Модульное обучение как вид современных образовательных технологий применительно к преподаванию экономических дисциплин на технических специальностях
статья
Особенности преподавания экономических дисциплин на технических специальностях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульное обучение как вид современных образовательных технологий применительно к преподаванию экономических дисциплин на технических специальностях
Преподавание экономических дисциплин на технических специальностях имеет свои особенности и проблемы.
К сожалению, студенты технических специальностей делят все учебные дисциплины на основные и второстепенные, включая гуманитарные и социально-экономические. Это выражается в том, что экономические дисциплины, с точки зрения студентов, считаются менее нужными. Чтобы заинтересовать студентов и решить определенные проблемы в отношении к экономическим дисциплинам – необходимо применение различных образовательных технологий в обучении.
В качестве одной из таких технологий я бы хотела привести модульное обучение.
Модульное обучение – обучение, при котором учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Технология построена на самостоятельной деятельности обучающихся, которые осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.
Особенности модульного обучения
- Ключевой элемент структуры в данной технологии – информационный модуль.
- Модуль – это отдельный блок, включающий теоретический материал, тренировочные задания, методические рекомендации для обучающихся.
Составной элемент модуля – контрольные вопросы и тесты, а также ключи для самопроверки или взаимопроверки. Благодаря изучению модуля достигают определенной дидактической или педагогической цели.
Содержание учебного занятия конструируется из нескольких логически связанных между собой модулей, каждый из которых решает конкретную учебную задачу.
На выполнение модуля дается фиксированное время. Вместе все модульные блоки направлены на достижение предметных и личностных результатов.
Технология основана на деятельностном подходе, ориентирована на личность каждого ученика. Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся в освоении материала. Минимальная продолжительность занятия – 2 академических часа. Необходимо подготовить и создать положительную мотивацию к самостоятельной деятельности с высокой степенью интенсивности.
Виды модульного обучения
- Модульная программа. Планирование курса модульных уроков, которые связаны между собой целью, обеспечивающей достижение предметных, личностных и регулятивных результатов. Это программа деятельности обучающихся.
- Модульный урок. Это элемент модульной программы.
Цели использования модульного обучения
- Освоение учебного материала в процессе активной деятельности студентов.
- Развитие навыков самостоятельности и самоконтроля.
- Повышения познавательного интереса.
- Развитие умения планировать свою деятельность.
К основным принципам модульного обучения относят:
- Модульность. Учебный материал разбивается на отдельные законченные блоки, логически связанные между собой и объединенные одной дидактической целью.
- Динамичность. Модули можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.
- Гибкость. Адаптация содержания модуля к индивидуальным запросам обучающихся.
- Осознанная перспектива. Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.
- Индивидуальные консультации и инструкции для каждого обучающегося.
Роль преподавателя заключается в разбивке учебного материала на блоки, составлении модульной программы, разработке модульных уроков. Главная цель — это организация самостоятельной деятельности учащихся при работе с модулем. Для этого в продолжение занятия преподаватель контролирует учебный процесс, оказывает консультационную помощь. Следит за временем выполнения каждого учебного элемента и сообщает обучающимся о лимите времени.
Преимущество для учащихся
- Самостоятельное освоение учебного материала.
- Психологическая комфортность на занятиях.
- Работа с модулями осуществляется в индивидуальном темпе.
- Индивидуальная траектория работы на каждом модульном уроке.
Преимущество для преподавателя является то, что на уроке освобождается время для индивидуального консультирования учащихся.
Основные трудности для учащихся
- Временной дефицит при выполнении заданий.
- Высокий темп выполнения заданий.
- Не все учащиеся умеют работать самостоятельно. Низкое и фрагментарное качество освоения учебных тем.
Основными трудностями для преподавателя являются разработка материалов для модуля (комплект заданий, тестов, инструкций), которая требует больших затрат времени и сил.
В качестве примера модульного обучения я бы хотела привести пример учебной практики УП03. Учебная практика является частью ПМ.03 Организация работы первичных трудовых коллективов по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям). Содержание учебной практики должно отражать элементы экономической практики для того, чтобы полученные знания можно было применить в реальной жизни. В рамках изучения ПМ.03 предусмотрена учебная практика сроком 1 неделя, при прохождении которой студенты работают с документацией, изучают и анализируют должностные обязанности техника, инструкции по ТБ, изучают организацию производственного процесса в СТО и решают сквозную задачу по оценке эффективности деятельности СТО. У студентов это вызывает живой интерес к предмету и содействует освоению теоретического материала.
Содержание учебной практики разделено на модули, каждый из которых предполагает выполнение определенного задания.
Таблица 1 – Содержание учебной практики по ПМ.03
№ п/п | Кол. час | Содержание занятия |
1 | 2 | Изучение должностных обязанностей техника по ТО и ремонту автомобилей |
2 | 2 | Изучение инструкций по технике безопасности, видов и порядка проведения инструктажей, составление структурных схем проведения инструктажей |
3 | 2 | Разработка мероприятий по профилактике загрязнений окружающей среды в автотранспортных предприятиях |
4 | 2 | Изучение организации производственного процесса в СТО |
5 | 2 | Расчет технико-экономических показателей производственной деятельности СТО |
6 | 4 | Ознакомление с первичной учетной документацией, заполнение первичных документов |
7 | 12 | Оценка эффективности производственной деятельности структурного подразделения АТП |
8 | 4 | Оценка эффективности производственной деятельности СТО |
9 | 4 | Изучение вопросов, связанных с коммуникационными процессами в организации |
10 | 2 | Защита отчетов по практике |
36 | Итого |
Таким образом, модульная технология дает возможность минимизировать последствия недооценки студентами технических специальностей важности экономических дисциплин. Взаимосвязь теории и решения практических ситуаций, сквозных задач, объединяющих вопросы не только профессионального модуля, но и других экономических дисциплин позволяет усилить мотивацию студентов к изучению экономических дисциплин, донести до них, что экономические знания необходимы каждому человеку, приводя следующую аргументацию: человек является в большей или меньшей степени субъектом, и объектом экономики, включен в нее. Человек вовлечен в многообразные экономические отношения, которые предполагают определенную экономическую грамотность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"
"Использование нетрадиционных методов обучения при преподавании экономических дисциплин"...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)...
Современные образовательные технологии для формирования общих и профессиональных компетенций по специальности «Лечебное дело» в ТОГБПОУ «Тамбовский областной медицинский колледж»
Представлены основополагающие образовательные технологии, используемые в педагогической практике преподавания спецдисциплин по специальности "Лечебное дело"....
Интерактивные методы обучения в преподавании экономических дисциплин
Изучение экономических дисциплиннаправлено на получение обучающимися теоретических основ.Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышл...
статья "Современные образовательные технологии в преподавании учебной дисциплины ОУД.01"Русский язык"
В статье представлены современные образовательные технологии, которые можно использовать на занятиях по русскому языку....
Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»
Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ с применением современной образовательной технологии развития критического мышления По дисциплине МДК.01.01. "Устройство автомобиля"
Методическая предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине МДК.01.01. Устройство автомобиля, для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...