Рабочая программа по менеджменту
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Принято на заседании Совета техникума Протокол № _____ от _________________
| УТВЕРЖДАЮ директор ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум» Харин А.В. ________________ приказ № ____ от «____» _________ 20 ___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03. «Менеджмент»
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»
Рыльск 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03. «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
Организация - разработчик: Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рыльский аграрный техникум».
Разработчик: Шатилина Наталья Ивановна, преподаватель ОБПОУ «Рыльский аграрный техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.»Менеджмент»
Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК профессионального учебного цикла специальности «Операционная деятельность в логистике»
Протокол № 10 от «29» июня 2015г.
Председатель ПЦК _____________ Шатилина Н.И.
(подпись)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.»Менеджмент»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического Совета техникума
Протокол № 1 от «31» августа 2015г.
Председатель методического совета __________ Добрынина И.Н.
(подпись)
Заместитель директора по учебной работе _________ Добрынина И.Н.
(подпись)
Методист __________ Кузьменко И.В.
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Менеджмент»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03. «Операционная деятельность в логистике», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина относится к группе профессиональных дисциплин профессионального учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Уметь:
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационные структуры управления;
- разрабатывать мотивационную политику организации;
- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента (по отраслям).
Знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- методику принятия решений;
- стили управления, коммуникации, деловое общение.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающихся 90 часов.
В том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов.
Самостоятельная работа обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
индивидуальное задание | 6 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | Содержание учебного материала. Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Цели, задачи и содержание дисциплины «Менеджмент». Сущность и характерные черты современного менеджмента. |
2 | 1 | |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента. | 14 | |||
Тема 1.1. Эволюция менеджмента. | Содержание учебного материала. Исторические периоды развития менеджмента. Школа научного управления (1885 – 1920). Административная школа управления (1920 – 1950). Школа человеческих отношений и поведенческих наук. (1930 – 1950). | 2 | 2 | |
Тема 1.2. Особенности менеджмента в профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала. Сущность деятельности менеджера. Модель современного менеджера. Типы и виды менеджмента. | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Учёт особенностей менеджмента по (отраслям). | 2 | |||
Тема 1.3. Организация как объект менеджмента. | Содержание учебного материала. Внешняя среда организации. Понятие среды прямого и косвенного воздействия. Построение организации. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение и конспектирование учебного материала по темам: 1.Организация как объект менеджмента. 2.Внутренняя среда организации. 3.Научные подходы в управлении. Написание докладов по темам: 1.Японская модель менеджмента. 2.Американская модель менеджмента. | 4 | |||
Выполнение индивидуального задания. Определение организационных структур. | 2 | |||
Раздел 2. Функции менеджмента. | 32 | |||
Тема 2.1. Цикл менеджмента. | Содержание учебного материала. Планирование – как функция менеджмента. Сущность и виды планирования. Модель стратегического планирования. Варианты стратегий. | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Планирование и организация работы подразделения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Написание рефератов на темы: 1. «Планирование и прогнозирование». 2. «Разновидности прогнозов, методы прогнозирования» | 2 | |||
Тема 2.2. Организация взаимодействия. | Содержание учебного материала. Понятие функции организации. Структура организации. Делегирование полномочий. | 2 | 2 | |
Тема 2.3. Структура управления организацией | Содержание учебного материала. Структура управления организацией. Типы организационных структур управления: линейная, линейно-функциональная (штабная), проектная и матричная. | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Формирование организационной структуры управления. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов на тему: 1. «Разновидности прогнозов, методы прогнозирования» 2. «Различные типы организационных структур». | 4 | |||
Тема 2.4. Мотивация. | Содержание учебного материала. Определение мотивации, и ее рост в достижении целей организации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента. | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Мотивационная политика предприятия. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов на темы: 1. «Эволюция, понимание проблемы мотивации». 2. «Внутренняя резигнация и пути ее преодоления». 3. «Происхождение мотивации деятельности персонала предприятия» | 4 | |||
Тема 2.5. Контроль.
| Содержание учебного материала. Сущность и виды управленческого контроля. Поведенческие аспекты контроля. Этапы процесса контроля. Эффективность контроля. | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Определение способов контроля, исключающих негативное воздействие на поведение персонала. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов на тему: 1. «Поведенческие аспекты контроля». 2. «Оперативный и стратегический контроллинг». | 4 | |||
Раздел 3. Принципы и методы менеджмента. | 2 | |||
Содержание учебного материала. Менеджер – как субъект управления. Основные принципы менеджмента. Методы менеджмента, их характеристика: организационно-административные; экономические; социальные; психологические. | 2 | 3 | ||
Раздел 4. Принятие решений. | 6 | |||
Тема 4.1. Принятие решений. | Содержание учебного материала. Понятие управленческого решения, их классификация. Подходы к принятию управленческих решений. Процесс принятия и реализации управленческих решений. | 2 | 2 | |
Тема 4.2. Методика принятия решений. | Содержание учебного материала. Методика принятия решений. Эффективность принятия управленческого решения. Принципы принятия решения. | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Принятие эффективных управленческих решений. | 2 | |||
Раздел 5. Руководство, власть и партнёрство. | 6 | |||
Тема 5.1. Стили управления. | Содержание учебного материала. Понятие о стиле руководства и его роль в управлении людьми. Классификация стилей руководства. | 2 | 2 | |
Практическое занятие. Определение стиля управления. | 2 | |||
Тема 5.2. Теория лидерства и руководства | Содержание учебного материала. Понятие лидерства и руководства. Типы руководителей и лидеров. Теории лидерства. Понятие власти. Баланс власти в организации. Формы власти и влияния. Имидж руководителя. | 2 | 3 | |
Раздел 6. Коммуникации. | 10 | |||
Тема 6.1. Процесс коммуникаций. | Содержание учебного материала. Процесс коммуникаций. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации. Организационные коммуникации. Преграды в организационных коммуникациях. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка рефератов на тему: 1. «Коммуникации как связующие процесса управления». 2. «Виды коммуникаций». 3. «Кодирование и выбор канала». | 6 | |||
Выполнение индивидуальных заданий. Информационное обеспечение менеджмента. Формальные и не формальные коммуникации. | 2 | |||
Раздел 7. Деловое общение. | 14 | |||
Тема 7.1. Деловое общение. | Содержание учебного материала. Понятие делового общения. Общение как обмен информацией. Психологические закономерности делового общения. Этика делового общения. Деловой этикет. | 2 | 3 | |
Тема 7.2. Тактика делового общения. | Содержание учебного материала. Тактика делового общения. Правила ведения переговоров. Порядок подготовки выступления. Техника телефонных переговоров. | 2 | 3 | |
Практическое занятие. Приемы делового и управленческого общения. | 2 | |||
Тема 7.3. Управление конфликтами. | Содержание учебного материала. «Конфликт», классификация конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Методы управления конфликтами. | 2 | 2 | |
Практическое занятие. Разрешение конфликтных ситуаций на предприятии | 2 | |||
Выполнение индивидуальных заданий. Подготовка рефератов на тему: 1. Формирование коллектива, его виды и функции. 2. Стадии развития коллектива. | 2 | |||
Тема 7.4. Управление стрессами. | Содержание учебного материала. Понятие стресса, незначительный и чрезмерный. Организационные и личностные факторы стресса. | 2 | 2 | |
Раздел 8. Эффективность менеджмента. | 4 | |||
Тема 8.1. Самоменеджмент | Содержание учебного материала. Планирование и достижение личных целей, достижение и принятие решений. Оптимальное использование рабочего времени. Здоровье как фактор успеха профессиональной деятельности менеджера. | 2 | 3 | |
Тема 8.2. Эффективность менеджмента. | Содержание учебного материала. Понятие эффективности управления, ее виды и показатели. Факторы эффективности управления. | 2 | 3 | |
Дифференцированный зачёт | 2 | |||
Всего: | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Менеджмент».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Басовский Л.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие.-М.: ИНФРА – М,2010.-216 с.
- Веснин В.Р. «Основы менеджмента»: Учебник: 2 –е изд., доп. И исправ,-М: ООО «ТД,-2010.-560с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент»: Учебник-3-е изд.-М.: Гардарики, 2011.-528 с.
- Герчикова И.Н. «Менеджмент»: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011.-501 с.
- Глухов В.В. «Основы менеджмента» - С.-Петербург: спец. литература, 2010.
- Драчева Е.Л. «Менеджмент» М.: Издательский центр «Академия», 2004.-2011.-288 с.
7.Зайцева О.А. и др. «Основы менеджмента»: - М.: Центр, 2012.-432 с.
8.Королев Ю.Б. и другие «Менеджмент в АПК» М.: Колос, 2010.-304с.
9.Мескон М. Альберт М. «Основы менеджмента» (пер. с англ./Академия народного хозяйства при Правительстве РФ., М.:Дело,2012. -704 с.
10.Менеджмент. (Современный Российский менеджмент): Учебник. (Под редакцией Ф.М. Русинова. –М.:ФБК – ПРЕСС.2012.-504с.
11. «Основы менеджмента» Учебное пособие для ВУЗов/ под ред. А.А. Радугина. М.: Центр. 2012.-432 с.
12.Смолкин А.М. «Менеджмент: основы организации : Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА – М, 2011. – 248 с.
13. Уткин Э.А. «История менеджмента» - М.: Издательство ЭКМОС, 2010.-224с.
14. Фатхутдинов Р.А. «Производственный менеджмент»: Учебник для Вузов М.: Биржи и банки, ЮНИТИ, 2010. – 235с.
Дополнительные источники:
- Васильев Ю.П. «Управление развитием производства». Опыт США. – М.: Экономика, 2012. – 310с.
- «Можно ли управлять предприятием вместе? Под ред. Фаминского Г.П. и Наумова А.И. –М.: Внешторгиздат. 2010. – 198с.
- Хойер Вольфганг. «Как делать бизнес в Европе» - М.: Прогресс, 2010. – 205с.
- Ансофф И. «Стратегическое управление» / Пер. с англ. – М.: Экономика, 2012. – 212с.
- Водачек Л., Водачкова О. «Стратеги управления инновациями на предприятии»/Пер. со словацкого. – М.: Экономика, 2011. – 235с.
- Интернет ресурс. Царенко Ю. Власть и трудовая дисциплина. Понятие и понимание сути.
- Форма отступа:http://www.kadrovic-lus.ru/catalog/likdez/element.php?id=1085.
4. КОНРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умение: - планировать и организовывать работу подразделения; - формировать организационные структуры управления; - разрабатывать мотивационную политику организации; - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения; - принимать эффективные решения, используя систему методов управления; - учитывать особенности менеджмента (по отраслям). Знание: - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития; - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям); - внешнюю и внутреннюю среду организации; - цикл менеджмента; - процесс принятия и реализации управленческих решений; - функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта; - систему методов управления; - методику принятия решений; - стили управления, коммуникации, деловое общение. | текущий контроль: оценка выполнения индивидуального задания; оценка выполнения практического задания; оценка выполнения тестирования; оценка выполнения группового задания; оценка выполнения практического задания; оценка выполнения группового практического задания. оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения тестирования; оценка выполнения дидактического диктанта; оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения индивидуального задания; оценка выполнения тестирования; оценка выполнения групповой письменной работы; оценка выполнения устного фронтального опроса; оценка выполнения индивидуального задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) базов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...
Рабочая программа СПО Менеджмент
Рабочая программа СПО Менеджмент...
Рабочая программа дисциплины Менеджмент - специальность Финансы
Рабочая программа дисциплины Менеджмент - специальность Финансы...