«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
статья на тему

Бублий Светлана Николаевна

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_bubliy_s.n.doc537.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                                                        Бублий С.Н.

_____________________________
преподаватель экономических дисциплин

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

Метод анализа ситуаций открывает двери для творчества преподавателя, создает ощущение нужности обществу и самоценности. Каждый, кто хоть немного соприкоснулся с этим методом, уже не будет преподавать по-старому, не вернется в засушливую зону педагогического традиционализма, ибо произошло обновление интеллекта, мироощущения и ценностей преподавателя.

 Юрий Сурмин

В наши дни показателем профессиональной подготовки специалиста в области экономики является умение перерабатывать большой поток информации, способность анализировать непредвиденные ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также развитие таких личностных качеств, как инициативность и самостоятельность.

    Модернизация российского образования  требует поиска новых эффективных        форм и методов обучения.      Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.

Одним из эффективных методов активного обучения является кейсовый метод.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов) [1] .

Цель метода case-study – совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - case, возникшую при конкретном положение дел, и выработать практическое решение. Для того чтобы учебный процесс на основе case - технологии был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определённая методика его использования в учебном процессе.

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения бизнес-наукам. К преимуществам метода case-study можно отнести:

- получение навыков работы в команде;

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

     Вышеперечисленные преимущества необходимы для реализации управленческой деятельности.

Кейс  не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в  описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не  имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, отражающая положение предприятия за какой либо промежуток времени. Материалом для составления кейсов служат информация периодической печати, данные работы представителей регионального бизнеса, конкретные процессы реально существующего положения дел в Российском бизнесе на основе информации в Интернете и другие источники. Очень разнообразный интересный и конкретный материал для создания кейсов может быть собран в процессе прохождения производственной, преддипломной практик.

Кейс-метод следует рассматривать как шестиэтапную, максимально организованную самостоятельную работу студентов:        

1. Деление группы студентов на подгруппы по 4-5 чел.

2. Этап формирования подгруппы:

         2.1 координатор процесса реализации задания;

         2.2 помощник координатора;

         2.3 эксперт;

        2.4 докладчик, объявляющий полученные результаты и обосновывающий их перед аудиторией.

Координатор зачитывает поставленную цель и задание подгруппе.

3. Этап молчаливого генерирования (10-15 минут). Членам подгруппы  предлагают дать ответы на поставленную задачу;

4. Этап уяснения идей. Координатор систематизирует все предлагаемые  членами подгруппы ответы, добивается правильного понимания проблем всеми участниками;

5. Выступление докладчика с анализом проделанной работы представлении полученных результатов;

6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах.

Рассмотрим методику использования кейс-технологии при изучении дисциплины  «Менеджмент».  В курсе «Менеджмент» при подготовке бухгалтеров тема: «Принятие управленческих решений»  всегда вызывает определенные сложности при ее усвоении обучающимися, так как имеет большой объем достаточно сложного для восприятия учебного материала, который надо усвоить в течение четырех академических часов. Читать и запоминать методы и этапы принятия управленческих решений «всегда трудно». И в этой ситуации незаменим кейс-метод. Вот как я это делаю.

После предварительного изучения выше названной темы и выполнения тестовых заданий я подвожу  обучающихся к выводу, что данный учебный материал требует практического закрепления. Поэтому на следующий урок будет работа с материалами кейса. Даются необходимые пояснения.

Целями урока темы «Принятие управленческих решений» являются:

  1. Ознакомиться с содержанием производственной ситуации;
  2. Изучить характеристики кандидатов на должность менеджера среднего звена;
  3. Принять решение относительно кандидата на должность начальника строительного участка;
  4. Заполнить листы рабочей тетради (таблица, вывод по работе).

План урока:

1. Организационный момент. Урок начинается с его организационной части «этапа введения в кейс». Я  раздаю группам информационные материалы кейса.

На столах обучающихся имеются:

  1. Учебная ситуация «Вот ситуация…»;

2. Приложение - Таблица  «Характеристика кандидатов»

3.  Задания.

4. Режим работы с кейсом – необходим для определения времени на различные этапы работы с кейсом;

5. Критерии оценки работы (имея табличку, где определены критерии оценки их работы, обучающиеся стремятся следовать им в своих ответах, говорить по существу, активно работать, придерживаясь этики ведения дискуссии).  

Я  объявляю тему, цели и задачи урока, его ход, далее предлагаю открыть кейс с материалами для анализа ситуации. Изучить в группе ситуацию, индивидуальные характеристики каждого из кандидатов, ответить на вопросы и принять окончательное решение в группе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы достоинства и недостатки каждого из кандидатов на должность начальника?
  2. Кто из кандидатов, по вашему мнению, больше остальных подходит на должность начальника участка? Обоснуйте выбор.
  3. На что вы обращали особое внимание при оценке кандидатов? Почему?
  4. Какие недостатки в работе кадровой службы, на основе собранных ею данных о кандидатах, вы можете назвать? Как можно устранить эти недостатки?
  5. Можете ли вы спрогнозировать деятельность выбранного вами кандидата в должности начальника участка? Какова она?
  6. Какие качества своего кандидата вы считаете наиболее важными?

2. Работа обучающихся в  микрогруппах - обсуждение кейс-стади в группе. Обучающиеся приступают к работе в малых группах. Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада. Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Участники работают с дополнительной информацией, выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации.

Каждая малая группа выбирает своего выступающего, но иногда в случае необходимости такого выступающего я назначаю его сама.

Затем начинается презентация или представление результатов анализа кейса. От  каждой группы свое решение ситуации представляет главный выступающий. Ему помогают другие члены группы.

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Ответить на вопрос может и любой член группы, я лишь направляю дискуссию.

Все варианты решения, предложенные группами, фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

3. Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя 

На занятии каждый студент или подгруппа студентов, представляет свою точку зрения. Я координирую ход обсуждения, направляя его, по необходимости, на решение поставленной учебной цели. Действую корректно, мягко, не навязывая своих подходов. По окончании обсуждения ситуации проводится голосование «Чье решение было самым удачным?» (для ответа на этот вопрос группы пользуются критериями оценки работы команд). Здесь моя задача  - провести анализ стратегий поиска решений, сравнить предложенные решения.

Преимущество - работают все, нет равнодушных и пассивных. В конце обсуждения слушатели задают вопросы, предлагают свои комментарии к представленному материалу, я  даю  оценку каждому выступающему, нахожу возможность похвалить обучающихся за активность, плодотворную работу, даже если решение было выбрано неправильно.

Критериями оценки работы обучающихся  при работе с кейсом являются:

- Краткость и четкость  изложения проблемы

- Профессиональность, грамотность решения проблемы

- Новизна и неординарность решения проблемы

-Грамотная речь

-Качество ответов на дополнительные вопросы

-Доказательная база

- Краткость и четкость презентации результатов кейса

-Качество графической части оформления решения проблемы

-Активность работы всех членов группы

- Этика ведения дискуссии

- Существенные дополнения к выступлению

- Индивидуальная работа в группе, индивидуальные задания

- Участие в обсуждении проблемы

Урок я завершаю рефлексией. Каждому участнику группы предлагаю  ответить на вопросы:

-Какие знания по теме управленческие решения вы закрепили?

-Помог ли сегодняшнее занятие вам лучше разобраться в отдельных вопросах темы? В каких?

-Что вам понравилось и непонравилось?

-Какие рекомендации вы бы дали преподавателю? Другим участникам урока?

Такая форма проведения учебного занятия формирует самостоятельность, ответственность, вдумчивость, так как  обучающиеся понимают, что им после изучения темы предстоит самостоятельно решить проблему и получить оценку за результат своего труда.

Подводя итог, хочется напомнить поговорку наших предков «Под лежачий камень вода не течет», которая настойчиво подталкивает нас к мысли о самосовершенствовании, и в профессиональной сфере тоже. Только всесторонне развитый, тактичный и мудрый преподаватель сможет заинтересовать наше «компьютерное» юношество, живущее иногда больше в пучинах Интернета, чем в реальной жизни.

Успехов нам, коллеги!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. М.: 2009.
  2. Обучение менеджменту (конкретные ситуации). Сост. Ширяева И.В., Разина Е.М. — М.: Школа бизнеса МГУ, 2005.
  3. Коултер Д. Обучение методом конкретных ситуаций в России. Ассоциация развития управления // Менеджмент, 2005, № 1, с.8 - 11 Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методическое рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н.,Олегов Ю.Г, Фоламьев А.Н.,- М: Изд-во РАГС, 1997г./
  4. Российский менеджмент: учебные конкретные ситуации. Кн. 1,2 -М: ГУУ, 2008г.
  5. Мескон  М. Х., Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. – М.:Дело,  1994.

6.  Паркинсон С. Н., Рустомджи М. К. Искусство управления / Пер. с англ. К.    Савельева. – М.: Агентство «ФАИР», 2007.

7. Веснин В. Р. Основы менеджмента. 2-е изд., доп. и испр., - М.: ООО «Т.Д.  «Элит-2000»», 2002.

8. Драчева Е. Л. Менеджмент: Учеб.пособие для студ.учреждений  сред.проф.образования/ Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. – 3-е изд., стер.-М.:  Издательский центр «Академия», 2003.

Приложение 1

Листы рабочей тетради по дисциплине «Менеджмент»

Практическая работа

Тема: «Принятие решений в области подбора кадров на должность

менеджера среднего звена»

Цель: Приобретение навыков принятия управленческих решений в области подбора кадров

1. Для успешного выполнения практической работы необходимо закрепить теоретический материал по теме «Принятие управленческих решений».

Запишите следующие определения:

Управленческое решение – это ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы принятия управленческого решения:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Какие рекомендации по принятию эффективного решения вы можете дать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие методы принятия управленческого решения вы знаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Работа в группе.

Цель: принять решение относительно кандидата на должность начальника строительного участка.

Инструкция:  Откройте кейс с материалами для анализа ситуации. Изучите в группе ситуацию, индивидуальные характеристики каждого из кандидатов, ответьте на вопросы и примите окончательное решение в группе.

Заполните таблицу, опираясь на работу своей группы и собственное мнение

Групповое решение

Индивидуальное решение

На должность начальника строительного участка выбран кандидат

Выбирая кандидата мы/я прежде всего думали/-л о таких его качествах, как…

Я полностью согласен с мнением группы, потому что..

Мое решение более правильное, потому что…

Группа соглашалась / не соглашалась  с моими аргументами, потому что …

Мое решение группа приняла / не приняла, потому что…

Сформулируйте вывод по практической работе:

(достигнута ли цель, научились ли принимать решения, легко ли принимать решения?)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Спасибо за работу на уроке!

Приложение 2

Кейс

Принятие решений в области подбора кадров на должность менеджера среднего звена

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТАЦИИ:

   В строительной фирме через месяц должен выйти на пенсию начальник строительного участка Иванов А. А.

   В последние два года участок работал неровно: производственный план то выполнялся, то не выполнялся; производственный процесс шел со сбоями, наблюдалась значительная текучесть кадров, низкие заработки рабочих.

   У директора фирмы об Иванове А. А. сложилось такое мнение: «Болеет за дело, сутки проводит на участке, пытается обеспечить выполнение плана всеми правдами и неправдами. Однако не может организовать ритмичную работу, не видит возможности для повышения уровня организованности на участке, наведения порядка, дисциплины».

   Иванов А. А. после оформления пенсии хочет остаться работать в фирме, но не в должности начальника участка, а, например, в производственном отделе аппарата управления фирмой.

   Директор фирмы поручил начальнику отдела кадров подыскать кандидатуру на должность начальника участка.

   В установленный срок начальник отдела кадров предоставил список кандидатов из четырех человек:

- мастер этого же строительного участка Петров В. В., работает в этой должности пять лет;

- мастер соседнего строительного участка Сидоров В. В.;

- главный инженер другого строительного предприятия Семенов Г. Г., который желает перейти в эту фирму;

- начальник отдела, главный технолог Егорова Д. Д., которая изъявила желание перейти из аппарата управления непосредственно в производственную структуру фирмы.

ХАРАКТЕРИСТИКА КАНДИДАТОВ:

F:\137840.jpg

ПЕТРОВ ВАСИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ – 39 лет, мастер строительного участка, образование среднее специальное.

В фирме работает 15 лет.

   Пять лет трудился на участке рабочим, затем бригадиром и пять лет назад был назначен мастером на этом же строительном участке. Очень активен в производственных вопросах. Хорошо «выбивает» необходимые материалы, хотя не всегда ему удается добиться, чтобы эти материалы поступили на участок вовремя.

   Умеет найти общий язык с рабочими в сложных ситуациях. Рабочие называют его «уговорителем». Всегда подсказывает начальнику участка, когда нужно сходить в плановый отдел фирмы и «передвинуть» сроки работы. Отлично знает каждого работника, его нужды и семейное положение.

   Противник забастовочных движений, считает, что они не принесут положительных результатов в решении производственных и житейских вопросов для рабочих. Считает, что несмотря ни на что, единственный выход в складывающихся сложных ситуациях – производственный труд на своем рабочем месте.

F:\13241357442158.jpg

СИДОРОВ ВАСИЛИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ  - возраст 45 лет, мастер соседнего строительного участка фирмы. Имеет высшее образование – строитель, по профилю, соответствующему его должности и профессии.

   В фирме работает 10 лет.

   Пришел на должность мастера строительного участка из другой аналогичной организации и с его помощью участок (находившийся некогда в плачевном состоянии – невыполнение планов, низкие зарплаты и т.п.) достиг высоких результатов, а рабочие повысили свой материальный уровень.

   Отличается инициативностью, предпринимательской жилкой, умеет поддержать полезное начинание, предложенное рабочими. Считает, что ряд организационных мероприятий позволит улучшить работу участка. Неоднократно высказывался по этому поводу в управлении фирмой, однако, руководство его соображения отклоняло, считая, что они не принесут желаемого результата, не пытаясь вникнуть в суть предложений.

   Постоянно занимается с рабочими участка с целью повышения их профессионального мастерства. Умеет ценить хороших работников, поощряя их материально и своим особым вниманием. Умеет регулировать производственный конфликты, возникающие на участке. На руководимых им объектах поддерживается высокий уровень трудовой дисциплины.

   Рабочие считают, что Сидоров В. В. как руководитель недостаточно принципиально подходит к решению проблем организации труда и отстаиванию интересов рабочих перед администрацией. Вместе с тем, руководимые им рабочие в целом уважают его, советуются с ним не только по производственным, но и бытовым, семейным, общественным делам.

   Здоровье имеет хорошее, не курит. Однако, считает, что из-за неорганизованной работы на стройке времени на укрепление здоровья практически нет.

F:\4887862-portrait-of-a-cheerful-satisfied-business-man.jpg

СЕМЕНОВ ГРИГОРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ – возраст 35 лет, главный инженер малого строительного предприятия «Ресурс». Имеет желание (в силу различных причин) перейти работать в данную строительную фирму. Образование высшее, инженер-строитель, профиль специальности иной, нежели тот, который требуется на строительном участке данной фирмы.

   Имеет опыт работы в планово-финансовом отделе, отделе труда  и заработной платы и отделе снабжения строительных организаций. Постоянно не удовлетворен своей работой, считает, что еще не нашел такого места, где может раскрыться его творческий и организационный потенциал, а может и талант. За последние 8 лет дважды повышал свою квалификацию, проходя обучение на соответствующих курсах при вузах, увлекается рационализаторской работой, заочно обучается в аспирантуре по менеджменту и предпринимательству.

   Избирался депутатом городского Совета народных депутатов. Принимает активное участие в работе научно-технического общества.

ЕГОРОВА ДАРЬЯ ДЕНИСОВНА – возраст 30 лет, начальник отдела главного технолога данной фирмы. Образование высшее, инженер-экономист по строительству. Одно время была рабочим (штукатуром) на данном участке, затем училась по направлению организации в институте на дневном отделении, получила диплом с отличием. После окончания института вернулась в прежнюю организацию инженером в отдел главного технолога в аппарате управления. Спустя некоторое время была назначена начальником указанного отдела.

F:\kobieta.jpg 


   Читает много специальной литературы по профилю своей деятельности. Со своими обязанностями справляется хорошо. Егорова Д. Д. полагает, что в отделе главного технолога ей негде развернуться, проявить свой инженерно-организаторский потенциал, соответствующий полученной ею специальности и заложенному в ней энергичному характеру. Она дважды обращалась к руководству фирмы с просьбой о переводе ее из аппарата управления ближе к производству, в частности, на должность начальника строительного участка, хотя до последнего времени данный вопрос не был положительно решен.

   Принимает активное участие в общественной жизни организации: является членом профсоюзного комитета, возглавляла кампанию по выборам в народные депутаты города, работает в совете молодых специалистов. Постоянно повышает свою квалификацию, занимается на вечерних курсах по современному менеджменту и маркетингу в Институте коммерции. Считает, что знание основ рыночной экономики сегодня необходимы каждому руководителю, независимо от занимаемой должности.

   Здоровье имеет отличное, в свободное время занимается спортом (теннис).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ:

  1. Каковы достоинства и недостатки каждого из кандидатов на должность начальника?
  2. Кто из кандидатов, по вашему мнению, больше остальных подходит на должность начальника участка? Обоснуйте выбор.
  3. На что вы обращали особое внимание при оценке кандидатов? Почему?
  4. Какие недостатки в работе кадровой службы, на основе собранных ею данных о кандидатах, вы можете назвать? Как можно устранить эти недостатки?
  5. Можете ли вы спрогнозировать деятельность выбранного вами кандидата в должности начальника участка? Какова она?
  6. Какие качества своего кандидата вы считаете наиболее важными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии педагогических мастерских в преподавании естественнонаучных дисциплин

Личностно-ориентированные технологии обучения в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько инди...

Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"

"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...

Применение метода кейсов в преподавании экономических дисциплин в СПО

На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и эко...

Открытый урок в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"

Представлена методическая разработка открытого урока в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"...

Интерактивные методы обучения в преподавании экономических дисциплин

Изучение экономических  дисциплиннаправлено на получение обучающимися теоретических основ.Инновационный путь развития экономики  требует коренной перестройки не только процесса промышл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

Одной из ключевых задач профессиональной подготовки специалистов в области строительства в настоящее время является адаптация к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.Умение ...