Рабочая программа по дисциплине "Документационное обеспечение управления"
рабочая программа на тему

Четвертакова Елена Александровна

специальность 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_dou_38.0201.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красногорский экономико-правовой техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04.  Документационное обеспечение управления

для специальности среднего профессионального образования

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Красногорск, 2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (базовая подготовка).

Организация-разработчик: НОУ СПО КЭПТ

Разработчик:

Е.А. Четвертакова, преподаватель первой категории

РАСМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

экономических дисциплин

Протокол №____ от ____________

Председатель ЦК ЭН

______________Е.А. Четвертакова

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

__________О.Н. Егоркина

"___"__________________


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                               стр.

                                                                                                                                                                 

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                               4          

                                                                                                                                                                   

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                          5

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                 10  

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                  11

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04. Документационное обеспечение управления

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) (базовая подготовка), входящей в состав укрупнённой группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: П.00. Профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в том числе с использованием информационных технологий;
  • осваивать технологии автоматизированной обработки документации;
  • использовать унифицированные формы документов;
  •  осуществлять хранение и поиск документов;
  • использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства;
  • основные понятия документационного обеспечения управления;
  • системы документационного обеспечения управления;
  • классификацию документов;
  • требования к составлению и оформлению документов;
  • организацию документооборота: прием, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел.

1.4. Рекомендуемое количество часов на основании примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 32 часа,

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

  • подготовка аналитической работы по результатам изучения законодательных и нормативных актов и методических документов;
  • разработка технологии регистрации документа и организации справочного обслуживания;
  • разработка классификационной схемы;
  • составление и оформление организационно-правовых документов;
  • составление модели организации документооборота.

4

2

2

4

4                

Итоговая аттестация в форме зачета      


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.04. Документационное обеспечение управления

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Документирование управленческой деятельности.

Тема 1.1. Понятия, цели, задачи и принципы делопроизводства

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие о документах, свойствах и функциях документов

Понятия «делопроизводство», «документационное обеспечение управления (ДОУ)». ДОУ как функция управления, её место среди других функций управления. Делопроизводство, как система работы с документами. Управленческая деятельность и делопроизводство. Значение документов для реализации управленческих решений. Главная цель делопроизводства – информационное обеспечение управления. Задачи документационного обеспечения управления: создание документов; передача документов для исполнения и принятия решений; регистрация документов; контроль за исполнением, поиск документов. Принципы организации документационного обеспечения управления; оценка современного состояния ДОУ. Проблемы совершенствования современного документационного обеспечения в государственном аппарате и частных организациях. Упорядочение организационных форм и методов работы с документами. Нормативно-правовая база организации документационного обеспечения управления как основа технологии процессов управления. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ) – свод правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами на предприятиях различных организационно-правовых форм. Состав управленческих документов. Понятие систем документации. Функциональные и отраслевые системы документации. Унификация и стандартизация управленческих документов. Функции службы делопроизводства в структуре организации. Типовые организационные структуры службы делопроизводства. Должностной состав службы делопроизводства. Организационные формы работы с документами. Должностные инструкции как основной нормативный документ, определяющий организационно-правовое положение работника. Нормирование труда работников службы ДОУ, типовые нормативы времени на делопроизводственные работы. Значение эргономических требований в организации работы с документами. Размещение структурных подразделений службы ДОУ. Условия труда, организация и оборудование рабочих мест. Порядок хранения печатей, бланков и правила пользования ими.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Изучить требования современных законодательных нормативных актов и нормативно-методических документов, регламентирующих вопросы организации документационного обеспечения деятельности. На основе собранных материалов написать аналитическую работу, раскрывающую следующие вопросы:

  • Цели государственного регулирования ДОУ;
  • Дефиниция понятий «делопроизводства» и «документационное обеспечение управления»;
  • Характеристика законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы ДОУ;
  • Локальные нормативные акты как организационная основа делопроизводства;

Проблема регулирования ДОУ.

Тема 1.2. Системы документационного обеспечения управления

Содержание учебного материала

2

1.

Унифицированные системы документации, применяемые в сфере управления. Стандарты на управленческую документацию. Особенности автоматизированной системы: преимущественное использование; выполнение трудоёмких процедур по согласованию; применение регистрационных форм; ведение контроля. Выбор конкретного программного продукта для автоматизации делопроизводства. Компьютеризация делопроизводства на предприятии как условие внедрения Государственной системы документационного обеспечения управления. Машиночитаемая документация. Носители, применяемые при создании документов, и требования к их оформлению. Состав, порядок расположения и правила оформления основных реквизитов документов. Электронный документооборот. Электронная почта. Назначение и возможности Интернет.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Изучение материала конспекта и  учебника. Изучение нормативных документов.

Тема 1.3. Классификация документации. Требования к составлению и оформлению документов

Содержание учебного материала

2

1.

Способы создания документов, способы их фиксации на различных носителях

Функции документа: информационная, коммуникативная, управленческая, правовая, учётная, социальная, культурная, историческая. Особенности официальных личных документов. Документы общим, административным вопросам, по функциям управления. Служебные документы, используемые в текущей деятельности на предприятиях торговли. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД). Классификация документов по наименованиям, месту оставления, по содержанию, по форме, срокам исполнения, происхождению, виду информации, средством фиксации. Характеристика подлинника, копии, выписки, дубликата.

Общероссийские классификаторы. Нормативные и методические документы по разработку классификаторов. Типы классификаторов. Понятие реквизитов. Графические реквизиты: герб, печать, эмблема, товарный знак (знак обслуживания). Текстовые реквизиты: простые (вид документа, дата, номер листа) и сложные (грифы утверждения, согласование, адресат). Обязательные реквизиты: наименование организации, дата документа, регистрационный номер, текст, подпись. Постоянные реквизиты: наименование вида документа, наименование организации, справочные данные от организации о др. Переменные реквизиты: дата документа, заголовок к тексту, отметка об исполнении, текст и др. Гост Р 6.30.-2003. Унифицированные системы документации. Расположение реквизитов и границ зон на формате А4 углового бланка и продольного бланка. Формуляр – образец документа. Группировка реквизитов в трех основных частей документа: заголовочной, содержательной и оформляющей. Технические требования к оформлению документа. Организационная документация: положение, устав, инструкция. Порядок оформления, реквизиты, отличительные особенности организационных документов. Распорядительные документы: приказы, решения, распоряжения, указания, постановления. Документирование информационно-справочных материалов: справки, докладные и объяснительные записки, акты, телеграммы, телефонограммы, факсы. Оформление деловых писем.

2

Практические занятия

4

1.

Порядок расположения реквизитов.

2.

Оформление бланков документов

Самостоятельная работа

2

1.

Расположение реквизитов документа на формате носителя. Изучение материала конспекта и учебника . Работа с интернет - ресурсами.

Тема 1.4. Кадровая документация

Содержание учебного материала

2

1.

Виды и назначение документации. Документирование трудовых правоотношений

Состав и особенности оформления документов по личному составу. Комплектование личного дела. Автобиография. Резюме. Заявление о приёме на работу. Приказы по личному составу. Личный листок по учёту кадров. Трудовой договор. Правила ведения и оформления трудовых книжек.

2

Практические занятия

2

1.

Оформление документов по трудовым правоотношениям

Самостоятельная работа

2

1

Составление и оформление заявления о приеме на работу, автобиографии, резюме, приказов по личному составу, трудового договора, трудовой книжки.

Тема 1.5. Денежные и финансово-расчётные документы

Содержание учебного материала

2

1.

Особенности составления и оформления денежных и финансово-расчётных документов

Унифицированная система расчётно-денежной документации. Виды документов: кассовые, мемориальные, внебалансовые. Банковские документы. Документы поступающие от клиентов. Унифицированные и специализированные формы первичного учёта документов.

2

Практическое занятие

2

1.

Составление и оформление денежных и финансово-расчётных документов.

Самостоятельная работа

2

1.

Оформление документации в соответствии с нормативной базой, используя информационные технологии. Работа с интернет-ресурсами, материалом конспекта и учебника.

Тема 1.6. Организация документооборота: приём, обработка, регистрация, контроль, хранение документов, номенклатура дел

Содержание учебного материала

2

1.

Организация документооборота, учёт и его объём

Понятие документооборот. Схема документооборота в предприятиях торговли. Основные планы документопотоков: документы, поступающие из других организаций; документы, отправляемые в другие организации; документы, создаваемые в организации и используемые работниками в управленческом процессе. Маршрут документов. Движение входящих, исходящих и внутренних документов. Порядок обработки поступающих документов. Типовые инструкции регистрации организационно-распорядительных, бухгалтерских, финансовых, кадровых документов и документов по профессиональной деятельности. Сроки и формы регистрации входящих, исходящих и внутренних документов. Перечень документов, не подлежащих регистрации в службе ДОУ. Классификатор корреспондентов. Классификатор структурных подразделений. Классификатор направлений деятельности. Коды классификаторов и их оформления. Порядковые регистрационные номера. Общественные регистрационные реквизиты в ГСДОУ. Дополнительные реквизиты, их определение. Основные регистрационные формы: журнальная и карточная. Регистрационно-контрольные карточки (РКК) их заполнение. Формы регистрационных журналов входящих, исходящих и внутренних документов. Понятие номенклатуры дел. Виды номенклатуры дел: типовая, примерная и конкретная. Индивидуальная номенклатура дел. Номенклатура дел организации и структурного подразделения организации.

2

Практическое занятие

2

1.

Составление номенклатуры дел.

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Проанализировать и изучить организацию документооборота базы практики предприятия. Выявить его особенности. Составить модель организации документооборота.

2.

Разработать и обосновать предложения по организации регистрации и информационно-справочной работы для конкретного предприятия.

3.

Проанализировать конкретную номенклатуру для организации, выписывая выявленные недостатки её содержанию и оформления. Изучить структуру.

Зачет

2

Всего:

48


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета документационного обеспечения управления.  

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • методические материалы по курсу дисциплины (включая электронные): комплект учебно-наглядных, контрольно-тренировочных учебных пособий, методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям и др.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, текстовый редактор MS Word, Internet Explorer;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения «1С: Предприятие-Бухгалтерия предприятия 8»;
  • справочно-информационные системы (СПС «Гарант», СПС «Консультант Плюс», «1С:Архив», Информационно-справочная система архивной отрасли (ИССАО), информационная система архивистов России (ИСАР) и др.);
  • специализированные информационные продукты («Помощник кадровика», «Электронная библиотека документоведа», «Электронная библиотека кадровика», электронные версии журналов «Делопроизводство», «Секретарь.RU», «Делопроизводство и документооборот на предприятии», «Энциклопедия делопроизводства» и др.);
  • системы автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «ДЕЛО», «КАДРЫ», «Кодекс: Система подготовки документов», «Кодекс-Мастер», «АРХИВНОЕ ДЕЛО» и платформа Docs Vision с приложениями «Docs Vision Делопроизводство» и «Docs Vision Управление процессами»
  • интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:

  1. Басаков М.И.  Делопроизводство (документационное обеспечение управления  на основе ГОСТ Р 6.30-2003): учебное пособие, 5-е изд., перераб. и доп. -  М.: Дашков и К,  2009.
  2. Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления. -  М.: ТК Велби, Проспект, 2008.
  3. Делопроизводство: образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов/под редакцией Корнеева И.К., Кудряева В.А. -  М.: ТК Велби, 2010.
  4. Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности: Учебное пособие, А. А. Раздорожный. - М: ИНФРА-М, 2008.
  5. Делопроизводство: Учебник для вузов. Под общ. ред. проф. Т.В.Кузнецовой,М.: МЦФЭР, 2009 г.
  6. Захарова Т.И. Делопроизводство в кадровой службе. М.: МЭСИ, 2010 г.
  7. Кирсанова М.В. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления. М.: «Инфра-М», 2008 г.

Дополнительные  источники: 

  1. Андреянова В.В. Как организовать делопроизводство на предприятии. М.: ИНФРА-М., 2010 г.
  2. Павлюк Л.В., Киселева Т.И., Воронина М.Ф., Воробьев Н.И. Справочник по делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере, Изд. 9, перераб. и доп. СПб.: Издательский дом «Герда», 2009 г.

Интернет – ресурсы:

http://www.rantal.ru/index.php/article/sub/3.html – Профессионалы в области кадров и менеджмента/ Кадровое делопроизводства

http://www.gramma.ru – Культура  письменной речи

СПС «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru)

Российская сеть центров правовой информации «Кодекс» (http://www.kodeks.ru)

СПС «Гарант» (http://www.garant.ru)

Государственная система распространения правовых актов (http://pravo.msk.rsnet.ru)

Документооборот и делопроизводство. Системы электронного документооборота (СЭД) (www.doc-online.ru   www.erp-online.ru)

Журнал «Делопроизводство» (www.top-personal.ru/page.html?60)

Журнал «Делопроизводство и документооборот на предприятии» (www.delo-press.ru/documents-it/index.html)

Журнал «Секретарь-референт» (www.profiz.ru/sr)

Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» (www.delo-press.ru/magazines/staff)

Журнал «Секретарское дело» (sevretarskoe-delo.ru)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.

В качестве форм и методов текущего контроля могут быть использованы домашние контрольные работы, практические занятия, тестирование, оценка методик проведения статистических исследований на основе использования средств организационной и вычислительной техники, защита отчетов по результатам исследований, презентация работ и отчетов и др.  

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.

Итоговый контроль –  зачет.  

Зачет проводится за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины. Основанием для выставления зачета по дисциплине являются:

- результаты классной контрольной работы;

- результаты защиты домашней контрольной работы;

- результаты выполнения практических заданий;

- выполнение зачетного задания, собеседование и др.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением  созданы фонды оценочных средств (ФОС): контрольные задания и методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям, рабочие тетради, сборники тестовых заданий, задачники, практикумы, учебно-методические пособия и др.

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

   В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • оформлять документацию в соответствии с нормативной базой, в т. ч. используя информационные технологии;

Экспертная оценка результатов самостоятельной работы.

  • осваивать технологию автоматизированной обработки документации;

Наблюдение и оценка выполнения ключевых технологических операций в работе с  документами с применением организационной и вычислительной техники.

  • использовать унифицированные формы документов;

Оценка результатов самостоятельной работы с документами.

  • осуществлять хранение и поиск документов;

Наблюдение и оценка выполнения ключевых технологических операций в работе с  документами с применением организационной и вычислительной техники.

  • использовать телекоммуникационные технологии в электронном документообороте.

Наблюдение и оценка  выполнения ключевых технологических операций в работе с  документами с применением организационной и вычислительной техники.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • понятие, цели, задачи и принципы делопроизводства;

Устный опрос

Оценка результатов самостоятельной работы

Защита индивидуального домашнего задания

  • основные понятия документационного обеспечения управления;

Устный опрос

Оценка результатов самостоятельной работы

Защита индивидуального домашнего задания

Тестирование

  • систему документационного обеспечения управления;

Устный опрос

Оценка результатов самостоятельной работы

Защита индивидуального домашнего задания

Тестирование

  • классификацию документов;

Устный опрос

Оценка результатов самостоятельной работы

Защита индивидуального домашнего задания

  • требования к составлению и оформлению документов;

Устный опрос

Оценка результатов самостоятельной работы

Защита индивидуального домашнего задания

Тестирование

  • организацию документооборота: приём, обработку, регистрацию, контроль, хранение документов, номенклатуру дел.

Презентация проектов.

Защита индивидуального домашнего задания.

Тестирование

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УД Документационное обеспечение управления

Рабочая программа УД Документационное обеспечение управления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

Рабочая программа дисциплины Документационное обеспечение управления

Рабочая программа срставлена  в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

Рабочая программа УД Документационное обеспечение управления

Рабочая программа УД Документационное обеспечение управления предназначена для подготовки ППССЗ по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров....

Рабочая программа дисциплины Документационное обеспечение управления

Рабочая программа дисциплины Документационное обеспечение управлениядля специальности 38.02.05  Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка среднего профе...