Открытый урок в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"
методическая разработка по теме
Представлена методическая разработка открытого урока в технологии кейс-стади по теме "Гражданская война в России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._nikitin_a.n.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |||
Выполнил: А.Н. Никитин, преподаватель истории и права Сургутского политехнического колледжа | |||
Тема: Гражданская война в России. | |||
Цели: Определить причины поражения белых и победы красных в гражданской войне | |||
Задачи: Организовать работу с различными видами источников Выявить цели и тактику различных сил в гражданской войне Оценить шансы на победу каждой из сторон Выявить причины поражения белых Выявить причины победы большевиков. | |||
Форма обучения: кейс-стади (позволяет оптимально решить одновременно три педагогических задачи: 1) подчинить учебный процесс управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить включение обучающихся в активную учебную работу – как подготовленных, так и новичков; 3) наладить обратную связь, установить постоянный контроль над качеством обучения и процессом усвоения знаний). | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные:
| Метапредметные:
| Личностные:
| |
Межпредметные связи: литература, обществознание | |||
Ресурсы урока: фрагменты документов, мультимедийная презентация, видеофрагменты | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Используемый ресурс урока | |
Мотивация познавательной деятельности | |||
Предлагает познакомиться с видеороликом «Гражданская война в России» (https://www.youtube.com/watch?v=lvNUVum9P4o). Какой исторический период истории России отражен в ролике? Какую ситуацию демонстрирует автор ролика? Предлагает вспомнить содержание понятия «гражданская война», охарактеризовать отличия гражданской войны от прочих. | Знакомятся с видеороликом. Называют период – революционный процесс 1917 года, гражданская война, иностранная интервенция. Дают определение понятию. | Видеоролик. Мультимедийная презентация. | |
Актуализация необходимых знаний | |||
Подводит учеников к формулировке темы урока. Постановка проблемной ситуации отраженной в ролике, цели урока. (Что показалось странным, необычным во время просмотра ролика?) Организует актуализацию знаний о причинах, расстановке сил, особенностях гражданской войны и о победителях в ней. | Формулируют тему урока, определяют проблему, цель и задачи работы на уроке. Вместе с учителем называют причины, три силы в гражданской войне, говорят об особенностях (интервенция и др.) и победе большевиков. | На слайде появляется проблема и цель: Выявить причины поражения белых и победы большевиков в гражданской войне. Мультимедийная презентация, слайд «Три силы в войне» и др. Задачи: выявить цели и задачи противоборствующих сторон, их стратегию и тактику. | |
Организация познавательной деятельности | |||
Учитель раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Организует работу в группах по темам:
Знакомит с правилами работы в группе, листами самооценки и критериями в них. | Работают в группах с пакетом документов по предложенному вопросу. Самостоятельно- познавательная деятельность учащихся, работа с кейсами. 1) организационная часть- 2-3 мин. Учитель раздает группам необходимые материалы, знакомит с правилами работы. Учащиеся знакомятся с содержанием полученных материалов и распределяют обязанности в группе. |
| |
Учитель консультирует учащихся, оказывает помощь при распределении ролей. Организует отчеты групп. Выступает в роли тайм-кипера и модератора. | Выполнение учащимися заданий. Выступает каждая группа. Формат выступления: - аргументированное резюме по материалам в виде коротких тезисов, записанных на стикерах, стикеры крепятся к доске; - ответы на вопросы учащихся других групп и учителя. |
| |
Подведение итогов работы групп | |||
Учитель организует совместное подведение итогов работы групп. Дополнительные вопросы для итоговой беседы: 1) Существовала ли реальная возможность для победы белых в сложившейся ситуации? 2) Какие уроки из Гражданской войны могли извлечь для себя красные и белые? | Составляют совместно резюме. | Презентация в рабочем режиме, на слайде выводятся сформулированные тезисы резюме. | |
Оценивание работы групп | |||
Выделяется время для заполнения листов самооценки работы в группе. | Группы оценивают свою работу, заполняя листы самооценки | Слайд: Критерии эффективности работы группы[3]. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | |||
Учитель организует рефлексию. Предлагаются три варианта: синквейн, «пять пальцев»; ключевое слово. | Обучающиеся проводят рефлексию, озвучивают результаты. | Листы рефлексии с разными методами (синквейн, «пять пальцев», ключевое слово).[4]. | |
Домашнее задание. П. 73
| |||
|
Примерное содержание тезисов (фраз):
Просчеты противников большевиков
1. Не сумели договориться о единой программе и организовать согласованные военные действия.
2. Не смогли предложить альтернативную большевикам аграрную программу, удовлетворяющую интересам крестьянства; выступали за отмену Декрета о земле и возвращение земли прежним владельцам, восстановив тем самым против себя огромные массы крестьянства.
3. Их национальная политика, проводимая под лозунгом «единой и неделимой России» не соответствовала политическому моменту.
4. Нежелание лидеров Белого движения сотрудничать с либералами и умеренными социалистами сузило их социально-политическую базу.
5. Карательные экспедиции, погромы, массовые репрессии и расстрелы вызвали недовольство населения вплоть до вооруженного сопротивления
6. Сотрудничество с западными странами, стремившимися расчленить Россию, рассматривалось народом как предательство национальных интересов.
Что необходимо было предпринять белому движению, что избежать поражения?
- Попытаться объединить силы для борьбы с большевизмом; сплотить вокруг себя все антибольшевистские силы, в том числе и социалистов.
- Предложить народу более радикальный проект решения аграрного вопроса, уделив при этом внимание земельному голоду крестьян.
- Отказаться от таких средств борьбы, как массовый террор, направленный против сторонников большевизма и крестьянства.
- Пересмотреть национальную программу.
Причины победы красных:
1)Большевикам удалось перетянуть на свою сторону большую часть крестьянства страны, так как в ходе наступления белых войск сельское население получило возможность сравнивать. И это было не в пользу белых, которые хотели вернуть дореволюционную Россию. Преимущество красных было еще и в том, что они забирали только продукты, белые же забирали и хлеб, и землю у крестьян на подвластной им территории;
2) большевики проводили массовую агитационную работу. Крестьянам говорили о временном характере чрезвычайных мер и обещали вернуть долги после войны. Крестьяне выбирали наименьшее зло и предпочитали служить красным;
3) в скором времени после начала войны красные создают сильную и регулярную армию, которую набирают с помощью всеобщей воинской повинности. Из-за этого наступает перевес в пользу красных;
4) привлечение огромного количества военных специалистов, которые сделали армию профессиональной;
5) у красных не было проблем с боеприпасами, так как они использовали, сосредоточенные в центральной России, запасы царских времен. А густая сеть железных дорог помогла армии быть очень мобильной и всегда готовой;
6) политика военного коммунизма так же способствовала победе большевиков. Способом нейтрализации противников был красный террор;
7) национальной политикой большевики привлекли на свою сторону население национальных окраин империи. Лозунг белых "единая и неделимая Россия" лишал его этой поддержки.
Моральная оценка гражданской войны:
- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия.
- Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.
- В гражданской войне нет победителей.
- Надо обществу уметь заключать компромиссы.
- Диктатура одного класса или партии должна быть исключена.
Использованные источники:
- Деникин А.И. Очерки русской смуты. — Париж, 1921.
- 2. Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993.
- Страницы истории гражданской войны. М., Просвещение. 1992 г.
- Хрестоматия по истории СССР 1917- 1975 г. М.. 1991 г.
- Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930 – х гг.: Пособие для учителя. Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.Д.Кораблева. М., 1988
Интернет-ресурсы:
- http://kildushkin.ucoz.ru/load/klassnye_chasy/dokument_reshenie_agrarnogo_voprosa_v_proektakh_belykh/4-1-0-21
- http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/index.html
- http://www.krimoved-library.ru/books/krim-pri-vrangele2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по технологии изготовления сварных конструкций на тему «Кто хочет быть сварщиком?»
гр. С-83 Тема урока: Кто хочет быть сварщиком? Тип урока: интеллектуальный бой Цель урока: 1....
Открытый урок по технологии "Горячие напитки и бутерброды"
Открытый урок по технологии "Горячие напитки и бутерброды"...
МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов)...
Конспект открытого урока по «Технология визажа».
Каждый человек обладает индивудуальным сочетанием цветов глаз,волос и кожи,которое называется цветовым типом внешности. В настоящее время широкое распространение получила американская теория « сезонов...
Ссылка на видео открытого урока "Современные технологии и организация строительного производства на примере Лахта Центра в г. Санкт- Петербурге
Методическая цель урока: применение активных методов обучения с целью формирования устойчивых мотивационных установок к изучению технологии и организации строительного производства....
Открытый урок по "Технологии изготовления швейных изделий" на тему "Краевые швы"
Методическая разработка,включающая такие разделы,как план урока, его сценарий, технологическую карту занятия....