Рабочая программа дисциплины Менеджмент - специальность Финансы
рабочая программа
Рабочая программа дисциплины Менеджмент - специальность Финансы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
Таврический колледж
(структурное подразделение)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
________________________ О.С. Горащук
«_____»_______________________2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Менеджмент
Специальности 38.02.06 Финансы
2022 г.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 Финансы, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2018 №65.
Разработчик: Чудинович Людмила Михайловна, преподаватель высшей категории
Рассмотрено и утверждено
на заседании Выпускающей методической комиссии по направлению подготовки 38.00.00 Экономика и управление
от «___»___________20__ г. протокол №___
Председатель _____________________________________ О.Н. Коноплёва
Рабочая программа учебной дисциплины актуализирована согласно приказа ректора ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» №1031 от 15.12.2020 г.
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Менеджмент
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.06 Финансы (базовой подготовки).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.02 Менеджмент относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения и личного трудового процесса;
- проводить работу по мотивации трудовой деятельности;
- применять в профессиональной деятельности приёмы эффективного делового и управленческого общения;
- оценивать ситуацию и принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- формировать и поддерживать высокую организационную (корпоративную) культуру.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- принципы построения организационной структуры управления;
- основы формирования мотивационной политики организации;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента, функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- методы оптимизации решений;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникации, принципы делового общения;
- приёмы самоменеджмента;
- основы финансового менеджмента;
- содержание и значение организационной (корпоративной) культуры.
Обладать общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 01. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ОК 02. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 03. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 04. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 05. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 06. | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 07. | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 08. | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
ОК 09. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
ОК 11. | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
Обладать профессиональными (ПК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.3. | Осуществлять налоговый контроль, в том числе в форме налогового мониторинга. |
ПК 3.1. | Планировать и осуществлять мероприятия по управлению финансовыми ресурсами организации. |
ПК 3.2. | Составлять финансовые планы организации. |
ПК 3.3. | Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по её повышению. |
ПК 4.2. | Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля. |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 20 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 31 |
семинарские занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 4 |
Консультации | 4 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Объем часов | Применение современных образовательных технологий |
1 | 2 | 3 | 4 |
4 семестр | 59 | ||
Раздел 1. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. | 10 | ||
Тема 1.1. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. | Управление: сущность, цели и задачи. Объекты и субъекты управления. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи менеджмента. Принципы, методы и функции управления. | 2 | |
Практическое занятие №1. Ознакомление с принципами и методами управления (менеджмента). | 2 | ||
Практическое занятие №2. Ознакомление с функциями управления (менеджмента). | 2 | ||
Тема 1.2. Менеджер – профессиональный руководитель. | Практическое занятие №3. Формирование модели современного менеджера. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся. Основные этапы развития менеджмента. Основные школы менеджмента и их характеристика. | 2 | ||
Раздел 2. Внешняя и внутренняя среда организации. | 8 | ||
Тема 2.1. Внешняя и внутренняя среда организации. | Внешняя среда организации и её факторы. Внутренняя среда организации и её факторы. Влияние факторов внешней и внутренней среды на эффективность работы предприятия. | 2 | |
Практическое занятие №4. Ознакомление с типами организационных структур управления. | 2 | ||
Тема 2.2. Планирование трудовых ресурсов организации. | Практическое занятие №5. Планирование трудовых ресурсов организации. | 2 | |
Практическое занятие №6. Изучение этапов приёма на работу. | 2 | ||
Раздел 3. Основы теории принятия управленческих решений. | 4 | ||
Тема 3.1. Основы теории принятия управленческих решений. | Сущность, виды и требования к информации. Источники информации. Коммуникационный процесс: понятие, виды, элементы. Виды коммуникативных барьеров и пути их преодоления. Управленческие решения: понятие и требования к ним. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений. Этапы рационального принятия управленческого решения. | 2 | |
Практическое занятие №7. Принятие управленческих решений. | 2 | Анализ ситуаций и имитационных моделей | |
Раздел 4. Стратегический менеджмент. | 6 | ||
Тема 4.1. Стратегический менеджмент. | Сущность, принципы и виды планирования. Процесс стратегического планирования и его этапы. Метод SWOT-анализа. Бизнес-план как вид стратегических планов. Значение и цели составления бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана. Этапы составления бизнес-плана. | 2 | |
Практическое занятие №8. Анализ деятельности организации на основе метода SWOT: формирование исходных данных. | 2 | Анализ ситуаций и имитационных моделей | |
Практическое занятие №9. Анализ деятельности организации на основе метода SWOT: проведение SWOT-анализа и формирование рекомендаций. | 2 | Анализ ситуаций и имитационных моделей | |
Раздел 5. Финансовый менеджмент. | 2 | ||
Тема 5.1. Финансовый менеджмент. | Сущность, цели и задачи финансового менеджмента. Принципы организации финансового менеджмента. Инструменты финансового менеджмента. Финансовые ресурсы предприятия. Финансовые потоки предприятия. Финансовая служба организации. | 2 | |
Раздел 6. Система мотивации труда. | 4 | ||
Тема 6.1. Мотивация труда. | Сущность и значение мотивации и стимулирования труда. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Поощрения и наказания как элементы системы мотивации. | 2 | Групповая дискуссия |
Тема 6.2. Делегирование полномочий. | Самостоятельная работа обучающихся. Сущность и необходимость делегирования полномочий. Виды полномочий. Процесс и правила делегирования полномочий. Отрицательное и положительное значение делегирования для руководителей и работников. | 2 | |
Раздел 7. Управление конфликтами. | 4 | ||
Тема 7.1. Управление конфликтами и стрессами. | Конфликты и их причины. Виды конфликтов. Этапы разрешения конфликтных ситуаций. Управление конфликтами. Пути преодоления конфликтных ситуаций. Понятие и виды стрессов. Причины стрессовых ситуаций. Признаки и последствия стресса. Пути преодоления и предотвращения стрессовых ситуаций. | 2 | |
Практическое занятие №10. Анализ ситуации по управлению конфликтами. | 2 | Анализ ситуаций и имитационных моделей | |
Раздел 8. Психология менеджмента. | 2 | ||
Тема 8.1. Психология менеджмента. | Руководство и лидерство. Стили управления. Типы менеджеров в соответствии с решеткой ГРИД. Власть и авторитет. Формы и источники власти. Понятие и виды авторитета. Социально-психологические аспекты коллективного труда. | 2 | Групповая дискуссия |
Раздел 9. Этика делового общения. | 8 | ||
Тема 9.1. Этика делового общения. | Практическое занятие №11. Изучение этапов различных видов делового общения и этики делового общения. | 2 | |
Практическое занятие №12. Изучение основ делового этикета. | 2 | ||
Тема 9.2. Деловые совещания, переговоры. | Практическое занятие №13. Изучение методики организации и проведения деловых совещаний. | 2 | |
Практическое занятие №14. Изучение методики организации и проведения деловых переговоров. | 2 | ||
Раздел 10. Управление рабочим временем. Самоменеджмент. | 11 | ||
Тема 10.1. Управление рабочим временем. Самоменеджмент. | Самоменеджмент: понятие, значение и основные элементы. Затраты и потери рабочего времени менеджера. Планирование работы менеджера. Управление рабочим временем. Виды организационных планов. Их цели и задачи. Основные направления улучшения использования рабочего времени. Ортобиоз и его слагаемые. | 2 | |
Консультация Управление рабочим временем. Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени менеджера. Основные направления улучшения использования рабочего времени. | 2 | ||
Консультация Ортобиоз и его слагаемые. | 2 | ||
Практическое занятие №15. Составление организационных планов работы руководителя. | 2 | ||
Практическое занятие №16. Выявление направлений улучшения использования рабочего времени. | 1 | ||
Промежуточная аттестация. | Дифференцированный зачёт. | 2 | |
Всего | 59 |
3 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных и практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий.
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с Порядком организации и проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в колледжах ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».
Материалы, используемые для контроля результатов освоения по дисциплине, приводятся в Фонде оценочных средств по дисциплине.
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Учебно-методическое обеспечение
Основная учебная литература:
1. Астахова, Н.И. Менеджмент: учебник для СПО / Н.И. Астахова, Г.И. Москвитин; под общ. ред. Н.И. Астаховой, Г.И. Москвитина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 422 с. – (Серия: Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-5386-2.
2. Гапоненко, А.Л. Менеджмент: учебник и практикум для СПО / А.Л. Гапоненко; отв. ред. А.Л. Гапоненко. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 396 с. – (Серия: Профессиональное образование). –
ISBN 978-5-534-02049-6.
3. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для СПО / Э.М. Коротков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 566 с. – (Серия: Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08046-9.
Дополнительная учебная литература:
1. Хазбулатов, Т. Менеджмент. Курс лекций и практических занятий [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. Хазбулатов, А.С. Красникова, О.В. Шишкин. – Электрон. дан. – Санкт-Петербург: Лань, 2018. – 240 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/104890.
4.2 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Менеджмента (ауд. 2.4).
Оборудование учебного кабинета:
Специализированная мебель:
столы ученические – 13 шт., стол преподавателя – 1 шт., стулья – 27 шт.
Технические средства обучения: доска классная – 1 шт.,
Программное обеспечение: нет.
Специальное лабораторное оборудование и иные средства обучения: раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) базов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины ОП.01 Экономика организации Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдисциплины ОП.01 Экономика организацииДля обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звенаспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
Рабочая программа дисциплины "Корпоративные финансы" направление подготовки 38.03.01 Экономика. Профиль подготовки Налоги и налогообложение (программа академического бакалавриата)
Целью освоения дисциплины «Корпоративные финансы» является формирование комплекса знаний об организационных, научных и методических основах организации и управления финансами корпораций (организаций),...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 Банковское дело
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент для специальности СПО Банковское дело...
Комплект контрольных работ по дисциплине: Менеджмент СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 43.02.06 СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ
Комплект контрольных работ по дисциплине: Менеджмент специальность 43.02.06 Сервис на транспорте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) Финансы 38.02.01.
Рабочая программа производственной практики (преддипломной) разработанана основе Федерального государственного образовательного стандарта (далееФГОС) по специальности среднего профессионального образо...
Рабочая программа дисциплины Основы менеджмента
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство...