ситуации глобального финансового кризиса экономисты и общественные деятели поднимают вопрос о необходимости повышения финансовой грамотности населения. Для нашей страны этот вопрос является гораздо более актуальным в связи с тем, что у российских граждан практически отсутствует опыт жизни в условиях рыночной экономики. Как следствие, многие семьи не умеют рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, правильно оценить возможные риски на финансовых рынках, часто становятся жертвами финансовых мошенников.
2. Цели кружка «Финансовая грамотность»:
- повышение уровня финансовой грамотности студентов по основным программам профессионального обучения посредством освоения базовой системы понятий из сферы финансов;
- приобретения практических навыков управления личными финансами;
- формировать способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановке финансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.
В результате освоения обучающиеся должны знать, как:
- рассчитывать доходы своей семьи, полученные из разных источников и остающиеся в распоряжении после уплаты налогов;
- пользоваться своими правами на рабочем месте и в случае увольнения;
- использовать профсоюз для защиты прав работников и улучшения условий их труда;
- получить пособие по безработице в случае необходимости;
- читать диаграммы, таблицы и графики;
- рационально использовать полученные доходы на разных этапах жизни семьи;
- контролировать свои расходы и использовать разные способы экономии денег;
- отличить плановую покупку от импульсивной, купить нужный товар по более низкой цене; рассчитать общую стоимость владения (ОСВ);
- правильно обсуждать и согласовывать с другими членами семьи финансовые вопросы;
- составлять бюджет семьи, оценивать его дефицит (профицит), выявлять причины возникновения дефицита бюджета и пути его ликвидации;
- определять приоритеты, если доходы не соответствуют запланированным расходам; пользоваться методом замкнутого круга расходов;
- достигать поставленных финансовых целей через управление семейным бюджетом;
- выбрать из банковских сберегательных вкладов тот, который в наибольшей степени отвечает поставленной цели; рассчитать процентный доход по вкладу;
- оценить, что предпочтительнее в данный момент – сберегательный вклад в банке, вложение денег в ПИФ или страхование жизни;
- правильно выбрать ПИФ для размещения денежных средств;
- найти информацию об изменениях курсов валют, защитить свои сбережения от колебаний обменных курсов;
- различать обязательное пенсионное страхование и добровольные пенсионные накопления, альтернативные способы накопления на пенсию;
- определить размер своей будущей пенсии, пользуясь пенсионным калькулятором;
- делать дополнительные накопления в негосударственных пенсионных фондах и правильно выбрать НПФ;
- отличить средства граждан в банках, которые застрахованы ССВ, учесть сумму страхового лимита при размещении денег на банковских депозитах, получить страховое возмещение по вкладу;
- получить необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ и Агентства по страхованию вкладов и выбрать банк для размещения своих сбережений;
- рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту, определить, может ли семья позволить себе кредит;
- различать банковский кредит, кредит в торговых сетях и микрокредит;
- воспользоваться досрочным погашением кредита или рефинансированием кредита;
- сохранить свои сбережения в периоды высокой инфляции и защитить их от резкого падения курса рубля;
- распознать разные виды финансового мошенничества и отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;
- пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
- рассчитать выручку от продажи товара и издержки производства товара, различать постоянные и переменные издержки;
- рассчитать прибыль и налог на прибыль, оценить варианты использования прибыли;
- различать организационно-правовые формы предприятия и оценить предпочтительность использования той или иной схемы налогообложения;
- защитить себя от рисков утраты здоровья, трудоспособности и имущества при помощи страхования;
- различать обязательное и добровольное страхование;
- правильно выбрать страховую компанию.
II. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Продолжительность (ч) |
1 | Источники денежных средств семьи | 2 |
2 | Контроль семейных расходов. | 2 |
3 | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи | 2 |
4 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 |
5 | Валюта в современном мире | 2 |
6 | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 2 |
7 | Банки и их роль в жизни семьи | 2 |
8 | Риски в мире денег | 2 |
9 | Собственный бизнес | 2 |
10 | Страхование как способ сокращения финансовых потерь | 2 |
ИТОГО: | 20 |
Занятия в кружке осуществляются 1 раз в месяц.
Продолжительность занятий – 2 академических часа.
III. Формы и методы занятий
В современных условиях задачей образования становится не просто передача накопленных знаний, а обучение навыкам адаптации к быстро меняющимся экономическим и социальным условиям жизни. Результат эффективного обучающего процесса заключается в выработке у обучающихся умения встраиваться в динамическую среду жизнедеятельности общества, в развитии у них желания и возможностей коллективной работы, в формировании навыков социального общения.
Так как целью обучения является формирование у обучающихся практических навыков управления личными финансами, то целесообразно использовать интерактивные методы при объяснении нового материала. (Это предусматривает открытые формы взаимодействия преподавателя и обучающихся в ходе занятий: обучающимся разрешается задавать вопросы по мере возникновения проблем с усвоением нового материала; преподаватель тоже может задавать вопросы, побуждая обучающихся комментировать и обсуждать тот или иной пример из жизни).
Наиболее эффективным методом обучения является «обучение в процессе деятельности» – learning-by-doing. Поэтому существенная часть учебного времени будет отводиться на выполнение практических заданий. (Это – рассмотрение различных жизненных ситуаций, с которыми обучающиеся могут столкнуться в финансовой сфере; решение задач, максимально приближённых к тем задачам, которые обучающимся предстоит решать в их взрослой жизни; выполнение практических упражнений (практикумы); представление и обсуждение групповых проектов).
Поскольку будущая работа потребует от обучающихся навыков коллективной деятельности, умения находить общий язык с разными людьми, эффективной социализации, целесообразно использовать формы организации занятий, не только приучающие обучающихся к творчеству и самостоятельности, но и нацеленные на формирование умения взаимодействовать в коллективе. К подобным формам занятий можно отнести командные игры, «мозговые штурмы» и подготовку групповых проектов. Кроме того, отдельные задания, предлагаемые обучающимся, должны развивать у них навыки использования компьютера и Интернета, что также является необходимым в современной жизни.
Основные формы и методы занятий:
- Решение практических задач или задач с практическим («жизненным») содержанием
- Анализ конкретных ситуаций или «Кейс-метод»
- Проекты
- Деловые игры
- Экскурсии
- Беседы
- Круглые столы или встречи с представителями финансовых институтов и бизнеса
- Реферирование
- Доклады и презентации.
IV. Формы оценивания
−представление и обсуждение групповых проектов.
V. Содержание программы: базовые понятия по каждой теме
Тема 1. Источники денежных средств семьи.
Доходы семьи, структура доходов российских семей, заработная плата, премии и бонусы, подоходный налог, налоговая декларация, спрос на труд, производительность труда, выходное пособие, профсоюз, безработица, пособие по безработице.
Тема 2. Контроль семейных расходов.
Расходы семьи, основные периоды в жизни семьи, структура расходов на разных этапах жизни семьи, способы экономии денежных средств; общая стоимость владения (ОСВ).
Тема 3. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи.
Желания и потребности, финансовые цели семьи, финансовое планирование в семье, метод замкнутого круга расходов, жизненный цикл семьи, норма сбережения.
Тема 4. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Сбережения, темп инфляции, банковский сберегательный вклад, процентная ставка, паевой инвестиционный фонд (ПИФ), страхование жизни, инвестиционный доход.
Тема 5. Валюта в современном мире.
Валюта, валютный рынок, плавающий, фиксированный и регулируемый валютный курс, влияние изменений валютного курса на фирмы и население, диверсификация рисков.
Тема 6. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Пенсия, обязательное пенсионное страхование, Пенсионный фонд РФ (ПФР), добровольные (дополнительные) пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Тема 7. Банки и их роль в жизни семьи.
Банковская система, Система страхования вкладов (ССВ), страховой лимит, Центральный банк, банковский кредит, микрокредит, эффективная ставка по кредиту, рефинансирование кредита, ипотека, залог.
Тема 8. Риски в мире денег.
Инфляция, экономический кризис, банкротство финансовой организации, финансовое мошенничество, финансовая пирамида, способы сокращения финансовых рисков.
Тема 9. Собственный бизнес.
Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационноправовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании.
Тема 10. Страхование как способ сокращения финансовых потерь.
Риск, страховой случай, страховой взнос, страховые выплаты, обязательное и добровольное страхование, личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, финансовая устойчивость страховщика.
VI. Литература
Основная литература
- Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
- Архипов А. П. Страхование. Твой правильный выбор: Учебное пособие по элективному курсу для 8–9 классов общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005.
- Ахапкин С. Д. Лоция бизнеса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
- Волгин В. В. Открываю автомастерскую: практическое пособие. – М.: Дашков и К, 2009.
- Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2012.
- Малкиел Б. Десять главных правил для начинающего инвестора / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
- Политика доходов и заработной платы: учебник / под ред. П. В. Савченко и Ю. П. Кокина. – М.: Экономистъ, 2004.
- Розанова Н. М. Банк: от клиента до президента: учебное пособие. 8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Розанова Н. М. Моя фирма: учебное пособие. 8–9 классы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
- Симоненко В. Д. Основы предпринимательства. 10–11 классы: учебное пособие (включает практикум). – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2005.
- Чернов С. В. Азбука трудоустройства. 9–11 классы: учебное пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008
Интернет-ресурсы
- Ресурсы электронной библиотеки Znanium.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха
Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обу...
ОП.07. Компьютерная грамотность Рабочая программа учебной дисциплины по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07. «Информатика» разработана на основе ФГОС по профессии 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»...
Рабочая программа допобразования Фактор успеха
Рабочая программа дополнительного образования Фактор успеха (обучающиеся 1-2 курса)Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в проце...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Путь к успеху – знание английского языка»
Рабочая программа кружка по английскому языку для студентов "Путь к успеху - знание английского языка"...
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа "Финансовая грамотность"...
Сценарий игрового занятия. Квест-игра. "От финансовой грамотности к успеху"
Путешествие по станциям. Игра проводится в рамках тематической недели Финансовой грамотности, как обобщающее занятие....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы финансовой грамотности для профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично – механизированной сварки (наплавки)) по программе базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 15.01.05 «Сварщик» (ручной и час...