Рабочая программа по внеурочной деятельности Мастерская успеха
рабочая программа на тему

Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская  деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа курса предназначена для обучающихся 1-4 курсов, интересующихся проектно-исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Данная программа курса «Мастерская успеха» (проектно-исследовательская  деятельность) разработана для обучающихся 1-4 курсов в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС СПО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа курса предназначена для обучающихся 1-4 курсов, интересующихся проектно-исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Цель проектно-исследовательской деятельности

Для обучающихся:

Развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Для педагогов:

Создание условий для формирования УУД обучающихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

Задачи проектно-исследовательской деятельности

  • формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
  • формирование представления об истории как науке (углубление и расширение исторических и обществоведческих знаний, усвоение исторических понятий, формирование исследовательских умений и навыков);
  • развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
  • воспитание сознательного отношения к труду;
  • творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
  • современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
  • пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов;
  • научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.

2.Общая характеристика проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС третьего поколения.

Результатом исследовательской деятельности является итоговый индивидуальный проект, т.к. он является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС третьего поколения. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.

3.Место проектно-исследовательской деятельности в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для проектно-исследовательской деятельности на этапе среднего (полного) общего образования на базовом и углубленном уровне. С учетом учебного плана, где определяется 34 учебные недели число часов уменьшается до 34.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета /ключевых компетенций/

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебно - организационные:

уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;

  • владеть техникой консультирования;
  • уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении заданий (уметь объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  • уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
  • уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

  • уметь применять справочный аппарат книги
  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
  • уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
  • излагать материал из различных источников;
  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.

Исследовательская деятельность способствует формированию:

Личностных УУД

  • адекватная самооценка;
  • позитивное отношение к самому себе;
  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;
  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивных УУД:

  • дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательных УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ

Коммуникативных УУД:

  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1).российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2).гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3).готовность к служению Отечеству, его защите;

4). сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5). сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6).толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7).навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8).нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9).готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10).эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11).принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12).бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13).осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14). сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15). ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1).умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2).умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3).владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4).готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5).умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6).умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7).умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8).владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9).владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

  • Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
  • Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
  • Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

По окончании изучения курса учащиеся должны знать:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

Учащиеся должны уметь:

  • формулировать тему исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской работы;
  • определять цель и задачи исследовательской работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской работы;
  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

По окончании изучения курса данного учащиеся должны владеть понятиями: анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.

6. Формы контроля за результатами освоения программы.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы.

Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:

  • защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
  • круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
  • предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
  • защита завершенных проектов и исследовательских работ;
  • итоговая конференция НОУ.

7. Содержание курса

Тема

Количество часов

Количество практических работ

Организация исследовательской работы

5

3

Написание исследовательской работы

16

12

Подготовка презентации, публикации

7

5

Публичное выступление

4

2

Представление работы на конкурсах и конференциях

3

1

Итого

35

23


Календарно-тематическое планирование, 1-4 курсы

Номер урока

дата

тема

Кол-во часов

Практические работы

Тема 1. Организация исследовательской работы. 5 ч.

Знакомство с методами исследования исторических источников

1

Правила работы с историческими источниками.

1

Пр.р. №1. Постановка цели и определение задач исследования

1

1

Пр.р. №2. Сбор информации в исторических источниках

1

1

Пр.р. №3. Анализ собранной информации по теме исследования

1

1

Тема 2. Написание исследовательской работы. 20 ч.

Методология написания исследовательской работы

1

Пр.р.№8.Написание текста введения. Обоснование актуальности исследования.

1

1

Пр.р.№9. Написание главы «Материалы и методы исследования»

1

1

Пр.р. № 10. Составление плана литературного обзора.

1

1

Пр.р. №11. Написание литературного обзора

1

1

Пр.р. №12. Написание главы «Характеристика мест сбора материала»

2

1

Пр.р. № 13. Написание практической части исследовательской работы

1

1

Пр.р № 14. Написание выводов по результатам исследования

1

1

Формулировка общих выводов работы в соответствии с поставленными целью и задачами

1

Пр.р. №15. Выполнение таблиц, графиков и/или диаграмм на основе полученных данных

2

1

Пр.р. № 16. Составление списка литературных источников

1

1

Корректировка практической части работы, выводов и рекомендаций

1

Пр.р. № 17. Выполнение текста работы в МiсгоsoftWord

2

1

Знакомство с программой МiсгоsoftExcel

1

Пр.р. №18. Выполнение таблиц

2

1

Номер урока

дата

тема

Кол-во часов

Практические работы

Пр.р. №19. Выполнение схем, графиков и диаграмм

1

1

Тема 3. Подготовка презентации, публикации. 3 ч.

Основные способы представления результатов своей работы

1

Электронная презентация

1

Пр.р. № 20. Создание электронной презентации

1

1

Тема 4. Публичное выступление. 4 ч.

Подготовка публичной речи

1

Форма и содержание доклада, представляющего исследовательскую работу

1

Пр.р. № 21. Составление текста выступления

1

1

Пр.р. №22. Защита докладов.

1

1

Тема 5. Представление работы на конкурсах и конференциях. 3 ч.

Конкурсы творческих работ и научно-практические конференции.

1

Тезисы как форма представления работы

1

Пр.р. №23. Подготовка тезисов

1

1

Итого

35

23


Литература для учителя:

1.        Буковский М. Е. Учебно-исследовательские проекты как средство развития ноосферного мышления школьников //Исследовательская работа школьников. — 2014. - № 4— с. 37-38.

2.        Загорский В. В. Воспитать учёного. — М., 2013.

3.        Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /под ред. к.психол. н. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2012.

4.        Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014

5.        Леонтович А. В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки. — М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2013.

6.        Прокудин Ю. П. Буковский М. Е. Учебно-исследовательский проект как одна из форм ноосферного образования //Державинские чтения.— Тамбов, 2013.

7.        Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании// Исследовательская работа школьников. — 2004.-№1—с.22-32.

8.        Титов Е. В. Исследовательский практикум. Подготовка учащихся к работе над экологическими проектами //Город. — 2012. - с.19-25

9.        Лычковская И.Ю. Методическое пособие для проведения экологических исследований. – Липецк, 2015. – 224 с.

Литература для учеников:

1. Карнеги Д. Как воспитывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — М.: Прогресс, 1994.

2. Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.

3. Леонтович А. В., Калачихина О. Д., Обухов А. С. Тренинг «Самостоятельные исследования школьников». — М., 2003.

4. Обучение для будущего (при поддержке Мiсгоsoft): Учебное пособие.- 4-е изд., испр. — М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.

5.Титов Е. В. Как следует оформлять рукопись экологического проекта //Город. — 2002. - №3 — с.20-2 1.

6.Титов Е. В. Исследовательский практикум. Подготовка учащихся к работе над экологическими проектами //Город. — 2002. - с.19-25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"

В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....

Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа № 1392»                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУР...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».

нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...

рабочая программа для внеурочной деятельности по математике 9 класс ФГОС

Наименование творческого объединения Математический клуб  Класс 9Уровень общего образования внеурочная деятельность (ФГОС  ООО) Учитель Дорн Л.Н. Срок реализации программы...