Рабочая программа по менеджменту
рабочая программа на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_menedzhment14.docx49.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Принято на заседании                                                         Совета техникума                                    

Протокол № _____

от _________________                            

                           

УТВЕРЖДАЮ

директор ОБПОУ                                 «Рыльский аграрный техникум»

Харин А.В. ________________

приказ № ____

 от «____» _________ 20 ___ г.            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03. «Менеджмент»

            ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

Рыльск   2015 г.


Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03. «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03  «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».

Организация  -  разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».

Разработчик: Шатилина Наталья  Ивановна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.»Менеджмент»

Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике»

Протокол № 10 от «29» июня 2015г.

Председатель ПЦК _____________                     Шатилина Н.И.

                                     (подпись)                                

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.»Менеджмент»

Рассмотрена и одобрена на заседании методического Совета техникума

Протокол № 1 от «31» августа 2015г.

Председатель методического совета        __________     Добрынина И.Н.

                                                                        (подпись)

Заместитель директора по учебной работе  _________     Добрынина И.Н.

                                                                          (подпись)

  Методист                                                      __________     Кузьменко И.В.

                                                                          (подпись)


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                               стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                    

ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                    4 

2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                    6

3.УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

 ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                  13                                                                                                                  

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                              15

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент»

1.1. Область применения программы 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03. «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».

1.2.  Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе профессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Уметь:

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- разрабатывать мотивационную политику организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

Знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, деловое общение.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной  дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся                             90 часов.

В том числе:  

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося      60 часов.        

Самостоятельная работа обучающегося                                        30  часов.  

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

18

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:

индивидуальное задание

6

внеаудиторная самостоятельная работа

24

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»   

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся.

Объем

часов

Уровень

освоения

Введение

Содержание учебного материала.

Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Цели, задачи и содержание дисциплины «Менеджмент». Сущность и характерные черты современного менеджмента.  

     

2

1

Раздел 1. Теоретические основы менеджмента.

14

Тема 1.1. Эволюция

менеджмента.

Содержание учебного материала.

  Исторические периоды развития менеджмента. Школа научного управления (1885 – 1920). Административная школа управления (1920 – 1950). Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (1930 – 1950).

2

2

Тема 1.2. Особенности менеджмента в профессиональной деятельности.

Содержание учебного материала.

Сущность деятельности менеджера.

Модель современного менеджера.

Типы и виды менеджмента.

2

3

Практическое занятие. Учёт особенностей менеджмента по (отраслям).

2

Тема 1.3. Организация как объект менеджмента.

Содержание учебного материала.

Внешняя среда организации.

Понятие среды прямого и косвенного воздействия. Построение организации.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Изучение и конспектирование учебного материала по темам:

1.Организация как объект менеджмента.

2.Внутренняя среда организации.

3.Научные подходы в управлении.

   Написание докладов по темам:

1.Японская модель менеджмента.

2.Американская модель менеджмента.

4

Выполнение индивидуального  задания. Определение организационных структур.

2

Раздел 2. Функции менеджмента.

32

Тема 2.1. Цикл менеджмента.

Содержание учебного материала.

Планирование – как функция менеджмента.

Сущность и виды планирования.

Модель стратегического планирования.

Варианты стратегий.

2

3

Практическое занятие. Планирование и организация работы подразделения.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов на темы:

1. «Планирование и прогнозирование».

2. «Разновидности прогнозов, методы прогнозирования»

2

Тема 2.2. Организация взаимодействия.

Содержание учебного материала.

Понятие функции организации.

Структура организации.

Делегирование полномочий.

2

2

Тема 2.3. Структура управления организацией

Содержание учебного материала.

Структура управления организацией. Типы организационных структур управления: линейная, линейно-функциональная (штабная), проектная и матричная.

2

3

Практическое занятие. Формирование организационной структуры управления.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка докладов на тему:

1. «Разновидности прогнозов, методы прогнозирования»

2. «Различные типы организационных структур».

4

Тема 2.4. Мотивация.

Содержание учебного материала.

Определение мотивации,  и  ее рост в достижении целей организации.

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.

Использование мотивации в практике менеджмента.

2

3

Практическое занятие. Мотивационная политика предприятия.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на темы:

1. «Эволюция, понимание проблемы мотивации».

2. «Внутренняя резигнация и пути ее преодоления».

3. «Происхождение мотивации деятельности персонала предприятия»

4

Тема 2.5. Контроль.

         

Содержание учебного материала.

Сущность и виды управленческого контроля.

Поведенческие аспекты контроля.

Этапы процесса контроля.

Эффективность контроля.

2

3

Практическое занятие. Определение способов контроля, исключающих негативное воздействие на поведение персонала.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка докладов на тему:

1. «Поведенческие аспекты контроля».

2. «Оперативный и стратегический контроллинг».

4

Раздел 3. Принципы и методы менеджмента.

2

Содержание учебного материала. Менеджер – как субъект управления. Основные принципы менеджмента. Методы менеджмента, их характеристика: организационно-административные; экономические;

социальные;  психологические.

2

3

Раздел 4. Принятие решений.

6

Тема 4.1. Принятие решений.

Содержание учебного материала.

Понятие управленческого решения, их классификация. Подходы к принятию управленческих решений. Процесс принятия  и реализации управленческих решений.

2

2

Тема 4.2. Методика принятия решений.

Содержание учебного материала. Методика принятия решений.

Эффективность принятия управленческого решения. Принципы принятия решения.

2

3

Практическое занятие. Принятие эффективных управленческих решений.

2

Раздел 5. Руководство, власть и партнёрство.

6

Тема 5.1. Стили  управления.

Содержание учебного материала.

Понятие о стиле руководства и его  роль в управлении людьми.

Классификация стилей руководства.

2

2

Практическое занятие. Определение стиля управления.

2

Тема 5.2. Теория лидерства и руководства

Содержание учебного материала.

Понятие лидерства и руководства. Типы руководителей и лидеров. Теории лидерства. Понятие власти. Баланс власти в организации. Формы власти и влияния. Имидж руководителя.

2

3

Раздел 6. Коммуникации.

10

Тема 6.1.

 Процесс коммуникаций.

Содержание учебного материала.

Процесс коммуникаций. Элементы и этапы процесса коммуникаций.

Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Преграды в организационных коммуникациях.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка рефератов на тему:  

1. «Коммуникации как связующие процесса управления».

2. «Виды коммуникаций».

3. «Кодирование и выбор канала».

6

Выполнение индивидуальных  заданий.

Информационное обеспечение менеджмента. Формальные и не формальные коммуникации.

2

Раздел 7. Деловое общение.

14

Тема 7.1. Деловое общение.

Содержание учебного материала.

Понятие делового общения. Общение как обмен информацией.

Психологические закономерности делового общения.

Этика делового общения.

Деловой этикет.

2

3

Тема 7.2. Тактика делового общения.

Содержание учебного материала.

Тактика делового общения.

Правила ведения переговоров.

Порядок подготовки выступления.

Техника телефонных переговоров.

2

3

Практическое занятие. Приемы делового и управленческого общения.

2

Тема 7.3. Управление конфликтами.

Содержание учебного материала.

«Конфликт», классификация конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Методы управления конфликтами.

2

2

Практическое занятие. Разрешение конфликтных ситуаций на предприятии

2

Выполнение индивидуальных  заданий.

Подготовка рефератов на тему:

1. Формирование коллектива, его виды и функции.

2. Стадии развития коллектива.

2

Тема 7.4. Управление  стрессами.

Содержание учебного материала.

Понятие стресса, незначительный и чрезмерный. Организационные и личностные факторы стресса.

2

2

Раздел 8.  Эффективность менеджмента.

4

Тема 8.1. Самоменеджмент

Содержание учебного материала.

Планирование и достижение личных целей, достижение и принятие решений. Оптимальное использование рабочего времени. Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера.

2

3

Тема 8.2. Эффективность менеджмента.

Содержание учебного материала.

Понятие эффективности управления, ее виды и показатели. Факторы эффективности управления.

2

3

Дифференцированный зачёт

2

Всего:

90


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Материально-техническое обеспечение

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет  «Менеджмент».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и  мультимедиа-проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Басовский Л.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие.-М.: ИНФРА – М,2010.-216 с.
  2. Веснин В.Р. «Основы менеджмента»: Учебник: 2 –е изд., доп. И исправ,-М: ООО «ТД,-2010.-560с.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: Учебник-3-е изд.-М.: Гардарики, 2011.-528 с.
  4. Герчикова И.Н. «Менеджмент»: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.-501 с.
  5. Глухов В.В. «Основы менеджмента» - С.-Петербург: спец. литература, 2010.
  6. Драчева Е.Л. «Менеджмент» М.: Издательский центр «Академия», 2004.-2011.-288 с.

7.Зайцева О.А. и др. «Основы менеджмента»: - М.: Центр, 2012.-432 с.

8.Королев  Ю.Б. и другие «Менеджмент в АПК» М.: Колос, 2010.-304с.

9.Мескон М. Альберт М. «Основы менеджмента» (пер. с англ./Академия  народного хозяйства при Правительстве  РФ., М.:Дело,2012. -704 с.  

10.Менеджмент. (Современный Российский менеджмент): Учебник. (Под редакцией Ф.М. Русинова. –М.:ФБК – ПРЕСС.2012.-504с.

11. «Основы  менеджмента» Учебное пособие для ВУЗов/ под ред. А.А. Радугина. М.: Центр. 2012.-432 с.

12.Смолкин А.М. «Менеджмент:  основы организации : Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 248 с.

13. Уткин Э.А. «История менеджмента» - М.: Издательство ЭКМОС, 2010.-224с.

14. Фатхутдинов Р.А. «Производственный менеджмент»: Учебник для Вузов М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 2010. – 235с.

Дополнительные источники:

  1. Васильев Ю.П. «Управление  развитием производства». Опыт США. – М.: Экономика, 2012. – 310с.
  2. «Можно ли управлять предприятием вместе? Под ред. Фаминского Г.П. и Наумова А.И. –М.: Внешторгиздат. 2010. – 198с.
  3. Хойер Вольфганг. «Как делать бизнес в Европе» - М.: Прогресс, 2010. – 205с.
  4. Ансофф И. «Стратегическое управление» / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2012. – 212с.
  5. Водачек Л., Водачкова О. «Стратеги управления инновациями на предприятии»/Пер. со словацкого. – М.: Экономика, 2011. – 235с.
  6. Интернет ресурс. Царенко Ю. Власть и трудовая дисциплина. Понятие и понимание сути.
  7.  Форма отступа:http://www.kadrovic-lus.ru/catalog/likdez/element.php?id=1085.  

4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умение:

- планировать и организовывать работу подразделения;

- формировать организационные структуры управления;

- разрабатывать мотивационную политику организации;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента (по отраслям).

Знание:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, деловое общение.

текущий контроль:

оценка выполнения индивидуального задания;

оценка выполнения практического задания;

оценка выполнения тестирования;

оценка выполнения группового задания;

оценка выполнения практического задания;

оценка выполнения группового практического задания.

 оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения тестирования;

оценка выполнения дидактического диктанта;

оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения индивидуального задания;

оценка выполнения тестирования;

оценка выполнения групповой письменной работы;

оценка выполнения устного фронтального опроса;

оценка выполнения индивидуального задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) базов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент   основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

Рабочая программа СПО Менеджмент

Рабочая программа СПО Менеджмент...

Рабочая программа дисциплины Менеджмент - специальность Финансы

Рабочая программа дисциплины Менеджмент - специальность Финансы...