Применение метода кейсов в преподавании экономических дисциплин в СПО
материал на тему
На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и экономических способностей у будущих специалистов.
Экономические дисциплины играют особую роль в профессиональной подготовке специалистов, с одной стороны, устанавливает базовые знания для освоения специальных дисциплин, с другой – является формой организации самостоятельной работы студентов и развития их познавательной активности.
В связи с этим целью и задачей решения кейсов является приобретение умений: работать с учебной литературой и информацией, получать новые теоретические и аксиологические знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, основными понятиями учебного курса; решать познавательные и экономические задачи; логично выстраивать устные ответы и письменные тексты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keysy_vprepodavanii_ekonomicheskih_distsiplin_v_spo.docx | 48.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»
Применение метода кейсов в преподавании экономических дисциплин в СПО
Подготовила: преподаватель экономических дисциплин
Балязина Алена Валерьевна
2016
1. Метод кейсов в преподавании экономических дисциплин
На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и экономических способностей у будущих специалистов.
Общие требования к образованности выпускника:
Выпускник должен организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
Развитие данных умений и способностей предполагает наличие у специалиста компетентности в сфере исследовательской деятельности и высокого уровня самостоятельности. Таким образом, организация работы студентов по решению проблемных ситуаций является одним из важнейших компонентов в образовательном процессе.
Экономические дисциплины играют особую роль в профессиональной подготовке специалистов, с одной стороны, устанавливает базовые знания для освоения специальных дисциплин, с другой – является формой организации самостоятельной работы студентов и развития их познавательной активности.
В связи с этим целью и задачей решения кейсов является приобретение умений: работать с учебной литературой и информацией, получать новые теоретические и аксиологические знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, основными понятиями учебного курса; решать познавательные и экономические задачи; логично выстраивать устные ответы и письменные тексты.
Следующим важным этапом развития навыков работы с кейсами принято считать подготовку студентами презентаций. В этих видах работы необходимо акцентировать внимание студентов на развитии коммуникативных умений монологической и диалогической речи: изложить свое мнение, задать вопрос, обоснованно ответить на вопрос, в случае необходимости аргументировано отстоять свою позицию, проявить убежденность или гибкость (в зависимости от учебной ситуации), доказывая свою точку зрения.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Поэтому целью методической разработки является описание методики использования кейс-метода на уроках экономики.
Метод кейсов основывается на следующих принципах:
– принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
– принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли педагога как эксперта и консультанта, помогающего студенту;
– принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт.
1.2 Типы кейсов, способы их представления
Типы кейсов (Гарвардская школа) | Способ представления | Создание проблемной ситуации | Подготовка кейса | Содержание кейса | Выбор создание итогового решения |
Обучающий кейс (Case-stated method). Stated- установленный, зафиксированный | Иллюстративные учебные ситуации-кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации | Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме | Обучающимся предлагается высказать свои мнения. |
Аналитический кейс (информационный) (Case-incident method). Incident- присущий, свойственный, связанный | учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается учебная (условная) ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы. Цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме | Преподаватель задает, определяет проблему | Педагог готовит кейс | Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме | Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса |
Эвристический кейс (Case-problem method). Problem- проблема, проблемная ситуация | прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы. | Преподаватель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют проблему (для младших школьников конкретизацию проблемы может также осуществить преподаватель) | Преподаватель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости | Кейс содержит некоторое количество информационных источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр. | Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса. Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией |
Исследовательский кейс (Case-study method). Study- исследование | учебные ситуации – кейсы без формулирования проблемы, в которых описывается более сложная, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д. Цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов | Преподаватель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулировке проблемы) | Преподаватель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют | Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме | Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс |
1.3 Структура кейса и принципы его построения
Величина кейса прямо зависит от его назначения. Мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц, может быть рассчитан на то, что он займет 1 урок. Кейс средних размеров занимает обычно 2 часа, а объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц, может использоваться в течение нескольких практических занятий.
К кейсам предъявляются определенные требования:
- быть написан интересно, простым и доходчивым языком;
- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- содержать необходимое и достаточное количество информации;
- быть актуальным на сегодняшний день.
2.МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ
Метод анализа конкретной ситуации дает возможность действовать, не боясь негативных последствий, возможных в реальной серьезной ситуации. Студенты учатся находить решения, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, также как и аргументировать свою стратегию решения по отношению к другим.
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.
Возможны следующие альтернативные варианты:
1.Обучаемые изучают материала кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
2.Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
3.Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике либо в конце занятия для закрепления материала.
Кейс метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет решать следующие задачи:
1. Овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;
2. Отработать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации;
3. Приобрести навыки применения теоретических знаний для решения конкретных ситуаций;
4. Выработать умение осуществлять презентацию, то есть убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;
5. Отработать навыки конструктивного критического оценивания различных точек зрения;
6. Научиться самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;
7. Овладеть умениями извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на обратную связь.
Интерактивная методика требует оценивания не столько набора определенных знаний, сколько умения студентов анализировать конкретную ситуацию, принимать решение, логически мыслить, при этом лучше всего использовать многокомпонентный метод формирования итоговой оценки, составными частями которого будут оценки за: участие в дискуссии или презентации, измеренное уровнем активности обучающихся; за подготовленные письменные работы.
На уроках экономики эта проблема решается следующим образом. В процессе работы над кейсом, ребята могут разделять свои обязанности в решении проблемы. Одни обучающиеся отвечают за теоретическую сторону вопроса, другие – за техническое оснащение проблемы (презентации, буклеты и прочие продуты деятельности). Педагог, в ходе работы студентов над кейсами, ведет свои наблюдения и дает оценку их деятельности.
Анализ кейса, данный обучающимся при письменной работе, считается удовлетворительным, если:
– было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;
– были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;
– решение ситуаций по смыслу и содержанию отвечают требованиям.
Метод кейсов способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою.
Таблица 1– Развитие компетенций при решении кейсов
Компетентности | Их характеристика |
Способность принимать решения | Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий. |
Способность к обучению | Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации |
Системное мышление | Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность | Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности |
Готовность к изменениям и гибкость | Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям |
Способность работать с информацией | Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую |
Упорство и целеустремлённость | Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров |
Коммуникативные способности | Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт |
Способность к межличностным контактам | Умение слушать и понимать собеседника |
Проблемность мышления | Умение вырабатывать модели решения проблем |
С помощью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-метода ориентирована на:
– Формирование и развитие информационной компетентности.
– Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
– Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.
Кейс-метод – это достаточно сложная технология обучения. При внедрении кейс-метода в свою практику, педагог должен учитывать степень и уровень обученности студентов в разных возрастных категориях. Один и тот же кейс не всегда подходит для работы студентов одного курса, но с разным уровнем мыслительной деятельности. Для слабых групп кейс приходится делать проще, например из эвристического - аналитический, для сильных групп – и кейс должен стать сложнее, из эвристического перерасти в исследовательский.
Еще одним преимуществом работы с кейс-методом является обучение студентов социальному взаимодействию. Ребята в группах учатся слушать друг друга, обмениваться мнениями, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
При работе с данной технологией нельзя не отметить такой положительный момент, как обучение самостоятельности и развитие творческой деятельности у студентов. Как показывает моя практика, ребята с удовольствием защищают свои проекты, проявляют удивительную фантазию, ищут нетрадиционные пути решения проблемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы /Под ред. Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой –СПб.: ООО «Полиграф-С», 2004
- Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Маркетинг.- 1999.- №1.
- Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении /Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: «Полиграф-С», 2002
- Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
- http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С КЕЙСОМ
1 | Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах. Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики. |
2 | Составить список проблем, с которыми придется иметь дело. |
3 | Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить. |
4 | Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания. |
5 | Составление основательного анализа имеющейся ситуации. |
6 | Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации. |
7 | Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения». |
8 | Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы |
9 | Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы. |
10 | Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия. |
КЕЙС «Рынок труда Иркутской области в 2014 г.»
- Какое количество граждан претендовало на 1 вакансию в конце 2014 г. О чем говорит такой показатель?
- Какое количество безработных нашли работу за 3 квартала 2014 г.?
- Напишите 3 наиболее востребованные сферы деятельности, 3 наименее востребованные сферы деятельности.
- Каково количество востребованных рабочих профессий на рынке труда в Иркутской области?
- Уровень заработной платы самых востребованных профессий. Является ли ваша, или смежная с вашей, профессия востребованной на рынке труда?
- Какое количество работодателей легализовало заработную плату работников? Какие результаты принесла легализация?
- На каком месте по уровню оплаты труда среди Сибирских регионов находится наша область?
- Проанализируйте состояние уровня оплаты труда в нашем регионе.
- Проанализируйте изменения, которые внес в Законодательное собрание региона в 2014 -16 гг. губернатор С.Ерощенко. Перечислите в какие сферы будут направляются дополнительные средства из бюджета.
- Укажите как изменится размер минимальной оплаты труда в 2015 г.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области уровень общей безработицы по Иркутской области в среднем за 9 месяцев 2014 года составил 8,6%.
За январь – сентябрь 2014 года в органы занятости Иркутской
области обратилось в поиске подходящей работы 64 700 человек. Признано безработными 27 623 человека. По состоянию на 1 октября 2014 года состоит на учете в органах занятости Иркутской области 21 991 человек ищущих работу, из них 21 050 незанятых трудовой деятельностью. Численность зарегистрированных безработных на 1 октября 2014 года составила 14 157 человек. По состоянию на 1 октября 2014 года органы занятости располагали сведениями о потребности предприятий в 77 679 работниках. На 1 свободную вакансию на 01.10.2014 г. претендовало 0,3 человека не занятых трудовой деятельностью. При содействии органов занятости в январе - сентябре 2014 года нашли работу 37 979 человек.
Потребность работодателей в работниках на 1 октября 2014 года составила 77 679 единиц, в том числе по видам экономической деятельности
(в % от общей потребности):
- Строительство – 53,2%;
- Обрабатывающие производства – 11,2%;
- Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 9,7%;
- Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 7,2%;
- Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 5,0%;
- Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 3,5%;
- Образование – 2,8%;
- Транспорт и связь – 2%;
- Гостиницы и ресторан – 1,7%;
- Добыча полезных ископаемых – 1,4%;
- Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 0,9%;
- Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование – 0,6%;
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 0,5%.
- Финансовая деятельность – 0,3%;
В органы службы занятости населения за отчетный период было подано 64700 заявлений - по содействию в поиске подходящей работы. Из них – 158617 вакансий (89.2%) для замещения рабочих профессий. Всего заявлено с начала года - 209733 вакансий (с учетом вакансий на начало отчетного года). Традиционно на рынке труда города требуются рабочие — бетонщики, каменщики, электрогазосварщики, плотники, арматурщики, штукатуры, повара, маляры, облицовщики. Среди служащих востребованы врачи и медицинские сестры. Уровень заработной платы по заявленным вакансиям составляет 15 261 рубль.
По итогам первого полугодия 2014 года более одной тысячи работодателей легализовали заработную плату своих сотрудников. Совместная работа всех заинтересованных органов власти позволила легализовать заработную плату в прошлом году у более 4,5 тыс. работодателей. Работа в этом направление способствовала увеличению поступления налога на доходы физических лиц за 2013 год более чем на 130 млн. рублей. За 7 месяцев этого года дополнительное поступление НДФЛ составило более 20 млн. рублей.
По данным Минтруда, средняя зарплата растет ежегодно на 11—12 процентов. По уровню заработной платы Иркутская область занимает третье место среди регионов Сибирского федерального округа. Средняя зарплата у нас сейчас примерно 30 600 рублей. Средняя зарплата в бюджетной сфере — 23,5 тыс. рублей. Самая высокая зарплата в организациях добывающей промышленности, энергетическом комплексе, строительстве. А самая низкая в организациях торговли и сферы услуг». Планируется увеличить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2015 года на уровень ожидаемой инфляции текущего года, то есть до 5965 рублей в месяц. Увеличение составит 7,4 процента.
Губернатор Сергей Ерощенко внес на рассмотрение депутатов Законодательного собрания региона проект закона об изменениях областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Согласно документу, доходную часть казны в текущем году предлагается увеличить на 2,9 млрд рублей и утвердить в объеме 100 млрд рублей. Увеличение расходов предполагается в сумме около 4,9 млрд рублей до 115 млрд, что на 4,4% больше, чем в действующем финансовом законе. Наиболее крупные объемы дополнительных средств направляются на реализацию государственных программ в сфере образования (более 2 млрд рублей), здравоохранения (около 1 млрд), ЖКХ (502,5 млн), жилищного строительства (651 млн), сельского хозяйства (255,7 млн), охраны окружающей среды (110,5 млн рублей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная компетенция педагога по физической культуре в условиях применения метода кейсов
Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход...
Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"
"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)...
Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в колледже
В статье обобщен опыт применения метода проектов при преподавании студентам специальности 43.02.06...
Интерактивные методы обучения в преподавании экономических дисциплин
Изучение экономических дисциплиннаправлено на получение обучающимися теоретических основ.Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышл...
Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования
В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Данная статья предназначена для преподавателей СПО с целью представления и популяризации педагогического опыта в области преподавания учебных дисциплин общепрофессионального и профессионал...