РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 100000 Сфера обслуживания.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области коммерческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menedzhment_dlya_kommertsii._kubalova2012_ispr.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Составитель _________________
Э.А. Кубалова
ВЛАДИКАВКАЗ
2012
- СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 100000 Сфера обслуживания.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при повышении квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке работников в области коммерческой деятельности.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цели преподавания дисциплины: получение обучающимися специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- обеспечить обучающихся необходимыми знаниями об организации и ее системе построения, процессах управления, средствах и методах воздействия управляющей системы на управляемую;
- способствовать приобретению обучающимися знаний, опыта в области менеджмента как отечественных, так и зарубежных ученых;
- способствовать развитию у обучающихся, а в будущем – практиков аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять в профессиональной деятельности методы, средства и приёмы менеджмента, делового и управленческого общения;
- планировать и организовывать работу подразделения;
- формировать организационную структуру управления;
- учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность и характерные черты современного менеджмента;
- методы планирования и организации работы подразделения;
- внешнюю и внутреннюю среду организации;
- цикл менеджмента;
- процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
- систему методов управления;
- стили управления, коммуникация, деловое и управленческое общение;
- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся, направлена:
- на глубокое изучение дисциплины по дополнительной литературе и периодическим изданиям, итогом которой является написание рефератов или выступление с докладами на практических занятиях, научных семинарах и конференциях;
- изучение отдельных вопросов дисциплины, рассматриваемых на лекциях кратко.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка 210 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка - 140 часов;
самостоятельная работа - 70 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 |
в том числе: | |
практические занятия | 42 |
курсовая работа | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Менеджмент (по отраслям)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Предмет и задачи курса. | 2 | 1 |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | 42 | ||
Тема 1.1. Сущность, характерные черты современного менеджмента | Содержание учебного материала Сущность менеджмента. Значение менеджмента в условиях рынка. Профессиональный характер управленческой деятельности. Ролевой и личностный аспект взаимодействия человека и организации. Характерные черты современного менеджмента. | 6 | 1 |
Тема 1.2. Эволюция менеджмента | Содержание учебного материала История развития менеджмента. Предпосылки возникновения менеджмента. Подходы в менеджменте на основе выделения различных школ. Современная школа управления. Современные подходы в менеджменте: процессный, системный и ситуационный; их сущность и основные отличия. | 6 | 1 |
Практические занятия Школы управления и современные подходы к менеджменту. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Сравнительный анализ подходов к менеджменту с точки зрения их различий. | 4 | 3 | |
Тема 1.3. Организация как объект менеджмента | Содержание учебного материала Организация как объект менеджмента. Виды организаций. Органы управления. Основные виды структур управления, их преимущества и недостатки. Внутренняя среда организации. Основные переменные, характеризующую внутреннюю среду. Внешняя среда организации. Среда прямого и косвенного воздействия. Характеристики факторов воздействия внешней среды. | 4 | 1 |
Практические занятия Используя исходные данные составить структуры управления организации. Анализ и оценка составленных структур управления. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Основные принципы построения организационных структур. | 6 | 3 | |
Тема 1.4. Методы управления | Содержание учебного материала Сущность и понятия методов управления, их классификация. Регламентирующие и стимулирующие методы управления: виды и характеристика. Система методов управления. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Таблица социально-психологических методов управления с учетом потребностей, мотивов, учета личных характеристик, способов психологического воздействия и социальных методов управления. | 6 | 3 | |
Раздел 2. Цикл менеджмента и его составляющие | 50 | ||
Тема 2.1. Планирование в системе менеджмента | Содержание учебного материала Планирование как одна из функций менеджмента. Задачи, принципы и основные стадии планирования. Виды планов по срокам и по функциональному принципу. Понятие стратегии и стратегического планирования. Модель процесса стратегического планирования. Тактическое планирование. Реализация планов. | 4 | 1 |
Практические занятия Обсуждение основных положений теории стратегического управления. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выбор стратегии, планирование ее организации и оценка. Оформить конспект. | 4 | 3 | |
Тема 2.2 Организация взаимодействия | Содержание учебного материала Организация работы фирмы, ее этапы: распределение работы, группировка задач в логические блоки, координация работ. Виды организации: вертикальная, горизонтальная, матричная. Делегирование, ответственность, полномочия. Баланс ответственности и полномочий. Эффективная организация распределения полномочий. | 6 | 1 |
Практические занятия Повышение качества трудовой жизни в организации. Составление должностной инструкции менеджера торговой фирмы. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Характеристика типов организации по взаимодействию с внешней средой. | 6 | 3 | |
Тема 2.3. Мотивация как функция менеджмента | Содержание учебного материала Понятие и сущность мотивации. Критерии мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Принципы мотивации. | 6 | 1 |
Практические занятия Оценка значимости отдельных потребностей покупателей. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Комплексная процессуальная теория мотивации. | 4 | 3 | |
Тема 2.4. Контроль и способы его осуществления | Содержание учебного материала Понятие, сущность и необходимость контроля. Этапы контроля. Правила контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Эффективный контроль и его характеристики. | 4 | 1 |
Практические занятия Описать по каждой стадии процесс контроля над деятельностью менеджера конкретной торговой организации при подборе кадров. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Поведенческие аспекты контроля. Оформить конспект. | 4 | 3 | |
Раздел 3. Стратегический менеджмент | 44 | ||
Тема 3.1 Миссия и цели организации. Ценности и цели высшего руководства | Содержание учебного материала Миссия организации: понятие, функции. Цели организации: понятие, классификация, процесс определения целей, общие ценности и принципы высшего руководства организации. Цепочка ценностей. Выработка целей высшего руководства организации. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Составить модель процесса стратегического планирования. | 4 | 3 | |
Тема 3.2. Сущность стратегического управления. Стратегическое планирование | Содержание учебного материала Понятие и сущность стратегического менеджмента. Стратегическое управление и стратегическое планирование. Сущность, функции и принципы стратегического планирования. Способы иерархической координации планирования. Проблемы планирования и обеспечения успеха организации. | 6 | 1 |
Практические занятия Выработка миссии организации и формулирование цели. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Определить миссию коммерческих, некоммерческих и малых предприятий. Оформить в виде отчета. | 4 | 3 | |
Тема3.3. Стратегические альтернативы | Содержание учебного материала Альтернативные стратегии на основе СВОТ-матрицы. Изучение стратегических альтернатив. Шаги планирования. Общие стратегические концепции. Конкурентная стратегия. Стратегия маркетинга. Процесс выбора стратегии и его основные этапы. Основные области выработки стратегии поведения организации на рынке. Стратегии развития бизнеса. | 6 | 1,2 |
Практические занятия Выбор стратегии организации на основе SWOT-анализа. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Определить различия локальных и глобальных стратегий. Определить преимущества и недостатки методов обследования SWOT. | 4 | 3 | |
Тема 3.4. Реализация стратегического плана организации, его контроль и оценка | Содержание учебного материала Этапы реализации стратегического плана. Контроль и оценка стратегического плана. Значение непрерывной оценки стратегического плана для долгосрочного успеха организации. Количественные и качественные критерии оценки стратегии. | 4 | 1 |
Практические занятия Разработка стратегической программы организации. Составление внутреннего бизнес-плана организации. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Сущность бизнес-плана, его структура и значение. Оформить в виде реферата. | 4 | 3 | |
Раздел 4. Связующие процессы в менеджменте | 52 | ||
Тема 4.1. Коммуникации в менеджменте | Содержание учебного материала Понятие коммуникации. Сущность и виды коммуникаций. Процесс коммуникации и его основные элементы. Шум в информационной системе. Межличностная коммуникация. Эффективная коммуникация. Трансакты и их формы. | 2 | 1 |
Практические занятия Построение схем трансакций и определение их значимости в межличностных отношениях. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Три состояния человека, характеристика этих состояний. Формы трансактов. | 4 | 3 | |
Тема 4.2 Принятие управленческих решений | Содержание учебного материала Процесс принятия решений Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятие решений: платежная матрица и дерево решений. Уровни принятия решений. Этапы принятия управленческих решений. | 6 | 1,2 |
Практические занятия Решение конкретных хозяйственных ситуаций. Анализ решений. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Поведенческие аспекты контроля. Оформить конспект. | 6 | 3 | |
Тема 4.3. Деловое общение | Содержание учебного материала Деловое общение. Организация проведения деловых совещаний и переговоров. Основные типы собеседников. Фазы делового общения. Факторы повышения эффективности делового общения. Техника телефонных переговоров. | 4 | 1,2 |
Практические занятия Составить планы проведения совещания, переговоров. Анализ составленных планов. | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Условия эффективного общения. Правила ведения переговоров. Абстрактные типы собеседников. Написать доклады на предложенные темы. | 6 | 3 | |
Тема 4.4. Руководство: власть и партнерство | Содержание учебного материала Власть и влияние. Виды власти. Лидерство и власть. Источники власти. Методы влияния, их содержание. Стили управления. Самоменеджмент. | 2 | 1,2 |
Практические занятия Значение власти и партнерства. Самоменеджмент. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Формы построения взаимодействий с партнерами. Оформить конспект. | 4 | 3 | |
Курсовая работа Тематика курсовой работы
| 20 | ||
Всего | 210 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
- 3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения.
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для ССУЗов - М.: Магистр, 2010.
2. Друкер, Питер Ф.Задачи менеджмента в 21 веке: Перевод с англ. - М.: Вильямс.
3. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / Мескон М.Х. и др.. - Пер. с англ. - Вильямс, 2009.
4 Стивен П. Роббинс, Мэри Коултер Менеджмент Вильямс, 2009.
5. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник / Переверзев М.П. и др. - М.: Инфра-М, 2010.
6. Веснин, В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие - М.: Проспект, 2009.
7. Уткин, Э.А. Курс менеджмента: Учебник для ВУЗов - М.: Зерцало, 2009.
8. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Элит, 2010.
9. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2008.
10. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Авт.-сост. Андреев А.Ф. и др. - М.: Юрайт, 2007.
11.Веснин, В.Р. Основы менеджмента.-2-е издание-М.: Триада,2008.
Дополнительные источники:
- Райченко А.В. Менеджмент. Учебное пособие. - Форум, 2009.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебник. – Феникс, 2010.
- Варжапетян А.Г. Менеджмент качества. Принятие решений. Монография. – 2008
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| практические работы, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: | |
| опрос, практические работы, тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению дипломного проекта (работы) для студентов специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»
Методические указания устанавливают единые нормы, структуру, порядок выполнения и оформления выпускной квалификационной (дипломной) работы с учетом требований ФГОС стандарта среднего профессионального...
тест по дисциплине «Менеджмент» для специальности 100701 Коммерция (по отраслям)
Тест, состоящий из 100 заданий позволяет, установить уровень знаний по менеджменту, теоретическим основам управления, методам воздействия на объект менеджмента в организации....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Интегральное исчисление») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно - научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специал...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МАТЕМАТИКА» (тема «Пределы и непрерывность») Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Учебная дисциплина «Математика» является образовательной учебной дисциплиной в цикле математических и общих естественно- научных дисциплин, которая обеспечивает необходимый уровень подготовки специали...
Рабочая тетрадь по учебной практике ПМ 04, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Рабочая тетрадь для студентов по практике ПМ специальность 100701 Коммерция...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины. Физическая культура, код, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа....
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Материал рабочей программы ПМ.01. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью предназначен для обучения студентов специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базового уровня подготовки...